01:45 28.08.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
В.Ф. Рашкин: Как спасти страну от коррупционной петли
Газета «Правда» опубликовала статью Члена Президиума, секретаря ЦК КПРФ, депутата Государственной думы В.Ф. Рашкина.
Рашкин Валерий Федорович Первый секретарь Саратовского обкома, член Президиума Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. |
В норвежской столице Осло проходила 19-я сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Ее основной темой стала борьба с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. В качестве делегата от Государственной думы ФС РФ в работе ассамблеи принял участие член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ Валерий Рашкин.
Масштабы поражают
Вопрос борьбы с коррупцией и организованной преступностью волновал все делегации, принявшие участие в работе сессии. Темпы и масштабы развития этих негативных явлений просто поражают.
Коррупция и организованная преступность поражают все сферы жизни. Они охватывают от 30 до 50% общественных связей, по сути, превращаются в параллельно функционирующую систему власти, что уже фактически произошло в Российской Федерации.
Мощный толчок росту коррупции и оргпреступности дал развал Советского Союза, в результате чего общенародная собственность незаконно, по-хамски, нагло, при попустительстве государства, а то и при его поддержке была разворована.
Беззакония творились при активном участии чиновников всех уровней, в результате коррупция стала фундаментом государственной системы управления в Российской Федерации, каковым и является до сих пор.
Сегодня размах коррупции составляет до 50% объема бюджета Российской Федерации, то есть половина всех средств в нашей стране находится в теневом обороте.
В 2000 году в итальянском городе Палермо была принята Конвенция ООН по борьбе с коррупцией и оргпреступностью. Документ создал международную законодательную основу по искоренению этого зла. Главный принцип конвенции - борьба с коррупцией и оргпреступностью не должна замыкаться в границах государств, ей необходимо придать общемировой характер.
К палермской конвенции были также приложены три важных дополнительных протокола. Однако следует отметить, что шесть стран - членов ОБСЕ до сих пор не ратифицировали конвенцию. Пять стран не ратифицировали второй дополнительный протокол, касающийся незаконного ввоза мигрантов. Шестнадцать стран не подписали третий дополнительный протокол, касающийся незаконной торговли оружием, а не ратифицировали его еще двенадцать государств. Хотя доля нелегального бизнеса в этой сфере, по имеющимся данным, составляет 70%.
Таким образом, половина государств - участников ОБСЕ не подписала либо не ратифицировала конвенцию и дополнительные протоколы к ней. К сожалению, Россия - среди них. Разве это не показатель высокого уровня коррумпированности нашей экономики и политической верхушки?
Современные работорговцы не знают преград
Одна из проблем, которая обсуждалась на сессии ПА ОБСЕ, - это отмывание денег. Казалось бы, активы, которые имеют криминальное происхождение или предназначены для преступной и террористической деятельности, должны немедленно замораживаться. Однако сегодня механизма для этого не выработано. Более того, банковские структуры нередко стараются скрыть подобные активы, способствуя уходу от ответственности их владельцев. Особенно в офшорных зонах, через которые проходят глобальные черные финансовые операции. В этом отношении интересен опыт Италии, где законодатель-ство предусматривает конфискацию активов мафии, полученных в качестве доходов от преступной деятельности. На мой взгляд, подобные изменения надо срочно вносить и в законы Российской Федерации.
Большое внимание на сессии ПА ОБСЕ было уделено привлечению к борьбе с коррупционными проявлениями институтов гражданского общества. В частности, было предложено странам-участницам создать специальные парламентские комиссии по расследованию случаев произвола со стороны власти в отношении граждан. А в одной из резолюций содержатся рекомендации по созданию особых парламентских комитетов по борьбе с коррупцией. Это исключительно актуально для России, где пока нет соответствующей законодательной базы для создания таких комиссий и комитетов. Но я полагаю, что реализация данной инициативы ОБСЕ в нашей стране встретит жесткое противодействие со стороны "партии власти". Почему? Да потому, что у нас законодательная ветвь власти бесправна перед исполнительной и судебной. А реализация рекомендаций ОБСЕ могла бы дать депутатам механизм контроля за правящей верхушкой. Именно поэтому "Единая Россия" на такой шаг никогда не пойдет.
Большое внимание на сессии было уделено борьбе с торговлей людьми, прежде всего - женщинами и детьми. Было подчеркнуто, что такого рода незаконный бизнес является одной из форм современного рабства. И горько констатировать, что после развала СССР основными поставщиками "товара" на этот рынок стали бывшие советские республики и страны Восточной Европы.
Очень заботит участников ПА ОБСЕ проблема прозрачности частного бизнеса. Даже те депутаты, которые представляют интересы буржуазии, выражают по этому поводу немалое беспокойство. Ведь именно частный бизнес нередко пускается "во все тяжкие" ради получения прибыли - по принципу "деньги не пахнут". ПА ОБСЕ предложила компаниям, которые ведут бизнес в нефтяной, газовой, горнодобывающей отраслях, а также правительствам стран, испытывающим серьезную зависимость от доходов этих отраслей (что зачастую сопровождается проявлениями коррупции в государственных органах), ввести практику обязательной отчетности по сделкам. Для России это было бы очень важно. Ведь известно, что прибыль нефтяных и газовых компаний скрывается, их финансовая деятельность абсолютно непрозрачна, особенно в том, что касается доходов топ-менеджеров. В результате бюджет недополучает миллиарды рублей. В то же время российская власть носится с этими компаниями как с "писаной торбой", называя их главными наполнителями бюджета.
Начать с выборов
На сессии подчеркивалось, что самый высокий уровень коррупции наблюдается среди политических партий - 68%. Между тем Генеральная прокуратура России даже в ответ на мои депутатские запросы не предоставляла списки чиновников, осужденных за коррупцию. Фактически она препятствует проведению анализа того, какая политическая партия имеет в своих рядах самое большое число коррупционеров. Хотя догадаться нетрудно - это "партия власти".
На втором месте, по данным ОБСЕ, - госслужащие. Здесь уровень коррупции составляет 63%. Прежде всего злоупотребляют своим служебным положением с целью получения личной выгоды те, кто имеет доступ к бюджету. Как чиновники им распоряжаются, мы видим на примере нашей страны. А к чему это может привести - на примере Киргизии.
Уровень коррупции среди парламентариев, по тем же данным, составляет 60%. Недавно депутаты российской Государственной думы опубликовали свои декларации о доходах. Самое большое число миллиардеров оказалось во фракции "Единой России", причем в период кризиса их доходы парадоксально увеличились. Достаточно назвать известного "единоросса" Вячеслава Володина, который, согласно сведениям на официальном сайте Госдумы, за прошлый год "заработал" почти 350 миллионов рублей.
Коррупция в судебной системе составляет 49%. КПРФ постоянно поднимает вопрос о коррупции в данной сфере. Но судьи в нашей стране представляют какую-то неприкосновенную касту. Нельзя обсуждать их доходы, систему их назначения. Практически невозможно опротестовать их решения. С точки зрения построения открытого, демократического общества, такое положение совершенно недопустимо - таковы оценки ОБСЕ, с которыми приходится согласиться.
Мы считаем, что коррупция начинается с проведения нечестных, грязных, сфальсифицированных избирательных кампаний. Там ее корни. Если не исполняется выборное законодательство, то все избранные депутаты, мэры, главы администраций являются по сути нелегитимными. Многие из них и в дальнейшем плевать хотели на законы. Так что если не начать наводить порядок на выборах, ни о какой серьезной борьбе с коррупцией не может быть и речи.
ПА ОБСЕ рекомендовала государствам-участникам гарантировать профессионализм правоохранительных органов. И с этой целью предоставлять им всю необходимую поддержку, в том числе финансовую. Поддерживая в принципе это обращение, подчеркну: в Российской Федерации ситуация во многом отличается от той, которая сложилась в других странах. Внутри наших право-охранительных органов, таких, как прокуратура и МВД, необходимо навести элементарный порядок и дисциплину. На мой взгляд, российские силовые структуры не способны и не хотят всерьез бороться с организованной преступностью и коррупцией. Прежде всего потому, что сами во многом заражены коррупционной бациллой.
Сессия Парламентской ассамблеи призвала вести жесткую борьбу с уклонением от налогов, преступлениями в финансовой сфере, отмыванием денег. Ряд соответствующих законодательных инициатив был принят и в нашей стране, в частности, касающихся декларирования доходов чиновников и депутатов. Но это даже не половина, а лишь начало пути. На мой взгляд, надо максимально быстро вводить такие законодательные меры, которые в корне пресекали бы возможность обогащаться путем коррупции и откатов. В частности, считаю необходимым введение декларирования не только доходов, но и расходов чиновников и государственных служащих, а также членов их семей, в том числе совершеннолетних детей. Любая коммерче-ская деятельность, связанная, например, с игрой на рынке ценных бумаг, которой, кстати, занимается упомянутый господин Володин, для чиновников и депутатов должна быть категорически запрещена.
Ассамблея также высказалась за введение санкций в отношении представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, замешанных в коррупции. На мой взгляд, с учетом российской специфики необходимо пожизненно запретить осужденным коррупционерам занимать какие-либо государственные или выборные должности.
Лоббисты захватывают государство
С целью борьбы с коррупцией, искоренения лоббирования считаю необходимым сделать прозрачным расходование средств по федеральным целевым программам. Сегодня Государственная дума фактически лишена возможности его контролировать - такие данные депутатам не предоставляются. Между тем на целевые инвестиционные программы расходуются бюджетные средства, использование которых должно быть прозрачным и подконтрольным парламенту. Практика лоббирования решительно осуждена ОБСЕ, поскольку любые лоббистские действия ведут к коррупции, откатам, налоговым преступлениям.
"Фактически, - говорится в специальном докладе Парламентской ассамблеи, - происходит так называемый захват государства. Под этим термином имеются в виду действия отдельных влиятельных лиц, групп, предприятий как в государственном, так и в частном секторе, предпринимаемые для того, чтобы повлиять на разработку законов, постановлений и других мер государственной политики с целью получения собственной выгоды или благ". А у нас в России это сейчас считается чуть ли не почетным занятием: якобы с помощью лоббирования можно привлечь деньги в тот или иной регион. Но обычно ни копейки из этих средств жителям региона не достается, все они делятся между участниками коррупционных схем, к которым причастны и депутаты, и губернаторы, и правительственные чиновники.
Еще одно требование ОБСЕ - поддержка независимых СМИ, информирующих население о фактах проявления коррупции. В России на это наложено полное табу. Информацию об осужденных за коррупцию чиновниках-"единороссах", как правило, очень трудно опубликовать. Что уж говорить о тех, кто запачкан, но еще гуляет на свободе!
Выход есть - социализм!
Власти нашей страны практически полностью игнорируют все рекомендации и резолюции ОБСЕ, связанные с борьбой с коррупцией и организованной преступностью, в том числе принятые в 1977 году 20 руководящих принципов. Ни исполнительная власть в лице президента, правительства, губернаторов, чиновников разного уровня, ни законодательная в лице депутатов от "Единой России", ни судебная не ведут серьезной борьбы с коррупцией.
Какие выводы можно сделать по итогам обсуждения проблемы коррупции на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ применительно к России?
Первое: советская социалистическая система являлась самым эффективным препятствием на пути распространения коррупции и организованной преступности.
Второе: без национализации природных ресурсов эффективная борьба с коррупцией невозможна.
Третье: необходима законодательная база, которая позволяла бы находить и подвергать реальным наказаниям всех выявленных коррупционеров, для чего потребуются коренные изменения российского законодательства.
Четвертое: необходим жесткий контроль над правоохранительными органами и судебной системой.
Пятое: требуется немедленная демократизация политической системы, в том числе отмена назначаемости губернаторов и судей.
Шестое: нужна максимальная гласность при расследовании коррупционных дел, для чего необходимо прекратить административное давление на СМИ.
Все это отражено в Программе КПРФ, в докладах на съездах и пленумах нашей партии, в многочисленных работах Г.А. Зюганова, в Обращении ЦК КПРФ к гражданам страны "Путь России - вперед, к социализму!" Только реализация предложений коммунистов может спасти страну от вымирания, деградации и распада, от гибели в коррупционной петле.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме