19:45 16.11.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Илюхин: Мы никогда не согласимся с тем, чтобы следствие превратилось в машину подавления в интересах авторитарной власти
Выступление на Пленарном заседании Государственной Думы депутата В.И. Илюхина при обсуждении законопроектов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» 16 ноября 2010 г.
В.И. Илюхин (фракция КПРФ).
- Уважаемые коллеги!
Фракция КПРФ всегда поддерживала и будет поддерживать все усилия, направленные на укрепление следственного аппарата, на соблюдение в ходе предварительного расследования прав и свобод российских граждан, на обеспечение принципа неотвратимости наказания за посягательства на жизнь и здоровье человека.
Мы исходили и будем исходить из того, что высшая ценность – жизнь человека должна быть обеспечена. Но мы никогда не согласимся с тем, чтобы следствие, оставаясь бесконтрольным и безнадзорным, превратилось в машину подавления, в обеспечение функционирования авторитарной власти.
Мы хорошо осознаем, что следствие, как первоначальная стадия отправления правосудия, нуждается в серьезно совершенствовании, в повышении его качества и надежности.
Вместо этого нам предлагают решать вопрос иного рода – где быть следствию, а не то, каким ему быть. Поэтому фракция КПРФ отрицательно относится к вынесенным президентом законопроектам.
Нам пытаются внушить, что создание федерального следственного комитета на базе следственного аппарата прокуратуры РФ является первым шагом к образованию единой следственной службы по примеру ФБР США.
Но надо ли нам идти по этому пути, надо ли нам фактически упразднять российское Министерство внутренних дел, которого нет в Америке.
Создание еще одной российской федеральной службы в сфере обеспечения правопорядка обрушится тяжелым бременем на плечи наших сограждан, наших налогоплательщиков.
К тому же вместо надежной защиты человека и общества образование единого следственного комитета вызовет дополнительные межведомственные конфликты, волокиту в раскрытии преступлений и привлечении виновных лиц к установленной ответственности.
Сегодня у МВД, прокуратуры и следствия есть общий интерес, есть общая задача в установлении и объективном, справедливом наказании преступников. Вместо этого будет, я это еще раз подчеркну, ведомственный интерес и попытка переложить ответственность за провалы в противодействии преступности друг на друга.
Следственный комитет несомненно будет ставить вопрос о придании ему оперативных, экспертных, аналитических, технических и прочих служб.
Экономика страны просто этого не выдержит. Поэтому у нас другое предложение.
Мы за сохранение существующего оперативного воздействия на преступность, при неуклонном повышении его качества и эффективности.
Мы за сохранение процессуального и организационного равенства следственных служб, где бы они не находились - в МВД, ФСБ и прокуратуре.
При этом считаем возможным дальнейшую концентрацию следствия в системе МВД РФ, передачу в его ведение расследование всех преступлений против здоровья и жизни человека.
Следствие в МВД и сейчас расследует почти 90% всех уголовных дел.
Следствие в прокуратуре должно сосредоточить в своих руках расследование наиболее тяжких должностных преступлений, преступлений, совершенных судьями и работниками правоохранительных органов.
При таком подходе мы сохраним разумные противовесы, избежим давления одной службы правоприменителей на другую.
Что на наш взгляд сейчас является первоочередным?
Сохранение и воспитание профессиональных кадров.
К сожалению, более 60% следователей имеют стаж работы менее пяти лет. Смею утверждать по личному опыту – это еще не состоявшиеся следователи. Аппарат подвержен огромной текучести. Поэтому надо решать вопросы социальной обеспеченности и защищенности следователей, где бы они ни находились.
Невозможно проводить качественное расследование дел, если на низком уровне у нас находится работа экспертных служб, их научно-техническая база. На этом надо сосредоточить наши усилия. Потеряем экспертизу – потеряем последний надежный источник доказательств.
Есть масса других неразрешимых, кричащих проблем. Нам же вместо этого предлагают втянуться в перетягивание каната, исходя из ведомственных амбиций, списывая при этом зарубежный опыт, далеко не всегда лучший.
Сошлюсь на высказывания известного историка Ключевского, который сказал примерно так: что слепое копирование западного образца и перенесение его на тело России ничего, кроме как злокачественной опухоли не вызовет.
Предложенные к рассмотрению проекты законов действительно, как мы уже и отмечали, закрепляют авторитарное правление в Российской Федерации.
Следственный комитет объявляется военизированной структурой. Вот вам и результат, конечный результат развития демократии в России! Руководить комитетом будет сам президент.
Таким образом, законодательством будет закреплено вмешательство президентских структур в отправлении правосудия на его первоначальной стадии предварительного расследования, вмешательство в конкретные уголовные дела.
Вопрос более чем серьезный.
Почему бы не установить, что следственный комитет возглавляет его председатель, подотчетный президенту?
Если уж и выбирать, то предлагаем ради независимости и самостоятельности определить место следственного комитета при Верховном Суде РФ.
Еще один ущербный момент.
Следственный комитет фактически обозначен как государственный орган, но не отнесен ни к одной ветви власти. А фактически понимай, что это филиал администрации президента.
В законопроектах нет никакого упоминания о судебном контроле и прокурорском надзоре за их исполнением, если они в случае принятия вступят в законодательную силу.
Это опасный момент. От него пахнуло холодком известных трагических событий 30-х годов. Уже потом, в 60-х годах прошлого столетия при выяснении их причин будет отмечено отсутствие надежного прокурорского надзора за органами НКВД.
Нисколько не преувеличиваю опасность. Сегодня только из-под стражи из следственных изоляторов ежегодно освобождается за отсутствием вины около 3 тысяч человек.
Нас беспокоит то положение законопроекта, в котором закреплено, что сообщения, в том числе и анонимные, о совершении преступлений прокурорами проверяют следователи следственного комитета. Они же могут выносить и постановления об отстранении прокурора от должности на время предварительного расследования.
Одна такая запись в законе может перечеркнуть весь прокурорский надзор, его независимость и объективность.
К тому же и возбуждение уголовного дела в отношении прокурора следствие будет решать самостоятельно, без заключения соответствующих судебных органов.
Можно и дальше продолжать перечень опасных новшеств, предлагаемых для принятия. Однако и приведенные моменты позволяют утверждать, что в стране предпринята попытка воссоздать бесконтрольную, с широкими полномочиями карательную структуру.
Мы с этим согласиться не можем.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
26 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |