16:45 07.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И.Кашин: От власти одни напасти

Как ни изображают оптимизм руководители государства, но жизнь реальная берет свое. Налоговые сборы в федеральный бюджет в первом полугодии 2009 года рухнули на треть - до 1,4 трлн руб. Власть будет вынуждена что-то предпринимать. Выбор у нее не богат: правительству придется либо ужесточать налоговую политику, либо серьезно сокращать бюджетные расходы. Третьего, как говорится, не дано.

Кашин Владимир Иванович

заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ).

Еще год назад власти с гордостью сообщали о досрочном и полном выполнении плана по собираемости налогов, извещали о постоянном росте объемов перечисляемых денег. Сейчас красивая статистика не более чем радужные воспоминания. В январе-июне 2009 года федеральная казна получила на 29,5% меньше, чем в первом полугодии 2008 года в федеральный бюджет пришло 1,4 трлн. руб. налоговых поступлений. Между тем именно налоговые сборы являются одной из основных доходных статей российского бюджета.

 

Нефть - рекой, а доходы - струйкой

Сильнее всего в январе июне этого года рухнули поступления в федеральный бюджет налога на прибыль организаций - их объем составил всего лишь! 18 млрд. руб. Это более чем втрое ниже аналогичного показателя прошлого года. Причина столь резкого снижения - ухудшение результатов деятельности компаний: количество убыточных предприятий выросло, а прибыльных, наоборот, уменьшилось. Налоговая база рухнула более чем на 50%. Кроме того, по мнению специалистов, федеральный бюджет очень сильно потерял из-за изменения налогового законодательства - в частности, сокращения ставки налога на прибыль с января текущего года с 24% до 20%. Вышло все по Черномырдину: хотели как лучше, поддержать производителей, а получилось как всегда - прибыль уплыла в неизвестном направлении.

На втором месте по темпам падения налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В январе-июне сборы по НДПИ в федеральный бюджет снизились в два раза и составили только 384,2 млрд. руб. (наибольшая часть этих средств приходилась на добычу нефти). Утверждают, что основной причиной стало снижение цены на нефть в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В этой правде есть только доля правды: нефти продали не меньше, чем в прошлом году, да и цена нефти в среднем упала не в 2 раза, а примерно только в 1,4 раза.

Чуть меньше - в 1,6 раза - снизились доходы от акцизов в федеральный бюджет - они составили в январе-июне смешную сумму в 36,8 млрд. руб. Да и откуда взяться этим самым акцизам, если государство роздало всех куриц, несущих золотые яйца, в частные руки. Взять хотя бы алкоголь. При советской власти поступления от реализации алкоголя составляли почти треть государственного бюджета. Сегодня, при выросших объемах его

реализации,   доля   в   бюджетных   поступлениях   не   достигает   и   пары процентов.

Власть оказалась у разбитого корыта. Владимир Путин заявлял, что расходы российского бюджета в 2010 году почти на 73% будут социальными. Как говорится, дай-то бог. Может быть, оно так и будет. Вопрос только в том, а какой конкретно объем средств будет выделен из бюджета на соцрасходы? Вот об этом как раз Путин предусмотрительно умолчал. Но все равно говорить придется: время внесения проекта бюджета на 2010 год в Государственную Думу не за горами.

 

От неприятных мыслей в голове тесно

Проблема налоговых поступлений является довольно острой, признает российское правительство, поручив в мае этого года профильным ведомствам принять меры по увеличению сбора налогов. Результаты этой работы Минэкономразвития, Минфин и другие профильные ведомства должны сообщить до 1 августа 2009 года. Можно с уверенностью сказать, что ничего нового они не скажут и не предложат. "Закрутить гайки" по отношению к налогоплательщикам? Можно, но кризис - это не то время, когда нужно усиливать налоговое давление. Расширить налоговую базу за счет реанимации реального сектора в условиях кризиса тоже невозможно, а благоприятное время для этого безвозвратно упущено. Ну, а если нет налоговой базы, то, как не ужесточай, вернуть доходы к необходимому уровню не получится, как бы правительство этого не хотело. Можно лишь скорректировать текущую ситуацию. Единственный способ решить проблему бюджетного дефицита, не затрагивая интересы олигархов – сократить расходы.

И совсем не случайно г-н Кудрин уже заявил о том, что индексация заработной платы в 2010 г. в бюджетной сфере не будет произведена. Конечно, «бюджетная вертикаль» разная, от министра до рядового сотрудника. От полунищего профессора до денежных магнатов, заседающих в губернаторских и депутатских креслах. Эти заявления уже внесли нервозность в учительскую среду, негативно оценивает подобные заявления сообщество  врачей и ученых. Дело в том, что ряд надбавок, которые получали многие категории работников бюджетной сферы в регионах уже сняли и семейный доход «похудел» на 20-30%% при неизменном росте инфляции, тарифов и цен на продукты питания. На фоне невыплат заработной платы рабочим, крестьянству, сокращения рабочих и основных производств ситуация может выйти из-под контроля.

Скорее всего, при сохранении либерально-монетаристского курса именно это и произойдет, если не в 2010 году, то в 2011 году обязательно, когда "подушка безопасности" в виде Резервного фонда и Фонда благополучия сдуется окончательно. В любом случае за провальную политику властей расплачиваться придется народу, и именно ему придется затянуть ремень потуже. Вопрос только в том, согласиться ли он с этим.

 

Есть ли выход из создавшейся ситуации?

Есть. Надо только действовать решительно и энергично, не стоять, опустив руки. Разберем только одно предложение КПРФ.

Водочная монополия вводилась в России несколько раз. И ее отмена, проводимая, как правило, по политическим мотивам, приводила к одному и тому же результату: рост алкоголизма и обнищания народных масс – и невероятное обогащение кучки дельцов, откупщиков и спекулянтов.

И самые серьезные и самые успешные действия в этом направлении осуществлялись в конце XIX – начале ХХ века до революции и в годы Советской власти. В 1882 году в результате всероссийского обсуждения этого вопроса требование введения государственной монополии стало буквально всеобщим, на этом настаивали и общественность, и государственные деятели, и ученые. Была создана комиссия, во главе с Д.И. Менделеевым, в которую входили такие ученые, как академик Н.Д. Зелинский, профессора М.Г. Кучеров, А.А. Вериго, А.Н. Шустов и А.Н. Грацианов (кстати, все они, кроме Д.И. Менделеева, умершего в 1907 году, продолжили свою работу в советское время).

Основные задачи, которые были сформулированы комиссией, сводились к трем пунктам:

1) полностью изъять производство и торговлю водкой в стране из частных рук, полностью ликвидировать подпольное самогоноварение, сделав его ненужным и невыгодным;

2) высоко поднять качественный стандарт водки, сообразуясь с историческим опытом и достижениями русского винокурения и с новейшими техническими и научными достижениями промышленности, гигиены и органической химии;

3) не ставя искусственной и исторически преждевременной задачи ликвидировать пьянство как социальное зло, сделать всё возможное для того, чтобы привить русскому народу культуру потребления водки и других алкогольных напитков, научить смотреть на водку как на рациональный элемент застолья, а не как на средство сильного опьянения или забвения.

И надо сказать, что все эти задачи актуальны и сегодня.

С 1906 года государственная монополия заработала в полную силу. Тогда же (а не в советские годы) были введены ограничения на время продажи водки. В крупных городах ее продавали с 7 утра до 22 вечера, в сельской местности – до 18 вечера (летом – до 20 часов). На время выборов и собраний торговля вообще запрещалась.

С 1924 года государственная монополия была введена в СССР. Причем особое внимание уделялось качеству водки. Ученые из менделеевской комиссии стояли у истоков производства советской водки по самым высочайшим стандартам, которые постоянно ужесточались. В 1967 году по новому стандарту содержание примесей в спирте не должно было превышать 1-2 тысячных долей. Все заводы находились под строжайшим контролем – «Московская особая» или «Столичная», произведенные в Рязани или Владивостоке, соответствовали одному высокому стандарту. И контроль велся на всех этапах – от сырья до готового продукта.

И что важно – государственная монополия в советские годы давала 25-30% наполнения бюджета. Советского, большого бюджета.

А что сейчас? Из чего делает частник водку, что туда добавляет «для забористости», никому неизвестно. Придумывают названия, лепят цветастые этикетки, заказывают фасонистые бутылки, а что там в бутылках – одному богу (или, скорее, черту) известно. И резкий рост (в сто с лишним раз по сравнению с 70-ми годами!) отравлений и алкоголизма после отмены Ельциным государственной монополии – самое убедительное тому свидетельство.

Пить стали больше. Производить водки стали больше. А поступления в бюджет резко упали – до 2-3% маленького российского бюджета. Почти половина торговли спиртным спрятана частниками в тень и не дает поступлений в бюджет. По оценкам экспертов только от этого потери бюджета РФ доходят до 25%.

Куда же идут остальные деньги? В бездонные карманы дельцов, оседают в зарубежных банках, превращаются в их виллы на средиземноморском побережье, замки в Европе, владения в Америке. А правительство разводит руками, заявляя о нехватке денег в бюджете.

Когда Александр I ввел монополию на водку и твердую цену на нее, моментально выяснилось, что откупщики присваивали себе гигантские суммы. Поступления в бюджет выросли на десять миллионов рублей – это в те времена, когда на три рубля корову можно было купить.

В заключение приведу слова В.В. Похлебкина, крупнейшего специалиста в этом вопросе, своими исследованиями доказавшего русское происхождение водки и этим принесший миллиардные доходы государству: «Не может быть двух мнений относительно введения водочной монополии: мера эта позитивная, проверенная на протяжении всей истории страны, и её следует твердо держаться… Государственная монополия на водку – это всегда признак крепкой, твёрдой, стабильной власти в стране и государственного спокойствия. Как только что-то нарушается во внутренней политике, в её стабильном, сдержанном течении, так водка «вырывается из-под контроля». И наоборот, как только водке дают возможность «вырваться из-под контроля», так во внутренней политике начинаются всевозможные неустройства.».

Монополия в руках государства – это и наполнение бюджета, и сохранение здоровья населения, и возможность реально, ценовой политикой и управлением продажей влиять на потребление алкоголя.

А почему бы не подумать в этом направлении и по табачным изделиям? Если передать этот ресурс в руки государства, то он будет использоваться, как это ни парадоксально звучит, и в целях борьбы с курением. Потому что для государства важны не только доходы, но и здоровье населения, которое частника вообще не интересует.

И совсем не сложно остановить отток средств из страны. А оживление внутреннего потребительского рынка через закон о торговле, где в основу розничной цены на продовольствие, товары первой необходимости включена цена производителя и через государственное регулирование и определение торговой наценки. Всё это в комплексе – мощные рычаги в руках президента РФ и правительства. Необходима только воля и стремление возродить Россию вместе с её многострадальным трудолюбивым народом. А олигархия умрет своей смертью вместе с коррумпированным чиновничеством. И уж поверьте – заработают заводы, будет зарплата и у крестьянина, и у воина, и у учителя, и у врача.

В.И.Кашин,

зам. Председателя ЦК КПРФ депутат Государственной Думы, академик РАСХН





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме