15:31 21.07.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

В.Ф. Рашкин: Коррупция – мировое зло, поглощающее Россию

С 6 по 10 июля в норвежской столице Осло проходила 19-я сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Ее основной темой стала борьба с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. В качества делегата от Государственной Думы ФС РФ мне довелось принять участие в работе Ассамблеи.

Рашкин Валерий Федорович

Первый секретарь Саратовского обкома, член Президиума Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Масштабы явления

Вопрос борьбы с коррупцией и организованной преступностью волновал все делегации, принявшие участие в работе сессии ПА ОБСЕ. Темпы и масштабы развития этих негативных явлений просто поражают.

Как указывается в Послании Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна по случаю Международного дня борьбы с коррупцией 9 декабря 2009 года: «От коррупции страдает не только развитие. Она ведет к фальсификации выборов, подрывает законность и может создавать угрозу для безопасности. В прошлом году мы все убедились в том, что она может иметь серьезные последствия для международной финансовой системы… Хищение общественных средств частными лицами влечет за собой уменьшение объема ресурсов для строительства школ, больниц, дорог и водоочистных сооружений. Когда средства, выделяемые в виде внешней помощи, оказываются на частных банковских счетах, останавливаются крупные инвестиционные проекты. Коррупция способствует проникновению на рынки поддельных или низкокачественных медицинских препаратов, а также позволяет вывозить опасные отходы на свалку или же сбрасывать их в океаны. Прежде всего от этого страдают уязвимые лица».

Даже другие преступления, такие как убийства, грабежи, мошенничество выглядят на фоне коррупции менее угрожающими. Потому что коррупция и организованная преступность поражают все сферы жизни. Они охватывают от 30 до 50% общественных связей. Превращаются в параллельно функционирующую систему власти, что уже фактически произошло в Российской Федерации.

Объемы оборота наркотиков, контрабанды оружия, других незаконных форм бизнеса и коррупции составляют сотни миллиардов долларов и превышают бюджеты многих государств. Появление международных финансовых систем, которые облегчили переводы огромных сумм денег по всему миру, одновременно усложнило возможные механизмы контроля денежных потоков и установления их происхождения. Современные механизмы транснациональных операций позволяют преступным организациям получать доступ к наиболее выгодным рынкам и осуществлять контроль над ними, находясь в регионах наименьшего риска, недосягаемых для правоохранительных органов. Таким образом, одним из факторов, способствующих распространению коррупции и оргпреступности, стала глобализация по-американски.

На мой взгляд, и на взгляд моих коллег из других левых и коммунистических партий, участвовавших в работе ПА ОБСЕ, мощный толчок росту коррупции и оргпреступности дал развал Советского Союза. В результате этого общенародная собственность незаконно, по-хамски, нагло, при попустительстве государства, а то и при его поддержке была разворована. Можно вспомнить нашу недавнюю историю, когда такие личности как Гайдар, Чубайс, Гавриил Попов с экранов телевизоров говорили, что нам надо создать класс собственников любой ценой, в том числе и незаконными способами.

Мы, российские коммунисты, были категорически против распродажи собственности ключевых отраслей народного хозяйства и естественных монополей, таких как энергетика, транспорт. Были категорически против распродажи природных ресурсов, в том числе нефтяного и газового комплекса. Но наши предложения тогда не были услышаны даже в части того, чтобы сделать приватизационные чеки именными. Все беззакония творились при активном участии чиновников всех уровней, в результате коррупция стала фундаментом государственной системы управления в Российской Федерации, которым является и до сих пор.

Надо отметить, что в СССР такого размаха коррупции и близко не было. Сегодня же ее показатель составляет до 50% объема бюджета Российской Федерации. То есть фактически половина всех средств в нашей стране находится в теневом обороте. Одними из основных причин отсутствия массовой коррупции в СССР были государственная собственность, прозрачность получаемых гражданами доходов, а соответственно и расходов, неотвратимость наказания за совершенные преступления, высокая образованность населения и укоренившиеся в обществе традиции жить честно, порядочно, без воровства, жить по совести.

То, что происходит сегодня в нашей стране, очень негативно повлияло на общемировые тенденции. Прежде всего, это связано с энергетикой, с экспортом природных ресурсов. Без нефти, газа, электроэнергии не может обойтись ни одно государство. А поскольку Россия является одним из основных экспортеров данных ресурсов, коррупционные метастазы расползаются от нас по всей Европе и по всему миру. Работает система откатов, искусственно занижаются или завышаются экспортные цены, пошлины, возникают оффшорные зоны, в которых исчезают финансовые потоки от этой незаконной деятельности.

В 2000 году, принимая во внимание огромный рост коррупции и оргпреступности, в итальянском городе Палермо была принята конвенция ООН по борьбе с этим злом. Данный документ создал международную законодательную основу по его искоренению. Главный принцип конвенции – борьба с коррупцией и оргреступностью не должна замыкаться в границах государств, ей необходимо придать общемировой характер.

К Палермской Конвенции были также приняты три важных дополнительных протокола. Однако следует отметить, что шесть стран ОБСЕ до сих пор не ратифицировали эту конвенцию. Пять стран не ратифицировали второй дополнительный протокол, касающийся незаконного ввоза мигрантов. Шестнадцать стран не подписали третий дополнительный протокол, касающийся незаконной торговли оружием, а не ратифицировали его еще двенадцать государств. Хотя доля нелегального бизнеса в этой сфере, по некоторым данным, составляет 70%.

Таким образом, половина государств-участников ОБСЕ не подписала либо не ратифицировали конвенцию и дополнительные протоколы к ней. К сожалению, в их числе находится и Россия. Все это является показателем того уровня коррупции, который существует сегодня в мире.

 

Как проявляется коррупция?

Одна из проблем, которая обсуждалась на сессии ПА ОБСЕ – это отмывание денег. Активы, которые имеют криминальное происхождение или предназначены для преступной и террористической деятельности, должны немедленно замораживаться. Однако сегодня такого механизма нет. Более того, банковские структуры стараются скрыть подобные активы, способствуя уходу от ответственности их владельцев. Особенно в оффшорных зонах, через которые проходят глобальные черные финансовые операции. В этом отношении интересен опыт Италии, где законодательство предусматривает конфискацию активов мафии, полученных в качестве доходов от преступной деятельности. На мой взгляд, подобные изменения надо срочно вносить и в законы Российской Федерации.

Вопрос вопросов – это рост производства и экспорта наркотиков из Афганистана. Особенно резкий всплеск произошел после того, как в эту страну вошли войска НАТО. Сегодня они фактически «крышуют» и стимулируют производство тяжелых наркотиков, большая часть которых поступает затем в Россию. Проблема достигла таких масштабов, что даже ПА ОБСЕ вынуждена была принять специальную резолюцию. В ней изложена обеспокоенность стран-участниц ростом угрозы, предложен ряд конкретных мер по ее обузданию. К сожалению, реальная борьба с распространением наркоугрозы сегодня крайне затруднена. Причины здесь как чисто политические, так и законодательные. Во многих странах, в том числе и в России, наказание за распространение наркотиков не соответствует тяжести последствий совершаемого преступления.

Большое внимание на сессии ПА ОБСЕ было уделено привлечению институтов гражданского общества к борьбе с коррупционными проявлениями. В частности, было предложено странам-участницам создать специальные парламентские комиссии по расследованию случаев произвола со стороны власти по отношению к гражданам. А в одной из резолюций содержатся рекомендации по созданию особых парламентских комитетов по борьбе с коррупцией. Это исключительно актуально для России, где пока нет соответствующей законодательной базы для создания таких комиссий и комитетов. Но я полагаю, что данная инициатива ОБСЕ наткнется на жесткое противодействие со стороны правящей у нас партии власти.

Почему? Потому что в России уже фактически в течение двадцати лет нарушен принцип равенства властей. Законодательная ветвь унижена и бесправна по сравнению с исполнительной и судебной. А реализация рекомендаций ОБСЕ могла бы дать депутатам хоть какой-то механизм контроля за правящей верхушкой. Но именно поэтому «Единая Россия» на такой шаг никогда не пойдет.

Большое внимание на сессии было уделено борьбе с торговлей людьми, прежде всего женщинами и детьми. Было подчеркнуто, что такого рода незаконный бизнес является одной из форм современного рабства. И горько констатировать, что после распада СССР основными поставщиками «товара» на этот рынок стали бывшие советские республики и страны Восточной Европы. Сегодня уничтожены многие нравственные и законодательные преграды на пути работорговцев. Более того, с экранов телевизоров пропагандируются такие способы зарабатывания денег, как проституция и распространение порнографии. Это беда общества дикого капитала, которое сформировалось в России и странах ближнего зарубежья.

Особенно страшно, что 20% жертв торговли людьми составляют несовершеннолетние. Это изуродованные души. Практически все из них потом становятся преступниками или заканчивают жизнь трагически.

Очень заботит участников ПА ОБСЕ прозрачность деятельности частного бизнеса. Даже те депутаты, которые представляют интересы буржуазии, выражают по этому поводу беспокойство. Ведь именно частный бизнес пускается «во все тяжкие» ради получения прибыли: «деньги не пахнут». ПА ОБСЕ предложила компаниям, которые ведут бизнес в нефтяной, газовой, горнодобывающей отраслях, а также правительствам стран, испытывающим сильную зависимость от доходов этих отраслей, что зачастую сопровождается проявлениями коррупции в государственных органах, ввести практику обязательной отчетности по сделкам. Для России это очень важно. Ведь прибыль нефтяных и газовых компаний скрывается, их финансовая деятельность абсолютно непрозрачна, особенно в том, что касается доходов топ-менеджеров. В результате бюджет недополучает миллиарды рублей.

В то же время российская власть носится с этими кампаниями как с «писаной торбой», называя главными наполнителями бюджета. Между тем их колоссальная прибыль не заработана, а фактически украдена у народа. В свое время природные ресурсы достались нынешним владельцам за бесценок, природная рента попала в частный карман. Но расследования этой незаконной приватизации до сих пор не проведено.

Огромную угрозу сегодня представляет кибер-преступность, связанная с Интернетом. По доходности этот сектор преступного бизнеса вышел на третье место в мире после торговли наркотиками и оружием. И особенно здесь «преуспели» Россия и страны Восточной Европы.

Новым видом организованной преступности становится экологическая преступность. Она связана прежде всего с незаконным оборотом лесной продукции, включая древесину и другие лесные биологические ресурсы. Стоит ли напоминать, что и здесь наша страна – один из главных объектов преступного бизнеса.

Кто больше всего коррумпирован?

На сессии ПА ОБСЕ было отмечено, что сегодня транснациональная преступность и коррупция представляют одну из величайших угроз безопасности человечества. Подчеркивалось, что самый высокий уровень коррупции наблюдается среди политических партий, где он составляет 68%. Между тем Генеральная прокуратура России даже в ответ на мои депутатские запросы не смогла предоставить списки чиновников, осужденных за коррупцию. Фактически она препятствует проведению анализа того, какая политическая партия имеет в своих рядах самое большое число коррупционеров. Хотя ответ, на мой взгляд, и так очевиден – это партия власти.

На втором месте, по данным ОБСЕ, по уровню коррумпированности находятся госслужащие. Здесь уровень коррупции составляет 63%. Среди государственных чиновников коррупция определяется как злоупотребление предоставленными полномочиями с целью получения личной выгоды. Прежде всего злоупотребляют своим служебным положением те, кто имеет доступ к бюджету. Как чиновники им распоряжаются, мы прекрасно видим на примере нашей страны. А к чему это приводит, мы можем видеть на примере Киргизии.

Уровень коррупции среди парламентариев, по этим же данным, составляет 60%. Недавно депутаты российской Государственной Думы опубликовали свои декларации о доходах. Самое большое количество миллиардеров оказалось во фракции «Единая Россия», причем в период кризиса их доходы только увеличились. Достаточно назвать известного единоросса Вячеслава Володина, который, согласно официальному сайту Госдумы, за прошлый год заработал почти 350 миллионов рублей.

Коррупция в судебной системе составляет 49%. Недаром судьи в нашей стране принимают несправедливые ангажированные решения в отношении коммунистов. И не зря КПРФ, как партия, которая чувствует беды и чаяния народа, постоянно поднимает вопрос о коррупции в данной сфере. Тем не менее, судьи у нас в стране представляют какую-то неприкосновенную касту. Нельзя обсуждать их доходы, систему их назначения. Практически невозможно опротестовать их решения. С точки зрения построения открытого, демократического общества такое положение совершенно недопустимо, и здесь я согласен с оценками ОБСЕ.

Мы считаем, что коррупция начинается с проведения нечестных, грязных, сфальсифицированных избирательных кампаний. Там ее корни. Если не исполняется законодательство во время выборов, то все избранные депутаты, мэры, главы администраций являются нелегитимными. И многие из них, поэтому, плевать хотели на законы. Так что если не начать наводить порядок на выборах, ни о какой борьбе с коррупцией не может быть и речи.

ПА ОБСЕ рекомендовала государствам-участницам гарантировать профессионализм правоохранительных органов. И с этой целью предоставлять им всю необходимую поддержку, в том числе финансовую. Я поддерживаю данное обращение ПА ОБСЕ, но, еще раз подчеркну, в Российской Федерации ситуация во многом отличается от той, которая сложилась в других странах. Внутри наших правоохранительных органов, таких, так прокуратура и МВД, необходимо навести элементарный порядок и дисциплину. На мой взгляд, российские силовые структуры не хотят всерьез бороться с организованной преступностью и коррупцией. Прежде всего потому, что сами во многом подвержены коррупционным проявлениям.

Сессия Парламентской Ассамблеи также призвала вести жесткую борьбу с уклонением от налогов, преступлениями в финансовой сфере, отмыванием денег. Ряд соответствующих законодательных инициатив был принят и в нашей стране, в частности, касающихся декларирования доходов чиновников и депутатов. Но это даже не половина, а лишь начало пути. На мой взгляд, надо максимально быстро вводить такие законодательные меры, которые в корне бы пресекали возможность обогащаться за счет коррупции и откатов. В частности, считаю необходимым введение декларирования расходов чиновников и государственных служащих, а также членов их семей, в том числе совершеннолетних детей. Любая коммерческая деятельность, например, связанная с игрой на рынке ценных бумаг, которой занимается господин Володин, для чиновников и депутатов должна быть запрещена. Считаю также, что отмена смертной казни в России преждевременна. Она вполне может применяться в том числе и за крупные коррупционные преступления.

ПА ОБСЕ также высказалось за введение санкций в отношении представителей законодательной, исполнительной и судебной власти. На мой взгляд, необходимо запретить осужденным коррупционерам занимать какие-либо государственные или выборные должности до конца жизни.

«Захват государства»

В рамках борьбы с коррупцией я считал бы необходимым сделать прозрачным расходование средств по федеральным целевым программам. Сегодня Государственная Дума фактически лишена возможности его контролировать. Даже просто для сведения такие данные депутатам не предоставляются. Между тем целевые инвестиционные программы – это бюджетные средства, расходование которых должно быть прозрачным и подконтрольным парламенту.

В качестве примера могу привести «дело» одного из министров правительства Саратовской области – Джлавяна, который вместе с другими депутатами и чиновниками участвовал в коррупционных схемах, связанных с дорожным строительством. Однако он отсидел свой срок в тюрьме, а его подельники, занимавшиеся лоббированием соответствующих проектов, гуляют на свободе.

Недаром практика лоббирования осуждена ПА ОБСЕ. Любые лоббистские действия ведут к коррупции, откатам, налоговым преступлениям. «Фактически, - говорится в специальном докладе ПА ОБСЕ, -  происходит так называемый «захват государства». Под этим термином имеются в виду действия отдельных влиятельных лиц, групп, предприятий, как в государственном, так и в частном секторах, предпринимаемые для того, чтобы повлиять на разработку законов, постановлений и других мер государственной политики с целью получения собственной выгоды или благ». А у нас сейчас это считается чуть ли не почетным занятием! Якобы с помощью лобби можно привлечь деньги в тот или иной регион. Но это не так! Обычно ни копейки из этих средств жителям региона не достается, и все они делятся между участниками коррупционных схем, среди которых и депутаты, и губернаторы, и правительственные чиновники.

ПА ОБСЕ также призвала к приданию бюджетному процессу в странах-участницах открытого характера с помощью эффективных систем внутреннего контроля. Как в России «контролируются» средства, выделяемые, в частности на ФЦП, я уже сказал выше. По идее этим должна заниматься Счетная палаты, но ей, видимо, не до того. В результате, чтобы проверить тот или иной объект необходимо решение Государственной Думы. Но проправительственное большинство парламента никогда на это не идет. То же самое касается и отсутствия права у депутатов на создание парламентских комиссий по проверке исполнения бюджетных расходов.

Еще одно требование ПА ОБСЕ – поддержка независимых СМИ, информирующих население о фактах проявления коррупции. Для России данная тема – полное табу. Даже информацию об осужденных за коррупцию чиновниках-единороссов часто очень трудно опубликовать. Что уж говорить о тех, кто еще гуляет на свободе!

ПА ОБСЕ предлагает также ввести надзор третьей стороны за процессом государственных закупок, различными тендерами и конкурсами. Здесь используется масса коррупционных схем. Особенно широкое распространение они получили в нашей стране. Можно привести пример по закупке квартиры для председателя Саратовского областного суда. Там в конкурсе остался лишь один участник, в результате квартира была закуплена по цене, на 1/3 превышающую рыночную стоимость. Я обратился с соответствующим депутатским запросом, и сейчас по этому факту проводится проверка.

В ряде стран, в том числе и в России, система общественного здравоохранения воспринимается как один из самых коррумпированных институтов в государственном аппарате. В недавнем информационном бюллетене Всемирной организации здравоохранения отмечается, что ежегодно в мире расходуется около 750 миллиардов долларов США на закупку лекарственных препаратов. В то же время, 10-25% средств, потраченных на государственные закупки лекарств, теряются из-за коррупции.

Выход есть – социализм!

Если еще раз посмотреть на Россию, то власти нашей страны практически полностью игнорируют все рекомендации и резолюции ОБСЕ, связанные с борьбой с коррупцией и организованной преступностью, в том числе принятые в 1977 году 20 руководящих принципов. В чем же дело? Об этом ниже.

Хотя объективно измерить уровень коррупции вообще невозможно, потому что от 80 до 95% преступлений, связанных с ней, остаются нераскрытыми, существует такой показатель, как индекс восприятия коррупции. Если взять Российскую Федерацию, то этот индекс в нашей стране составляет 2,2 пункта. Между тем, по мнению международных экспертов, индекс меньше трех пунктов является для любой страны национальным позором. Он означает, что государственные органы не хотят признать коррупцию угрозой национальной безопасности и личной безопасности граждан и предпринять такие действия, которые бы постепенно эту угрозу минимизировали. Недаром Россия по рейтингу свободы от коррупции занимает лишь 146-е место в мире. Из бывших советских республик нас опережают не только Белоруссия, но и Армения, Азербайджан, Казахстан, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Грузия. Позади нас только Украина и республики Средней Азии.

Таким образом, наглядно демонстрируется, что ни исполнительная власть, в лице президента, правительства, губернаторов, чиновников разного уровня, ни законодательная, в лице депутатов от «Единой России», ни судебная, не ведут серьезной борьбы с коррупцией. Еще в первом веке до н.э. древнегреческий историк Саллюстий писал: «Богатство не уменьшает жадности». Эти слова очень хорошо подходят к российской власти.

Какие выводы можно сделать по итогам обсуждения проблемы коррупции на сессии Парламентской Ассамблеи ПА ОБСЕ применительно к России?

1) Советская социалистическая система являлась самым эффективным препятствием на пути распространения коррупции и организованной преступности.

2) Без национализации природных ресурсов эффективная борьба с коррупцией невозможна.

3) Необходима законодательная база, которая позволяла бы находить и подвергать реальным наказаниям всех выявленных коррупционеров. Для чего потребуются коренные изменение российского законодательства.

4) Необходим жесткий контроль над правоохранительными органами и судебной системой.

5) Требуется немедленная демократизация политической системы, в том числе отмена назначаемости губернаторов и судей.

6) Нужна максимальная гласность при расследовании коррупционных дел, для чего необходимо прекратить административное давление на СМИ.

Все это отражено в программе КПРФ, в докладах на съездах и пленумах нашей партии, в многочисленных работах Г.А. Зюганова, в том числе и в его Обращении к гражданам «Путь России, вперед – к социализму!» Считаю, что только реализация предложений коммунистов может спасти страну от вымирания, деградации и распада, от гибели в коррупционной петле!

Валерий РАШКИН,

член Президиума,

секретарь ЦК КПРФ,

депутат Государственной Думы.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме