17:45 08.10.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

В.И. Кашин: "Мы ответственны перед будущими поколениями"

2013-10-08 16:49
В.И. Кашин

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 2 октября 2013 года на расширенном заседании Высшего экологического совета на тему: "Законодательная поддержка государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов".

Благодарю всех, кто прибыл сегодня на это заседание, в том числе депутатский корпус по всей вертикали власти, представителей 56 регионов, науки, общественных и экологических организаций.

Обеспокоенность мирового сообщества

Примерно с середины прошлого века интерес мирового сообщества к экологическим проблемам стал стремительно расти. Состоялось несколько значимых всемирных форумов, в том числе и под эгидой ООН. В частности это Конференция ООН в Стокгольме в 1972 году, Конференция РИО-92, которая состоялась в Бразилии. Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро явилась эпохальным событием в истории человечества. На ней собрались представители 179 стран мира, 1600 неправительственных организаций. Конференция приняла декларацию РИО, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития, опирающимся на науку и образование. В 2012 году состоялась Конференция ООН РИО+20, на которой мировое сообщество подвело итоги проделанной за 20 лет работы и продолжило поиск новых путей предотвращения угроз экологической безопасности в планетарном масштабе. В декабре 2012 года состоялась 18-я сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 8-я сессия Совещания Сторон Киотского протокола с участием нашего Комитета, которые посвящены были проблемам глобального потепления.

В 2012 году состоялся и V Международный Невский экологический конгресс, в котором наш Комитет принимал активное участие и на котором также рассматривались экологическим проблемы на самом высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

Вместе с международным сообществом мы ищем пути гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества в целях его устойчивого развития. Актуальность обеспечения устойчивого развития ставит на повестку дня необходимость глубокой «экологизации» экономики на основе реализации едва ли не главного приоритета современного развития — повышения ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья.

Будущее цивилизации стало зависеть от объединенной политики государств, направленной на выработку и реализацию комплекса мер по противодействию негативным последствиям научно-технического прогресса, приводящим к эколого-техногенным катастрофам и их глобальным экологическим последствиям.

 

 

 

 

 

 

Уже сегодня в связи с тем, что льды Северного ледовитого океана и Гренландии стремительно тают, холодные талые воды растекаются и устремляются навстречу теплым водам Гольфстрима, что в соответствии с законами термодинамики, несет угрозу его «закольцовывания» в средних широтах Земли. Сдвиг фронтов активного перемешивания холодных и теплых масс воды к южным широтам неизбежно порождает не только сверхразрушительные потоки паровоздушных масс, но и выпадение в катастрофических объемах дождя и снега как в Европе, так и в Америке, что все чаще стало наблюдаться в последние несколько десятков лет. Это же относится и к районам тихоокеанского побережья, омываемых теплым течением Куросио. Вероятнее всего именно по этой причине произошло крупнейшее наводнение на дальнем Востоке. Такого рода глобально-перманентные катаклизмы ведут не только к лишениям и страданиям людей, но и к таким энергетическим, материальным и финансовым расходам на ликвидацию их последствий, которые, в конце концов, обескровят социально-экономическую жизнь многих стран мира. Никакие благотворительные акции не помогут.

Мир должен перейти на устойчивое развитие, которое представляет собой комплексное, системное понятие, и оно достигается, прежде всего, через сохранение благоприятных условий проживания человека — дышать чистым воздухом, пить чистую воду, через доступность к образованию, медицинскому обслуживанию, возможность иметь работу и достойную заработную плату, растить детей, питаться экологическими чистыми продуктами и т.д. К сожалению, в наше время каждый четвертый житель Земли уже нуждается в глотке чистой воды и более 1,6 млрд. людей голодают.

 

 

 

 

 

 

Экологические проблемы России

 

Вызывает тревогу экологическая ситуация и в нашей стране. Данная проблема многопланова. Это и состояние воздуха, и состояние воды, и состояние почв, и сохранение лесов и т.д. Достаточно сказать, что из-за неблагоприятных условий проживания ежегодно страна теряет 300-350 тысяч человеческих жизней. То есть, имеет место грубейшее нарушение конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду. Поправить ситуацию можно только, если мы будем действовать, адекватно воспринимая ее сложность. Возьмем любое экологическое направление — воздух, вода, почва, лес...

Достаточно сказать, что в 40 субъектах Российской Федерации более 50% городского населения находятся под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. В некоторых городах наличие в воздухе вредных веществ в 5-10 раз превышает предельно-допустимые концентрации.

 

 

 

 

 

 

Значительный вклад в загрязнение воздуха вносит добыча нефти за счет сжигания попутного газа. Россия, к сожалению, занимает первую в мире позицию по объему попутного газа, сжигаемого на факельных установках.

 

 

 

 

 

 

У нас сжигается почти около 25% попутного газа, хотя уже несколько лет действует постановление правительства, устанавливающего лимит на сжигание газа в объеме не более 5%. Комментарии, как говорится, излишни. Безнаказанность рождает бесхозяйственность. Предприятия нефтеперерабатывающей и металлургической отраслей вместе с автотранспортом являются основными источниками загрязнения атмосферного воздуха углеводородами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидами азота и т.д.

 

 

 

 

 

 

Остается высоким объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Более 25% подземных и около 45% наземных источников питьевой воды не соответствуют санитарным нормам. Водные объекты загрязняются неочищенными стоками, здесь процветает вседозволенность, безнаказанность. В водоемы сбрасывается всего лишь примерно 11% очищенных стоков, все остальное - или условно очищенные или вовсе не очищенные стоки. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 10-11 млн. тонн загрязняющих веществ.

 

 

 

 

 

 

По прогнозам ученых к 2025 году, если не принимать срочных мер, в мире без питьевой воды могут остаться около 3 млрд. человек, а еще 2/3 жителей земного шара будут страдать от ее нехватки. Примерно между 2035 и 2045 годами объем потребляемой пресной воды сравняется с ее ресурсами. Объем экономически доступных ресурсов пресной воды неуклонно уменьшается в результате негативных антропогенных воздействий на природные системы ее воспроизводства.

Нехватка чистой воды способна стать причиной тяжелейших социальных проблем, связанных со здоровьем людей. Так, по оценкам Мирового Банка, 88% всех болезней в мире спровоцировано плохим качеством питьевой воды и ее нехваткой для гигиенических нужд.

 

 

 

 

 

 

Одна из главных причин тяжелейшей ситуации в водном хозяйстве страны слабость экологического контроля, а также ущербность Водного кодекса. Именно по этим причинам водные объекты лишились защитных зон, земли водного фонда остались лишь в виде дна объекта, идет ломка береговых линий, недобросовестное отношение к гидротехническим сооружениям. В итоге мы получаем трагедии Крымска и Саяно-Шушенской ГЭС.

Наблюдается возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий Российской Федерации. Основными источниками загрязнения морей и морского побережья являются глобальные и региональные переносы загрязняющих веществ, в том числе и посредством рек, озер и морей, являющимися трансграничными.

Страна завалена отходами промышленности и бытовыми отходами. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок. В хранилищах и полигонах накоплено почти 100 млрд. тонн отходов, в том числе и опасных для здоровья человека. Ежегодно объем отходов увеличивается на 4 млрд. тонн, из которых только 45% перерабатывается. В основном это отходы промышленности. Бытовые же отходы практически полностью (93%) размещаются на полигонах. Захоронение отходов в нашей стране - это основной способ обращения с отходами, хотя по мировым стандартам - является конечной стадией, применяемой тогда, когда приняты все возможные меры по их переработке и использованию.

Особо надо отметить варварское отношение к кормилице-земле. Свыше сорока млн. гектар пахотной земли заброшено, и она уже поросла кустарником и прочим чертополохом. Плодородие земли деградирует, в том числе и наши черноземы. Идет закисление, заболачивание и опустынивание почв. Новые хозяева забыли о такой важной вещи, как вынос урожаем из почвы полезных веществ, не возмещая его внесением удобрений. Как вернуть эти земли к жизни, вот о чем теперь нам надо думать. Ведь возвращение этих земель к жизни это тот кусок хлеба, которого сегодня недостает очень многим людям.

Нельзя не остановится еще на одном, можно сказать, экологическом преступлении. В густонаселенной черноземной Воронежской области, в интересах узкого круга лиц и организаций, прикрываясь некой важностью и необходимостью, готовится это самое экологическое преступление - разработка медноникелевых руд Еланского и Елкинского месторождений. даже на фоне разгула экологического беззакония двадцати «демократических» лет в России проект безумен, ибо предполагает развернуть высокотоксичное производство на драгоценных черноземах, на берегах чистейшей реки - Хопер, близ уникального Хоперского заповедника. Оказывается, нам мало загаженных подземных вод, так еще и черноземы будем убивать. И вместо того, чтобы сосредоточиться на проблемах агропромышленного комплекса региона, а также на поддержке воронежской промышленности высоких технологий, науки и образования - отдельные горячие головы продолжают на полном серьезе обсуждать необходимость разработки указанных месторождений.

Нарушение почвенного слоя, подъем на поверхность глубинных пород, содержащих тяжелые металлы, вредные испарения отвалов и загрязнение вод нанесет непоправимый вред уникальной флоре и фауне региона. Новохоперский заповедник может перестать существовать. А ведь в заповеднике под охраной находятся исчезающая выхухоль), 48 видов рыб, 236 видов птиц.

Русский лес в опасности!

 

Тема нашего настоящего заседания - судьба русского леса и всего лесопромышленного комплекса. Поэтому остановлюсь на этой теме более подробно.

Лес - это наше бесценное национальное богатство. Являясь возобновляемым природным ресурсом и отличаясь огромным природным разнообразием, леса выполняют многочисленные средообразующие и экологические функции, относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития, сохранения благоприятной среды жизни и повышения благосостояния граждан нашей страны. Особую роль играют леса в формировании традиционного уклада жизни сельского населения.

Разумно распоряжаться и приумножать это богатство — главная задача каждого из нас. К сожалению, сегодня лесная отрасль переживает не лучшие времена. Последние два десятилетия политических и экономических реформ показали, что лесной сектор страны трудно адаптируется к рыночным отношениям, он перестал быть приоритетом национальной экономической политики.

Россия - мировая лесная держава, располагает более чем 20% мировых лесов, более половины ее территории занято лесами. Однако ее доля в мировой торговле лесоматериалами составляет лишь 4%. Доля лесного сектора в ВВП страны составляет около 1,7%, в промышленной продукции - 3,7%, в экспортной валютной выручке - 2,4%.

 

 

 

 

 

 

Сегодня отрасль стала убыточной. Не восполняются даже те копейки, которые лесное хозяйство получает из федерального бюджета. А это, буквально, гроши. Напомню, что в 1913 году доходы лесной отрасли в 3 раза превышали затраты, в 1929 году — в 2 раза увеличился объем доходов, также превысив затраты в 3раза! В 70-80-х годах объемы заготовок достигали 380 млн. кубометров, вклад лесной промышленности в экономику страны составлял 5% ВВП. Мы входили в пятерку крупнейших мировых экспортеров лесопродукции, причем доля «кругляка» в структуре экспорта была минимальна.

В настоящее время страна перестала быть той, где занимаются всерьёз переработкой древесины. Только глубокая переработка древесины на комбинатах, построенных еще в советское время, на оборудовании, которое давно выработало свой ресурс. Создание крупных лесоперерабатывающих производств - пока только на бумаге, а между тем самому «молодому» из российских ЦБК — 40 лет!

Мы вынуждены импортировать дорогостоящую наукоемкую продукцию, такую как высококачественные материалы для тары и упаковки, мелованную бумагу, картон и др. На долю СССР приходилось 5,2% мирового объема производства бумаги и картона и он занимал четвертое место в мире по этим показателям. Сегодня доля России в мировом производстве бумаги и картона сократилась до 2%, и Россия передвинулась с четвертого места в мире в середину второго десятка. За этот же период, например, целлюлозно-в 5 регионах осуществляется относительно

бумажная промышленность Китая сделала стремительный рынок и, обогнав США, вышла на первое место в мире.

 

 

 

 

 

 

Настоящим бедствием для леса стали в последние годы пожары, нелегальные рубки и нелегальный оборот древесины, различного вида биологические вредители и болезни. Ежегодно регистрируются от 12 до 43 тысяч лесных пожаров, охватывающих до нескольких миллионов гектаров леса. Анализ статистической отчетности показывает, что за период с 1990 по 2012 гг. незаконные рубки лесных насаждений выросли примерно в 5 раз, с 350 тысяч кубометров до 1,6 млн. кубометров. При этом показатель выявляемости виновников совершения нарушений составляет в среднем около 42%, взыскивается около 1% от суммы причиненного ущерба.

 

 

 

 

 

 

Ежегодные среднемноголетние темпы современного выбытия лесов превышают 1 млн., га, из них около 800 тысяч га за счет сплошных рубок, 200 тысяч га за счет гибели от лесных пожаров, около 30 тыс. га — за счет гибели от вредных организмов. Яркий пример в этом отношении являют леса Подмосковья. Значительная их часть подвержена воздействию короеда-типографа. Объемы погибших лесных насаждений от вредителей и болезней в Московской области в 2012 году превысили объемы погибших лесных насаждений от огня в 2010 году. На границе Владимирской и Московской областей появился, кроме короеда-типографа, новый вредитель – Шелкопряд Монашенка. В отличие от короеда-типографа, который уничтожает только хвойные насаждения, монашенка ест почти все.

Разрушены лесные хозяйства, сокращено число лесничих, сокращены пожарные службы, деградировала инфраструктура, материально-техническая база отрасли, постоянно снижающееся финансирование, в том числе и лесной науки, в запущенном состоянии лесоустройство и лесовосстановление т.д. Так, например, число должностных лиц, обеспечивающих охрану лесов, сократилось с 79 до 17 тысяч человек. В среднем по России на одного работающего в лесничестве приходится около 55 тысяч га площади земель лесного фонда, а в Дальневосточном федеральном округе - 319 тысяч га. То есть, нагрузка на работника самого нижнего звена лесоуправления, призванного осуществлять преобладающий объем практической работы в лесу, неимоверно выросла.

 

 

 

 

 

 

С 2007 года охрану лесов в наземной зоне начали осуществлять специализированные учреждения по охране лесов, в авиационной зоне — специализированные учреждения по авиационной охране лесов, из них часть учреждений выполняют функции по авиационной и наземной охране лесов. Но общий налет часов авиалесоохраны сократился почти в 6 раз в сравнении с концом 80-х годов, в том числе из-за проблем с обеспечением авиабензином. И это в стране, импортирующей ежегодно более 250 млн. тонн нефти.

В ходе недавно проведенных контрольных проверок аудиторы Счетной палаты пришли к однозначному выводу, что эффективного механизма, направленного на своевременное и качественное воспроизводство лесов в Российской Федерации, нет. Не соблюдается принцип обеспечения баланса выбытия и восстановления российских лесов. Показатели реализации региональных программ в части воспроизводства лесов, ниже плановых. Площадь лесовосстановления на землях лесного фонда значительно ниже площадей сплошных рубок.

В последние годы устойчиво снижаются объемы выращивания посадочного материала. С 2000 года по 2010 количество посадочного материала уменьшилось вдвое, с 1,8 млрд. шт. до 0,9 млрд. шт. По данным за 2012 год, общая площадь питомников лесных растений России по сравнению с данными на 1 января 2006 года сократилось на 42 процента. Следуя этой тенденции, если не принять соответствующих мер, к 2020 г. объемы производства стандартного посадочного материала снизятся до 0,5 млрд. шт., что грозит полной катастрофой для восстановления и воспроизводства лесов.

Лесохозяйственная техника, стоящая на балансе предприятий субъектов РФ, имеет предельный износ 70-80%. Ее использование не может сегодня обеспечить эффективное проведение лесохозяйственных мероприятий, к тому же серийное производство машин и механизмов для лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века.

То же самое можно сказать и о лесоустройстве. Лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время более половины лесов имеют давность лесоустройства свыше 20 лет, а на площади более 3 млн. гектаров лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. В период с 1991 по 2006 годы лесоустроительные работы ежегодно в среднем выполнялись на площади 30-50 млн. гектаров. Сегодня давность лесоустройства в среднем по стране приближается к 20 годам, что отрицательно влияет на эффективность управления лесами и их использования. Несмотря на принятые поправки в Лесной кодекс Российской Федерации, при отсутствии целевого финансирования площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства может увеличиться к 2020 году до 80%, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов.

 

 

 

 

 

 

Нельзя обойти стороной проблему сохранения и увеличения площади защитных лесов. Защитные леса - это основа благоприятных условий жизни населения, ведения сельского хозяйства, защиты городов от пыльных бурь, почвы от эрозии. Именно защитные леса могли бы значительно снизить экономический и социальный ущерб от наводнений, снежных заносов, засухи.

В советское время на защитное лесоразведение выделялись немалые средства, создавались агролесхозы и лесомелиоративные станции. В тот же период в стране посадили более 140 тыс., га протяженностью в 5 тыс., км государственных защитных полос, которые стали каркасом системы нынешнего защитного леса. До сих пор защитные леса сохраняют источники целебной минеральной воды на Северном Кавказе. Сейчас же в стране вместо 5 остается 2,7 млн., га защитных лесов.

С этой проблемой тесно связана и другая, не менее важная проблема - развития и расширения системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения в целях сохранения уникального природного наследия и разнообразия России. Существующая в настоящее время система ООПТ федерального значения позволяет обеспечить охрану лишь менее половины видов редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Современная сеть ООПТ федерального значения охватывает территорию России неравномерно: в основном они сосредоточены в европейской части, на юге Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, многолетняя практика применения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» показала, что некоторые вопросы организации, функционирования и режима использования особо охраняемых природных территорий регламентированы недостаточно четко, либо не урегулированы вовсе, что существенно сужает сферу его действия, приводит к противоречиям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов. Наступление на ООПТ идет по всем фронтам - и на суше, и на воде, и в лесу. За примером не надо далеко ходить. В Подмосковье идет наступление на Национальный парк «Лосиный остров». Жители близлежащих деревень всеми силами пытаются отстоять этот уникальный уголок природы.

Модернизация лесного комплекса не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. За последние 20 лет в значительной степени разрушен существовавший в СССР научно-исследовательский и проектно-конструкторский комплексы.

Отрасль фактически финансируется по остаточному принципу. На 2012 год было выделено около 20 млрд. рублей трансфертов регионам и около 140 млн. рублей на целевые программы. В сумме это примерно 0,2% от расходной части федерального бюджета. На 2013 и последующие годы выделяемые средства не только не покрывают инфляционные потери, но и их номинальная величина ниже уровня 2012 года. Мало того, теперь, по решению правительства, деньги, выделяемые регионам на ведение лесного хозяйства, попадают в общий котел единой субвенции, которую будут получать субъекты РФ для исполнения им переданных полномочий. Подобное нововведение, как вполне обоснованно считают профессионалы лесной отрасли, может окончательно похоронить лесное хозяйство. Данное решение Правительства противоречит логике всех мероприятий, проводимых в последнее время по развитию лесного комплекса, которые были определены на апрельском Президиуме Госсовета, в котором наш Комитет также принимал участие. Президент неоднократно отмечал недостаточное финансирование лесного сектора, в том числе лесоустройства, лесной охраны, инфраструктуры. И только работники отрасли вздохнули с надеждой и облегчением, как тут же последовал оглушительный удар со стороны Правительства, перечеркнувший все то, о чем говорилось на Госсовете в Улан-Удэ. Главным распорядителем единой субвенции на федеральном уровне с 2014 года станет Министерство регионального развития. Возникает вопрос, кто в итоге будет отвечать за состояние российских лесов - Минэкономразвития или Рослесхоз?

Если это решение не отменить, то лесное хозяйство окончательно перейдет в разряд отраслей, финансируемых по остаточному принципу. Вообще складывается парадоксальная ситуация, когда управление лесами передано регионам, финансовые рычаги планируется также сконцентрировать в руках региональной власти, нормотворчество отошло к Минприроде, а спрашивать за состояние леса собираются с Рослесхоза. Но что в таком случае можно требовать от Рослесхоза?

Мы обратились и к президенту, и к председателю правительства с просьбой отменить данное решение правительства. Хотелось бы, чтобы и наш парламент также выступил в защиту русского леса.

Но одного этого мало. Мы должны серьезно подойти к формированию бюджета на предстоящую трехлетку, обратив внимание на финансирование лесной отрасли. Поддержав ее, страна в ближайшие годы может получить полноценную отдачу.

Важнейшей проблемой, которая требует немедленного решения для придания положительного импульса в развитии лесного комплекса, является обеспечение социальных гарантий его работникам. Если мы хотим, чтобы в лесу был порядок, чтобы в лес приходили молодые кадры, значит надо позаботиться и о достойной заработной плате, и о жилье, и об условиях работы, и о медицинском обеспечении и т.д. да и подготовка самих кадров для отрасли также остается острой проблемой.

Впереди напряженная работа

 

Надо отметить, что за полтора года работы Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в нынешнем 6-м созыве парламента депутатами Комитета, его аппаратом и привлекаемыми специалистами и экспертами Экологического Совета при Комитета проделана большая работа, в том числе и в законодательном плане, направленная на защиту окружающей среды, улучшение экологической ситуации в стране, как реализации конституционного права наших граждан на благоприятную среду проживания. 15 подготовленных нами и принятых Федеральных законов имеют явную экологическую направленность и зачастую не имеют аналогов в действующем правовом поле.

Например, разработан и принят федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике», который позволил обеспечить создание законодательной основы осуществления и регулирования деятельности в Антарктике, в том числе разграничения ответственности за возмещение вреда окружающей среде в Антарктике.

Подготовлен и принят важный закон, защищающий моря от загрязнения нефтью и нефтепродуктами, которым устанавливаются обязанность и финансовая ответственность эксплуатирующих организаций за причиненный вред, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан.

В июле текущего года принят закон о введении мер государственного регулирования оборота озоноразрушающих веществ в Российской Федерации для обеспечения соблюдения международных обязательств, что, несомненно, снизит уровень развития «озоновых дыр» и в целом положительно скажется на экологической ситуации.

Принят ряд других законов, в том числе «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О недрах» (в части определения порядка расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах), «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерация» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов), «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации” и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (об особенностях эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов и проведения буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водный кодекс Российской Федерации (о совершенствовании регулирования захоронения грунтов)», «О внесении изменений в статью 26-З

Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 23.22 и 23.22-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о региональном государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием я охраной недр в отношении участков недр местного значения)», «О внесении изменения в статью 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (о региональном государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов)», «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” я статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части обеспечения безопасной утилизации от дельных видов колесных транспортных средств).

 

 

 

 

 

 

За этот период Комитетом проведено 11 круглых столов и парламентских слушаний по актуальным экологическим проблемам.

Сделано много, но предстоит сделать еще больше. Необходимо внести серьезные изменения в Лесной кодекс, реализующие положения «Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации», предусмотрев ряд положений, обеспечивающих упрощенный доступ к лесным ресурсам гражданам, закрепляющих охрану, защиту и воспроизводство лесов за специализированными государственными учреждениями, устанавливающих унифицированный подход к определению начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений, ужесточающих правовой режим категорий защитных лесов, гарантирующих развитие восстановление лесоустройства, семеноводства, повышающих роль контрольных органов всех уровней, а также предусматривающих организацию системы экологического воспитания населения.

В ближайшее время надо принять федеральный закон, направленный на введение системы государственного учета заготовленной древесины, вывоза ее из леса, транспортировки, а также на совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений, внесенный депутатами Государственной Думы членами Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Предстоит большая работа над базовым законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», который готовится сейчас ко второму чтению. Принятие этого закона наталкивается на серьезное сопротивление со стороны олигархических структур российского бизнеса.

Существующая сегодня в России система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах. В течение нескольких десятков лет данная система доказала свою природоохранную эффективность, хотя и не без недостатков. Весь смысл вносимых изменений заключается в том, чтобы сформулировать дополнительные положения законодательного плана, которые стимулировали бы хозяйствующих субъектов на внедрение новейших природосберегающих технологий и снять некоторые излишние административные барьеры.

Законопроектом предлагается разделить предприятия на группы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Этот момент очень важен, и я на нем хочу особо обратить ваше внимание. Из более чем 3 миллионов хозяйствующих субъектов России, оказывающих то или иное воздействие, только немногим более 10 тысяч из них наносят ощутимое воздействие на окружающую природу. На их долю приходится примерно 99 процентов выбросов и сбросов. Им придется переходить на принципы наилучших существующих доступных технологий, и от этого никуда не деться.

В отношении остальных предприятий предусматривается снятие административных барьеров, мешающих их развитию, и им в этом смысле будет работать проще и легче. Таким образом, 2,7 миллиона предприятий Российской Федерация будут переведены на декларирование их воздействия на окружающую среду. 290 тысяч предприятий с умеренным воздействием перейдут на установление нормативов по факту сбросов я выбросов. Этот принцип взят за основу нормирования воздействия на окружающую среду экологически опасных предприятий во всех развитых странах мира.

По поручению Президента Российской Федерации до 1 мая 2014 года должны быть приняты основные изменения к Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», направленные на совершенствование государственного регулирования в этой области и созданию экономических стимулов для вовлечения вторичного сырья в хозяйственный оборот (ПФЗ № 584399-5). Законопроект предлагает комплекс мер, направленных на сокращение количества отходов, направляемых на захоронение. В частности, предлагается:

- установить ответственность производителя продукции за ее утилизацию, реализация которой возможна через организацию системы сбора и утилизации либо уплату утилизационного сбора;

- ввести запрет на захоронение некоторых видов вторичного сырья;

- уточнить и конкретизировать полномочия органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- установить требования к разработке региональных программ в области обращения с отходами и др.

В портфеле Комитета целый ряд важных законопроектов над которыми ведется работа. Среди них закон «Об охране озера Байкал», «О внесении изменений в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс», «О любительском и спортивном рыболовстве», «О внесении изменений в федеральный закон «Об экологической экспертизе», «О внесении изменений в федеральный закон «О недрах» и др. Мы планируем по некоторым из указанных законопроектов провести круглые столы и парламентские слушания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединив усилия, - добьемся успеха!

 

Обращаюсь к Вам, коллеги, как председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, объединить наши усилия для совместного решения всех перечисленных проблем, исходя из сложившейся тяжелой экологической ситуации в стране. На это нас нацеливает и Президент Российской Федерации. Ведь не случайно он своим указом объявил 2013 год — Годом охраны окружающей среды.

Но для этого необходимо комплексное исследование методологических и теоретических основ экологической безопасности, комплексный анализ законодательного регулирования и правовых основ ее обеспечения, восполнение имеющегося пробела в научных исследованиях по данной проблеме, использование региональных возможностей в сочетании с федеральными мерами в рамках экологической политики Российской Федерации, а также формировать экологическую культуры у подрастающего поколения.

Нам нужна здесь помощь и помощь депутатского корпуса, и представителей органов государственной власти, регионов, научного сообщества, мы рассчитываем и на активную работу членов нашего Высшего экологического Совета. Ведь защита окружающей среды и экологическая безопасность России - это забота каждого из нас. Мы не должны забывать, что после нас на этой земле будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить для них, для будущих поколений цветущую планету, а не чадящую свалку мусора. Объединив усилия, мы обязательно этого добьемся!

В целом ещё раз я хотел бы пожелать всем нам успешной сегодня работы. И сказать вам слова благодарности. 

Иллюстрации к материалу:

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме