22:45 08.02.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
Тревоги русской деревни. Выступление академика В.И.Кашина в Госдуме по отчету министра сельского хозяйства Скрынник
Тревоги русской деревни
(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ,
председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам,
природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 8 февраля 2012 года на правительственном часе при обсуждении доклада министра сельского хозяйства Е.Б.Скрынник «О состоянии АПК России»)
В какой-то мере можно согласиться с Еленой Борисовной, что прошедший 2011 год для нашего сельского хозяйства был более успешным, чем предыдущие. Действительно, объем продукции всех сельхозпроизводителей превысил 3 трлн. рублей, намолочено 96,0 млн. тонн зерна, что на 53% больше прошлогоднего, накопано 34,5 млн. тонн сахарной свеклы, 32,1 млн. тонн картофеля, собрано 13,5 млн. тонн овощей. Все эти показали также превышают показатели прошлого года. Наблюдаются, пусть и незначительные, но положительные сдвиги и в животноводстве. На 0,6% увеличилось поголовье коров, на 0,4% - свиней, на 0,2% овец и коз, на 4,5% увеличилось производства мяса скота и птицы.
Есть и минусы. Например, на 1 ноября 2011г. в целом по Российской Федерации зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с 93,0% площадей, из них кукуруза на зерно - с 59,8%. Картофель выкопан с 98,0% посадки, овощи собраны с 93,5% посевов. Из технических культур сахарная свекла убрана с 74,0% площадей и т.д.Зябь вспахана на 17,6 млн. гектаров против 19,3 млн. гектаров в 2010 году. Надой молока по сравнению с прошлым годом составил 98,8%. А главное, что мы никак не продвигаемся в сторону решения продовольственной безопасности, на что нацеливает недавно принятая Доктрина продовольственной безопасности.
Надо заметить, что к цифрам российской статистики, в том числе и по сельскому хозяйству, надо относиться с большой осторожностью. Взять хотя бы поголовье скота. Согласно статистике, на хозяйства населения приходится 47,4% поголовья крупного рогатого скота, 33,3% - свиней, 50,9% - овец и коз. Но насколько совершенен у нас учет скота, который находится у населения? Даже если допустить, что они достоверны, то получается, что дойное стадо коллективных хозяйств насчитывает всего лишь около 4 млн. голов. Такого мизерного количества коров в России, особенно в советское время, никогда не было, даже в годы тяжелейших войн. То же самое касается удоев молока, сбора урожая картофеля и овощей, 81,3% и 69,3% которых соответственно выращивается в хозяйствах населения.
И вообще, что касается прозрачности деятельности Министерства, на мой взгляд, она вызывает много вопросов. Если заглянуть на сайт Минсельхоза, он в значительной мере ведется для проформы: какой-то оперативной информации по выполнению, например, ФЦП, о ходе бюджетного финансирования и т.п. найти там не возможно. Например, результаты выполнения ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» приведены только за 2010 год. Как шло выполнение этой программы в 2011 году остается загадкой. Какова дальнейшая судьба этой программы также не известно. Если судить по итогам 2010 года, то картина складывается не очень приглядная. Всего как бы программа профинансирована на 140 млрд. рублей. Но федеральных средств выделено всего лишь 31 млрд. рублей. В результате не выполнен план ввода жилья для молодых семей, полностью сорвано строительство детских дошкольных учреждений, введение в действие газонаполнительных станций (ГНС) и газонаполнительных пунктов, создание водоохранных зон, только на 14% выполнено строительство спортивных сооружений, существенно отстало от плана открытие фельдшерско-акушкрских пунктов, менее чем на 10% выполнен план по вводу организаций розничной торговли и общественного питания, на 20% выполнен план по введение в действие организаций по оказанию населению услуг производственной деятельности (использующих мельницы, маслобойки, крупорушки и т.д.), на 8% выполнен план по открытию пунктов приемов заказов на бытовые услуги при магазинах потребкооперации и т.д. Можно ли говорить при таких показателях о каком-либо «социальном развитии» села?
О других ФЦП Министерства вообще нет ни слова, ничего не сказано и о приоритетном национальном проекте развития АПК. Одна из больных проблем – сохранение плодородия почв. Ученые бьют тревогу по поводу нарастания деградации и загрязнения почв. Наибольший ущерб наносит ветровая и водная эрозия, подтопление, переувлажнение, загрязнение отходами, а также необоснованный отвод земельных участков под виды использования, предполагающие разрушение или уничтожение почв. Ежегодные потери почв сельскохозяйственных угодий составляет более 1,5 млрд. тонн плодородного слоя. Уникальные черноземы, являющиеся национальным достоянием России, находятся на грани исчезновения. Надо добавить к этому, что из 117 млн. гектар пашни более 40 млн. гектар вообще заброшено. Нерациональное использование земли, деградация и загрязнение почв, фактическое отсутствие работ по их восстановлению, выводит проблему охраны почв в число приоритетных. И в то же время, складывается такое впечатление, что Министерство этой проблемы не видит или не хочет замечать. Принятый закон по данной теме не работает. Надо незамедлительно вернуться к этому закону и разработать специальную программу по сохранению и восстановлению плодородия почв.
Говоря о положительных сдвигах, мы ведь прекрасно понимаем, что эти маленькие шажки вперед не столько заслуга министерства, сколько на этом сказались благоприятные природные условия 2011 года. В политике и государства, и министерства по отношению к селу практически ничего не меняется. Деревня продолжает деградировать, вымирать. И что самое печальное в перспективных планах министерства закладывается убыль сельского населения. Кажется, там не помнят, что три десятка тысяч деревень уже исчезло с лица земли, главным образом в центральной части России, где в основном проживает русское население. Об этом здесь в зале заседаний Государственной Думы говорилось неоднократно.
В плачевном состоянии находится вся материально-техническая база отрасли. Отдаются в частные руки остатки госсобственности, включая зерновые компании. Как и прежде практически не обновляется техника, не хватает профессиональных кадров, удобрений, школ, больниц, жилья. Более того, с каждым годом их становится все меньше.
Продолжает расти кредиторская задолженность деревни, которая уже превысила 1,5 трлн. рублей. Сельское хозяйство продолжают держать на голодном финансовом пайке, выделяя их федерального бюджета менее 1% расходной его части. Министр называет цифру, выделяемых средств на село, порядка 170 млрд. рублей, но не говорит о том, что из этой суммы только чуть более 1/3 попадает непосредственно крестьянину. Фикцией для крестьянина является и так называемые субсидии по погашению государством части кредитных ставок. На эти цели в 2011 году затрачено почти 70 млрд. рублей. Вместо обеспечения аграрного сектора доступными кредитами и направления средств непосредственно на его поддержку, деньги из федерального бюджета попадают в карманы банкиров.
По-прежнему крестьянина давит диспаритет цен, ему фактически закрыт свободный доступ к рынку для реализации своей продукции. Ни на шаг практически не продвинулся вопрос о государственном контроле и регулировании цен на сельхозпродукции, по крайне мере, хотя бы на основные жизненно важные продукты питания.
Несколько слов о других проблемах, которые давно надо было решить или возникли недавно в результате непродуманных законодательных инициатив. Одна из них это совершенствование государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки. На данную проблему обратили внимание и Президент Д.Медведев, и Председатель Правительства, и первый заместитель Председателя Правительства В.Зубков. В 2011 году принято ряд поручений, которые не выполняются. Ими предписывается сформировать действенную систему государственного контроля качества зерна и продуктов его переработки, включая транспортировку, хранение и реализацию с учетом опыта зарубежных стран, стран Таможенного союза. Предписано установить порядок учета региональных запасов зерна и продуктов его переработки у сельхозпроизводителей, индивидуальных предпринимателей и др.
Указанная проблема обострилась после внесения изменений в российское законодательство, в частности в федеральный закон «О зерне», в соответствии с которыми были отменены нормы контроля за качеством зерна и продуктами его переработки. В результате была ликвидирована правовая основа государственного надзора и контроля в сфере оборота зерна и продуктов его переработки и утрачен единый порядок учета на ключевых инфраструктурных объектах – элеваторах и зерновых складах.
Совершенно не понятно, зачем это было сделано. Ведь у наших соседей – в Республике Казахстан и Республике Беларусь – существуют и совершенствуются национальные системы контроля качества и безопасности, обеспечивающиеся уполномоченными государственными органами.
Опыт большинства ведущих стран-производителей зерна также свидетельствует о системной реализации мер по государственному контролю за безопасностью и качеством производимого и реализуемого зерна.
Похоже, что Российская Федерация становится единственным государством из числа крупнейших производителей зерна, которая отказывается от контроля качества зерна и продуктов его переработки.
Встает вопрос: в чьих интересах это делается? Очевидно, в интересах тех дельцов, которые на бесконтрольности намереваются неплохо заработать, занижая характеристики зерна при его приобретении у крестьянина, а также произвольно устанавливая эти характеристики при дальнейшем обороте зерна.
Совершенно понятно, что надо исправлять ситуацию, иначе мы можем
очень многое потерять.
Вторая, не менее важная проблема – проблема безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. От грамотного применения пестицидов и агрохимикатов зависит не только величина урожая, но и его безопасность, как для здоровья человека, так и для животных, а также для сохранения экологически пригодной среды обитания. Внесенные в 2011 году изменения в федеральное законодательство лишили Россельхознадзор права регистрации пестицидов и агрохимикатов, права надзора за соблюдением правил и норм при их хранении и реализации, контроля за соблюдением применения пестицидов и агрохимикатов и т.д. За Россельхознадзором сохранен надзор за пестицидами и агрохимикатами только в рамках ветеринарного надзора, что относится к кормам, продукции животного происхождения, к использованию пестицидов в животноводческих помещениях и внешним паразитам животных. Такое положение недопустимо, и его надо немедленно менять.
Не могу не упомянуть еще об одной проблеме, которая связана с карантином растений. Предложенный к принятию проект закона «О карантине растений» обладает рядом существенных недостатков, которые не согласуются с международными нормами. С целью гармонизации российского и международного законодательств в данной области необходимо предусмотреть в проекте закона следующие положения:
- проведение аккредитации организаций, занимающихся лабораторной экспертизой растений и их обеззараживанием;
- проведение обеззараживания на государственной границе Российской Федерации при экспортно-импортных операциях;
- проведение лабораторных анализов экспортно-импортных операциях;
- сохранение практики применения карантинного сертификата.
Только при таких условиях национальная организация по карантину и защите растений России сможет гарантировать соблюдение международных требований при экспортных поставках и обеспечить безопасность растений внутри страны. В противном случае, по оценкам экспертов, ущерб от проникновения и распространения карантинных объектов может составить до 700 млрд. рублей.
Непродуманный уход государства от своих контрольных функций – это путь к беспределу!
Но это, так сказать, дела сегодняшние, текущие, решение которых находится полностью в наших руках…
Что ждет наше село, АПК страны в ближайшем будущем, прежде всего, в связи со вступлением России в ВТО? Это вопрос чрезвычайной важности. К сожалению, очень вероятна полная катастрофа.
Надо прямо сказать, что вступление России в ВТО – это смертный приговор для отечественного агропромышленного комплекса. С вступлением в ВТО Россия практически полностью открывает свой внутренний рынок для иностранных сельхозпроизводителей. Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%. Часть импортных тарифов - более трети - будет снижена с момента присоединения, еще четверть - спустя три года после него. Самый длительный переходный период – от 4 до 8 лет - установлен для мяса домашней птицы. Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, вне квоты - 55%, для свинины - 0% и 65%, для мяса птицы - 25% и 80%.
Наши будущие партнеры по ВТО наоборот защищают свой продовольственный рынок высокими пошлинами, а Россия будет их снижать. Например, уже сегодня ставка суммарной пошлины на ввоз в страны ЕС белого сахара составляют 215 %, а в России – 30%. На ввоз мяса крупного рогатого скота охлажденного – 174%, замороженного – 215%, а у нас - 15%. Пшеницы – 173%, у нас – 5%. Кукурузы – 84%, у нас – 5%.
Что касается отечественного сельского хозяйства, то Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Объем поддержки АПК в 2012 г. будет в пределах 9 млрд. долларов, к 2018 году этот показатель сократится до 4,4 млрд.
Кроме того, во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, Россия обязуется до 2018 года направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий.
Экспортных субсидий российские сельхозпредприятия получать не будут. Но субъектам, например, Сибирского федерального округа они просто необходимы для вывоза зерна. Кроме того, после вступления России в ВТО будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции.
Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение и экспортных пошлин. Ограничения, в частности, коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов…
Надо иметь ввиду, что присоединение к ВТО автоматически выравнивает цены на энергоносители внутри страны с ценами на мировых рынках. Это еще одно тяжелейшее, неподъемное бремя для нашего сельского труженика.
В Министерстве сельского хозяйства разработан документ под издевательским названием «Перспективы развития сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО». О каком развитии может идти речь? Разве не известны результаты состояния, например, сельского сектора Украины и некоторых других стран СНГ, которые приобщились к ВТО? Украина практически полностью лишилась своей сахарной промышленности, ее рынок заполонили залежалым салом и т.д. Конечно же в этом документе ни о каком развитии речи нет. Здесь приведены все те же данные о снижении импортных пошлин на сельхоз продукты, а в качестве последствий указывается:
- удешевление импорта;
- снижение цен на отечественную мясную продукцию всех видов;
- снижение рентабельности производства;
- снижение инвестиционной привлекательности и темпов развития производства;
- невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности.
В документе признается, что для «смягчения последствий от присоединения к ВТО необходимо 96 млрд. рублей ежегодно для компенсации потерь и сохранения инвестиционной привлекательности отрасли». Но этих денег никто не даст, ведь по замыслу присоединения намечается только сокращение поддержки агропромышленного комплекса.
Все что касается будущего отечественного АПК в связи с присоединением к ВТО – это национальное предательство нашего сельского труженика, это осознанное его умерщвление. Россия – это не Америка или Европа, и даже не Канада. Здесь особые климатические условия, гораздо более сложные для производства сельхозпродуктов, требующие и больших затрат труда. Урожай на наших полях подвергается и большему риску от природных катаклизмов. Плодородность наших земель в среднем в 2,5 раза ниже, чем в Европе, Америке или Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков. Наша же страна уже потеряла продовольственную безопасность, закупая около 50% продуктов питания за рубежом. Ведущие страны, интенсивно осваивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения продуктами питания. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%, в Германии - 93%, в Италии - 78%. Даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это при том, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6 - 8 раз.
Себестоимость отечественное сельхозпродукции в принципе не может быть сопоставимой с продукцией западных стран. Тем более, что в странах Запада государственная поддержка крестьянина в десятки раз превышает те мизерные суммы, которые получает от государства российский крестьянин. Если в России сельскохозяйственные производители получают дотацию не больше 35 долларов на гектар, то в США ее размер составляет для фермеров 750 долларов, а в другой привилегированной зоне ВТО – в ЕС она равна 350 долларам.
Сегодня российская деревня пребывает в тревожном ожидании окончательного решения своей судьбы. Она будет трагичной, если Государственная Дума в очередной раз под диктовку лоббистов западных компаний, на продиктованных ими условиях ратифицирует Соглашение о присоединении России к ВТО. Наша фракция выступает категорически против такого исхода. Гибель русской деревни это не только сползание в пропасть продовольственной зависимости, это и еще и гибель нашей самобытной культуры, наших национальных корней, наших истоков. Без русской деревни не будет и России. Разве мы этого хотим?
Об авторе
Кашин Владимир Иванович. Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы, заместитель председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной Думы.В 1971 году закончил Рязанский сельскохозяйственный институт им. профессора П. А. Костычева.Был директором Московской селекционной станции (село Узуново). Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации. Академик РАСХН. Избирался депутатом Московского областного Совета народных депутатов.В 1990-91 гг. был членом Политбюро и секретарём ЦК КП РСФСР. В 1992 г. принимал участие в воссоздании КПРФ, в 1995-97 гг. — председатель комиссии ЦК КПРФ по аграрным вопросам, в 1997—2004 гг. — Секретарь ЦК КПРФ. Член Президиума ЦК КПРФ с 2003 г., заместитель Председателя ЦК КПРФ с 2004 г. С 2005 г. — Председатель Всероссийского Штаба протестных действий.Депутат Государственной Думы ФС РФ 2003-2012 гг.4 декабря 2011 года был избран депутатом Государственной Думы ФС РФ шестого созыва по центральному федеральному списку КПРФ.Заместитель руководителя межфракционного депутатского объединения по аграрно-продовольственной политике. Член Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Парламента Республики Молдова.Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член Российской академии сельскохозяйственных наук. Награждён орденом Дружбы народов. Лауреат премии Совета Министров СССР, Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники.В 2009 году Кашину присвоено звание Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме