16:00 12.01.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
В.И. Илюхин: Для борьбы с криминализацией общества необходимо решение социально-экономических проблем
12 января Госдумы рассмотрела в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Он, в частности, предусматривает исключение такой меры наказания как лишение свободы за совершение ряда не тяжких преступлений. Позицию фракции КПРФ по данному законопроекту изложил в своем выступлении депутат В.И. Илюхин.
В.И. Илюхин (фракция КПРФ).
- Уважаемые коллеги. Тема, которую мы сегодня обсуждаем, представляет исключительно важное значение. Я почему так говорю? Потому что за последние 15-20 лет мы насажали в колонии, места лишения свободы людей больше, чем у нас находится в Вооружённых Силах и спецслужбах. Те законодательные инициативы, с которыми выступил сегодня Президент Российской Федерации, на мой взгляд, заслуживают самого пристального внимания, а в какой-то мере и одобрения.
Но я хотел бы отметить и другое, что действительно у нас в стране должна произойти декриминализация общественных отношений. Если мы на это не обратим внимания, то у нас половина населения будет сидеть, а другая половина будет охранять тех, кто находится в местах лишения свободы. Но так уж получилось, что демократию в российском государстве мы насаждали, в том числе, и с помощью уголовного законодательства. Обратите внимание, что российский Уголовный кодекс 1961 года имел в своём составе 370 статей, а нынешний Уголовный кодекс Российской Федерации имеет более 470 статей. По сути дела, лишь один этот пример, лишь один этот факт говорит о том, что вместо декриминализации общественных отношений мы с вами имеем абсолютно неэкономное использование уголовно-правовой нормы в решении тех или иных вопросов, которые возникают у нас в обществе.
Но я бы хотел высказать упрёк и нам, законодателям. Появляется новое явление, и первое, что следует из наших предложений - это давайте введём новую уголовную ответственность, давайте увеличим наказание за тот или иной состав преступления.
Мы слишком торопимся, мы слишком спешим, хотя явление подчас носит лишь временный характер. Это первый момент. И самое-то главное, что это явление надо лечить не уголовно-правовыми методами, а решением социально-экономических проблем.
Относительно законопроекта. Вы знаете, я неслучайно сказал, что больших возражений он не вызывает. Но есть определённые опасения, что будут допущены действительно серьёзные искажения и действительно серьёзные деформации при реализации данного закона.
Уже отмечалось, что при той криминализации общественных отношений, при той коррумпированности правоохранительной системы, и не только правоохранительной системы, снятие нижнего порога наказания может вызвать большие злоупотребления в судебном сообществе, которым мы вряд ли что-либо противопоставим. Над этим надо серьёзно подумать.
Я хотел бы обратить внимание и на то, что надо Уголовный кодекс действительно подвергнуть серьёзной ревизии, особенно нормы, предусматривающие уголовную ответственность за экстремизм.
Это ведь парадокс. Наверное, ни в одном другом законодательстве нет такого: отсутствует уголовная ответственность за экстремизм, но есть уголовная ответственность за участие в экстремистских организациях и за совершение каких-то экстремистских действий.
Я понимаю тех людей, которые вносили поправки в российский Уголовный кодекс, что определить или дать понятие экстремизма как в политическом, так и в правовом смысле очень сложно. В результате от определения экстремизма ушли.
Но я ещё раз отмечаю: недопустимо, когда нет ответственности за экстремизм, но есть ответственность за действия, сопутствующее экстремизму или за участие в экстремистских организациях. Понятна направленность этой нормы уголовного права: попытаться любую критику запретить и так далее, и так далее.
Ешё один очень серьёзный момент, на который мы хотели бы обратить внимание. Увеличивается количество штрафов за многие виды и за большое количество составов преступлений. Но посмотрите: в основном за преступления, совершаемые в сфере бизнеса, в сфере экономики, в сфере финансов. И получается так, что люди, которые действительно имеют возможность уплатить штраф, будут его платить и не нести больше никакой ответственности за свои действия.
А что делать с теми людьми, которые не способны уплатить штраф? И я должен отметить, что это достаточно большое количество людей. У нас получится, по сути дела, расслоение нашего уголовного законодательства не только по видам, составам преступлений, но и по социальному признаку. Вот этого допустить нельзя.
И ещё последний момент. Определили меру наказания лицу, не способному выплатить штраф. Он не выплачивает. Что должно последовать по нашему уголовно-процессуальному законодательству по исполнительному производству? Отмена штрафа, замена другой мерой наказания, опять связанной с лишением свободы. Мы готовы внести некоторые поправки ко второму чтению. Если они окажутся приняты, то мы будем голосовать за эти изменения в Уголовный кодекс, в поддержку законопроекта, обсуждаемого сегодня. Но сейчас, при первом чтении, от голосования в поддержку данного закона мы воздержимся.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |