19:15 02.04.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Необходима новая лесная политика государства
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И. Кашина 29 марта 2012 года на форуме работников лесной промышленности.
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, хочу передать добрые пожелания успехов нашему форуму от Председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина.
Острые проблемы русского леса
Что касается темы настоящего форума, то хочу отметить, что, безусловно, нам все следует приложить максимум усилий, чтобы выработать эффективную национальную лесную политику. Тем более что в лесной отрасли накопилось достаточное количество сложных проблем. Причин тому много, среди которых, в первую очередь, необходимо отметить отсутствие должного управления лесами, самовольные и необоснованные рубки, часто при попустительстве местных властей, а также законодательная чехарды, устроенная вокруг русского леса. Буквально на днях произошел вопиющий случай, когда при поддержке ОМОНа в пределах видимости Кремля вырубили Цаговский лес в г.Жуковский Московской области. Подобных случаев, когда уничтожаются уникальные дубовые, можжевелевые рощи, кедровники и другие защитные лесонасаждения, тысячи. Идет наступление на экологические родники. Игнорируется и нарушается конституционное права граждан на благоприятную окружающую среду, игнорируется голос общественности по защите леса со стороны так называемых «черных» лесорубов. Подорвана сырьевая база всей отечественной лесной промышленности. Лес, который при разумном подходе мог бы приносить стране огромные прибыли, по дешевке вывозится нуворишами за рубеж как дрова. Огромный ущерб лесу наносится ежегодными лесными пожарами, особенно пожарами лета 2010 года. Власть и закон безмолвствуют. Думаю, что против такого вывода в этом зале никто возражать не будет.
Достаточно сказать, что на сегодня на порядок сократилось количество людей, кто непосредственно занят управлением и охраной лесов. Разрушены лесхозы, многие лесничества, противопожарная охрана. Лес брошен, по сути, на произвол. Совсем недавно, в советский период времени, лесная отрасль обеспечивала доход в общегосударственную копилку, который уступал только нефтегазовому комплексу. А сегодня отрасль стала убыточной. Она даже не восполняет те копейки, которые получает из федерального бюджета. А это, буквально, гроши, на уровне 27-40 миллиардов рублей. Лес уже много лет не приносит доход в федеральный бюджет. Имея 22% от площади всех лесов мира, объем лесопромышленного производства в Российской Федерации составляет 3% от мирового и 4% в структуре ВВП Российской Федерации. Вместе с тем многие экспертные оценки свидетельствуют о возможности получения дохода, в 10 раз превышающего сегодняшний результат.
Доход от использования лесов и расходы на лесное хозяйство
(Федеральный бюджет)
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
Теряется имидж России как лесной державы. Она перестала быть той, где занимались всерьёз переработкой древесины. Сегодня примерно только в 5 регионах осуществляется относительно глубокая переработка древесины на комбинатах, построенных еще в советское время, оборудования которых давно выработало свой ресурс. К этому добавляется и то обстоятельство, что отечественному производителю лесопродукции фактически закрыт доступ на рынок. Отечественный рынок захвачен импортом. Это наносит колоссальный ущерб госказне. Например, мы отправляет в Финляндию 5 куб. м кругляка и получаем за него около 25 долларов. Переработанный лес возвращается к нам в виде бумаги, стоимость которой, полученной и 5 куб. м леса, уже составляет более 900 долларов. И Россия приобретает эту бумагу. Примерно 50% бумажной продукции в России импортная. Вступление России в ВТО только усилит данную тенденцию. Поэтому новая лесная политика государства должна обязательно предусматривать защиту отечественного производителя, как на земле, так и в лесу.
Производство пиломатериалов
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
Ежегодно более 40 млн. кубометров леса уходят за рубеж только за счет незаконных рубок. Ущерб ежегодный от этого составляет от 5 до 12 млрд. рублей, а если этот объем леса переработать, то ущерб уже будет оцениваться в 80-100 млрд. рублей.
В 2011 году лесными инспекторами было выявлено 21 тысяча 300 случае незаконной рубки лесных насаждений. Но это только часть из них. Из Российской Федерации вывозится 20% всей контрабандной древесины мира. И это притом, что мы производим всего лишь около50 килограммцеллюлозно-бумажной или картонной продукции на человека вместо 400, допустим, как в Финляндии, а крупнейшие предприятия, которые входят в целлюлозно-бумажную перерабатывающую промышленность, еле-еле сводят концы с концами.
Самое удивительное, что за наши леса больше беспокоятся за рубежом, чем мы сами. Лесное законодательство многих стран – США, Европы, некоторых стран Азии - ставит определённый заслон незаконным рубкам и контрабандной торговле лесом. В принятых ими законах запрещается ввоз на территорию этих стран леса, лесоматериалов и продукции из древесины, если не подтверждена законность ее заготовки. Хотелось бы, чтобы такой закон был принят и в Китае, куда до 84% уходит российской древесины.
Законодательная чехарда
После развала СССР русский лес стал предметом хищнического разворовывания, чему способствовала вновь создаваемая законодательная и нормативная база. За последние двадцать лет в нашей стране несколько раз радикально менялось лесное законодательство, неоднократно реформировались структура и функции государственного управления лесами, а о лесоустройстве вообще забыли. Как кто-то верно заметил: частая смена лесной политики и лесного законодательства хуже лесных пожаров.
Напомню некоторые этапы этого «реформирования». В 1993 году с принятием Основ лесного законодательства функциипо распоряжению лесным фондом были переданы от центра административным регионам (ныне муниципальным образованиям). Такое политическое решение, не подготовленное ни в экономическом, ни в социальном плане, создало возможности для неконтролируемого хищнического использования лесных ресурсов.
В 1997 году был принят Лесной кодекс, который разделил полномочия по распоряжению лесным фондом между федеральным центром и органами государственной власти регионов.
В 2004 году пресловутым федеральным законом №122 были переданы все полномочия по управлению лесным фондом федеральным органам власти: Министерству природных ресурсов с ответственностью за правоустанавливающие функции, Федеральному агентству лесного хозяйства с ответственностью за функции по управлению лесным фондом, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования с ответственностью за надзорные (контрольные) функции. Такое перераспределение не стало отвечать экономическим интересам органов власти субъектов Федерации, потерявшим контроль за финансовыми потоками в лесном секторе. И как оказалось, хоть ответственных и много, но как у семи нянек дитя без глаза, так и в этом случае ситуация в лесном хозяйстве только усугубилась из-за правовой неразберихи.
В 2005 году был принят закон №199, который вернул регионам полномочия по управлению лесами. При этом предполагалось исполнение переданных полномочий за счет средств государства, т.е. за счет субвенций из федерального бюджета. Однако вышло и на этот раз, как говорил Черномырдин: хотелось как лучше, а получилось как всегда. Средства из федерального бюджета на содержание и развитие лесного хозяйства выделяются мизерные. Например, на 2009 год на эти цели выделено всего лишь около 6 млрд. рублей.
С 2007 года введена в действие новая редакция Лесного кодекса, главная цель которого была - передача лесов в частные руки. Правда, до конца этого не удалось сделать. Основанием для такой концепции явилось ложное представление о том, что частная собственность является наилучшей формой собственности на леса и иллюзия, что рыночные методы управления решат все проблемы и успешно заменят государственное регулирование.
Новый кодекс только усилил неразбериху в лесу. Произошла подмена лесного законодательства земельным. Мы с уважением относимся к земле– кормилице. Но не менее обязаны мы и русскому лесу. Он хозяин на лесных землях. С незапамятных времен лесом человек восхищался и им кормился. Великие русские поэты и писатели, среди которых и Пушкин, и Есенин, и Пришвин, и Белов и многие другие, воспевали красоту русского леса, которая воспитывает человека, формирует его культуру, его менталитет. А превращать вековые дубравы, продуктивные сосняки в овощные грядки, на наш взгляд, грубейшая ошибка законодателя. Как и земля, лес, в соответствии с новой лесной политикой, должен быть восстановлен в статусе основных фондов недвижимого имущества и принадлежать государству. Сегодня у Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по этим базовым вопросам с Рослесхозом единое мнение.
По новому же Лесному кодексу лес де-факто стал движимым имуществом, не требующим регистрации права на него. Данным имуществом собственник может распоряжаться полностью по своему усмотрению, контроль за движимым имуществом со стороны государства и общества невозможен. Сами лесные земли стали недвижимым имуществом, находящимся в гражданском обороте, обращение с которыми регулируется не столько Лесным, сколько Гражданским кодексом.
Итоги развальных реформ
Дальнейшие административные новации привели фактически к полному развалу всей ранее существовавшей системы хозяйствования, лесопользования и охраны лесов. Развалены лесхозы и многие лесничества. Сотни тысяч человек потеряли работу. Фактически из леса убрали главное лицо, которое веками охраняло лес – лесничего. Замена разрешительного на заявительный порядок лесопользования и сокращение лесной охраны с ликвидацией лесной службы лишь усугубили положение.
До конца 2004 года система охраны лесов в России основывалась на так называемых "обходах" - участках леса, закрепленных персонально за работниками государственной лесной охраны лесниками-обходчиками, штатная численность которых по всей стране составляла около 90 тысяч человек.
Среднемесячная заработная плата сотрудников лесной охраны
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
С 1 января 2005 года полномочия, связанные с охраной лесов, были изъяты у государственных органов лесного хозяйства и переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Эта служба обладала лишь небольшим количеством инспекторов, способных осуществлять охрану лесов, в результате чего лесная охрана стала совсем незаметной.
С 1 января 2007 года, когда в силу вступил новый Лесной кодекс, была упразднена Единая федеральная пожарная служба, а полномочия по охране лесов переданы региональным администрациям и коммерческим пользователям. Однако регионам пока не удается организовать сколько-нибудь эффективную лесную охрану, а коммерческие пользователи заняты исключительно получением прибыли. Общая численность лиц, наделенных правами лесной охраны, в настоящее время составляет около 15 тысяч человек.
Динамика численности сотрудников лесной охраны
См. график 4 в иллюстрациях к материалу
В советское время охрана лесов России от пожаров осуществлялась полностью государственными органами лесного хозяйства. В густонаселенных районах с развитой дорожной сетью противопожарное обустройство и охрана лесов, обнаружение и тушение лесных пожаров проводились в основном лесхозами - государственными лесохозяйственными организациями. Леса малонаселенных и труднодоступных территорий охранялись от пожаров подразделениями единой федеральной структуры – Авиалесоохраны. Авианаблюдения велись на 75% территории лесов. С помощью авиации обнаруживалось до 85 % лесных пожаров, сейчас же этот показатель снизился до 45% и менее. Авиалесоохрана имела 22 базы. Она использовала более 500 единиц арендуемой авиатехники и своих специальных самолетов и вертолетов. Годовой налет составлял более 140 млн. часов. Персонал Авиалесоохраны насчитывал около 170 тысяч человек. Эта структура обеспечивала тушение крупных или особо опасных пожаров, а также при необходимости переброску сил в наиболее угрожаемые регионы. В ее распоряжении было почти 10 тысяч работников парашютной и десантно-пожарной службы.
С введением нового Лесного кодекса Авиалесоохрана была поделена между регионами и распалась на множество самостоятельных нежизнеспособных фрагментов. С 2007 года возможность переброски сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров, между регионами полностью отсутствует. Дна надежда на МЧС. Но это когда горят уже дома и люди, а нам нужна профилактика.
Существенно снижено финансирование противопожарных мероприятий. Если выделенные в 2010 году на эти цели средства поделить на площадь лесов, то получим, что на каждый гектар леса выделено государством копейки. И это при том, что ущерб от лесных пожаров в 1000 раз превышает ущерб от незаконных рубок, не говоря уже об экологическом ущербе и жизнях людей.
Динамика пройденной огнем площади по официальным и спутниковым данным
См. график 5 в иллюстрациях к материалу
Одновременно проведено практически полное обновление нормативно-правовых актов лесного хозяйства. В итоге: правовой хаос, упадок лесного сектора, сокращение объемов производства основных видов лесной продукции, резкий рост нищеты и безработицы в большинстве населенных пунктов, для которых предприятия лесного сектора являются главными работодателями.
Нанесен и существенный урон лесной науке. Проводившийся курс на акционирование и приватизацию научных учреждений привел по существу к ликвидации многих отраслевых институтов, даже головных, таких как ЦНИИМэ, ЦНИИМОД, ВНИИБ, влачат жалкое существование ЦНИИП, ВНИИЛМ, дальневосточный НИИЛХ и НИИЛХ в Архангельской области. Закрытию и разворованы многие опытные хозяйства, экспериментальные заводы и конструкторские бюро, что подкосило лесное машиностроение и сделало страну заложницей дорогостоящего импортного оборудования. Начиная с 1990г. финансирование отраслевой науки сократилось в 16 раз. Полностью прекращено финансирование лесной науки Министерством науки и образования РФ. Низкая оплата труда научных работников привела к оттоку молодежи из научных учреждений и утрате интереса к научной сфере. Естественная убыль старшего поколения приведет к разрыву поколений и серьезно осложнит подготовку новых поколений научных работников.
Реализуя новую лесную политику, государство должно озаботиться поддержкой лесной науки. Сегодня первый шаг сделан. Рослесхоз заключил Соглашение о сотрудничестве с РАН. Это хорошо, но важно, чтобы это соглашение не осталось только на бумаге, а было реализовано. В этом зале находятся многие ученые, академики, которые отдали лесной науке десятилетия своей жизни. Надо использовать их потенциал, использовать прикладную науку для решения назревших проблем отрасли. И это должно стать одним из главных элементов национальной лесной политики.
Лесоуправление и лесовосстановление – функции государства
Не менее важным элементом национальной лесной политики должно стать и создание эффективного механизма управления лесами. Большинство известных ученых и практиков в области лесного хозяйства сходятся на трех уровневой системе управления, при которой федерация наделяет полномочиями региональные органы власти и муниципальные образования. Выстраивается управленческая вертикаль. Одновременно должна быть и трех уровневые системы планирования, аналитики и информации на базе проводимых инвентаризаций, через лесоустройство и дистанционный мониторинг.
Важными вопросами являются и вопросы восстановление лесов. В настоящее время примерно только на 10% вырубленной площади высаживаются лесные саженцы. При этом 50% их гибнет. Следовательно, мы должны серьезно заняться лесопитомниками, вопросами семеноводства, и уход за саженцами.
Ярким примером в этом плане является Республика Татарстан. Мы видели на выставки нашего форума саженцы с вновь введенного питомника в этой республике, представляющего из себя современный комплекс. В республике завершается строительство и крупного лесоперерабатывающего предприятия.
Одним из лучших регионов по переработке и восстановлению признана Владимирская область. Здесь сумели сохранить и прирастить мощности по переработке, лесовосстановлению, сохранить и систему управления лесами. На выставке, которая представлена на форуме, Владимирская область продемонстрировала образцы современной лесной техники.
Динамика лесовосстановления
См. график 6 в иллюстрациях к материалу
Формируя новую лесную политику, следует решить вопрос с кадрами, с их подготовкой и переподготовкой. Необходимо предусмотреть дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Заинтересовать, привлечь людей можно, естественно, высокой и стабильной заработной платой, солидным пакетом социальных гарантий для лесников. Лесники и участковые лесники должны получить статус государственных служащих. Все это позволит начать возрождение лесных деревень и привлечь в лесную отрасль квалифицированных кадров. На наш взгляд решение этих проблем имеет ключевое значение.
Всю нелепость проведенного реформирования лесной отрасли ярко высветили пожары лета 2010 года. Власть оказалась неспособной справиться со стихией. В отсвете пожаров 2010 года стала явно видна беспомощность власти. Миллионы людей столкнулись с проблемой защищенности своей жизни, своего крова.
За лето 2010 года возникло около 30 000 пожаров на площади нескольких миллионов гектаров. Уничтожено более 62 млн. кубов леса. Нанесен колоссальный ущерб экологии. Сгорело более 3 тысяч жилых домов, погибло почти 70 человек. Миллионы людей наглотались вредных веществ, их здоровью нанесен серьезный ущерб.
Лесные пожары случались и раньше. Но в советское время, помимо специальных противопожарных подразделений, в каждом сельском хозяйстве, в каждом лесхозе были свои пожарные экипажи. Это 3-4 машины с подготовленными кадрами. В каждом хозяйстве была техника, которую можно было использовать при тушении огня, для опашки очагов возгорания, для доставки людей к местам пожара. Развалив отечественное машиностроение, уничтожив колхозы, совхозы и лесхозы, власть оставила людей на селе, на дачных участках в борьбе со стихией лишь с лопатами и вилами.
Главная цель лесной политики – спасти русский лес
Сегодня все мы обязаны сделать правильный вывод. Ещё много веков назад Конфуций говорил, что «управление – есть исправление». Если мы всерьез, а не на словах, собираемся вывести лесную отрасль из того хаоса, в котором она продолжает находиться, надо, конечно, прежде всего исправлять те дикие перекосы, которые были допущены и сохраняются до сих пор. Надо признать ошибки и срочно принципиально переработать Лесной кодекс. Лес – национальное богатство, среда обитания, заслуживает того, чтобы им занималось специализированное министерство. До сих пор за лесные дела отвечают многие министерства, никем не координируемые и несогласованно действующие. Для такой большой страны, как наша, являющейся самой многолесной державой мира, недопустимо быть в хвосте не только развитых, но и развивающихся стран. Давно пора создать в Правительстве самостоятельный федеральный орган, отвечающий не только за управление лесами, но и за государственную политику и регулирование всего лесного сектора экономики.
У правительства должна быть четко сформулирована лесная политика и разработана долгосрочная программа развития лесного хозяйства. Никакие серьёзные деяния не делаются без всесторонне обоснованных стратегических планов, которым обычно предшествует глубоко продуманная взвешенная государственная политика.
Обо все этом шел серьезный разговор 19 марта текущего года на парламентских слушаниях по лесной проблематике, проведенных Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В них приняли участие депутаты Государственной Думы, региональных и муниципальных представительных органов власти, ученые лесоводы, представители федеральных исполнительных органов власти, министры лесного хозяйства регионов, работники лесной отрасли, представители Европейского союза, США, Финляндии, связанные с этой отраслью. Многие из них выступили в ходе дискуссии, в частности Советников И.В. - начальник Правового управления Федерального агентства лесного хозяйства, Мариев А.Н. - начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов федерального агентства лесного хозяйства, Булгакова М.А. - представитель Академии управления Министерства внутренних дел России, Вольпато Альберт - советник по сельскому хозяйству Европейского союза в России, Галдин В.К. – представитель Управления лесного хозяйства по Воронежской области, Гаранькин Н.В. - академик Российской академии естественных наук, Трубин Ю.Г. - министр природных ресурсов и лесопользования лесопромышленного комплекса Архангельской области, Дембоски Люк - представитель Министерства юстиции США в Российской Федерации, Моисеев Н.А. - академик РАСХН, Ключников М.В. - начальник Управления лесами Алтайского края, Онучин А.А. - директор Института леса имени Сукачёва, Петров А.П. - ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, Павлов А.Н. – заместитель Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия, Халонен Юкка - управляющий по делам в Российской Федерации лесной индустрии Финляндии и другие. В выступлениях прозвучала боль за русский лес, за его нынешнее состояние. Практически единогласно была признана необходимость разработки новой редакции Лесного кодекса, которая бы учитывала весь накопленный опыт прошедших лет и исходила бы из новой разумной и прагматичной лесной политики государства.
На наш взгляд такая политика должна включать основные положения:
- изменение лесного законодательства в направлении повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие страны и регионов, обеспечение экологической безопасности и стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и услугах леса;
- сохранение федеральной (государственной) собственности на леса и земли лесного фонда;
- обеспечение устойчивого управления лесами, разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления (трехзвенная система управления);
- усиление охраны и защиты лесов, повышение административной и уголовной ответственности за причиненный ущерб лесу и его экологии;
- возрождение лесовосстановительной деятельности по воспроизводству лесов;
- сохранение и развитие научно-технического потенциала лесной отрасли, усиление государственной поддержки научных исследований.
Впереди большая работа
Сегодня Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии совместно с Министерством по природным ресурсам и Рослесхозом работает именно по этим направлениям. Мы активно поддерживаем инициативы Рослесхоза, проводим регулярные встречи и переговоры с его руководством, у нас налажен конструктивный диалог, мы провели совместно парламентские слушания по незаконным рубкам. Много мероприятий запланировано и на будущее, в том числе совместные заседания, выездные мероприятия и т.д. У нас намечена серьезная программа законотворческой деятельности на 2012 год. В частности можно назвать такие проекты федеральных законов как:
- «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения ответственности за нарушения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах и введения ответственности за нахождение в лесу с лесозаготовительной техникой)»;
- «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (в части передачи субъектам Российской Федерации полномочий по образованию лесных участков)», согласно которым субъектам Российской Федерации прямо делегируется полномочие по принятию решений по образованию и разделению лесных участков;
- «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (в части ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, а также в части уточнения правового регулирования защиты лесов от болезней и вредителей), который предлагает на уровне Лесного кодекса Российской Федерации прямо предусмотреть соответствующие понятия и основные принципы, этапы защиты лесов, а также права и обязанности органов государственной власти и лесопользователей;
- важный законопроект «О семеноводстве». На данный момент не достаточно четко разграничены полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, не ясны межбюджетные отношения, терминология не соответствует действующему законодательству. Законопроект предусматривает приведение лесного семеноводства в соответствие с действующим лесным законодательством, однозначно разграничивает полномочия между уровнями власти.
Кроме того, Комитет предлагает создать совместную рабочую группу по подготовки новой редакции Лесного кодекса.
Убежден, что реализация основных положений новой национальной лесной политики изменит ситуацию к лучшему, позволит восстановить имидж Российской Федерации как Великой Лесной Державы!
Уважаемые коллеги! Важность и актуальность нынешнего нашего форума не вызывает никаких сомнений. Русский лес требует от нас защиты, лесная отрасль - поддержки. Совместными усилиями мы сможем сформулировать государственную лесную политику, которая будет отвечать национальным интереса России, обеспечит рациональное использование нашего общенародного богатства – леса, поможет сохранить его для будущих поколений наших граждан. Впереди большая и ответственная работа. Позвольте пожелать всем нам успехов на этом пути.
Спасибо!
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
26 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |