07:15 14.11.2015 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: «Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду»
2015-11-14 05:49
В.И.Кашин
Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашина к заседанию «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду».
Вопрос снижения негативного воздействия недропользования на окружающую среду является на сегодняшний день одним из центральных на пути к созданию эффективной системы обеспечения экологической безопасности.
Минерально-сырьевой комплекс страны дает более половины доходов бюджета, почти половину валютных поступлений. В течение ближайшего десятилетия социально-экономическое развитие страны, ее экспортный потенциал во многом будут определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.
В 2014 году объем нефтегазовых доходов федерального бюджета составил 6,5 трлн. рублей (или 48 % от общих доходов федерального бюджета). Доля отраслей ТЭК в объеме экспорта составляет 65%.
Россия занимает второе место по добыче нефти и газа, шестое - по объемам добычи угля (380 млн. т./год).
Одновременно данная отрасль является своеобразным лидером списка источников наиболее сильного негативного воздействия на окружающую среду.
В этой связи экологическая эффективность недропользования во многом определяет экологическую эффективность экономики России в целом.
В части выбросов загрязняющих атмосферу веществ на долю добычи полезных ископаемых приходится треть объемов – 5 млн. тонн в 2014 году при общих объемах выбросов от стационарных источников 17 млн. тонн.
Особого внимания при этом требуют вопросы загрязнения атмосферного воздуха попутным нефтяным газом и продуктами его сжигания. Так следует отметить, что доля используемого попутного нефтяного газа за 1 полугодие 2015 года составила в среднем 86,5 %. Это, к сожалению, свидетельствует о том, что, не смотря на уже принятые законодательные решения, определившие систему экономических стимулов, снижение объемов сжигания попутного газа не достигли заданных целевых показателей (95% утилизации).
Далее, если взглянуть на данные по ежегодным объемам образования отходов, то тут добыча полезных ископаемых вовсе вне конкуренции – 4,8 млрд. тонн (93%) в 2014 году при общих объемах образования отходов равных 5,2 млрд. тонн.
Объем сточных вод при осуществлении недропользования является величиной настолько не значительной, что в общей массе стоков ею можно пренебречь. Вместе с тем, в части негативного воздействия отрасли на водные объекты, необходимо отметить чрезвычайную актуальность вопросов предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций, сопряженных с загрязнением водных экосистем добываемым сырьем.
Недаром объекты добычи полезных ископаемых относятся к объектам повышенной опасности, требующим непрерывного надзора.
Экологический ущерб, наносимый лишь одними разливами нефти и нефтепродуктов уже сопоставим с объемами прибыли, получаемой от реализации добытой нефти и нефтепродуктов.
Ситуация осложняется большим количеством и протяженностью линейных объектов – источников риска загрязнения окружающей среды. Только одних промысловых трубопроводов в реестре опасных производственных объектов зарегистрировано свыше 1700 общей протяженностью в 285 тыс. км.
Более того, количество известных государству связанных с разливами нефти и нефтепродуктов аварий на опасных производственных объектах постоянно увеличивается. Подчеркну – это касается лишь известных аварий. А сколько фактов аварий скрывается?
По экспертным оценкам из 25 тыс. аварийных разливов нефти в поле зрения надзорных органов попадает лишь пятая часть. В результате аварийных разливов нефти на месторождениях ежегодно в окружающую среду поступает от 50-ти тысяч до 1,5 миллионов тонн нефти и пластовых вод. Загрязнению в этой связи подвергается почвенно-растительный покров на территории площадью более 10 тыс. га.
При разливах нефти в акваториях ситуация усугубляется тем, что нефтяное пятно в водной среде мигрирует. Уже через 1-2 дня, при слабой материально-технической базе Росприроднадзора, отсутствии природоохранного флота, недостаточном осн ащении аналитических лабораторий, идентифицировать принадлежность его к тому или иному объекту не представляется возможным.
При этом вопрос ликвидации последствий аварий является актуальным не только для энергетических полезных ископаемых. Достаточно вспомнить 2006 год, когда в городе Березники Пермского края произошла техногенная авария, вызванная затоплением Первого рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Оценка затрат на ликвидацию последствий этой аварии составила 7,8 млрд. руб. И это без учета ущерба от потери утраченных полезных ископаемых.
И таких «горячих точек» на всей территории России великое множество:
- обострилась ситуация, связанная с разработкой Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. Последствия таких работ могут губительно сказаться на сохранении биоразнообразия государственного Хоперского заповедника;
- не простая ситуация складывается вокруг строительства рудника (шахты) и обогатительной фабрики по добыче и переработке калийно-магниевых солей в границах поселка Нивенское Багратионовского района Калининградской области;
- на территории национального парка «Бузулукский бор» до сих пор расположены буровые скважины, техническое состояние которых представляет собой реальную угрозу для населения и окружающей среды.
- т.д.
Безусловно, не все хозяйствующие субъекты демонстрируют безответственный подход к организации и осуществлению свой деятельности. Ярким примером выступает Республика Татарстан.
В Нижнекамском районе действует предприятие ОАО «ТАНЕКО» - одно из крупнейших комплексных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в центральной части России. Продукция предприятия включает более 18 видов продуктов переработки нефти – от моторных топлив европейского качества, дизельного, судового и авиационного топлива до компонентов сырья для выпуска широкого ассортимента востребованной нефтехимической продукции. Отдельное внимание при проектировании Комплекса было уделено многоуровневой системе непрерывного экологического мониторинга, которая позволяет предупредить любую аварийную ситуацию в самой начальной стадии ее возникновения. Приборы экологического контроля расположены на каждой установке, между установками, на границе Комплекса и на рубеже санитарно-защитной зоны. Для обеспечения защиты водной среды предусмотрены очистные сооружения с полным циклом очистки всех образующихся стоков. Для захоронения неутилизируемых отходов, предотвращения загрязнения почвы предусмотрен специальный полигон, соответствующий современным требованиям.
ОАО «Нижнекамскнефтехим» - одна из крупнейших нефтехимических компаний Европы. Основанная в 1967 году, на сегодняшний день она занимает лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в Российской Федерации. В ассортименте выпускаемой продукции - более ста наименований. Особо следует отметить, что на предприятии решена проблема утилизации нефтешламов – отходы перерабатываются до IVкласса опасности и в дальнейшем используются в целях рекультивации.
В Альметьевском районе действует предприятие НГДУ «Елховнефть», в Нурлатском районе - Ашальчинское месторождение высоковязких трудноизвлекаемых битумных нефтей НГДУ «Нурлатнефть», пункт подготовки воды «Андреевка», объекты мусоропереработки. Все эти объекты представляют собой не только точки экономического роста региона, но и являются образцами экологически и социально ответственного отношения бизнеса к организации производства.
Учитывая изложенное, можно констатировать факт: недропользование является видом экономической деятельности, сопряженным со значительной нагрузкой на окружающую среду, но при ответственном подходе такая нагрузка может быть эффективно минимизирована.
Более того, приведенные сведения подтверждают неразрывность вопросов обеспечения экологической и промышленной безопасности в ТЭК.
Собственно еще в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» было установлено: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий».
Закрепив данный тезис в числе основных положений, указанный Закон определил также перспективные обеспечивающие механизмы, такие, как наилучшие доступные технологии (внедрение малоотходных и безотходных технологий и производств), рациональное использование ресурсов посредством вовлечения отходов в хозяйственный оборот (использование вторичных ресурсов), экологическое страхование и другие. Напомню – это 1991 год.
К сожалению, на протяжении почти четверти века ни один из этих перспективных механизмов так и не был вовлечен в процесс обеспечения качества окружающей среды и промышленной безопасности. Об этом горько говорить, ведь последствия такого положения вещей заметно ощутили на себе миллионы граждан, а окружающая среда на протяжении всего этого времени продолжала испытывать на себе избыточную антропогенную нагрузку.
Начать процесс реформирования видится верным с внедрения в практику давно известных и доказавших свою эффективность механизмов регулирования качества окружающей среды, а именно – стимулирования внедрения наилучших доступных технологий, создания условий для выгодного вовлечения отходов в хозяйственный оборот, задействования механизмов экологического аудита, экологического страхования, экологического образования, а также становления ТЭК и других основных отраслей экономики на рельсы рационального и неистощительного природопользования. Нельзя также упустить из виду проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба, ликвидации вреда текущего, а также охраны почв.
В этой связи отмечу, что процесс постепенного внедрения названных механизмов уже начался.
В целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при ее добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море с 1 июля 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Указанный закон установил обязанности организаций, осуществляющих деятельность на морских акваториях, принимать соответствующие меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
С 1 июля 2013 года эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий в рамках данного плана, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», предусмотрены обязательства недропользователей по обеспечению безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недр сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.
Кроме того, в 2014 году нам удалось принять ряд прорывных по своей сути законодательных инициатив, заложивших основу обеспечения эффективной системы экологической безопасности.
Более комплексно и системно подойти к вопросам охраны окружающей среды позволило принятие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При подготовке названного Федерального закона была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск его вольных толкований. Основные принципы охраны окружающей среды дополнены обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Расширены полномочия органов государственной власти. Дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности. Правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды. Определено правовое регулирование вопросов внедрения наилучших доступных технологий. Оптимизирована система государственного экологического надзора. Усовершенствован механизм экологической отчетности. Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена административная ответственность. Сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы.
Убежден, что данный Закон, в том числе, будет способствовать решению одной из основных проблем ТЭК – модернизации оборудования. Износ основных фондов на отдельных месторождениях составляет уже более 60% при среднем сроке эксплуатации более 30 лет. Несмотря на то, что в 2013 году были приняты новые Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, определившие сроки замены трубопроводов (не менее 1 раза в 8 лет), без дополнительных мер экономического стимулирования соблюдение буквы закона для хозяйствующих субъектов проблематично, ведь размер необходимых для полной модернизации промысловой сети инвестиций составляет более 1,3 трлн. рублей.
Не менее важным законодательным решением, на котором хочу заострить Ваше внимание, стал Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Благодаря данному законодательному акту нам удалось создать эффективные экономические стимулы по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов. При этом уточнены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью сокращения количества отходов, направляемых на захоронение. Закреплен механизм освобождения хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах, исключающих воздействия на окружающую среду. Реализация этой нормы будет стимулировать создание экологически безопасных объектов размещения отходов. Установлена обязанность производителя продукции утилизировать, обезвреживать или захоранивать произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. Устранены несоответствия в понятийном аппарате и много другое.
Безусловно, сегодня экономика России испытывает немалые стрессы. Результатом кризисных явлений явилось снижение ВВП России за 8 месяцев на 3,8%. При этом наибольший вклад в отрицательную динамику валового внутреннего продукта внесли обрабатывающие производства – их индекс промышленного производства сократился более чем на 5%. Вдобавок курс национальной валюты значительно увеличил долг отечественных предприятий по кредитам, взятым за рубежом, инвестиции в основной капитал предприятий также сильно снизились. Покупательская способность снижается, спрос на продукцию падает.
В таких условиях бизнес, безусловно, вынужден перестраиваться и максимально оптимизироваться. Государство при этом должно эффективно способствовать снижению объективных рисков и оказывать хозяйствующим субъектам действенную поддержку, начиная с ликвидации излишних административных барьеров и заканчивая адресным финансированием.
Вместе с тем, нельзя забывать о том, что государственное управление в современной России носит программный характер, и отклонение, хоть на один шаг, от избранного вектора развития, приведет уже в краткосрочной перспективе к еще большей дестабилизации и последующему краху системы.
В этой связи настойчиво заострю всеобщее внимание – вне зависимости от кризисных явлений, нормы всех названных выше законодательных актов должны реализовываться в приоритетном порядке. Иного выхода нет.
Безусловно, усилия по совершенствованию системы государственного управления качеством окружающей среды не может быть ограничены принятыми законодательными решениями. Необходимо продолжать эту работу, внедряя все новые и новые обеспечивающие механизмы, как на законодательном уровне, так и на уровне подзаконных актов.
В этой связи первостепенным видится вопрос подготовки и принятия, как минимум, 33-х актов Правительства Российской Федерации и Минприроды России, без которых ни 219-й Федеральный закон, ни 458-й работать не смогут.
Сегодня, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, уже подготовлен и принят ряд необходимых для реализации, как 219-го, так и 458-го Федеральных законов. К числу таких актов относятся:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года № 365, приведшее положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в соответствие изменившемуся законодательству;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р утверждившее перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 утвердившее критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, IIIи IV категорий и, соответственно, критерии, на основании которых определяется перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 2674-р утвердившее перечень областей применения наилучших доступных технологий;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 1458 утвердившее Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2015 года № 999 утвердившее Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности.
Вместе с тем, данная работа еще не завершена. Решения целого спектра важнейших вопросов все еще не обрели форму нормативного акта, в том числе:
- порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды;
- правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;
- порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- порядок разработки методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- перечень источников, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерений;
- требования к содержанию программ производственного экологического контроля;
- правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и программ повышения экологической эффективности;
- ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации;
- порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов.
От того, насколько проработанными будут эти акты, зависит без преувеличения половина успеха уже принятых законодательных решений. Действовать необходимо эффективно, учитывая тот груз экологических проблем, с которым мы подошли к текущему этапу развития нормативной правовой базы.
В части перспективных нормативно-правовых решений, до сих пор не обретших даже форму проекта, считаю необходимым отметить следующие.
Из года в год сокращается количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих (в 1995 году было 4166 организации, в 2013 году стало 1217). В этой связи одним из наиболее перспективных механизмов обеспечения эффективной правоприменительной практики является развитие экологического образования, подготовки квалифицированных кадров, повышения квалификации и культуры производства работников уже занятых на наших предприятиях.
Без наличия у граждан достаточного объема знаний в области охраны окружающей среды, без сформированного в обществе экологического мировоззрения, ни одно из законодательных решений не будет в недостаточной степени эффективно реализовываться.
Так, к примеру, в свете реализации 219-го Федерального закона, обеспечить эффективный перевод абсолютного большинства отраслей экономики на рельсы наилучших доступных технологий при отсутствии специалистов, обладающих всей полнотой знаний в этой новой для России области, просто невозможно. Принимая во внимание сроки вступления в силу отдельных положений данного федерального закона нам необходимо уже сегодня принимать решения, связанные с перспективным кадровым обеспечением экономики.
В свете реализации 458го федерального закона, обеспечить должный уровень эффективности новой системы обращения с отходами также не представляется возможным без развития экологической культуры наших граждан.
Более того, в контексте рассматриваемой темы нельзя не обратить внимание также на нехватку профессиональных специалистов аварийно-спасательных служб. Силы и средства аварийно-спасательных формирований, привлекаемых недропользователями для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, зачастую, не приведены в соответствие с «Нормами минимальной оснащенности аварийно-спасательных формирований силами и средствами для проведения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», разработанными ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с РГУ нефти и газа им. Губкина.
На территории Российской Федерации действует около 2000 профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих аварийно-спасательные работы по локализации и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. При этом, у многих профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ) заключены договоры на обслуживание десятков, а иногда и сотен предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Таким образом, формирование экологической культуры, развитие экологического и профессионального образования является одной из основополагающих задач на пути к достижению стратегической цели государственной политики в области экологического развития - решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, укреплению правопорядка в области охраны окружающей среды, обеспечению экологической и промышленной безопасности.
Кроме того, не менее пристального внимания сегодня требуют вопросы развития экологического аудита и связанной с ним деятельности, как логичного продолжения выбранного вектора развития государственной политики в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности.
Убежден, что, повышая роль экологического аудита, переводя экологическую аудиторскую деятельность в четко регламентированное правовое русло, мы не только создадим дополнительные механизмы охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, но также дадим хозяйствующим субъектам новые эффективные инструменты оптимизации производственных и бизнес-процессов, повышения эффективности модернизации основных фондов, обеспечения промышленной безопасности.
В контексте обеспечения экологической безопасности недропользования особое значение приобретает вопрос развития правового регулирования охраны почв, как одного из стратегически важных компонентов природной среды. Велики риски невыполнения недропользователями своих обязанностей по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, в том числе, по причинам пробелов в нормативно-технической базе, которые также необходимо оперативно ликвидировать.
Этот вопрос был подробно рассмотрен Высшим экологическим советом в мае 2014 года. Участники заседания единогласно поддержали скорейшее внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу.
Кроме того, до сих пор остаются не разрешенными вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба. Риски экологического характера при выводе объектов недропользования из эксплуатации связаны в первую очередь с брошенными объектами горных работ - шахтами, карьерами, отвалами, скважинами, шламовыми амбарами и иными объектами накопленного экологического ущерба, в том числе «советского периода».
Ненадлежащая консервация или ликвидация горнодобывающих объектов и предприятий влечет за собой значительные экологические риски. Основной проблемой при этом является то, что обязательства недропользователей по выполнению полного комплекса ликвидационных работ надлежащим образом не подкреплены ни со стороны нормативной правовой базы, ни со стороны материально-технической.
Несмотря на существование утвержденных проектов консервации и ликвидации, в ряде случаев средств на эти мероприятия в достаточном объеме не выделяется. Наиболее критическая ситуация складывается при банкротстве горного предприятия: в этих случаях такие объекты просто остаются без должного внимания и финансирования, а меры по консервации и ликвидации не проводятся.
Долее необходимо отметить, что перспективным видится развитие системы экологического страхования, поскольку использование этого механизма перспективно позволит сократить бюджетные ассигнования на предупреждение и ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду, снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Хотел бы также обратить внимание на то, что значительную роль в снижении негативного воздействия на окружающую среду абсолютного большинства отраслей экономики играют общественные экологические организации и другие объединения граждан. Инструменты общественного экологического контроля неоднократно подтверждали свою эффективность. Комитет всегда приветствует тех, кто занимает активную позицию в вопросах охраны окружающей среды, борется совместно с нами, отстаивая интересы природы.
И в заключение вижу необходимым остановиться на вопросах финансового обеспечения вопросов охраны окружающей среды. Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального бюджета на 2016 год.
Исходя из внесенного Правительством текста, расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию Государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы предложены в размере 33,4 млрд. руб. По сравнению с плановыми объемами финансирования, заложенными в бюджете на 2015-2017 года, размеры бюджетных ассигнований уменьшены на 2,4 миллиарда. И не смотря на то, что такое сокращение расходов оправдывается применением общих подходов к формированию Проекта, Комитет заявляет, что экономить на вопросах охраны окружающей среды, финансировать природоохранные мероприятия по остаточному принципу – в корне неверное решение, влекущее за собой серьезные последствия.
Финансовые, политические кризисы - явление временное. В этой связи, ставить под угрозу цели сохранения благоприятной окружающей среды, сохранения и преумножения природных богатств, оправдывая бездействие временными явлениями в экономике, по сути, кощунственно.
Таким образом, не смотря на всю притягательность сценария отложить на завтра то, что должно быть сделано сегодня, да еще под «благородным» предлогом нестабильности в экономике, прошу всех мыслить здраво и рассудительно.
От того на сколько эффективно мы будем идти по намеченному пути, без преувеличения, зависит будущее наших детей, внуков, в каких условиях им придется существовать.
Убежден, у нас есть все возможности принимать правильные решения во имя общей цели, благополучия и стабильности, во имя будущего России.
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме