12:03 28.10.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

Трамвайная лихорадка. Почему региональные власти повсеместно избавляются от самого социального вида транспорта?

В России набирает силу уникальное протестное движение, рожденное корыстным тупоумием самих властей. В разных уголках страны люди выходят на защиту... трамваев.

ЭТОЙ ОСЕНЬЮ с протрамвайными лозунгами вышли питерцы и жители Калининграда. В Петербурге массовые ликвидации транспортных путей начались еще в 2004 году с приходом к власти (предыдущего) губернатора Валентины Матвиенко. Трамвай исчез со многих улиц: с Литейного и Чкаловского проспектов, Садовой ул. и Крестовского острова. На Васильевском острове трамвайная сеть сократилась вдвое. 45 адресов потеряли трамвайные рельсы. В Калининграде дело обстоит не лучше: из десяти трамвайных маршрутов осталось лишь два, сейчас угроза нависла и над ними.

Вспомним, что в конце прошлого года коммунисты Заводского района Саратова протестовали на кольце 9-го трамвая против идеи городских властей сократить несколько трамвайных маршрутов. За полтора часа было собрано более двухсот подписей заводчан, несогласных с таким будущим саратовского трамвая. В прошлом году у здания городской администрации митинговали смоляне. Смоленск лишился трехкилометрового трамвайного кольца, по которому люди могли добраться от железнодорожного и автовокзала к областной больнице, госпиталю ветеранов войны, нескольким учебным заведениям, облсуду, региональному управлению налоговой службы. Власти так торопились, что горожане еще стояли на остановке, а в пятидесяти метрах от нее уже разбирали рельсы. Официальное уведомление о прекращении трамвайного движения администрация Смоленска распространила только на следующий день, и многие жители так и остались со своими проездными билетами на несуществующий уже транспорт. Еще в 2002 году яростное сопротивление ликвидации трамвайных маршрутов в районе Ленинского проспекта оказывали москвичи.

В Ульяновске весной этого года на борьбу с тремя сотнями пикетчиков, требовавших оставить в покое привычные трамвайные маршруты, по свидетельству очевидцев, даже были вызваны омоновцы с автоматами.

Что за странная, загадочная антитрамвайная инфекция внезапно поразила Воронеж, Архангельск, Уфу, Ростов-на-Дону, Тверь, Астрахань, Рязань, Иваново и многие другие российские города? Нетрудно догадаться, что, если трамвайное движение целенаправленно уничтожается, это кому-то нужно. И даже не секрет, что этот «кто-то» — местные власти. Ну, действительно, как в российской глубинке в Центральной России, где нет собственной нефтяной или газовой скважины и днем с огнем не найти ни одного террориста или ваххабита, которыми можно шантажировать федеральный центр и вымогать миллионы долларов, в такой «неперспективной» ситуации поиметь свою «копейку» «бедным» местным депутатам, мэрам и прочим мелкопоместным шишкам?

Трудно сказать, в чью именно первую чиновничью голову пришла поистине гениальная мысль о том, что «бабло» лежит буквально под ногами. Придумать правильную «отмазку», иначе говоря, нужные слова, скрывающие действительные интересы, не представило для наших болтунов никакой сложности.

Какие доводы предлагаются общественности? Трамваи обвиняются главным образом в двух страшных грехах: шуме и нерентабельности. Понятно, что наиболее тяжкое — именно последнее обвинение. А если перевести с чиновничьего на простой человеческий язык, это значит: на трамвае ездят слишком много льготников. Вспомним, например, Воронеж, где компенсировать перевозки многочисленных льготников местные власти не торопились, в результате чего рабочие трамвайных депо регулярно выходили на акции протеста против постоянных задержек и невыплат зарплаты. Так что местным властям, по-видимому, показалось очень заманчивым одним махом избавиться и от бюджетных трат на льготников, и от революционного брожения.

Любому жителю города ясно, что все доводы местных властей шиты белыми нитками. Ликвидация трамвайного транспорта доставляет людям одни неудобства. Не говоря уж о том, что наносится серьезный удар по малообеспеченным слоям населения, прежде всего — по пенсионерам, но и остальным горожанам приходится не легче. Так как трамваи заменяются автотранспортом, ухудшается экологическая обстановка. Количество пробок и аварий на дорогах также резко увеличивается: ведь нетрудно подсчитать, что один трамвайный вагон способен перевезти в 8—9 раз больше пассажиров, чем маршрутка. Уменьшается мобильность населения. Недаром же «старушка Европа» не только не отказывается от этого вида транспорта, но в последнее время его наращивает и модернизирует. Вспомним хотя бы трамваи Праги и Парижа, которые стали уже неотъемлемой частью этих старинных городов. Что, кстати, полностью разбивает еще одну экзотическую гипотезу российских властей о том, что трамвайное движение способствует разрушению памятников архитектуры.

Так в чем же, собственно, дело? Да всё в том же, во что упирается сегодня большинство российских проблем, — в шкурных интересах отдельных чиновников, которые почему-то перетягивают интересы миллионов людей. Трамвайные пути оказались просто клондайком для любителей всяких «откатов» и «распилов». Начать с того, что сам контракт на ликвидацию путей достается обычно, как ни странно, фирмам, так или иначе связанным с родственниками, знакомыми и «благодетелями» городского руководства. А куда, кстати, исчезают тонны стальных рельсов и утилизированные вагоны? Этот «вторчермет» потянет на миллионы рублей. Далее: сразу после сноса трамвайных путей объявляется конкурс о закупке маршрутных такси, а также об обслуживании маршрутов. Нетрудно догадаться, кто чаще всего становится их победителем.

Но самое поразительное то, что, уничтожив трамвайный транспорт, местная власть тут же начинает задумываться о... восстановлении трамвайного движения. Так, например, Комитет по развитию инфраструктуры Петербурга сейчас рассматривает возможность реконструкции трамвайных путей, в том числе восстановление, там, откуда трамвай был недавно изгнан, например, на Садовой улице и Литейном проспекте. Ну что ж, за чиновников можно порадоваться: возвращение трамвая сулит им снова многомиллионные тендеры, конкурсы и бюджетные вливания. А там можно будет снова задуматься о целесообразности трамвайных путей. И кто говорит, что вечный двигатель еще не изобретен?

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме