18:46 13.04.2014 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И.Кашин: Обеспечить устойчивое развитие села
2014-04-13 18:28
В.И.Кашин, Заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН
Начнем с определений
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства создана и функционирует достаточно обширная нормативно-правовая база – более полутора десятков федеральных законов (в т.ч. Земельный, Лесной, Водный кодексы, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О мелиорации земель», «О племенном животноводстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизво-ди¬телей» и др.), и еще более значительное количество подзаконных актов, включая Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации и Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Т.е. законодательных актов написано много, а вот с их правоприменением не все так гладко, да и к их содержанию есть немало вопросов.
В частности, нет четкого определения самого понятия устойчивого развития сельских территорий. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р, устойчивое развитие сельских территорий – это стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель.
Но такое определение, на наш взгляд, содержит скорее комплекс задач, решение которых должно обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. В этой связи представляется целесообразным предложить другое, более универсальное определение. Устойчивое развитие сельских территорий – это одно из направлений государственной политики, включающее совокупность социальных, производственных, культурных факторов, условий безопасности, обеспечивающих достойное проживание сельского населения с возможностью пользования всех достижений цивилизации.
Сегодня крестьянин живет в таких условиях, что большинство достижений цивилизации для него остаются несбыточной мечтой. Подвергается сомнению само существования российской деревни. Совокупный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий, если верить руководству Минсельхоза, выражается в сокращении за последние двадцать лет почти на 30 тысяч деревень и сел. Сельские населенные пункты с населением до 10 человек составляют около 23 %.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что грозит не только продовольственной, но и геополитической безопасности России.
Сельская нищета
К этому необходимо добавить, что сельское хозяйство в большинстве административных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли (по различным оценкам, в 8-10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами), рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства.
Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. В 2012 году среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве составила 14129 рублей или 53,1% от средней заработной платы по отраслям экономики.
Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением. Бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится более 40% всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, притом, что доля сельского населения составляет около 27 % общей численности населения страны.
Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к некоторому оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, однако темпы его нельзя назвать удовлетворительными. По имеющимся официальным данным к концу 2012 года в очереди на улучшение жилищных условий насчитывалось 490,8 тыс. человек. В то же время в 2012 году было обеспечено жильем лишь 11,6 % нуждающихся семей. При таких темпах обеспечения сельчан достойным жильем и с учетом постоянного увеличения числа очередников окончательное решение жилищной проблемы на селе растянется на десятки лет.
Недостаточно интенсивно осуществляется газификация сельских населенных пунктов. В частности, федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предусматривается увеличение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности лишь до 61,5 %.
Государственные программы провалены
Государством в последние годы предпринимаются отдельные меры по поддержке развития агропромышленного комплекса, социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. В настоящее время почти половина утвержденных государст¬венных программ так или иначе затрагивает вопросы развития сельских территорий, в т.ч. вопросы образования, здравоохранения, культуры, обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ, содействия занято¬сти населения и т.д. Однако, как показывает практика реализации государственных и федеральных целевых программ в данной сфере, эффективность использования государственных средств нельзя назвать удовлетворительной. Например, в рамках контроля за реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, проведенного Счетной платой Российской Федерации, установлены финансовые нарушения на сумму 35,4 млн. рублей.
Значительная часть основных показателей и индикаторов Госпрограммы на 2008-2012 годы, характеризующих развитие агропромышленного комплекса, не выполнена. Из 9 агрегированных показателей выполнен лишь 1, из 49 целевых индикаторов не выполнено 23 (!), т.е. почти половина.
В ходе реализации данной Госпрограммы не достигнута одна из основных ее целей - обеспечение среднегодового роста объема производства продукции сельского хозяйства на 4%. Более того, на момент завершения Программы сократилась площадь посевов основных сельскохозяйственных культур (по зерновым - на 8 %), снизилась их урожайность (по зерновым и зернобобовым культурам в среднем - на 5,5 ц/га).
Результаты проверки эффективности использования государственных средств на развитие растениеводства показали, что реализация мер государственной поддержки отрасли осуществлялась в условиях вертикальной несбалансированности. Показатели развития растениеводства, утвержденные в рамках региональных программ, не соответствовали показателям, установленным в соглашениях с Минсельхозом России (в отдельных случаях были занижены в 2 раза).
По итогам реализации Госпрограммы выполнение индикатора по объему инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составило 76% при плановом значении 162,9 %, что не позволило создать полноценные условия для технологической модернизации сельского хозяйства. За период реализации программы приобретено 100 тыс. единиц тракторов, что составляет 57% от планового значения, 35 тыс. единиц зерноуборочных комбайнов, или 64 %.
В ходе реализации Госпрограммы на 2008-2012 год не удалось сформировать и обеспечить расширенный доступ сельхозтоваропроизводителей к эффективным кредитным ресурсам, несмотря на увеличение ресурсного обеспечения программных мероприятий по направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» в 1,4 раза.
По данным Минсельхоза России, общая кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций достигла 1,8 трлн. рублей, превысив на 18,2 % объем их выручки. При таком высоком уровне закредитованности господдержка сосредотачивается преимущественно на субсидировании процентной ставки по кредитам сельхозтоваропроизводителей. Объективная оценка потребности сельхозтова¬ропро-изводителей в привлечении инвестиционных и краткосрочных кредитных ресурсов при формировании программы не проведена. Результаты контроля показали, что фактическая потребность в инвестиционных кредитах оказалась ниже запланированной, при этом потребность в краткосрочных кредитных ресурсах почти в 2 раза превысила плановую, что в результате привело к ежегодной «переброске» значительных объемов субсидий с одного вида кредитов на другой.
Результаты финансового контроля реализации государственных программ в сфере сельского хозяйства и рыболовства, в области природопользования и охраны окружающей среды показали сохранение тенденции сокращения земель сельскохозяйственного назначения. По результатам проверки эффективности использования и законности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения и землями лесного фонда на территории, например, Московской области установлено, что с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области сократилась на 72,3 тыс. гектаров(!). При этом условия для эффективного и целевого использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области не созданы. Для производства сельскохозяйственной продукции используется чуть более 50 % пашни.
Таким образом, преимущества программно-целевого метода господдержки нивелируются неэффективностью исполнения мероприятий госпрограмм.
Отстаем по всем показателям
Указанный анализ продемонстрировал бы отсталость отечественного агропромышленного комплекса по большинству показателей. Так, урожайность зерновых у нас в два-три раза ниже, чем в Китае, Германии, Франции и США, а надои молока на одну корову не превышают уровень 3,8 тыс. кг в год против 7 тыс. кг в год в Германии и 9,5 тыс. кг в год в США. Производство мяса скота и птицы - ниже в 3 и в 6 раз, чем в Бразилии и в США соответственно. При этом после вступления в ВТО Россия вынуждена была значительно снизить пошлины на импорт, например, молока с 15-20% до 7-10%, свинины – с 40% до 5%. В настоящее время импорт продуктов питания в стоимостном выражении составляет около 48 млрд. рублей.
При этом меры господдержки агропромышленного комплекса в России носят точечный и несистемный характер, выделяемые скудные бюджетные средства расходуются неэффективно, в отличие от стран-лидеров в данной сфере. Страны Евросоюза, например, выделяют на развитие сельского хозяйства почти половину своих бюджетов. Финансовая государственная поддержка сельского хозяйства в России составляет в среднем 36 долларов США на 1 га, в то время как этот показатель составляет в США – 145, в станах ЕС – 890, в Китае – 1185, а в Швейцарии – 14500 долларов на 1 га.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Феде¬рации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
С учетом изложенного, напрашивается вывод о провале задач, поставленных указанной Доктриной, и соответственно, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в части продовольственной безопасности.
Экологические составляющие устойчивого развития села
Принимая во внимание, что вопросы охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью системы обеспечения устойчивого развития, следует обратить внимание на ряд важных экологических факторов.
1. Вопросы водоснабжения и водоотведения, качество водных объектов.
Доля сельских населенных пунктов, имеющих водопровод, в 2012 году составила всего 32% от их общего числа. Но какого качестве питьевой воды в системах сельских территорий?
По данным государственного мониторинга состояния недр, в 2012 году было выявлено 6456 участков загрязнения подземных вод, из которых 3386 (52,44%) участков связаны с загрязнением подземных вод на водозаборах хозяйственно-питьевого назначения. Положение с обеспечением сельского населения питьевой водой очень тяжелое – 75% (28,8 млн. человек) использует для хозяйственно-питьевых нужд воду непитьевого качества, с превышением предельно-допустимых концентраций вредных для здоровья веществ иногда в десятки раз, что приводит к сокращению срока жизни населения и преждевременной потере работоспособности.
В то же время надо помнить, что в сельской местности хозяйственно-питьевые нужды населения составляют от 15 до 30% общего водопотребления. Не менее 70% воды расходуется на водопой скота, переработку сельхозпродукции, полив сельскохозяйственных культур и т.п.
Некачественная вода, используемая для сельскохозяйственных животных, приводит к перерасходу кормов, замедлению роста молодых животных, снижению молочной продуктивности коров, ухудшению качества мяса, молока, яиц. Это в итоге также сказывается на здоровье населения страны.
По данным Роспотребнадзора, чрезвычайно тяжелое положение сложилось с централизованным водоснабжением населения в сельской местности. Большинство водопроводов не соответствуют требованиям санитарных норм, не имеют зон санитарной охраны и необходимого комплекса очистных сооружений. В воде для питья, используемой населением из нецентрализованных систем (шахтные колодцы, родники, открытые источники), за последние годы резко возросло бактериальное загрязнение.
Кроме того, в настоящее время федеральные полномочия по обеспечению сельского населения питьевой водой находятся в ведении различных министерств, что безусловно не способствует наведению порядка в данной сфере.
Отсутствие единого органа, ответственного за водоснабжение в сельской местности, за выработку и реализацию единой государственной политики в данной сфере приводит к нерациональному расходованию средств федерального бюджета.
Минсельхоз России и Минрегион России придерживаются той позиции, что системы водоснабжения на селе являются общими для всех потребителей и только органы управления субъектов Российской Федерации в сфере АПК должны разрабатывать и отвечать за реконструкцию, строительство и эксплуатацию таких систем, а водоподготовкой должны заниматься органы управления муниципальных образований.
В этой связи Минсельхоз России сейчас активно передает действующие групповые водопроводы в собственность субъектов Российской Федерации. Федеральный бюджет продолжает финансировать только строительство ранее начатых групповых водопроводов.
В ФЦП «Чистая вода» на развитие водоснабжения и канализации городов, поселков городского типа и сельских поселений предусмотрено из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на период 2011-2013 гг. всего 5,4% от общих затрат, на период 2014-2017 гг. - 0,0%. Основные затраты (95 и более %) предполагаются из внебюджетных средств. Для сравнения в ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» на развитие водоснабжения в сельской местности было предусмотрено 71% от общих затрат и только 29% из внебюджетных средств.
Уже есть печальные примеры такой политики. Довольно часто происходит прекращение эксплуатации групповых водопроводов административным путем, в результате чего население остается вообще без воды. Например, в 2010 году Парламент Республики Калмыкии объявил о демонтаже недостроенного Северного водопровода, строительство которого длилось 25 лет. Таким же образом был демонтирован строящийся Юстинский водопровод в Республике Калмыкия, прекращена эксплуатация Ики-Бурульского водопровода с общей протяженностью магистралей около 900 км.
Необходимо в ближайшее время провести инвентаризацию водопроводных сооружений в сельской местности и разработать проекты реконструкции действующих водопроводов.
Правительству Российской Федерации в целях устойчивого развития сельских территорий и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, необходимо определить единый орган, ответственный за обеспечение сельхозпотребителей водой нормированного качества (например, Минсельхоз России), который будет наделен соответствующими полномочиями.
Также необходимо разработать соответствующую госпрограмму в рассматриваемой сфере.
2. Обращение с отходами производства и потребления.
Вопросы обеспечения экологической и санитарной безопасности при обращении с отходами, как производства, так и потребления остро стоят на повестке дня. Фактическое отсутствие системы сбора отходов с территории сельских поселений обуславливает появление несанкционированных свалок, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и, в первую очередь, на качество подземных вод, используемых, в том числе, для полива и хозяйственно-бытовых нужд.
Кроме того, большинство даже легальных полигонов захоронения отходов в основной своей массе либо размещаются на сельских территориях, либо граничат с таковыми вблизи крупных городов.
Все эти факты говорят в пользу того, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий без решения указанных проблем не реализуемо.
3. Повышение плодородия почв.
Повышение плодородия почв для устойчивого развития села чрезвычайно важно. Как уже отмечалось, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», под устойчивым развитием сельских территорий понимается, в первую очередь, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, а также повышение эффективности сельского хозяйства. Без повышения плодородия почв решение этой проблемы невозможно.
С 1990 года посевные площади в России сократились на более чем 41 миллион га. Утрачено 91 млн. га пастбищных угодий. Усиливаются процессы эрозии и опустынивания, закисления и заболачивания, почвы загрязняются тяжелыми металлами, радионуклидами. Валовый сбор зерна упал на 33 миллиона тонн, льна на 78 миллионов тонн. В этой связи, системный анализ проблемы повышения плодородия почв, а также выработка наиболее эффективных путей решения данного вопроса видятся ключевыми.
4. Охрана, защита, воспроизводство лесов на сельских территориях.
Вопросы совершенствования системы лесоуправления, организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как одного из важнейших компонентов устойчивого развития сельских территорий являются одними из первостепенных. Здесь весьма важными являются оценки эффективности и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в заготовке древесины, развития лесной промышленности, использование недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (при том, что эти виды использования лесов являются щадящими по отношению к лесным экосистемам).
Кричащая проблема лесных пожаров. Ежегодно основной причиной возникновения лесных пожаров в России является переход огня с прилегающих к лесному фонду земель.
В среднем за период с 2009-2013 гг. из 21 тысячи зарегистрированных лесных пожаров 50% возникли в результате антропогенного фактора – неконтролируемых сельскохозяйственных выжиганий сухой растительности и безответственности местного населения.
2014 год не стал исключением. В связи с дефицитом осадков в ряде регионов Российской Федерации пожароопасный сезон начался почти на 1,5 месяца раньше обычных сроков. Из 614 возникших лесных пожаров на территории России - 429 (70%) возникли от сельскохозяйственных палов сухой травы и по вине населения.
В большинстве регионов палы сухой травы становятся особенно опасными, и уже приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций в лесах. Так режим ЧС в лесах, вызванной лесными пожарами, введен на всей территории Приморского края, в 3 муниципальных районах Забайкальского края. Особый противопожарный режим установлен на всей территории Амурской области и Приморского края.
Полный масштаб проведения палов, и наносимого ими вреда остается неизвестным из-за того, что согласно приказу МЧС России, официальный статистический учет палов сухой травы и их последствий в России не ведется.
Многие сельскохозяйственные организации, годами находясь на грани выживания, прибегают к самому дешевому способу очистки сенокосов и пастбищ — выжиганию. Но проводить их можно лишь там, где полностью исключается возможность возникновения лесного пожара, то есть на площадях, отграниченных от леса широкими дорогами, пашней или водными пространствами. А уж если возникает необходимость в проведении пала вблизи леса, работа должна быть организована таким образом, чтобы исключить возможность перехода огня в лес.
Постановлением Правительства от 17.02.2014 №113 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлены требования к мерам пожарной безопасности при выжигании сухой растительности, однако эти требования не распространяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса - основные категории земель с которых травяные палы переходят в леса, на торфяники, населенные пункты, объекты экономики и инфраструктуры.
Для решения данного вопроса необходимо в кратчайший срок внести изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, предусмотрев в них порядок проведения выжиганий сухой травянистой растительности на землях запаса, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, в целях исключения возможности перехода огня на лесные насаждения, торфяники, населенные пункты и объекты инфраструктуры, а также предусмотрев ответственность за их неисполнение.
5. Развитие рыбохозяйственного комплекса и аквакультуры.
Обеспечение населения страны безопасной рыбной продукцией и продовольствием – стратегическая цель продовольственной безопасности. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
При норме потребления рыбы и рыбопродукции - 20 кг, в 2012 году указанный показатель не превысил 17, 5 кг. Данные 2012 года свидетельствуют о негативной тенденции в рассматриваемом вопросе. Скорее всего, эта тенденция сохранится. В настоящее время Правительством Российской Федерации подготовлена корректировка Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 г. № 315-р), в соответствии с которой существенно снижается финансирование всех направлений рыбохозяйственного комплекса с учетом Бюджета Российской Федерации на 2014 и плановые 2015, 2016 г.г.
Указанная госпрограмма имеет непосредственное отношение к развитию сельских территорий, так как одна из основных ее подпрограмм «Развитие аквакультуры» нацелена на восстановление и сохранение ресурсносырьевой базы рыболовства, искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов и стимулирование развития товарного рыбоводства.
Вместе с тем, в связи с отсутствием финансового обеспечения основных мероприятий, направленных на государственную поддержку товарной аквакультуры (рыбоводства), прогнозируется в лучшем случае сохранение объема производства российской продукции товарной аквакультуры (140-150 тыс. тонн в год).
Главные задачи
С учетом изложенного, устойчивое развитие сельских территорий невозможно без решения следующих вопросов:
- совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе путем внесения необходимых изменений в Земельный, Лесной, Водный кодексы, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «О мелиорации земель», «О племенном животноводстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования..», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и др.;
- разработка документа государственного стратегического планирования – государственной аграрной политики;
- создание единого федерального государственного органа исполнительной власти в сфере землеустройства и управления земельными ресурсами;
- создание товаропроводящей инфраструктуры, создание и расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве;
- проведение реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей по программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечение эффективной государственной поддержки кредитования малых форм хозяйствования на селе;
- сокращение сложившегося диспаритета между ценами на сельскохозяйственную продукцию и на материально-технические ресурсы;
- выравнивание обеспечения господдержки сельского хозяйства в России и странах ЕС в расчете на 1 га (в рамках режима «зеленой корзины» ВТО);
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности;
- создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, привлечение и закрепление молодежи на селе;
- преодоление разрыва между городом и селом по уровню доходов и комфортности проживания населения.
Все это должно стать главными направлениями по обеспечению устойчивого развития агропромышленного комплекса России.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме