21:45 26.06.2017 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Кашин: Агроэкология – основа устойчивого развития АПК
2017-06-26 19:05
В.И. Кашин
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина приуроченный к Всероссийской конференции «Агроэкология XXI века» (г. Орел, 27.06.2017г.).
Новое тысячелетие ставит перед человечеством новые глобальные вызовы, одним из которых является проблема обеспечения продуктами питания растущего населения планеты при одновременном соблюдении пределов воздействия на окружающую среду, не нарушающих до степени необратимости экологическое равновесие.
Научно доказано, что в обеспечении продовольственной безопасности может участвовать не более 33% земельного фонда планеты. Принимая во внимание, что по оценкам ЮНЕП к 2050 году прирост мировой площади пахотных земель к нынешним 1580 млн. га составит до 500 млн. га, большинство стран фактически лишится возможности наращивать объемы производства сельскохозяйственной продукции за счет введения в севооборот новых площадей – будет превышен условный предел (установленый ЮНЕП размер «безопасного рабочего пространства» 1640 млн. га пашни). После этого продовольственная безопасность будет поставлена в прямую зависимость от интенсивности и устойчивости системы земледелия.В этой связи на первый план вышли вопросы развития агроэкологии.
На наш взгляд агроэкология – это комплекс научно обоснованных приемов и цифровых технологий, применяемых при выращивании сельскохозяйственных культур и различных видов скота, с использованием созданного и отзывчивого на биотические и абиотические факторы лучшего генетического материала, предусматривающий развитие производительных сил и строжайшее соблюдение техники безопасности труда, а также обязательное снижение антропогенных нагрузок на воздушный и водный бассейны, сельскохозяйственные, лесные и другие земли.
Страны-лидерымировой экономики заблаговременно озаботились вопросом повышения эффективности агропромышленного комплекса и уже давно формируют свою политику исходя из принципов рационального использования почвенного плодородия. Основы этому были заложены в таких международных правовых актах, как «Всемирная стратегия охраны природы», «Всемирная почвенная хартия», «Основы мировой почвенной политики».
При этом Российская Федерация в общемировую динамику, к сожалению, не вписывается. Научно обоснованные подходы к организации и ведению сельского хозяйства, обеспечивающие неистощительное производство продукции, до сих пор не нашли должного отражения в национальной аграрной политике. В результате сельское хозяйство оказывает все большее негативное воздействие на окружающую среду.Ипроблемы, вызванные этим обстоятельством, нарастают как снежный ком.
Первое, что следует рассмотреть – негативное воздействие на один из важнейших компонентов природной среды, основу сельскохозяйственного производства – почвы.
Деградация почвенного плодородия обострилась с того момента, кактребованиями почвоохранных технологий, содержащихся в составленных Роскомземом в 80-х – 90-х годах проектах внутрихозяйственного землеустройства, стали повсеместно пренебрегать.
В результатеувеличелись до 60 млн. га площади сельхозугодий, подверженных эрозии и до 100 млн. га – опустыниванию.Фактически каждый третий гектар пашни и пастбищ в России является эродированным.Площадь оврагов на пашне уже превысила 1 млн. га, а их протяженность ежегодно увеличивается на 20 тыс. км. Доля кислых почв за 26 лет увеличилась с 30% до 45%. Переувлажнению и заболачиванию подвержено 7% пашни, а еще 3% - вторичному засолению (в южных регионах доля таких земель достигает 50%).
Деградационные процессы снизили продуктивность значительной площади сельхозземель, существенно нарушили длительные экологические связи, изменили водный баланс территории.
Решить указанные проблемы, или хотя бы уменьшить негативный эффект от них,можно посредством интенсификации земледелия. Но и в этом мы сталкиваемся со значительными трудностями, в том числе - разрушительной политикой в области мелиорации.
Текущая государственная аграрная политика игнорирует необходимость создания современных энергоэффективных технологий и техники для восстановления и эффективной эксплуатации мелиоративных систем, а нормативная правовая база регламентирующая строительство, реконструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений не эффективна и не отвечает текущим потребностям.
В этой связи по доле мелиорированной пашни (7,8%) мы безнадежно отстали от США, где мелиорировано 39,1% пашни (70 млн. га), Китая с 54,4% (74 млн. га), Индии с 35,9% (61 млн. га), а также Франции, Германии, Англии и др.
И это отставание стремительно увеличивается - Китай и Индия ежегодно вводят по 1,5 млн. га мелиорируемых земель, а в нашей госпрограмме до 2020 года заложены цели ввести в эксплуатацию всего 838 тыс. га таких земель.
Не лучше обстоят дела и с химической мелиорацией.
Количество вносимых минеральных удобрений с 1991 года непрерывно сокращается.К 2016 году этот показатель снизился в 5 раз. Одновременно удельный вес площади удобренной минеральными удобрениями во всей посевной площади уменьшился с 66% до 48%.
Получается парадоксальная ситуация - Россия производит 18 млн. т. минеральных удобрений (действующего вещества) в год, но использует от этих объемов в своем сельском хозяйстве лишь 10%, а остальное отправляет на экспорт.
С органическими удобрениями ситуация аналогичная – объемы их внесения с 1990 года сократилось более чем в 6 раз. Про органику фактически полностью забыли, даже не включив соответствующий целевой показатель в Государственную программу развития сельского хозяйства.
Площадь произвесткованных кислых почв за тот же период сократилась более чем в 23 раза – с 4,7 млн. га в 1990 году до 0,2 в 2016 году.
Но даже столь малые объемы агрохимикатов зачастую используются не то что неэффективно, а просто бездумно и во вред. Чего стоят только так называемые «китайские овощи», в результате производства которых на огромных площадях в Калмыкии, Волгоградской области, в Дальневосточных регионах огромные площади сельхозземель становятся ядовитой пустыней
Проблема негативного воздействия на окружающую среду в результате нерационального использования агрохимикатов усугубляетсяаналогичными подходами в применении пестицидов и химических средств защиты растений. Безусловно, применение химических средств является мерой вынужденной, но именно в этой связи и видится приоритетным развитие концепции «точного» земледелия.
В основе этой концепции лежат технологии переменного или дифференцированного внесения удобрений на тех участках поля, где потребность в определённой норме удобрений выявлена агротехнологом при помощи карт агрохимобследования и урожайности. Поэтому в некоторых участках поля норма внесения или опрыскивания становится меньше средней, происходит перераспределение удобрений в пользу участков, где норма должна быть выше, и, тем самым, оптимизируется внесение удобрений. При этом достигается сразу несколько положительных эффектов: агрономический - с учётом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство, технический - совершенствуется планирование сельскохозяйственных операций, снижаются трудозатраты, экологический - более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения азотных удобрений или нитратов; экономический - рост производительности и/или сокращение затрат.
К сожалению, эта методика пока активно отрабатывается и повышает эффективность сельского хозяйства, в основном, в западных странах, а в России эти подходы распространения пока не получили.
Не менее перспективным в работе по снижению количества вносимых химических средств защиты растений является развитие биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства. Так, кроме давно известных методов привлечения на поля, в сады и парки птиц-энтомофагов, уже исследуются возможности включения в состав агроценозов насекомых-хищников или насекомых-паразитов, питающихся вредителями.
Наряду с вопросами развития «точного» земледелия высокой степенью актуальности обладают вопросы развития «органического» земледелия, основанного на повышении эффективности сельскохозяйственного производства за счет агроландшафтной организации угодий, использовании научнообоснованного севооборота, снижении количества вносимых агрохимикатов в пользу внесения органических удобрений, а также использовании в производстве высокопродуктивных сортов.
Для нас это направление видится крайне актуальным, в том числе, потом что только за последнее время нашими учеными было создано более 300 новых сортов сельскохозяйственных культур, многие из которых ярко выделяются высокой продуктивностью. Именно через наукоемкость сельскохозяйственного производства, через технологии, через использование этих сортов и гибридов, которые раскрывают свой генетический потенциал черезадаптивность к биотическим и абиотическим факторам,мы можем обеспечить увеличение урожайности на 30%
Подводя итог рассмотрению вопроса негативного воздействия сельскохозяйственного производства на почвы нельзя не сказать также о том, что отрицательный эффект от деградации и порчи земель усугубляется банальным разбазариванием земель сельскохозяйственного назначения по другим категориям.
Ведь в структуре земельного фонда площадь таких земель сократилась с 637,7 в 1990 году до 380 млн. га в 2016 году - фактически растащили половину сельхозземель. Площадь сельскохозяйственных угодий в 2016 году составила 197,7 млн. га, что почти на 25 млн. га меньше чем в 1990 году.Если же говорить о пашне, то за 26 лет ее площадь в России сократилась со 132,3 млн. га до 115,1млн. га.
В этой связи, только по данным Росстата, площадь посевов сократилась почти на38 млн. га, а в действительности из севооборота у нас выбыло уже более41 млн. га. В целом из состава земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению не используется уже 56 млн. га или 14,5%.
Далее следует обратить внимание на роль агроэкологии в снижении негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на водные объекты и атмосферный воздух.
Отходы и сточные воды животноводческих комплексов, ферм и птицефабрик, бессистемное использование и злоупотребление ядохимикатами и пестицидами, перерабатывающая промышленность, ослабление производственной и технологической дисциплины, трудности осуществления экологического контроля на сельскохозяйственных объектах - все это приводит к тому, что состояние всех компонентов окружающей среды в сельской местности, согласно государственным докладам об охране окружающей среды, остается тревожным, ряд регионов обладают признаками зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.
Развитие животноводства на промышленной основе, создание прочной кормовой базы, расширение отгонных пастбищ, большая концентрация поголовья скота на ограниченной площади, изменение традиционных форм его содержания обусловливают необходимость использования большого количества воды из рек, озер и других водных объектов, что оказывает существенное влияние на состояние самих водоемов и окружающей среды в целом.
Как известно, промышленное животноводство - один из самых крупных водопотребителей. Например, на производство 1 м3 молока требуется 5 м3 воды, 1 тонны мяса - 20 тыс. м3.
Интенсивное и разностороннее воздействие сельского хозяйства на окружающую среду объясняется не только растущим потреблением природных ресурсов, необходимых для непрерывного роста аграрного производства, но и образованием значительных отходов и сточных вод от животноводческих ферм, комплексов, птицефабрик и других сельскохозяйственных объектов.
Вместе с возрастанием потребления воды для нужд животноводства увеличивается сброс навозосодержащих сточных вод в водоемы, в результате чего они загрязняются и утрачивают свои полезные свойства. Даже сброс небольших доз неочищенных навозосодержащих сточных вод от животноводческих ферм и комплексов вызывает массовые заморы рыбы и причиняет значительный экономический ущерб. Большинство очистных сооружений (78,5%) не отвечают нормативным требованиям. Неэффективная работа очистных сооружений обусловлена устаревшими технологиями очистки сточных вод и изношенностью оборудования.
Количество стоков животноводческих комплексов составляет от 250 до 3000 тонн в сутки (или до 1 млн. тонн в год). На скотооткормочной площадке, где содержится 10 тыс. голов скота, ежедневно накапливается до 200 тонн навоза. Один только свиноводческий комплекс на 100 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов могут дать загрязнение, равное загрязнению окружающей среды, производимому крупным промышленным центром с населением 400-500 тыс. человек.
Одновременно с этим, вклад сельского хозяйства в валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух достиг 197 тыс. тонн. Химическому и биологическому загрязнению атмосферного воздуха в значительной мере способствуют недостаточно отработанные технологии на промышленно-животноводческих комплексах и птицефабриках. Источниками загрязнения атмосферы являются помещения для содержания скота, откормочные площадки, навозохранилища, биологические пруды, пруды-накопители сточных вод, поля фильтрации, поля орошения. В зоне животноводческих комплексов и птицефабрик атмосферный воздух загрязнен микроорганизмами, пылью, аммиаком и другими продуктами жизнедеятельности животных, часто обладающими неприятными запахами (свыше 45 различных веществ). Эти запахи могут распространяться на значительном расстоянии (до 10 км).
Но и эти проблемы могут быть эффективно решены также через повышение наукоемкостиотрасли, через технологии и, конечно же, через эффективную правоприменительную практику в рамках реализации ключевых законодательных актов в области охраны окружающей среды.
К таковым в первую очередь следует отнести 219-й и 458-й Федеральные законы. Данными законодательными актами введена новая, основанная на принципе наилучших доступных технологий, система экологического нормирования, созданы действенные стимулы к повышению экологической эффективности хозяйственной деятельности, проведению технологической модернизации экономики, решительно усовершенствована система управления отходами производства и потребления с упором на их полезное использование. Более того, усовершенствованы механизмы государственного управления и контроля – системно распределены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, поставлен на автоматизированный учет каждый существенный источник загрязнения окружающей среды.
В этой связи следует обратить внимание на важность вопросов повышения уровня экологической и социальной ответственности бизнеса. К сожалению, в этом направлении у нас еще очень и очень много работы. Но есть и позитивные примеры, точки роста которые следует развивать.
Так, в мае текущего года состоялось выездное заседание Комитета в Воронежской области. В рамках поездки наша делегация посетила ряд передовых предприятий, в том числе Сельхозпредприятие «Молоко Черноземья». Предприятие запущено в селе Архангельское «с нуля» всего год назад. Более 5 тыс. голов дойного стада, 100 тонн молока в сутки, собственный комбикормовый завод. Все это обслуживается 215 рабочими и специалистами. Проектная мощность – 40 тыс. т. молока в год. Общий объем инвестиций в предприятие составил 2,8 млрд. рублей. Уникальная племенная работа, элитные высокопродуктивные породы КРС. Производство организовано на высшем профессиональном уровне.
Мы посетили предприятие группы компаний «Заречное», которое является крупнейшим по развитию мясного скотоводства в регионе (более 25% валового производства в области). Предприятие занимается разведением КРС породы Черный Ангус (стадо насчитывает 45 тыс. голов), производством кормов (63 тыс. га зерновых и кормовых посевов), откормом (до 60 тыс. голов в год) и мясопереработкой (мясокомбинат со штатом 330 человек производит 150 тонн продукции за смену).
Еще одно хозяйство - «Новомарковское», расположенное в Кантемировском районе Воронежской области. На предприятии содержится более 16 тыс. голов КРС. При этом хозяйство имеет статус «Племенного репродуктора» по разведению таких уникальных пород, как монбельярд, джерси и красно-пестрая. Все это позволяет предприятию производить около 29 тыс. тонн молока в год.
Все эти сельхозпредприятия являются образцовыми, а используемые на них технологии соответствуют лучшим мировым практикам, в том числе в части охраны окружающей среды. Достаточно взглянуть на систему навозоудаления, используемую на предприятиях«Молоко Черноземья» и «Новомаковское». Навоз сепарируется, из твердой фракции производится высококачественная подстилка для дойного стада, а жидкая фракция, после карантинирования, используется в качестве компонента органического удобрения. Высокотехнологичная система, обслуживаемая профессиональными операторами, позволяет получать органические удобрения с меньшим содержанием азота ифосфора (это позволяет без ущерба увеличить объемы внесения удобрения), а также существенно меньшим неприятным запахом во время хранения и использования. При внесении получаемых таким образом удобрений в закрытый грунт уменьшается внекорневое загрязнение, а также, благодаря более быстрому проникновению вещества в поверхностный слой почвы,в целом уменьшаются выбросы NH3 в атмосферу.
Все это логично приводит нас к рассмотрению вопросов научного и кадрового обеспечения сельского хозяйства, без решения которых развитие технологий подобных рассмотренной, в целом развитие агроэкологиикак науки и внедрение ее принципов в производство, невозможно в принципе.
В части научного обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, необходимо отметить, что количество государственных и некоммерческих организаций, занимающихся научными исследованиями с 1990 года сократилось с двух до полутора тысяч, а численность научных работников уменьшилась почти на треть.
Аграрная наука сегодня серьёзно ослаблена, существенно сокращено финансирование фундаментальных исследований. Ликвидированы научные отделения, ряд научно-исследовательских институтов и опытных станций.
Особым же ударом по аграрной науке, российской науке в целом, явилось реформирование Академии. Выстроенная веками система управления научными исследованиями снесена до основания, наука оказалась фактически отрезанной от научно-производственной базы академических институтов.
Но ведь именно советская система управления наукой вывела нашу страну в лидеры. И в рамках сегодняшнего мероприятия нельзя не привести в качестве примера вклад Александра Александровича Жученко, который впервые в мировой практике провел системный анализ адаптивного потенциала культурных растений, выявил важнейшие особенности и качественно новые механизмы адаптивных реакций в онтогенезе и филогенезе, обосновал и сформулировал основные положения частной генетики растений, экологической генетики культурных растений, эколого-генетические основы адаптивной системы селекции растений и адаптивного растениеводства, стратегии адаптивной интенсификации сельского хозяйства. Впервые в мире создал институт Экологической генетики.
Фундаментальные исследования академика Жученко в области частной и экологической генетики культурных растений, систематики, рекомбиногенеза, биомониторинга, агроэкологии, селекции, сортоиспытания, семеноводства, защиты растений, а также стратегии адаптивной интенсификации сельского хозяйства получили мировое признание и активно и успешно используются на практике в развитых странах.
Сегодня же Россия фактически лишила себя даже потенциальной возможности эффективно продолжить развитие наследия великих умов. Новые поколения ученых сегодня вынуждены работать в условиях не то что способствующих развитию научной мысли, но наоборот, удерживающих и угнетающих ее.
В части кадрового обеспечения - напомню, что одновременно с повышением в 60-х годах интенсивности сельскохозяйственного производства, наукоемкости отрасли, внедрением новейших технологий и техники, были предприняты меры по недопущению кадрового дефицита и повышению квалификационных требований к специалистам. За 20 лет количество студентов сельскохозяйственных специальностей было удвоено, а количество учеников средних специальных учебных заведений увеличилось в 2,5 раза.
Это позволило в период с 1970 по 1987 год увеличить количество занятых в сельском хозяйстве специалистов с сельскохозяйственным образованием с 334 тыс. чел. до 833 тыс. чел.
Сегодня же сельское хозяйство испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. За период с 1990 года выпуск рабочих и служащих сельскохозяйственных профессий сократился более чем в 2,5 раза, а количество образовательных учреждений начального профессионального образования уменьшилось более чем в 4 раза. Все это привело к тому, что доля населения, занятого в сельском хозяйстве, уменьшилась с 13,4% в 1990 году до 6,7% в 2015-м.
С учетом изложенного, применение передового мирового опыта и внедрение наилучших агротехнологий, сбережение, поддержка и развитие аграрной науки должны стать одним из важнейших направлений государственной аграрной политики, причем не на бумаге, а путем скорейшей реализации целого комплекса мер.
Решение всех перечисленных вопросов и проблем является предметом работы нашего Комитета. С начала работы Госдумы 7 созыва было проведено уже 6 крупных мероприятия – парламентских слушанийи заседаний «круглого стола». Мы привлекли к работе широкий круг лиц – от руководителей профильных государственных ведомств, крупных ученых, представителей бизнеса и общественности - до простых сельчан, чья жизнь и ежедневный труд и формируют современное сельское хозяйства и от кого напрямую зависит его эффективность и устойчивое развитие.
Своей важнейшей задачей мы видим и совершенствование правовой основы развития аграрного сектора в ключе рационального и неистощительного производства.
Так, Комитет обеспечил принятие Федерального закона от 17 апреля 2017 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Данным законодательным актом создана правовая основа для эффективной реализации принципов надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развитияв деятельности российских испытательных центров (лабораторий) в области неклинических лабораторных исследований объектов, содержащихся в пестицидах. Тем самым обеспечиваетсятранспарентность процесса проведения исследований и гарантирование надлежащего качества полученных результатов.
Кроме того, 16 июня текущего года Государственной Думой по предложению Комитета был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (законопроект № 88454-7), направленный на расширение круга лиц, участвующих в государственных закупочных интервенциях. Реализация данного законодательного акта, после его подписания Президентом Российской Федерации и опубликования, позволит обеспечить повышение доходности сельхозтоваропроизводителей сырья молочной продукции, и, как следствие, существенно увеличит их возможности к модернизации и повышению эффективности производства на принципах устойчивого развития.
В текущем портфеле Комитета находится всего 7 законопроектов, из числа которых хочу обратить особое внимание на следующие.
Законопроект № 189113-7 «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)». Данная инициатива была внесена в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 31 мая 2017 года в целях обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. О важности, в том числе с точки зрения агроэкологии, использования в сельскохозяйственном производстве лучшего генетического материала уже было сказано выше. В этой связи данный законопроект будет рекомендован Комитетом к принятию Государственной Думой в первом чтении уже 7 июля 2017 года. Второе и третье чтение законопроект пройдет в период очередной - осенней сессии работы.
Законопроект № 180670-7 «О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» в части признания научных и образовательных организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями». Законопроект был разработан и внесен мнойв Государственную Думу совместно с депутатами нашего Комитета. Данной инициативоймы предложили отнести научные, профессиональные образовательные организаций и вузы, осуществляющие подготовку кадров в области сельского хозяйства и имеющие в своей структуре опытно- и учебно-производственные подразделения, осуществляющие производство и переработку сельхозпродукции, к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Это позволит оказатьназванным хозяйствам, являющимся источникомпрогрессивных технологий в сельском хозяйстве,дополнительную поддержку, поставить их в равные с другими категориями сельхозтоваропроизводителей условия в части получения государственной поддержки развития сельскохозяйственной деятельности.
Мы также наладили активное сотрудничество с Минсельхозом России, Минприроды России, Минобрнауки и другими заинтересованными ведомствами по подготовке и скорейшему внесению законодательных инициатив по наиболее актуальным проблемам аграрного права.
В рамках сегодняшнего мероприятия считаю важным заострить внимание на следующих из них:
1) «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3) «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
4) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации»;
5) «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О ветеринарии»;
6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель»;
7) «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»
8) «О землеустройстве» (новая редакция);
9) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях развития пчеловодства»;
Названные проекты федеральных законов разрабатываются в целях повышения эффективности сельского хозяйства Российской Федерации и в первую очередь на основе принципов агроэкологии – рационального и неистощительного производства, приоритета сохранения почвенного плодородия, а также снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Учитывая изложенное, уважаемые товарищи, перед нами стоят сложные, но выполнимые задачи.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам готов эффективно отстаивать интересы отрасли посредством законотворческой и представительной деятельности, активно участвовать в обеспечении рационального неистощительного использованияприродных ресурсов в сельскохозяйственномпроизводстве, как ключевого фактора обеспечения продовольственной безопасности, источника роста и развития экономики, а также средства повышения качества жизни населения.
Завершая хочу поздравить всех с Годом Экологиии пожелать организаторам и участникам форума успешной работы, продуктивных дискуссий и доброго здоровья!
Иллюстрации к материалу:
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме