16:15 20.12.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Нашу заботу – окружающей среде
2013-12-20 16:00
Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе
18 декабря 2013 года на заседании Государственной Думы приняты три закона, направленные на совершенствование системы рационального и эффективного использования природных ресурсов.
Это Федеральные законы: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды», «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами». Публикуем комментарии к этим законам заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» касается приведения федерального закона об ООПТ в соответствие с действующим законодательством.
Со времени введения в действие в 1995 году этого законопроекта существенно изменилось гражданско-правовое, земельное, бюджетное и иное законодательство. В связи с этим многие его положения стали вступать в противоречие с требованиями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и целого ряда других федеральных законов. Указанные противоречия существенно ослабляют правовой режим охраны особо охраняемых природных территорий, мешают эффективному управлению такими территориями.
Совершенствование правового регулирования отношений, касающихся особо охраняемых природных территорий, также необходимо для эффективного выполнения Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года, которая направлена на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Принятие этого законопроекта было призвано снять многие противоречия в системе действующего законодательства об ООПТ, которые мешали эффективно управлять особо охраняемыми природными территориями.
Так, было проведено разделение понятий «особо охраняемые природные территории» и «государственные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями». Нами была приведена в соответствие с гражданским законодательством действующая в настоящее время система управления особо охраняемыми природными территориями и выстроен механизм функционирования федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление такими территориями.
Закон в новой редакции устанавливает возможность и порядок создания национальных парков путем преобразования отдельных заповедников. В то же время законопроектом вводится необходимое условие, которое будет учитываться при принятии решения о преобразовании заповедников в национальные парки – это проведение государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза станет действенным механизмом, препятствующим необоснованному преобразованию заповедников. Необходимость такого преобразования обусловлена тем, что на территориях нескольких существующих заповедников ведется (в силу исторически сложившихся обстоятельств) многолетняя рекреационная и иная деятельность, не соответствующая режиму заповедников, но адекватная задачам и режиму национальных парков.
Например, Тебердинский заповедник (Республика Карачаево-Черкесия) частично захватывает горный курорт Домбай. В настоящее время 102 га территории заповедника используется под горнолыжные трассы и канатные дороги, без изъятия этой территории из состава земель заповедника. Эти участки земли используются для катания на горных лыжах, экскурсий с подъемом по канатным дорогам, альпинизма.
Примером использования территории заповедника в режиме, более подходящим для национального парка, является и заповедник «Столбы» (Красноярский край), на территории которого выделен «туристско-экскурсионный» район для удовлетворения рекреационных потребностей горожан. Эта деятельность не соответствует режиму заповедника (не имеет просветительской направленности, это – массовый отдых на природе), но отвечает задачам нацпарка.
Таким образом, принятием этого закона мы решили проблему рационального разграничения таких категорий ООПТ, как заповедник и нацпарк в зависимости от того, какая деятельность ведется на их территориях.
Также закон уточняет порядок создания ООПТ регионального значения и местного значения, а также порядок принятия решений о создании охранных зон ООПТ различных категорий. В законе об ООПТ определен лишь порядок создания охранных зон особо охраняемых природных территорий, но не установлено, какой орган уполномочен устанавливать такие зоны. Указанный пробел негативно сказывается на управлении, развитии и сохранении ООПТ. Имеются случаи, когда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждал границы охранных зон ООПТ федерального значения в ущерб особо охраняемым природным территориям. А освободившиеся земельные участки передавались под застройку близлежащим населенным пунктам. Мы устранили этот правовой пробел.
На сегодняшний день действующее законодательство не позволяет субъектам Федерации финансировать расходные обязательства, возникающие при выполнении полномочий, связанных с развитием и созданием федеральных ООПТ. А ведь так было не всегда. Начиная с тяжелейших 90-х годов и до 2008 года, во многих регионах – таких, как Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский округ, Башкортостан, Карачаево-Черкесия, Брянская область, город Москва, Нижегородская область, Республика Коми, Самарская область, Забайкальский край и ряде других регионов, именно поддержка регионов являлась существенным подспорьем для федеральных заповедников и национальных парков. Мы восстановили справедливость и такая возможность софинансирования органами государственной власти субъектов Федерации расходных обязательств Российской Федерации, связанных с развитием ООПТ федерального значения, теперь есть.
Также устраняется противоречие между статьями 95 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли территорий традиционного природопользования могут относиться к разным видам земель особо охраняемых территорий и объектов (землям особо охраняемых природных территорий и землям природоохранного назначения). Учитывая то, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов, выбор сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения (оставаясь в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, имеют более благоприятный режим для обеспечения традиционного образа жизни соответствующих народов).
В ближайшие 8 лет запланировано создать 11 новых заповедников, 17 национальных парков и 1 федеральный заказник, при этом общая площадь федеральных ООПТ возрастет на 18% и превысит 3% территории России. В то же время сегодня в стране из 70 существующих федеральных заказников почти два десятка заказников остаются по сути безнадзорными, они фактически не охраняются, меры по их охране - имитация деятельности. Это продолжается уже 10 лет. У ряда регионов давно назрело желание решить конструктивно эту проблему, взяв эти заказники себе, однако закон этого не позволял. Исходя из этого, нами установлена возможность преобразования отдельных государственных природных заказников федерального значения в заказники регионального значения. Тем самым мы имеем целью восстановить разрушенную некогда стройную систему управления одной из структур ООПТ.
В ходе работы над законом нам удалось убрать предложенные в его текст статьи, позволяющие передавать в частную собственность территории во второй и третьей зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также нормы, предусматривающие изменение границ ООПТ и ряд других подобных поправок.
Следующий принятый 18 декабря закон - это Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Действующим до сих пор законодательством о недрах не определялся порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов развития горных работ. Это касалось и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. Закон устраняет этот пробел и возлагает на Правительство РФ установление порядка подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, а также оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
В целом принятый нами закон повысит прозрачность административных процедур и, положительно скажется на безопасности проведения работ.
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды» направлен на совершенствование обеспечения экологической безопасности объектов использования атомной энергии.
Перед нами стояла задача усилить требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов.
Также решены вопросы обеспечения подготовки и поддержание квалификации работников объектов использования атомной энергии в соответствии с действующим законодательством.
Законом установлено, что проекты пунктов захоронения радиоактивных отходов должны предусматривать решения, обеспечивающие их закрытие. До этого к таким пунктам предъявлялись требования об их выводе из эксплуатации, однако их прямое назначение предусматривает только закрытие.
Принятием этого закона мы еще раз закрепляем экологические требования к атомным объектам в целях обеспечения их безопасности для человека и окружающей среды.
В заключение еще раз отмечаем, что все три закона вносят существенный вклад в обеспечение охраны окружающей среды.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме