21:45 24.06.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

В. И. Кашин: Природные ресурсы как часть национальные богатства России

Природные ресурсы как часть национальные богатства России

(по выступлению на «Правительственном часе» в Госдуме 24.06.2009 г.)

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. И, в отличие от других стран, очень существенная часть – природа и труд предыдущих поколений богато одарили Россию. В России живет менее 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 3 - 5 раз богаче американца и в 10 - 15 раз – любого европейца. Особенность минерально-ресурсного потенциала России – его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной другой страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объема и спектра: от нефти, газа и угля до практически всех металлических (за исключением достаточного количества эффективных для разработки разведанных запасов марганцевых и хромовых руд, титана)  и неметаллических полезных ископаемых.

Национальное богатство России оценивается специалистами на сегодняшний день следующим образом (минимально):

Основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн. дол.

Материальные активы - 0,6 - 0,7 трлн. дол.

Домашнее имущество - около 2 трлн. дол.

Лес - 63 трлн. дол.

Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн. дол.

Интеллектуальный потенциал - 10 трлн. дол.

То есть минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база по стоимости превосходит остальные компоненты не в разы, а в порядки.

Но как распоряжаемся мы своим национальным богатством?

Вот таблица объемов и темпов прироста национального богатства в России в ХХ веке по историческим периодам правлений 

Годы

Прирост объема, млрд. руб.

Темпы прироста в целом по периодам, %

Среднегодовые темпы прироста, %

1901-1905

24

4,6

1,1

1905-1906

0

0,0

0,0

1906-1911

23

4,2

0,8

1911-1917

-34

-6,0

-0,9

1917-1922

-16

-3,0

-0,5

1922-1953

1536

298,2

4,5

1953-1964

3002

146,4

8,5

1964-1985

15741

311,5

6,9

1985-1991

5625

27,0

4,1

1991-1999

-1288

-4,9

-0,6

1999-2000

75

0,3

0,3

Среднегодовой прирост в ХХ в.

246,9

3,5

3,5

Из таблицы видно, что наибольший среднегодовой прирост национального богатства приходится на годы социализма. И даже в период, на который приходится Великая Отечественная война, несмотря на все разрушения и потери среднегодовой прирост почти в шесть раз превышал самые благополучные годы капитализма и создал предпосылки для еще более быстрого прироста в последующие годы.

«Перестройка» и «реформы», возврат к капитализму начали разрушать национальное богатство России. Разрушались основные фонды – уничтожались здания и сооружения, машины и оборудование, производственный и сельскохозяйственный инвентарь. На 45 миллионов гектаров сократилась площадь пашни.

Человеческий капитал – важная составная часть национального богатства – также планомерно и настойчиво уничтожался. Сокращалось народонаселение, алкоголизацией и наркоманией подрывалось здоровье нации, шла «утечка мозгов». С разрушением промышленности и высоких технологий резко сократилась такая часть человеческого капитала, как квалификация работников. Введение платного образования резко сократило рекрутинговую базу для формирования интеллектуальной элиты общества, снижение качества обучения в расплодившихся частных вузах, зачастую просто менявших пачку купюр на диплом о высшем образовании, привело к появлению поколения неполноценных специалистов. Патриарх Алексий II с горечью констатировал, что результатом «демократических реформ» стал рост социальной несправедливости, бездуховности и цинизма, изменение менталитета населения.

И на фоне этого тотального разрушения национального богатства особое значение принимает сохранение такой его части, как минерально-сырьевая база России. По оценкам специалистов лишь 5% доходов России составляет труд, 20% - капитал  и 75% - природно-ресурсная рента.

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

С позиции глобального распределения полезных ископаемых доля России оценивается следующим образом:

– энергетические ресурсы (32% – газ, 13-12% – нефть, 12% – уголь от мировых разведанных запасов);

– благородные металлы (палладий – 90%, платина – 40%);

– редкие и редкоземельные элементы (тантал ~ 80%, иттрий – 50%, ниобий ~ 35%, литий – 28%, бериллий – 15%, цирконий – 12%);

- металлы металлургического производства (Ni – 36%, Fe – 27%, Sn – 27%, Co – 20%, Zn – 16%, Pb – 12%.);

– агрохимические руды (калийные соли – 31%, первое место в мире, фосфаты – второе место).

И это при том, что уже к 1995 г мировая цивилизация исчерпала  от половины до 2/3 минерально-сырьевых ресурсов свинца, олова и золота; от 0,2 до 0,4 разведанных ресурсов меди, никеля и цинка; от 0,05 до 0,13 - руд марганца, хрома и кобальта.

Как же мы распоряжаемся этой частью богатства? При тех же запасах минерально-сырьевых ресурсов, которыми располагает Россия, другие страны получают в 2-3 раза бульшие объемы ВВП, в 3-4 раза бульшие валютные выручки и в 4-5 раз бульшие налоговые поступления.

При российских запасах природных ресурсов, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза – по лесу), и больше, чем в Европе, общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВНП в России в 4,5 раза больше (хуже), чем в США, в 8 раз больше, чем в странах ЕС и в 10,6 раз выше чем в Японии.

В настоящее время в России только около 40% попутного газа из нефтяных месторождений (примерно 12 млрд куб.м) перерабатывается на сжиженный газ или сырье для нефтехимических предприятий, а остальные 60% сжигаются без переработки. За десять последних лет в факелах сожжено более 60 млрд. кубометров попутного газа. Аналогичная ситуация и с метаном, содержащимся в угольных пластах и угленосных отложениях. А в США из угольных пластов извлекаются и направляются в магистральные газопроводы десятки миллионов кубических метров метана.

Россия превосходит в 1,5-2 раза развитые страны по добыче минерального сырья на одного жителя (в стоимостном выражении), но отстает от них в 2 и более раз по уровню потребления большинства видов полезных ископаемых.

За последние десять лет существенно снизились показатели абсолютного потребления минеральных ресурсов. Например, в общемировом объеме в 1991 г. Россия потребляла 10,1% алюминия, а в настоящее время – в десять раз меньше, потребление меди снизилось в восемь раз, а никеля – в двенадцать раз.  Причина – развал авиапрома, основного потребителя «крылатого металла», электротехнической и энергетической отраслей, как потребителей меди, производства высококачественных конструкционных сталей и сплавов.

Место Российской Федерации в мире по наличию (запасам) отдельных видов и элементов природных ресурсов 

Вид (элемент) природных ресурсов

Занимаемое место в мире

Олово

8

Уран

7

Свинец

5

Золото

4 – 5

Вольфрам

4

Калийные соли

2

Никель

2

Угли (всех типов)

2

Нефть и газовый конденсат

2

Железные руды

1

Природный газ

1

Алмазы

1

Водные ресурсы:

Объем запасов воды в озерах

1

Объем среднегодового речного стока

2

Лесные ресурсы:

Лесная площадь

1

Запасы древесины на корню

1

Водные и биологические ресурсы:

Вылов рыбы и других гидробиологических ресурсов в морях и внутренних водоемах

4


За рубежи России вывозится большая часть производимых в стране цветных металлов, почти 90% – меди, до 97% – никеля, до 99% – алюминия. Учитывая, что с советских времен новые мощности по производству сырья практически не вводились, эти цифры говорят только об одном: нынешняя модель экономики ориентирована на экспорт дешевого сырья и импорт дорогих готовых изделий – в ущерб России и на благо Запада.

И эта экономика подрубает сук, на котором сидит. Разразился кризис – снизился спрос на сырье. Снизился спрос – у недропользователей не стало денег на геологоразведку (а они оплачивали 90% разведочных работ) и уменьшились поступления в бюджет.

По данным Федерального агентства по недропользованию в прошлом году в 20 раз сократилось количество участков недр, представляемых для целей геологического изучения за счет средств недропользователей (23 участка против 403 в 2007г.). Более чем в 2 раза сократилось количество проводимых аукционов в 2008 году, а за первый квартал 2009 г. по причине отсутствия заявок состоялось не более 10% объявленных аукционов. По существу была остановлена работа по приему заявок и выдаче лицензий на основании факта открытия совершенного недропользователем за счет собственных средств.

Уменьшились поступления в бюджет – на 20% сократились средства, выделяемые на геологоразведочные работы, вернувшись к уровню 2004-2005 гг. Под угрозой оказались сроки освоения месторождений, сохранение уровня добычи, реализация Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. И это при том, что по прогнозам специалистов шельф может стать стратегическим резервом России, содержащим уникальные запасы нефти и газа. Но денег не то, что на создание полярных технологий добычи или модернизацию научного флота – даже на 55-ю Полярную экспедицию не выделяется.

Кроме этого, из-за недофинансирования компенсация израсходованных запасов нефти и газа вновь разведанными сократится уже в текущем году до 78%, а к 2011 году – до 67%.

Несмотря на хищническое истребление нефтяных ресурсов, ее добыча по сравнению с советским периодом сократилась с 516 млн. тонн до 488. В течение последних лет разведочные работы не обеспечивают восполнение запасов нефти, уменьшающихся вследствие истощения действующих скважин. Обеспеченность нефтедобычи доказанными запасами составляет всего 17 лет. Среди 12 нефтедобывающих ведущих стран мира Россия занимает последнее место.

Производительность трудав нефтегазовой отрасли сейчас примерно в 3-4 раза ниже показателей 80-х годов. Производительность труда в «Газпроме» в 18 раз ниже, чем в аналогичной американской компании Exxon Mobil. Это падение не только не восстанавливается, но усугубляется снижением роста производительности труда при галопирующей инфляции. В последнем десятилетии рост производительности труда снизился с 9% в год до 2,3% при инфляции порядка 11%. Следовательно, деградация добывающих отраслей продолжается.

Фондоемкостьза последние 7 лет уменьшилась с 2,27 до 1,65. Фондоотдача в 2006 году была 0,63, а в 2008 – 0,61. Значительно понизилась эффективность инвестиций – с 6,27 в 2000 году до 5,18 в 2007 г. Все это   стало возможным именно благодаря хваленой частной собственности, способной только красть готовое, но не производить и создавать новое.

Вьетнамско-российское редприятие «Вьетсовпетро», созданное еще в Советском Союзе, сегодня в общем объеме платежей от государственных унитарных предприятий занимает 90% – вот цена государственного управления!

Степень износаосновных фондов добычи полезных ископаемых за последние 4 года уменьшилась на 2%, однако до сих пор составляет 53,3%. Коэффициент обновления составляет всего 6,7%, коэффициент выбытия – 1%. Степень износа машин и оборудования на предприятиях нефтедобывающей промышленности с 93 года повысилась с 44,7% до 52,2%, в нефтеперерабатывающей составляет 67,5%, в газовой – 38,2%.

По оценкам специалистов, объемы геологоразведочных работ на нефть и газ, выполняемых за счет всех источников финансирования в 2006 - 2008 годах в четыре-пять раз меньше, чем это требуется для долговременного устойчивого воспроизводства сырьевой базы углеводородов и реализации даже умеренно оптимистических вариантов Энергетической стратегии России. А это может привести к падению добычи нефти в ближайшие годы и нанести огромный ущерб экономике и национальной безопасности страны.

Даже Кудрин признал сокращение поступлений доходов в бюджет из-за уменьшения добычи углеводородного сырья. Главный источник дохода страны при такой политике скоро станет второстепенным. В этой связи никак не поддается логике смысл заключения контракта между Россией и Китаем на поставку 300 млн. т. нефти в течение 20 лет. Стоимость контракта - 100 млрд. долларов. Цена 58,5 долларов за баррель. Однако цена строительства нефтепровода почему-то взлетела с 4 до 29 млрд. долларов, которую мы должны будем оплатить нефтью себе в убыток.

Нарушается принцип преемственности. С начала добычи нефти в России и до конца 40-х годов главным нефтедобывающим регионом России был Северный Кавказ. В 50-е годы на смену ему пришел Волго-Уральский регион, в 70-е введена в освоение уникальная западносибирская провинция, вклад которой в российскую нефтедобычу до сих пор превышает 65%. В других регионах (европейский Север, Сахалин, Восточная Сибирь) на протяжении всего минувшего столетия добывались лишь первые проценты российской нефти. Это вполне естественный ход событий – на смену выработанным, истощенным месторождениям должны приходить новые.

Причем следует учесть, что разведка каждого последующего нефтеносного района требует намного больших затрат времени и средств, приходится бурить на порядок-полтора больше погонных метров скважин.

И как бы оптимистично не оценивался бы потенциал западносибирского бассейна, на смену ему через 10 или 20 лет неизбежно должны придти новые нефтегазовые бассейны, готовить которые необходимо уже сегодня.

Сегодня в урановом балансе России наметилась сложнейшая ситуация. Всего Россия ежегодно использует около 14 тыс. тонн урана. Добывается же всего около 3 тысяч тонн на единственном руднике в Читинской области. Порядка 10 тысяч тонн необходимо для атомной энергетики и не только российской, но и для АЭС, построенных по нашим проектам и техническом содействии в странах бывшего СЭВ и Финляндии. Еще около 4 тыс. тонн реализуется Техснабэкспортом. Т.е. расходуются складские запасы урана, созданные в СССР, насчитывавшие около 200 тысяч тонн этого материала.

При нехватке в России урана реализуется сделка ВОУ-НОУ, по которой 500 тонн оружейного урана-235  (примерно половина наработанного) передается США, по сути, за бесценок – за 12 млрд. долларов при его фактической стоимости в несколько триллионов долларов. Решение о сделке ВОУ-НОУ принималось Ельциным в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия, и было не коммерческим, а политическим. Уран-235 поставляется в США в виде сырья для изготовления ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов), состоящего из 95-96% урана-238 и 4-5% урана-235. Сегодня около половины атомных электростанций США работают на нашем уране.

Расчеты показывают, что к 2020 году Россия полностью лишится разведанных запасов урана в недрах и наша страна может превратиться из крупнейшего экспортера урана в его крупнейшего импортера. Поэтому уже сейчас необходимо развертывать поисково-разведочные работы по поиску крупных новых месторождений урана с богатыми рудами. Предпосылки их обнаружения имеются в разных регионах России, прежде всего в Карелии и на Кольском полуострове.

В нашей стране добыча россыпного золота составляет около 50% от общего объема. В 2000 году россыпная золотодобыча составляла 80,4 тонны, в 2005 году она снизилась до 68,7 тонн. В советское время добыча россыпного золота достигала 120 тонн в год. За последние несколько лет разорилось почти 160 предприятий, занимавшихся добычей россыпного золота.

Причина тому прекращение разработки ранее открытых месторождений и практически сворачивание работ по разведке новых месторождений. Кроме того, оборудование, используемое при извлечении драгметаллов, фактически исчерпало свой ресурс.

Заготовка древесиныдает 93% поступлений в бюджет от лесной промышленности на остальные виды лесопользования приходится 1% поступлений. Ставки платы за древесину дифференцированы по регионам, породам, удаленности, товарности и т.д., удельный вес средней ставки платы за древесину на корню в стоимости круглых лесоматериалов составляет менее 7%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой она колеблется от 30 до 70%.

Особо следует отметить такой ресурс, как вода. Сегодня более миллиарда людей в мире страдает от недостатка воды. Ежедневно пять тысяч детей умирает из-за нехватки чистой воды. В докладе комиссии ООН предлагается всем правительствам законодательно утвердить право каждого человека на чистую воду – 20 литров в день, по сути дела, право на жизнь.

Россия располагает самыми большими запасами воды в мире – в реках и озерах, в водяных пластах под землей. Ситуация на планете развивается так, что через достаточно короткий срок вода станет более дорогим ресурсом, чем нефть сегодня. Но в отличие от нефти вода – ресурс самовозобновляемый, она движется в вечном круговороте, не исчезает, не переходит в другие химические соединения. Природа сама очищает воду. И только вмешательство человека делает воду непригодной для потребления. Поэтому так важно при разработке минеральных ресурсов не тратить этот ресурс, применять водосберегающие технологии при добыче полезных ископаемых, не оставлять сочащихся нефтью недобранных скважин, не губить то, чем щедро одарила Россию природа.

Но сегодня ежегодный сброс неочищенных стоков в стране составляет около 10 млн. тонн. Вместе с тем, уровень штрафов за ущерб природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений. Сегодня не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и около 20% подземных вод. Угроза того, что при огромном избытке воды, пить будет нечего стала реальностью. Крайне необходимо ужесточить законодательство в сфере охраны водных ресурсов.

При такой политике недропользования, когда при наличии 32% всех мировых запасов природных ресурсов страна остается без них только по причинам бесхозяйственности, кризисные явления будут сопровождать страну постоянно, независимо от мировой конъюнктуры. В России есть нефть, но она не разведана, есть газ, но нет разработок, есть металлы, но нет добычи, есть вода, но она загажена, есть лес, но нет подъездных путей к нему. В богатой стране все нищие, а природные кладовые завалены тяжелым камнем бесхозяйственности и бездарного руководства.

Даже только по этим небольшим примерам в любой стране правительство отправили бы в отставку, у нас же все ждут, когда страна станет опасной для проживания, да и тогда не станут прогонять «любимое» правительство, которое ничем не правит, а только паразитирует на экономике времен социализма.

 Наши предложения:

1. Деприватизировать предприятия добычи, переработки и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству, а не горстке проходимцев.

2. Пересмотреть заключенные с грубейшим нарушением российского законодательства Соглашения о СРП, принятые в 1994 году. Принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений.

3. Восстановить принцип формирования программы проектов промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи на конкурсной основе, с предоставлением нефтяным компаниям экономических стимулов за их реализацию.

4. Разработать долгосрочную программу разведки, добычи, и использования основных природных ресурсов, с целью оптимизации их использования.

5. Принять неотложные меры по восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод.

6. Принять закон о введении природной ренты на добычу природных ресурсов. Установить уровень рентабельности добывающих предприятий, необходимый и достаточный для расширенного производства.

7. Освободить от налогообложения капитальные вложения, предназначенные на реконструкцию предприятий и освоение новых мощностей.

8. Определить в законодательных актах, что механизм дифференциации налогообложения в части снижения налоговой ставки должен применяться в отношении месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на которых реализуются проекты применения третичных методов увеличения добычи, а также в отношении месторождений с выработкой запасов более 80%.

9. Освободить золотодобывающие организации от ввозных таможенных пошлин на ввозимое оборудование, используемое для добычи золота, а также установить нулевую ставку по налогу на имущество в отношении вновь изготовленного (приобретенного) оборудования сроком на 3 года, установить ускоренную амортизацию для оборудования при исчислении налога на прибыль золотодобывающих организаций.

10. Расторгнуть договор ВОУ-НОУ с США о поставке 500 тонн урана, как не соответствующих законодательству Российской Федерации.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме