16:00 30.09.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Наш законопроект о государственном регулировании торговли в Российской Федерации устроит всех, кроме олигархов и «медвежьей» партии, которая их обслуживает
Коммунисты подготовили свой вариант закона о торговле, устанавливающий предельный уровень торговых наценок. В этой связи публикуем комментарий Заместителя Председателя ЦК КПРФ, депутата Госдумы, профессора, действительного члена Российской академии сельскохозяйственных наук В.И. Кашина, сам проект закона и пояснительную записку к нему.
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
В.И. Кашин:
- Фракция КПРФ внесла проект закона о государственном регулировании торговли в Российской Федерации. Действующий Закон о торговле был принят год назад. Инициатива принятия Закона о торговле также принадлежит фракции КПРФ. История создания того закона. Руководство КПРФ встречалось с Президентом РФ Д.А. Медведевым и на встрече с ним мы подняли эту тему. После этого Д.А. Медведев поручил Правительству и Государственной Думе разработать соответствующий закон. По инициативе фракции КПРФ была создана межфракционная группа, которая работала над этим законопроектом. Фракция КПРФ параллельно с этим подготовила свой законопроект. Но наш механизм, который лег в основу законопроекта КПРФ, не был принят партией большинства в Госдуме – «Единой Россией», но частично был принят в закон, который регулирует цены на лекарственные препараты. Что же касается регулирования цен на продовольственные товары, то «медведи» так и заявили с трибуны, что это приведет к исчезновению продуктов питания с прилавком магазинов. То есть, по их логике, если продукты питания станут доступнее населению, то население эти продукты питания сразу скупит, и на прилавках магазинов ничего не останется. «Медведи» тем самым признали, что население сегодня недоедает, а «медвежья» партия даже не ставит цель удовлетворить потребности населения в полноценном питании.
2010 год стал годом проверки для действующего Закона о торговле, выхолощенного «ЕР», и мы убедились, что этот закон абсолютно неработоспособен. Так действующий закон предусматривает определенные ограничения цен на товары первой необходимости: в течение месяца надбавки не должны превышать больше 30%. Но при таком раскладе можно ежемесячно повышать цену и за год она вырастет в разы. Что мы и видим на практике. Цена на картофель в 2010 году увеличилась в 3 раз, увеличились цены и на остальную плодовоовощную продукцию. Цены на хлеб и макаронные изделия растут не по дням, а по часам. Цена на гречку увеличилась в 3 раза, подорожали другие крупы. В 2010 году цены на товары первой необходимости растут значительно быстрее, чем они росли в 2008 и 2009 годах. А при этом заработная плата в 2008 году снизилась на 6,5%, в 2009 году – на 3,5%, быстрыми темпами растут тарифы ЖКХ. На наших глазах государство плодит нищету, безработицу и криминал.
При этом миллиардеры наживаются, их численность за эти тяжелые годы возросла вдвое. Сегодня основную прибыль забирают элеваторы, владельцы торговых мощностей, и те, кто присвоил себе мощные энергетические ресурсы государства и вздувает цены на них. Сегодня за тонну солярки надо отдать 5-6 тонн зерна! Но это же просто грабеж крестьянина. Власть загнала страну в тупик и безысходность.
Вот в такое тяжелое время мы вносим наш проект Закона о государственном регулировании торговли в Российской Федерации. Наш закон может устроить всех, кроме олигархов и партии, которая обслуживает олигархов – «Единой России». В чем суть нашего законопроекта? Мы считаем, что производитель продовольственного сырья и непосредственно продовольствия должен получить предельную надбавку к себестоимости продукции, чтобы он смог вести дальше расширенное производство, – 45%. Это доля крестьянина, если речь, к примеру, идет о зерне.
Если предельная себестоимость килограмма зерна по тяжелому году – 4 рубля, крестьянин может продавать зерно уже по 6 рублей, т.е. 2 рубля – это его надбавка. Переработчику должно достаться 15%, оптовой и розничной торговле – по 15%. Мы хотим предоставить государству право определить перечень товаров, на которые будет распространяться этот механизм.
Кстати, примерно по такому принципу, который был заимствован у нас, действует регулирование цен на определенные медицинские препараты. В нашем законопроекте мы определили понятия «продовольственные товары», «товары первой необходимости» и др. Мы также отработали в нашем законопроекте всех участников торговых операций. Если наш законопроект будет принят, то цены на основные продукты питания снизятся в разы. И это даст возможность крестьянину встать с колен, продукты питания станут доступны для потребителя. Например, батон нарезного хлеба будет стоить 8 рублей.
Нужна не говорильня о том, что цены растут, а нужно применить политическую волю. Наша задача провести этот закон, убедить наших оппонентов. Кстати, вчера на «круглом столе» по лесозаготовке В.В. Путин буквально процитировал некоторые положения проекта Лесного кодекса, который был разработан коммунистами. В свое время «медведи» отклонили этот законопроект, а сегодня сами же к нему возвращаются.
Приложение
Вносится депутатами Государственной Думы Г.А.Зюгановым, В.И.Кашиным, В.И.Илюхиным,Н.В.Коломейцевым, А.Е.Локтем, А.Ю.Русских, В.А.Стародубцевым, Н.В.Разворотневым, Н.А Останиной, В.Н. Паутовым, Н.Ф.Рябовым, А.А. Пономаревым, В.Ф.Рашкиным, С.Г.Левченко, П.В. Романовым, А.В.Апариной, С.П.Обуховым, В.Н. Федоткиным, В.С.Романовым, Т.В.Плетневой, Ю.В.Афониным, С.М.Соколом, С.И Штогриным, С.Н.Решульским, В.С.Шурчановым, В.Д.Хахичевым, В.С.Никитиным, Д.Г.Новиковым
Проект
4 октября 2010 года
Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Статья 1.
1) Статья 1., пункт 2 дополнить подпунктами 3) и 4) следующего содержания:
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов потребителей, пользующихся услугами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (хозяйствующие субъекты), осуществляющих торговую деятельность, баланса их экономических интересов;
4) государственное регулирование цен на продовольственные товары первой необходимости;
Подпункты 3) и 4) законопроекта считать соответственно 5) и 6).
2) Статья 1., пункт 3 изложить в следующей редакции: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности на территории Российской Федерации; отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе торговой деятельности; а также отношения, связанные с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары при их производстве, переработке и реализации посредством государственных закупок, оптовой, розничной торговли или реализации через организации общественного питания; отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), с другой стороны, в связи с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары.
3) Статья 1., пункт 4 изъять подпункт 3). Подпункт 4) считать подпунктом 3).
4) Статья 1., пункт 5 изложить в следующей редакции: Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и потребителями при продаже товаров, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей", настоящим законом и иными федеральными законами.
5) Статья 2. дополнить основными понятиями:
продовольственные товары - товары, представляющие собой пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначенные для употребления человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, а также биологически активные добавки, жевательная резинка;
продовольственные товары первой необходимости – товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ (хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания);
торговая наценка – надбавка к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли производителем или предприятиями торговли.
Статья 2.
1) Законопроект дополнить статьей 61 следующего содержания:
Статья 61. Государственное и муниципальное регулирование цен на продовольственные товары.
Правительство Российской Федерации устанавливает:
1. предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая товары первой необходимости, для организаций, осуществляющих торговую деятельность (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, и организаций потребительской кооперации);
2. уровень предельных значений торговых наценок, которые не могут превышать:
- для производителей первичного сырья (зерно, молоко, овощи и т.д.) - 45% от себестоимости их производства;
- для переработчиков - 15% от отпускной цены производителя сырья;
- для организаций оптовой торговли – 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров;
- для организаций розничной торговли, включая рынки – 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены;
- для организаций общественного питания – 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.
3. предельные размеры удельного веса отдельных видов импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, допустимых в ассортименте реализуемых товаров
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают:
- перечень отдельных видов продовольственных товаров, включая товары первой необходимости, на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок. С учетом местной специфики этот перечень может быть только расширен по сравнению с установленным Правительством Российской Федерации;
- уровень предельных значений торговых наценок, которые не могут превышать установленных Правительством Российской Федерации.
2). Статья 9, п.4 дополнить подпунктом 4) за нарушение хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, сроков оплаты сельскохозяйственной продукции и продовольствия, передаваемых для последующей их продажи, хозяйствующим субъектом уплачивается пеня в размере 1% за каждый день просрочки оплаты;
подпункт 4) законопроекта считать 5).
3). Статья 16, пункт 1 дополнить абзацем: положение пункта 1 не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляющие торгово-закупочную деятельность в сельской местности, а также организации потребительской кооперации;
4). Статья 20, пункт 3, подпункт 2) после слова кооперативов вставить: организаций потребительской кооперации и дальше по тексту.
Статья 3. Настоящий закон вступает в силу с момента опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д.Медведев.
Депутаты Государственной Думы:
Г.А. Зюганов
В.И. Кашин
Н.В. Коломейцев
Н.А. Останина
В.Н. Паутов
С.П. Обухов
В.С. Романов
С.Н. Решульский
В.Ф. Рашкин
В.С. Шурчанов
Н.Ф. Рябов
В.С. Никитин
Ю.В. Афонин
П.В. Романов
В.И. Илюхин
В.А. Стародубцев
А.Е. Локоть
А.А. Пономарев
А.Ю. Русских
В.Н. Федоткин
С.И. Штогрин
А.В. Апарина
С.Г. Левченко
Н.В. Разворотнев
В.Д. Хахичев
Т.В. Плетнева
С.М. Сокол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
В принятом федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не учтены многие положения, которые обсуждались на встрече с Президентом Российской Федерации, и нашли поддержку с его стороны.
Прежде всего, это касается государственного регулирования ценообразования на продукты питания. Речь идет об основных продуктах питания, таких как хлеб, хлебобулочные изделия, молоко, молочные продукты, некоторые мясные продукты, а также продукты детского питания.
При принятии указанного закона палатой были отвергнуты поправки фракции КПРФ, согласованные с позицией руководства страны. Вместо введения механизма ценообразования было принято не действующее положение о замораживании цен на продукты питания, если они в течение месяца повышаются на 30% и более процентов. События лета 2010 года показывают, что принятое положение закона также не работает. Например, крупа гречневая в цене выросла в разы, но никаких запретительных или ограничительных мер не принято. Отсутствие государственного регулирования ценообразования даже на основные продукты питания и детское питание приводит к стихийному росту цен и сговору торговых сетей.
В принятом законе также не учитывается баланс интересов всех участников производства продуктов питания – крестьянина, переработчика и торговца. Крен сделан в основном в сторону торговли, которая присваивает львиную долю прибыли. Это приводит к тому, что труд, например, крестьянина - главного участника производства хлеба, в конечном продукте оценивается 6-8%, в то время как во всех развитых странах эта величина составляет не менее 50%. Такое отношение к крестьянскому труду ведет к обнищанию сельского труженика, снижает стимул к расширенному воспроизводству и наращиванию объемов сельскохозяйственной продукции.
В предлагаемом законопроекте устанавливается механизм государственного контроля за уровнем цен и соотношение долей прибыли для всех участников производства продуктов питания. Принятие данного законопроекта позволит избежать недостатков действующего закона.
Депутаты Государственной Думы:
Г.А. Зюганов
В.И. Кашин
Н.В. Коломейцев
Н.А. Останина
В.Н. Паутов
С.П. Обухов
В.С. Романов
С.Н. Решульский
В.Ф. Рашкин
В.С. Шурчанов
Н.Ф. Рябов
В.С. Никитин
Ю.В. Афонин
П.В. Романов
В.И. Илюхин
В.А. Стародубцев
А.Е. Локоть
А.А. Пономарев
А.Ю. Русских
В.Н. Федоткин
С.И. Штогрин
А.В. Апарина
С.Г. Левченко
Н.В. Разворотнев
В.Д. Хахичев
Т.В. Плетнева
С.М. Сокол
Д.Г. Новиков
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
28 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |