12:15 17.05.2013 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Экономия на нищете
В.И. Кашин: Экономия на нищете 2013-05-17 09:46
Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И. Кашина на пленарном заседании Госдумы при рассмотрении вопроса «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Замечу, что внесенный законопроект не предусматривает изменений основных параметров федерального бюджета на 2013 год, т.е. доходы, расходы, дефицит, а только перераспределяет бюджетные ассигнования в пределах общего объема расходов федерального бюджета на 2013 год.
Как ни странно, но согласно изменениям ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2013 год, объявленный президентом Годом охраны окружающей среды, предусматривается уменьшение расходов по Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 357 млн. руб., по тому ведомству, которое является ключевым в исполнении президентского указа. Срезается финансирование Федерального агентства по недропользованию на 17,9 млн. руб., Федерального агентства водных ресурсов на 11,5 млн. руб., Федерального агентства лесного хозяйства на 7 млн. руб., Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 20 млн. руб. При этом указанные урезания расходов ничем не объясняются в пояснительной записке к законопроекту.
Замечу, что одновременно с урезанием расходов на природоохранную деятельность в объявленный Год охраны окружающей среды правительство не скупится на другие цели, такие, как, например, установка памятника священномученику Гермогену в Александровском саду г.Москвы в размере 110,0 млн. рублей или предоставление субсидии в размере 2,4 млрд. рублей из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по проведению церемоний» на финансовое обеспечение ее уставной деятельности, связанной с реализацией мероприятий по техническому оснащению и организации проведения церемоний открытия и закрытия спортивных и культурно-массовых мероприятий, или выделение 2,041 млрд. рублей на компенсацию расходов в связи с организацией и проведением церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр автономной некоммерческой организации «Оргкомитет «Сочи 2014». Откровенно говоря, если иметь в виду рачительное отношение к деньгам, вызывает большое сомнение обоснованность выделяемых сумм на эти расходы.
Мы все прекрасно знаем, за счёт чего сегодня держится экономика страны и за счёт чего держится бюджет. Добрая половина доходов - это нефтегазовые доходы. Сегодня это около 7 трлн. рублей. Но складывается странная ситуация, когда реальный сектор экономики мы, по сути дела, уже угробили, и теперь, кажется, намеревается это сделать и с сырьевой базой. В последнее время чётко просматривается тенденция недофинансирования этого направления. Государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, например, недополучила в 2011 году из выделенных 32 миллиардов 12 миллиардов рублей, а в 2012 году из 42 миллиардов – 15 млрд. рублей. Недостаточно средств закладывается и на 2013, 2014, 2015 годы. Недофинансирование уже сегодня привело к тому, что у нас параметрическое бурение сократилось с 17 тысяч метров до примерно 4,6 тысяч метров и примерно на одну треть сократилась сейсморазведка.
То же самое можно сказать, например, и о проведении государственной экологической экспертизы. В целях надлежащего исполнения полномочий по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы и во избежание образования кредиторской задолженности по заработной плате перед экспертами государственной экологической экспертизы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в 2013 году необходимы дополнительные бюджетные ассигнования в объёме 30 миллионов рублей. Но их нет! Если правительство считает, что не надо платить заработную плату за выполненную работу, - вы тогда так и скажите.
Угрожающим выглядит технологическое отставание российской сырьевой базы. По различным оценкам износ оборудования в минерально-сырьевом комплексе составляет от 50 до 70 процентов. И это при высоком уровне рентабельности отрасли. К примеру, рентабельность при добыче топливно-энергетических ресурсов около 33%, при добыче иных полезных ископаемых – около 50%. В тоже время в сельском хозяйстве всего лишь 5-7%. А если сравнить рентабельность наших и зарубежных компаний, то окажется, что рентабельность большей части российских компаний практически в 2-3 раза выше, чем у иностранных компаний аналогичного профиля.
Анализ финансовых показателей нефтяных компаний показал, что при чистой прибыли 4,9 триллиона рублей, инвестиции, например, в модернизацию НПЗ составили 0,3 триллиона, т.е. всего 6 процентов. А 1,3 триллиона или 27% пошло на дивиденды. Т.е. основная часть прибыли идет не на техническое переоснащение, а в карман олигархов. Получается, что мы просто плодим миллиардеров.
Но давайте рассмотрим другую часть нашей природы, живую ее часть. И здесь у нас масса проблем. Острейшая проблема с воспроизводством биоресурсов. В этом вопросе мы отстаем не только от европейских стран, но и от Китая, который сегодня является одним из лидеров в воспроизводстве биологических ресурсов. И если мы хотим, чтобы у нас на столе была свежая рыба, надо финансово поддержать отрасль. Мы просим добавить хотя бы 407 млн. рублей, что обеспечит ежегодный выпуск молоди водных биоресурсов предприятиями всех форм собственности на уровне не ниже 8 млрд. штук. Промысловый возврат от выпускаемой рыбы составит 25 тысяч тонн, из них промвозврат осетровых – 4 тыс. тонн. Налоговые поступления в федеральный бюджет от стоимости реализованной рыбы, за исключением осетровых видов, составят 505 млн. рублей в год, что полностью компенсирует затраты.
Несколько слов о морском рыболовстве. Следует отметить, что в настоящее время финансируются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. Недостаток финансирования неизбежно приведет к прекращению российских морских ресурсных исследований, в то время как одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость их непрерывного проведения. Снижение ресурсных исследований станет основной причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиции Российской Федерации в отношениях с другими мировыми рыболовными державами. Мы считаем, что в 2013 году на проведение комплексного изучения водных биоресурсов необходимы дополнительные средства в объеме 970,0 млн. рублей для проведения исследований в Арктических морях, Северной Атлантике, в водах, прилегающих к Африке, исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации и территориальном море Республики Абхазия в Черном море, в Каспийском море, в пресноводных водоемах Российской Федерации. Выделение этой суммы в 2013 году позволит увеличить вылов водных биоресурсов ориентировочно на 400 тыс. тонн общей стоимостью около 12 млрд. руб., что может дать в 2015 году в консолидированный бюджет дополнительно в виде налогов от 3,6 до 7, 7 млрд. руб., из них в федеральный бюджет 1, 94 млрд. руб.
Еще одна проблема – это состояние специализированных научно-исследовательских судов, обеспечивающих эффективность промысла морских биоресурсов, освоения новых объектов и районов промысла, отработки прогрессивных приемов и орудий лова, обоснованность квотирования промысла рыбы и морепродуктов. Научно-исследовательский флот рыбной отрасли с начала 90-х годов не пополнялся. Последнее пополнение флота научно-исследовательскими судами (НИС) осуществлялось в 1987 г. судами типа «Профессор Марти» постройки ГДР. В настоящее время большая часть НИС выработала свой ресурс и списана по возрасту. Из 189 судов, выполнявших морские рыбохозяйственные исследования, в начале 90-х годов осталось только 16 НИС средних размеров различных типов, из них только 7 судов могут решать задачи по обеспечению комплексных океанских экспедиций. К 2013 году по истечению 25 летнего срока службы ожидается списание 11 судов, в том числе все океанские суда, а оставшиеся 5 единиц средних морских судов будут списаны через 6-7 лет. В настоящее время научно-исследовательский флот еще в состоянии обеспечивать ежегодные экспедиции. Однако после 2013 года Российская Федерация может выбыть из всех международных программ, связанных с исследованиями в зонах интенсивного промысла, и выйти из состава мировых рыболовных держав со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиям. Поэтому необходимо уже сегодня дополнительно предусмотреть бюджетные ассигнования по разделу «Федеральное агентство по рыболовству» в размере не менее 3 млрд. рублей на цели строительства научно-исследовательских судов.
Не менее важна проблема субсидирования перевозки дальневосточной рыбы и морепродуктов, выловленных на Дальнем Востоке, в европейскую часть России. Мы предлагали выделить на эти цели 850 миллионов рублей еще на стадии второго чтения закона о бюджете на 2013 год. В Центральной России найти тихоокеанскую сельдь, чавычу, нерку очень трудно, многие даже и не знают таких названий, а это самая качественная, экологически чистая продукция. Нам тогда отказали из-за как бы отсутствия средств. Об отсутствии финансов мы постоянно слышим от правительства. Но это не так! Есть золотовалютные сбережения, которые используются неэффективно. Есть и другие источники. А сколько средств разворовывается и уплывает за рубеж? Вот где резерв и для рыбы, и для всего, на всех хватит! А мы пытаемся экономить на том, что сегодня нуждается в незамедлительной поддержке.
Несколько слов хочу сказать о проблемах Русского леса – нашего национального богатства. 11 апреля 2013 года состоялось заседание Президиума Государственного совета по вопросу повышения эффективности и развитию лесного комплекса на период до 2030 года. Среди прочего на совете обсуждались проблемы мешающие повышению доходность от использования лесов, сдерживающие экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов.
Среди таких проблем отмечено невысокое качество лесовосстановления, низкий технический уровень лесохозяйственных работ. Не сбалансированные по площадям темпы лесовосстановления и выбытия площадей лесов вследствие их вырубки, гибели от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов. В местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью выполнения Россией международных обязательств по сохранению биологического разнообразия, смягчению глобальных изменений климата.
Увеличению работ по лесовосстановлению мешает перманентный дефицит посадочного материала. За последние три года значительно увеличилась стоимость посадочного материала, но снизилось его качество. Использование же некачественного посадочного материала значительно снижает эффективность всего процесса воспроизводства лесов, создают угрозу возникновения в ближайшие 20 лет дефицита качественной древесины в регионах с развитыми лесоперерабатывающими производствами и транспортно доступными лесами.
Выращиванием посадочного материала занимаются лесные селекционно-семеноводческие центры. Напомню, что после пожаров 2010 года Правительство Российской Федерации приняло решение о строительстве лесных селекционно-семеноводческих центров. Но на ближайшие 3 года к строительству запланировано всего 8 объектов в различных регионах страны. Их общая стоимость составляет 2,43 млрд. рублей. Однако федеральным бюджетом деньги на строительство этих самых центров не предусмотрены. Я не понимаю тогда, зачем правительство пишет такие программы: то есть написали на бумаге - и на этом всё, забыли! А деньги? На какие средства строить эти центры, на кого вы рассчитываете?
Развитию лесного комплекса и повышению доходности от использования лесов препятствует и слабо развитая инфраструктура в лесах. Не развитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов. Протяженность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,46 км на одну тыс. га лесных земель, а в странах Западной Европы и Северной Америки - 10 - 45 км.
А что говорить о материальном и социальном обеспечении лесничих, инспекторов лесной охраны, людей, которые работают в лесу, защищают его? Участились угрозы в их адрес со стороны криминальных элементов, хозяйничающих в лесах. Лесничим и инспекторам поджигают автомобили, дома, угрожают родным. А что в итоге лесничий имеет? Только «генеральский» мундир и нищенское содержание.
Российская Федерация, являясь собственником лесных земель, относится к своей собственности как к бремени, не заботясь о состоянии лесов и их будущим. Сегодня большинство полномочий по управлению лесами передано регионам. С федерального уровня мы скинули значительную часть проблем на плечи регионов, но забыли о том, что реализация полномочий требует денег. А о деньгах в Москве «забыли». У субъектов Российской Федерации существует и без того острая нехватка финансовых средств, особенно в дотационных регионах, которых на сегодня большинство. В связи с недостаточным объемом выделяемых субвенций общая численность государственных охотничьих инспекторов в регионах не превышает 2500 человек (против 10 тыс. человек в 2000 году) и в 40% субъектов Российской Федерации не достигает 1 человека на муниципальный район (в среднем на 1 инспектора приходится 5000 кв. км. территории).
Эти же проблемы характерны и для финансирования охраны животного мира. Из года в год растет незаконная добыча охотничьих ресурсов, который значительно превышает по объему официальное изъятие и составляет в денежном выражении около 18 млрд. рублей в год. Наглядными примерами ослабления функций государства в этой сфере являются значительное, до 5 тысяч особей (с 700 тыс. голов в конце 70 годов 20 века) снижение численности сайгака в республике Калмыкия, что уже поставило популяцию этого вида на грань исчезновения, регулярные случаи задержания на границе продукции незаконной добычи амурского тигра, бурого медведя, кабарги. В этой связи фракция считает целесообразным предусмотреть увеличение объема субвенций на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на 1,8 млрд. руб.
Давно стало очевидным, что власть не справляется со своими функциями ни по одному направлению ее деятельности. Были обещания, что Россия превратиться в страну с высокодоходной экономикой, высококвалифицированной рабочей силой, с сильной социальной защитой, унаследованной от советских времён. Все это в реальности превратилось в банальную профанацию: экономика в кризисе, народ в нищете, деградирует природа. И только богатые становятся еще более богатыми. Ради этого государство продолжает грабить нищих непомерными ценами на все самое необходимое и бешенными тарифами. Даже в Год охраны окружающей среды правительство нацелилось на те мизерные средства, которые выделены для этих целей. Экономия на нищете – это уже за пределами здравого смысла. Мы настаиваем прислушаться к мнению фракции КПРФ. Ситуация требует не урезания, а увеличения средств на охрану окружающей среды, на решение экологических проблем, обеспечение конституционного права наших граждан на благоприятную среду. Надеемся, что правительство нас услышит.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме