14:30 18.03.2016 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин: Наша цель – создание условий для предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду

2016-03-18 11:36
В.И. Кашин

15 марта 2016 года заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин выступил с докладом на заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Уважаемые товарищи, друзья!

Рад приветствовать Вас от лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Мы в Комитете внимательно посмотрели отчет Росприроднадзора за 2015 год, и в целом хочется поблагодарить сотрудников Росприроднадзора за Вашу ответственную работу. Проведенные Вашей службой более 30 тысяч проверок, десятки тысяч выявленных и устраненных экологических правонарушений - все это результаты защиты национальных интересов и прав граждан. Ваша деятельность помогает сберечь нашу русскую природу для потомков, сохранить её для нынешних и будущих поколений, а также соблюсти конституционную заповедь о праве каждого на благоприятную окружающую среду.

На Федеральной службе по надзору в сфере природопользования лежит большая ответственность за сохранность окружающей нас природной среды, рациональное использование природных ресурсов нашей страны, обеспечение экологической безопасности государства.

Именно Росприроднадзор сосредотачивает в себе ключевые функции, при успешном осуществлении которых состояние окружающей среды станет благоприятным. Системно взаимодействуя со всеми ключевыми органами государственной власти Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является основным звеном практической реализации государственной природоохранной политики.

Инструмент экологического контроля и надзора всегда был и остаётся одним из ключевых в механизме охраны окружающей среды. В условиях роста антропогенной нагрузки только благодаря слаженой контрольно-надзорной деятельности можно обеспечить эффективное снижение объемов выбросов, сбросов, образования отходов производства и потребления. Ведь, по сей день существенного прогресса мы не видим, и все эти показатели остаются стабильно высокими.







Значительная часть населения по-прежнему живет в неблагоприятных экологических условиях, хоть и прослеживается тенденция к сокращению городов с высоким и очень высоким загрязнением воздуха. В 2013 году в России было 123 города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. В 2014 году их количество уменьшилось до 107. В приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения включены: Биробиджан, Благовещенск, Челябинск и др. Исключены Магнитогорск, Златоуст, Москва, Курган, Саратов и др.

В условиях международного внимания к вопросам изменения климата считаю важным заострить внимание на том, что эта часть природоохранной работы должна быть решительно усилена. Рост среднегодовой температуры в России выше в 2,5 раза, чем среднемировой прирост за период 1976 -2014 гг. И здесь, в первую очередь, должны помочь внесенные в законодательство изменения в части перехода на НДТ и новые экономические стимулы. Эффективно реализовав всё запланированное, мы обеспечим устойчивость мировой экосистемы, ведь Россия, как это было отмечено в рамках работы над новым климатическим соглашением в Париже, является экологическим донором всей планеты.

В целом, рассматривая вопрос совершенствования экологического законодательства, нельзя не отметить, что в этом направлении у нас есть серьёзные совместные успехи. Законодательное обеспечение рационального природользования и охраны окружающей среды было решительно усовершенствовано.







Приняты такие инициативы как федеральные законы № 455-ФЗ, № 415-ФЗ, № 406-ФЗ, № 219-ФЗ, № 458-ФЗ. Все они требуют эффективной реализации, и значительная роль в этом принадлежит Минприроды России и Росприроднадзору. Из приведённого списка особо хочу отметить два закона. Это 219-ФЗ (о нормировании) и 458-ФЗ (об отходах).

Закон "о нормировании" заложил принципиально новое содержание государственного регулирования в области охраны окружающей среды.







Основная цель – создание условий для предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Один из основных механизмов - переход на НДТ при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг. Кроме того, Закон содержит изменения, напрямую касающиеся компетенции Службы:

изменение принципов распределения поднадзорных объектов между федеральным и региональным надзором. В обеспечение реализации приняты критерии, на основании которых устанавливается перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Росприроднадзор сможет сконцентрировать свои усилия на основных загрязнителях природы, не отвлекаясь на незначительные по загрязнению объекты.

Учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - это ключевая функция, которую должен также обеспечить Росприроднадзор.

С 2019 года расширяются объекты ГЭЭ. Дополняются два новых - проектная документация объектов 1 категории и заявка на получение комплексного экологического разрешения.

Выдача Комплексного экологического разрешения позволит оптимизировать разрешительную процедуру выдачи природоохранных разрешений. И основная роль здесь именно Росприроднадзора.

В отношении 458-ФЗ следует отметить, что он дополняет первый и направлен на конкретную область регулирования - обращение с отходами. Данный законодательный акт положил фундамент новой, более эффективной системы обращения с отходами.







При этом в части компетенции Службы отмечу:

В Законе 458-ФЗ нашло отражение принципиальное решение по вопросу возврата к лицензированию всех видов деятельности по обращению с отходами…Изначально ошибочное суждение о том, что первичные этапы обращения с отходами, такие, как сбор и транспортирование, могут осуществляться без лицензии, явилось причиной снижения эффективности всей системы государственного надзора в рассматриваемой сфере. Это подтверждалось рейдовыми мероприятиями Росприроднадора. В итоге страна получила тысячи несанкционированных свалок, экологический ущерб от которых исчисляется миллионами рублей.

Надеюсь, что сейчас ситуация с выдачей лицензий улучшается, и не придется снова переносить сроки вступления в силу.

Ответственность производителя и экологический сбор. Напомню, ключевая задача – повышение объёмов утилизации отходов. В Законе прописан четкий механизм: либо выполняй норматив утилизации, либо уплачивай экосбор. С 2016 года нормативы утилизации уже «не нулевые», значит с 1 января 2017 года система учёта и контроля должна заработать! Чтобы заложенные в законе механизмы заработали необходимо обеспечить учёт и контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, контроль за уплатой экологического сбора, ведение государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.

Создание эффективных региональных систем управления отходами. Законом перераспределены роли и ответственность участников системы государственного управления - обширными полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Основными инструментами их работы определены: региональная программа обращения с отходами; территориальная схема обращения с отходами. Оба эти документа должны быть согласованы с уполномоченным органом, очевидно, это будет Росприроднадзор.

И здесь уже сейчас возникает проблема. Подзаконного акта по терсхемам до сих пор нет. А это основа региональной политики. Потом уже идут тарифы, коммунальная услуга...Росприроднадзор в рамках согласования терсхем должен проверить легитимность включения объектов по обращению с отходами на территории 85 субъектов РФ! Наличие лицензий, включение объектов по размещению в Государственный реестр объектов и т.д. А региональные системы должны заработать до 1 января 2017 года. В целом ситуация с подзаконными актами не благополучная…







В декабре 2015 года на заседании Высшего экологического совета Комитета (ВЭС) мы отметили катастрофическую ситуацию с принятием подзаконных актов. И, в первую очередь, это касается актов Минстроя России. Регионы не могут начать свою работу без них. В результате в декабре 2015 года перенесли срок на год с правом каждого региона перейти на новые правила в течении 2016 года. Актов до сих пор нет…

Далее считаю важным остановиться подробнее на законопроектной работе Комитета. Уже сейчас в работе находятся законодательные инициативы, направленные на:

- совершенствование правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, а также при заготовке недревесных и пищевых лесных ресурсов;

- совершенствование механизма заключения договоров водопользования;

- совершенствование правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- повышение инвестиционной привлекательности пользования недрами и эффективности использования минерально-сырьевой базы.

- установление переходного периода в отношении требований к объектам размещения отходов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.







К приоритетным направлениям развития природоохранного законодательства Комитет относит вопросы совершенствования экологической экспертизы, возмещения вреда, регулирования выбросов парниковых газов.

Особого внимания требует вопрос охраны почв, до сих пор этот стратегический ресурс обеспечения национальной безопасности не имеет правовой защиты.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что до сих пор, фактически незадействованным резервом, обладающим значительным экологическим потенциалом, являются наши рядовые граждане – физические лица. Сконцентрировав внимание на глобальной модернизации мы, к сожалению, уделяем непростительно мало внимания формированию экологического мировоззрения в обществе, культивированию бережного отношения к природе с малых лет.

Следует отметить, что эффективное взаимодействие Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не ограничивается нормотворческой деятельностью. Также плодотворно ведётся работа по предупреждению и пресечению экологических правонарушений.

В Комитет поступают заявления и обращения от граждан и общественных экологических организаций о фактах нарушения природоохранного законодательства. Это - и рубки леса, и нарушение законодательства в водоохранной сфере, и нарушения в области обращения с отходами, и загрязнение атмосферного воздуха.

В этой связи необходимо сделать акцент на внедряемом Службой риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля (надзора). Это новая концепция надзорной деятельности, но такой подход необходимо внедрять взвешенно, с учетом серьёзности и масштабности экологических рисков. Надо быть более внимательными, особенно когда мы говорим о лесных пожарах, когда такая беда накрывает весь регион, и тогда это касается каждого, хотя изначально риск казался минимальным.

Необходимо подходить комплексно к решению вопроса снижения числа экологических правонарушений. В настоящее время в Государственной Думе осуществляется подготовка новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существенно увеличивается размер штрафов, вводятся новые составы правонарушений. Комитет совместно с Минприроды России подготовил свои замечания и предложения. В настоящее время осуществляется доработка главы Кодекса по экологическим правонарушениям. Предлагаем Росприроднадзору подключиться к этой работе.

Хотелось бы сказать слова благодарности передовикам в регионах, например, отметить работу территориального органа в Республике Татарстан, Центрального федерального округа. За каждой сохраненной рекой, рощей стоит ежедневный труд инспекторов и, конечно, к вопросу материального и социального обеспечения сотрудников Службы нужно подходить ответственно. Нужно четко понимать, что Служба - это не нечто аморфное, а конкретные живые люди, которые стоят на передовой охраны окружающей среды.

Комитет, поддерживая активную позицию граждан в вопросах охраны окружающей среды, при рассмотрении их обращений часто привлекает к содействию Росприроднадзор. И можно привести множество примеров оказания помощи в конкретных ситуациях по всей России: взыскание платы за размещение отходов с Московского мусоросжигательного завода № 3 и нарушений требований к их размещению; пресечено обустройство кладбища в зоне санитарной охраны питьевого водоснабжения в Мытищинском районе, взыскан вред, причиненный почвам при осуществлении деятельности ООО «Химки Лэнд».

При этом у нас всё-таки есть компании, демонстрирующие высокий уровень экологической ответственности, уже сейчас применяющие эффективные технологии, улучшающие экологическую ситуацию в стране. Назову лишь некоторые из них. «Нижнекамскнефтехим» - крупнейший производитель и экспортер нефтехимической продукции в стране. При этом своей практической деятельностью доказывают возможность сочетания экономических и экологических интересов. Не дожидаясь положений 219-ФЗ предприятие уже сейчас служит успешным примером применения НДТ.

Особо хочу отметить опыт Республики Татарстан. В Нурлатовском районе функционирует полигон для отходов, обслуживающий население более 70 тысяч человек. Полигон оборудован в соответствии с нормативами качества окружающей среды, обеспечивая сортировку, дезинфекцию, переработку отходов в полезную продукцию. Полигон работает прибыльно, при этом никакого вреда окружающей среде. Истинный пример гармоничного сочетания экономических и экологических интересов, ответственного отношения к природе.

Также отмечу одно из металлургических предприятий в Тюменской области, которое обеспечило загрузку своих мощностей по переработке лома металлов на 100 лет вперед. Эти горы металла просто валялись под ногами, как никому не интересный отход, нанося огромный ущерб природе, но благодаря усилиям специалистов компании этот ценнейший ресурс становится прекрасной товарной линейкой, а тысячи гектар земли возвращаются в хозяйственный оборот.

Комитет призывает к кооперации Минприроды России, Росприроднадзор, Росгидромет и иные природоохранные ведомства для совместного решения наболевших проблем в области охраны окружающей среды. Комитет всегда готов рассмотреть предложения Росприроднадзора по совершенствованию экологического законодательства, готов к совместной работе.

В заключение хочу пожелать всему коллективу Росприроднадзора сохранять высокую работоспособность и готовность самоотверженно добиваться поставленных целей вне зависимости от сложности сопряженных с этим задач, непредвзятой бдительности.

Желаем всем благополучия и процветания, удовольствия от работы и удовлетворения от достигнутых результатов.

Успехов Вам и побед!

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме