16:45 03.12.2015 | Все новости раздела "КПРФ"
В.Ф. Рашкин о Послании Президента Федеральному Собранию в 2015 году
2015-12-03 15:32
В.Ф. Рашкин
Послание Президента 2015 года в большей своей части повторило темы посланий предыдущих лет.
Вступительный блок традиционно касался внешней политики России, но, по понятным причинам, в большей мере сакцентирован на антитеррористической повестке и обосновании операции в Сирии (как защите России и российских граждан от террористов «на дальних подступах»).
Небольшой укол был сделан в адрес США, чьи действия, согласно посланию, стали первопричиной нарушения баланса на Ближнем Востоке, но основная волна критики была ожидаемо направлена на Турцию. В этой части послания явно сконцентрированы популистские обращения к народу в традиционном стиле – о том, что виновники крушения российского самолета «не отделаются помидорами», и что правящую клику в Турции «Аллах наказал», лишив ее рассудка.
К теме сплоченности перед общей террористической угрозой была привязана и тема выборов 2016 года. Эти слова можно трактовать двояко: как намек на то, что власть может прикрывать недостатки политической системы и противодействие оппозиции, действующей во вполне легальном поле, целями безопасности.
В целом, в рассуждениях о политической системе прозвучали стандартные слова о стремлении к конкурентности, прозрачности, честности и легитимности, и никак не затронуты реальные проблемы в этой сфере, которые могут проявиться в полный рост именно на выборах в следующем году. В целом, внутриполитический блок был сравнительно небольшим, что показывает замалчивание проблем российской политической реальности: цензуры, неравных условий для кандидатов и партий, административного ресурса.
В очередной раз была поднята и тема коррупции, незаконного обогащения чиновников, прежде всего на госзакупках. Практически эти же слова в тех же формулировках были сказаны в 2012 году, так или иначе тема коррупции и хищений всплывала и в других посланиях прошлых лет. Однако проблема не решается, а только усугубляется: «откаты» в госзакупках достигают 50% и выше, и никаких мер для исправления этой ситуации не предпринимается. Система основана на коррупционных связях, и нет никаких надежд, что после очередного президентского послания что-то изменится.
В то же время Президент предложил либерализовать законодательство в отношении мелких экономических преступлений, провести декриминализацию, расширить применение судов присяжных (при возможном сокращении их количества). В посланиях предыдущих лет подобные идеи уже транслировались в более обтекаемых формулировках: например, в 2012 году он уже призывал отказаться от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике, исключить заказные уголовные дела. Отметим, что статистика в этом вопросе по-прежнему неутешительная. Более того, ранее уже предпринималась попытка вывода из уголовного поля некоторых экономических статей, однако через некоторое время эти статьи были возвращены в качестве инструментов следствия.
Много общих слов было сказано и об экономике. Ожидаемо прозвучали слова о том, что ситуация в экономике уже некритическая и наблюдаются позитивные тенденции – снижение инфляции, сокращение оттока капитала, стабилизация курса национальной валюты. Однако это лишь привычные успокоительные слова, которые часто можно услышать от представителей экономических ведомств в последнее время.
Но многие независимые эксперты-экономисты, напротив, предсказывают в дальнейшем только усугубление кризисных явлений. Цены растут (а после введения санкций против Турции можно ожидать очередного скачка цен на ряд продовольственных товаров), уровень жизни населения падает, отток капитала продолжается, а назвать положение национальной валюты «стабилизировавшимся» хоть в сколько-то благоприятном смысле можно лишь в сравнении с «черным вторником» декабря прошлого года.
Сложно спорить с Президентом, когда он говорит, что нельзя ждать повышения цен на нефть и заниматься «проеданием» запасов, что нельзя упускать глобальные тенденции и необходимо использовать все возможности, чтобы занять достойные позиции на глобальных рынках. Но проблема в том, что руководство страны, несмотря на официальные заявления, по факту занимается именно выжиданием благоприятной нефтяной конъюнктуры и растратой резервов.
Не менее замечательно прозвучал тезис и о том, что «власть должна слышать людей», объяснять им суть и логику, рассматривать гражданское общество и бизнес как своих равных партнеров. По-видимому, именно это мы и должны наблюдать в ситуации с дальнобойщиками, которые требуют, чтобы их услышали. Но нет – их требования игнорируются, им чинятся всевозможные препятствия и многочисленные попытки вывести их из легального поля. И эта ситуация отнюдь не уникальна: на деле власть ни в коей мере не рассматривает граждан, представителей бизнес-сообщества, общественников как своих равных партнеров.
В послании Президент обозначил своевременные и верные приоритеты развития экономики: уйти от сырьевой экономики, реализовать импортозамещение и специальные программы поддержки приоритетных отраслей промышленности. Вот только те же приоритеты звучали и год назад, но «воз и ныне там» – по верному выражению из самого послания.
В то же время законопроект о государственном планировании социально-экономического развития, внесенный депутатами от КПРФ, в котором подробно разработаны меры достижения этих целей, лежит в Госдуме, и партия власти не спешит даже просто вынести его на обсуждение.
Похожая ситуация наблюдается и в рассуждениях о социальной политике: который год подряд Президент повторяет о необходимости справедливого оказания помощи нуждающимся, учета потребностей инвалидов, развития образования и здравоохранения. Между тем, проект бюджета на 2016 год лишает нас надежд на развитие социальной инфраструктуры, улучшение социальной политики: все эти расходы только урезаются.
При этом продолжает повторяться тезис о необходимости сбалансированности бюджета и дефицита, не превышающего 3%. Где же в таком случае планируется взять деньги на выполнение этих обещаний? Или может быть пора наконец пересмотреть бюджетную политику и усилить контроль за тратой бюджетных средств не на словах, а на деле – тогда и средства найдутся?
Вновь прозвучали укоры за неисполнение «майских указов», хотя по прошествии трех лет мало кто верит в то, что эти указы вообще будут исполнены в полной мере. В очередной раз остаются открытыми вопросы и о местах в школах и детских садах, и о контроле над деятельностью организаций, занимающихся медицинским страхованием.
Президент говорит о наших достижениях в области оказания высокотехнологической медицинской помощи: но почему же тогда все, кто может себе это позволить, продолжают ездить за этой помощью за границу? Большая часть населения зачастую оказывается лишена не только высокотехнологической медицинской помощи, но и базовых качественных услуг здравоохранения.
Говорится в послании и о переоснащении скорой помощи, и о выделении на цели развития скорой помощи дополнительных средств из федерального бюджета. Почему же тогда расходы по этой статье сокращаются, а в публичном пространстве слышны призывы сделать вызов скорой помощи платным?
Не может не настораживать и поручение разработать методику оптимального размещения учреждений социальной сферы (больниц, школ, учреждений культуры). Все это обосновывается самыми благими намерениями, но мы-то знаем, куда они ведут и чем обычно у нас заканчиваются инициативы подобной «оптимизации» – очередной волной закрытия соцучреждений.
Вместе с тем, депутаты от КПРФ внесли в Госдуму и закон о реформе здравоохранения, однако партия власти не спешит его рассматривать.
В послании было предложено большее внимание уделять поддержке социально-ориентированных НКО, однако с 2014 года наблюдается снижение объемов их финансирования, уменьшение запланировано и на следующий год, даже без учета инфляционных процессов. Предложение награждать социально полезные НКО новым статусом «исполнителя общественно полезных услуг» само по себе перспективное, однако всегда есть риски при его реализации: мы знаем, что отношение к НКО зачастую обусловлено исключительно политическими соображениями (и иногда даже в ущерб их социально полезной деятельности).
Продолжилась и такая тема посланий последних лет, как улучшение условий для бизнеса, расширение свободы предпринимательства. Сначала Президент говорит о хорошей динамике, однако сам позже признает, что сами предприниматели «пока не видят» улучшений по тем направлениям, которые обсуждались в предыдущие годы: прекращение постоянных вредных для бизнеса проверок, деятельности «армий контролеров». Уже был создан очередной орган – Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, Президент призывает оказывать ему поддержку.
Однако если все меры, предложенные в предыдущие годы, так и не были должным образом реализованы, и проблемы не были решены, почему мы должны поверить на этот раз? Что заставит отказаться от столь удобной для самих власть имущих модели «попрессовали, обобрали и отпустили», которую нам красочно описали в послании? Защита прав собственности тех, кто соблюдает законы, – важнейшая задача, но когда же ее действительно начнут решать?
Продолжилась и прозвучавшая год назад тема об амнистии капиталов – ничего нового сказано, по сути, не было, кроме признания в том, что процесс пока идет плохо. Нам снова предлагают бесконечные «дополнительные консультации» и общие слова.
Также было предложено провести докапитализацию Фонда развития промышленности. Но так ли помогает этот Фонд, если смотреть на реальные достижения в области импортозамещения? Или это очередной пример лоббирования заинтересованными лицами своих интересов? В целом, по импортозамещению и поддержке конкурентоспособных производств было вновь сказано много правильных, по сути, слов, вот только верится этим словам о «завоевании мировых рынков» все меньше.
Прозвучало обещание о том, что к 2020 году мы полностью обеспечим себя продовольствием, вот только подобное обещание уже было оглашено в послании 2012 года. Согласно той программе, к 2020 году мы должны были бы уже не только давно стать полностью независимыми по всем видам продовольствия, но и превратиться в крупнейшего мирового поставщика продуктов питания.
То же самое можно сказать и о курсе на технологическую модернизацию – эти цели звучали в посланиях предыдущих лет. Отдельно было предложено создать очередной орган – проектный офис – который будет помогать продвижению и сопровождению важнейших проектов в разных отраслях, снижению административных барьеров и т.д. Нет сомнений: этот орган будет создан и станет очередным получателем бюджетных средств. Но вот будет ли от его деятельности реальный прогресс? Учитывая опыт государственной политики последних лет, вряд ли.
Наконец, Президент призвал выстраивать партнерские отношения с зарубежными странами, преимущественно ориентируясь на Азиатско-Тихоокеанский регион. Главное, чтобы это сотрудничество действительно было «равноправным партнерством», а не чередой невыгодных для России уступок, рассчитанных на внешний пиар-эффект, – все мы прекрасно знаем, как это зачастую происходит.
Соответственно, в очередной раз было заявлено о необходимости развития Дальнего Востока – этому вопросу уже не первый год формально уделяется повышенное внимание. Но стоит признать, что пока политика развития Дальневосточного региона ориентирована на перераспределение финансовых потоков в интересах определенных людей, успехов мы не добьемся. Пора повернуться лицом к людям.
В конце Президент традиционно сказал о выборе пути дальнейшего развития, необходимости объединяться и трудиться для решения трудностей, ради общего блага и России. Хотелось бы, чтобы наконец эти призывы стали не пустыми словами, а были услышаны самой властью.
В целом, можно заключить, что основные тезисы и идеи послания, в особенности касающиеся внутренней политики нашей страны, вновь были повторены. И сложно надеяться на то, что в этот раз они будут выполнены.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме