15:45 14.12.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин: Обещала власть жизнь достойную, а толкает в яму помойную, или проблемы ЖКХ России

Навстречу Всероссийской акции  протеста против социально-экономической  политики правительства Российской Федерации 18-21 декабря 2010 года 


 

     Запоздалое  признание 


 

     В последнее время высшие эшелоны власти, включая президента страны, вдруг заговорили о тяжелой ситуации в ЖКХ, грозящей наступлением коллапса в течение ближайших 4-5 лет. Почти два десятилетия закрывали глаза, и вдруг… Неужто жаренный петух клюнул? Оценка справедливая, но очень запоздалая. Только коллапс не наступит, а он уже наступил во многих населенных пунктах и регионах. Износ и прорывы сетей водоснабжения, постоянные сбои в водоснабжении или вообще прекращение его, аварийное состояние очистных сооружений или их полное отсутствие, рост ветхого и аварийного жилья, дефицит жилого фонда, миллионные очереди на получение квартиры при бешенном росте тарифов, все это стало повседневностью нашей жизни. Непрерывное "реформирование" жилищно-коммунального хозяйства, введение нового Жилищного кодекса под обещание наведения рыночного порядка в отрасли привело лишь к узаконенному грабежу населения, обогащению кучки людей, приватизировавших эту отрасль, и фактически к ее развалу. Галопирующий рост тарифов отбирает у населения последние копейки. 


 

     Клубок накопившихся проблем 


     Напомню, что жилищно-коммунальное хозяйство России остается пока крупнейшим многоотраслевым комплексом, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв.м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.

     На  долю ЖКХ приходится около 30% всех основных фондов страны. Годовой объем оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн. рублей.

     Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население  страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики.

     Начиная с середины 1990-х годов в связи  с общими процессами реформирования российской экономики, переводом ее на рыночные механизмы функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве были также начаты реформационные процессы. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2002-2010 годы), федеральной целевой программой «Жилище», которая была утверждена постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года, приоритетным национальным проектом «Доступное жилье», введенным несколько лет назад. Красивых слов и обещаний в этих документах предостаточно, но главной целью всех этих шагов все же являлось выколачивание денег из населения, устанавливая переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Этот "переход" длится до сих пор, напоминая движение по бесконечной винтовой лестнице вверх, увеличивая платежи населению, без какой-либо надежды на передышку.

     Фракция КПРФ в Государственной Думе и  партия в целом почти два десятка  лет пытается достучаться до власти по проблемам ЖКХ. Все эти годы мы постоянно доказывали, что проводимая пагубная политика игнорирования ЖКХ, его финансирование по остаточному принципу, попытка все свалить на плечи граждан неизбежно приведет к тяжелейшим последствиям, с устранением которых государству все равно придется рано или поздно столкнутся. Жизнь доказала нашу правоту. Здесь, как и во многих других отраслях, "рынок" ничего не отрегулировал и не улучшил, а только обострил проблемы. И это время, кажется, наступило, отступать, как говорится, дальше некуда. Сегодня практически каждый день мы слышим о прорывах труб, взрывах котелен, размороженных квартирах, о переселении жителей из замороженных домов. В Красноярском крае в одном из поселков взорвалась котельная, оставив жителей один на один с морозом в 50 градусов. Даже в Подмосковье в г.Климовск власти оказались не готовыми к зимнему периоду, не обеспечив жилой фонд теплом. И таких примеров можно приводить сотни.

     Инженерное  хозяйство отрасли не ремонтируется с советских пор. Мизерных государственных средств не хватает, а на средства граждан эту работу произвести невозможно. Сегодня 70% сетей подлежат полной замене. Почти 20% теплоэнергетического оборудования изношено полностью. Средний износ оборудования отрасли достиг 60%.

     Жилье, располагающее основными удобствами, т.е. благоустроенное жилье, составляет 64%. Остальное жилье неблагоустроенное. В неблагоустроенном фонде проживает более 43 млн. человек, т.е. каждая 4-я семья.

     Ветхий  и аварийный жилой фонд составляет почти 100 млн. кв. м или 3,2% общей площади жилого фонда. С 1990 года ветхий фонд увеличился в 3 раза, аварийный фонд увеличился в 6 раз. На этой площади проживает более 5 млн. человек. Ликвидация непригодного для проживания жилья ведется черепашьими темпами. За 2002 -2010 годы переселено из ветхого жилья 43 тысячи семей из более чем 2 миллионов, стоящих в очереди. Для того чтобы переселить людей из трущоб в нормальные условия при существующем подходе потребуется почти два столетия.

     Свыше 300 млн. кв. м жилья нуждается в неотложном капитальном ремонте. В среднем ежегодно ремонтируется лишь 1% жилья при норме не ниже 5%.

     При этом обеспеченность жильем на 1 человека сегодня едва составляет 20 кв. м. общей площади. Мы уступаем по этому показателю не только странам Европы, но и нашим ближайшим соседям – Украине, Белоруссии и Молдавии. В очереди на получение квартиры состоят 4,5 млн. семей (8,9% от общего числа семей). Чтобы удовлетворить очередников необходимо построить 1,57 млрд.кв. метров, т.е. увеличить общий жилой фонд на 46%. По действующим расценкам для этого необходима огромная сумма в 94 трлн. рублей, что составляет примерно все расходы государства за 10 лет. Даже если ежегодно вводить по 100 млн. кв. м., жилищная проблема будет решаться в течение не менее 20 лет. Однако для таких  объемов в стране нет ни строителей, ни стройматериалов.

     В 2010 году, например, запланировано построить 60 млн.кв.м жилья. Но за 9 месяцев было построено только 33 млн.кв.м. За полугодие построено 26 млн.кв.м, из которых только 13,8 - новое жилье, остальное реставрированное. При этом из нового жилья около 12 млн.кв.м построено на средства граждан. Это говорит о том, что при существующем подходе жилищная проблема не будет решена никогда, ибо ввод нового жилья не сможет поспевать за его износом. 


 

     Миражи  ипотеки 


     Правительство сделало ставку в жилищном строительстве  на ипотеку. Однако надежды правительства не оправдались по многим причинам. Во-первых, из-за чрезвычайно высоких цен на жилье. Рынок жилья находится в руках перекупщиков, которые присваивают половину выручки от продажи жилья. Во-вторых, из-за высоких процентных ставок по кредитам и грабительской системе страхования. За 9 месяцев 2010 года банки выдали ипотечных кредитов на сумму около 223 млрд. рублей, на которые можно построить сегодня примерно 40 тысяч квартир или около 3 млн. кв. м общей площади жилья. Этого явно недостаточно. При этом надо помнить, что стоимость ипотечного жилья при существующих ставках фактически удваивается. Ипотечный кредит нельзя получить, если доход семьи на человека ниже 20 тысяч рублей в месяц. Около 70 % населения имеют доходы, которые не дотягивают до этого уровня, в том числе треть населения живет за чертой бедности, для которого ипотека, как говорится, просто не по зубам. Эта часть населения не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему без поддержки государства.

     Ситуация  усугубляется постоянным ростом тарифов. За последние 9 лет жилищные тариф  повысились в 5 раз, коммунальные платежи - в 4,5 раза. В этот же период зарплата и пенсии повысились примерно в 3 раза, что явно не адекватно росту тарифов. На 2011 год уже запланировано повысить тарифы на электроэнергию на 10%, газ - на 17%, тарифы ЖКХ - на 13%. При этом рост зарплаты не планируется. Стремление власти повысить тарифы до уровня Евросоюза для России неприемлемо. Необходимо первоначально уравнять доходы населения с Евросоюзом. Сегодня в России минимальная зарплата 97 евро, а в Евросоюзе от 400 до 800, в Люксембурге – почти 1650 евро. 

     

На  голодном пайке 


     Критическая ситуация в ЖКХ сложилась во многом из-за практически полного ухода государства из этой сферы. Прежде всего, это выразилось в резком снижении финансирования отрасли. По сравнению с советским временем финансирование из федерального бюджета сократилось на два порядка. Фракция КПРФ в Государственной Думе, осознавая важность коммунального хозяйства, постоянно давала свои предложения по финансовой поддержке ЖКХ. Объемы этой поддержки, начиная с 2001 по 2008 год, составляли от 350 до 750 млрд. рублей, в то время как государство выделяло от 40 до 70 млрд. рублей. Однако наши предложения парламентское большинство «Единой России» вкупе с минфином регулярно отвергали, ссылаясь на отсутствие средств. С 2008 года под нашим нажимом финансовая поддержка несколько выросла, но не настолько, чтобы можно было успокоиться. В бюджете на 2011 год правительство выделило на нужды коммунального хозяйства около 197 млрд. рублей. Сумма как будто бы внушительная, но в сложившейся ситуации этих денег явно недостаточно. Наши предложения добавить еще хотя бы 50 млрд. рублей в очередной раз были отвергнуты и парламентским большинством, и правительством. Приведу небольшую выдержку из стенограммы заседания Государственной Думы с моим обоснованием предложенной поправки в бюджет. «Выделенная сумма под ЖКХ не соответствует проблемам, которые необходимо решать. Это и аварийное, ветхое жилье, катастрофический износ сетей и т.д. Ведь мы в 2008 году договорились, что будем увеличивать финансирование ЖКХ. Ну, посмотрите по реальной жизни, куда мы скатились с жилищным строительством, куда мы скатились сегодня с обновлением коммунальных сетей! Это же катастрофа! Поэтому мы настаиваем на увеличении средств для того, чтобы, в конце концов, по этому важному направлению хотя бы приблизиться к тем цифрам, которые имели в 2008 году с точки зрения переселения из ветхого и аварийного жилья и других проблем, которые сегодня беспокоят многие и многие наши территории. Посмотрите, что с очистными сооружениями происходит: мы сегодня сбрасываем в воду 70 кубических километров стоков, из которых очищенных стоков всего 3 миллиарда…» Глухая стена непонимания, несмотря на все наши аргументы. 

     

Народный  гнев нарастает 


     С 1997 года КПРФ ведет упорную борьбу против жилищно-коммунальной реформы. Все эти годы мы последовательно отстаиваем позицию государственного финансирования жилищно-коммунального хозяйства, и на всех уровнях власти противодействуем введению стопроцентной оплаты услуг ЖКХ. В этой борьбе мы используем все методы – от внесения законодательных инициатив, поправок в действующие законы, проведения парламентских слушаний и «круглых столов» до проведения массовых акций протеста.

     Один  из первых «круглых столов», посвященных  исключительно теме ЖКХ, был проведен по инициативе фракции КПРФ еще в  апреле 2006 года. На нем ученые, специалисты в этой области, хозяйственные руководители, депутаты и представители исполнительных органов всех уровней детально проанализировали сложившуюся в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Был обсужден ряд законодательных инициатив по внесению поправок в Жилищный кодекс, Налоговый кодекс, в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», выработаны конкретные рекомендации. Эти рекомендации, как и рекомендации всех последующих «круглых столов», парламентских слушаний были направлены во все государственные органы, включая президента, главу правительства. Реакция власти практически всегда оставалась в лучшем случае невнятной.

     Выборы  в Государственную Думу в 2003 году и изменившийся порядок формирования Совета Федерации сместили расстановку политических сил в Федеральном Собрании в сторону правых. Коммунистам стало гораздо сложнее противодействовать реформе ЖКХ на законодательном уровне. В 2004 году фракцией «Единая Россия» был принят Жилищный кодекс, который отменил все социальные гарантии в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе: бесплатное обеспечение жильем, государственное управление жилыми домами, государственное финансирование этой сферы.

     В этой ситуации нами было принято единственно  правильное решение – обратиться к народу, чтобы он выразил свою волю по животрепещущему для него вопросу. Это можно было сделать посредством общероссийского референдума. Была выполнена вся подготовительная работа. Но власть, испугавшись возможных положительных результатов референдума, которые автоматически приобретали силу закона, запретила его проведение, приняв в срочном порядке поправки в закон о референдуме. Несмотря на это, нам удалось провести народный референдум, одним из вопросов которого был вопрос об оплате гражданами услуг ЖКХ в размере, не превышающем 10% совокупного дохода семьи. Миллионы граждан приняли в нем участие и поставили свои подписи в поддержку вопросов референдума.

     Принятие  антинародного Жилищного кодекса, рост тарифов ЖКХ и запрет референдума вызвали бурю возмущения среди народа. Волна народного протеста неоднократно прокатились по стране. На многотысячных митингах от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до южных окраин России в течение последних 5-6 лет тема ЖКХ звучала неоднократно. Граждане выходили на митинги с лозунгами, в которых выражали свое отношение к политике правительства в жилищной сфере: Нет коммунальному грабежу! Народ, тебя грабят! Реформа ЖКХ - кормушка для жулья! Тарифы ЖКХ - террор против народа! Мировые цены на газ? - Господа не играйте с огнём! Цены скачут - люди плачут! Рост цен и тарифов – результат политики «единороссов»! Накал народного протеста нарастает. В текущем году тема ЖКХ и политики правительства в этой сфере звучала на митингах в январе, марте и мае месяце. Будет она звучать и на митингах протеста, которые пройдут по всей стране с 18 по 21 декабря 2010 года. Конечно, власть не остается безучастной к народному протесту. Она боится массовых выступлений и вынуждена умерить свои амбиции, идти на уступки.

     Благодаря массовым протестам, координацию которых осуществлял ЦК КПРФ и Всероссийский штаб протестных действий, даже в условиях жесткого противостояния с властью удалось отстоять несколько важных рубежей в интересах наших граждан. Например,  была возвращена льгота детям – воспитанникам интернатов и детских домов по обеспечению их жильем при выходе их из воспитательного учреждения. На определенный срок отнесено исполнение  нормы Жилищного кодекса об организации управления жилыми домами. Во многих регионах увеличена социальная норма жилой площади до 34 кв. м., учитываемая при получении жилищных субсидий. Принят закон, по которому можно изменять энерготарифы только один раз в год перед принятием бюджета.

     Большая работа проделана коммунистами по анализу переговорного процесса по вступлению России во Всемирную Торговую организацию (ВТО), одним из условий которой является приведение коммунальных тарифов до уровня европейских стран. Сегодня ясно, что оплатить граждане тарифы европейских размеров не смогут. Работа продолжается. Внесение поправок к законам, способствующих снижению затрат граждан на жилищно-коммунальные услуги, изменение соответствующего регионального законодательства обязательно дадут положительные результаты при широкой и активной поддержке народных масс инициатив КПРФ в этой сфере. 

     

Частник нам поможет? 


     Обращение внимания президента Российской Федерации  на тяжелейшую ситуацию в ЖКХ, обсуждение этой темы во время его встречи с лидерами фракций в Государственной Думе в конце ноября 2010 года породило надежду на возможность принятия со стороны власти каких-то кардинальных решений. Ожидалось, что эта тема займет важное место в Послании президента Федеральному Собранию. Но ожидания оказались напрасными. Тема ЖКХ в часовом выступлении президента заняла несколько секунд и вместилась в две строчки. «Совсем недавно мы эту тему обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный сектор. Необходимые поручения на эту тему я уже дал». Любопытно, кому это дал президент поручения? Может быть Прохорову или Абрамовичу, или Дерипаске, Фридману… Стало совершенно понятным, что положительных сдвигов в данной сфере не будет. ЖКХ продолжит деградировать. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь олигарх или просто капиталист за свои деньги занялся заменой труб, ремонтом прохудившихся крыш, провалившихся полов, сгнивших водопроводов, неработающих бойлерных, изношенных до предела очистных сооружений и т.д. С такой перспективой становится бессмысленным многое из того, о чем пространно высказался глава государства – об улучшении демографии, укреплении семьи, поддержке молодых и многодетных семей, воспитания детей и т.д. Без крыши над головой, удобного, доступного жилья, обеспеченного всеми услугами коммунального хозяйства надеяться на рост рождаемости и воспитание достойных граждан будущих поколений похоже на маниловщину… Интересно, на что рассчитывает президент? Заглядывал ли он в федеральный бюджет на 2011 год и на период до 2013 года, который недавно принят фракцией «Единой России». Обратил ли он внимание, как собирается правительство финансировать ЖКХ? Там не только нет роста выделяемых средств, а наоборот – объемы снижаются. Если на 2011 год  выделяется 197 млрд. рублей, то на 2012 год – 94, а на 2013 год – только 79 млрд. рублей… Нет, все-таки петух пока еще не клюнул. Похоже, наши руководители или не читали, или может быть забыли сказку А.Пушкина о Золотом петушке… А жаль! 


 

     Позиция коммунистов остается неизменной 


     Мы, коммунисты, продолжим работу по реализации нашей программы возрождения ЖКХ, как важнейшей отрасли, призванной создавать комфортные условия жизнеобеспечения человека, путем внесения соответствующих поправок в законодательные акты, включая и федеральный бюджет. При этом не исключаются и другие формы влияния на принятие властью решений, в том числе и массовые протестные выступления.

     Мы  считаем, что в нашей холодной стране жилищно-коммунальное хозяйство  необходимо оставить в основном в качестве государственной структуры.

     Его финансовая государственная поддержка должна отвечать решению тех острейших проблем, которые накопились в отрасли. И государство обязано восстановить финансирование ЖКХ в полном объеме.

     Плата населения за услуги ЖКХ не должна превышать 10% совокупного дохода семьи.

     Сегодня две важнейшие и первоочередные стоят задачи перед правительством - восстановление инженерных и коммуникационных систем и реальное обеспечение доступности жилья, если власть действительно обеспокоена положением дел в этой сфере и намерена реализовать обозначенные в Послании президента цели.

     Управляющие компании должны быть государственными или муниципальными. Сегодня управляющие компании зачастую создаются авантюристами, которые просто грабят жителей и исчезают.

     Власть  обязана серьезно заняться утилизацией  твердых отходов, которые угрожают среде обитания человека.

     Надо  отменить Жилищный кодекс, противоречащий Конституции Российской Федерации, в соответствии с 51 статьей которой  не должны издаваться законы, умаляющие права граждан, в данном случае право на жилище.

     Дальнейшее  пренебрежительное отношение власти ко всем этим проблемам реально угрожает нашему обществу оказаться в помойной яме. Мы не можем согласиться с такой перспективой. 

     

     В.И.Кашин,

     заместитель Председателя ЦК КПРФ,

     заместитель Председателя

     Комитета Государственной Думы

     по  природным ресурсам, природопользованию

     и экологии,

     академик  РАСХН.


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме