12:15 25.07.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Точка зрения: Жизнь хуже ада, или Россия в цифрах
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики любого государства, заинтересованного в создании комфортных условий самоощущения и жизнеощущения своих граждан.
Без разумной социальной политики экономический рост и процветание государства невозможны. Условия и предпосылки развития человеческого потенциала определяются не только количеством, но и характером распределения ресурсов между людьми. Более того, от характера этого распределения развитие общества зависит даже больше, чем от количества самих ресурсов. Между тем влияние неравенства на макроэкономические процессы, в том числе на темпы роста, в России не то чтобы недооценивается - оно вообще не принимается во внимание.
Ведь что такое благосостояние? В первую очередь это условия, уровень и качество жизни человека.
Условия жизни включают объективные обстоятельства жизнедеятельности населения - занятость, оплата труда и доходы, характер жилища и имущественная обеспеченность семей.
Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Обычно он характеризуется такими понятиями как:
· среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике;
· денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
· средний размер назначенных пенсий;
· прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
· соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;
· соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.
То есть, когда мы говорим о благосостоянии в целом, мы имеем в виду некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты.
В обыденном представлении чаще всего под благосостоянием мы понимаем условия и уровень жизни граждан. Одним из его главных критериев является прожиточный минимум. Прожиточный минимум является «точкой отсчета» для того, чтобы иметь представление об уровне благосостояния населения. Величина прожиточного минимума представляет стоимость обязательных платежей и сборов, а также стоимость потребительской корзины, которая, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
На сегодня величина прожиточного минимума в среднем по всем категориям населения составляет примерно 6,5 тысяч рублей. На такую сумму в настоящее время даже физически в России выжить не возможно. Выбор его значения достаточно субъективен, к тому же он осуществляется практически без консультаций, как с наукой, так и с общественностью и профсоюзами. Но самое главное: он не соответствует современным реалиям. Например, предусматриваемые в РФ прожиточным минимумом нормы по хлебу и мясу, в 1,5-3 раза меньше пайка немецкого военнопленного в Ленинграде. К тому же прожиточным минимумом не предусмотрено никаких затрат на аренду и тем более покупку жилья.
Идеология построения этого показателя не учитывает современные реалии капиталистического жизнеустройства, а копирует стандарты советского времени. Но тогда многие необходимые потребности населения удовлетворялись через общественные фонды потребления, когда семьи даже с низкими доходами реально имели бесплатный доступ к услугам здравоохранения, образования и отдыха. В нынешней России сколь угодно можно говорить о бесплатном образовании и здравоохранении, но на самом деле сегодня даже за скорую помощь приходится платить. Если приближать уровень прожиточного минимума к современным реалиям, то в него надо включать затраты на жилье и доступ к телекоммуникационным и информационным ресурсам, пересмотреть нормативы на одежду и пр. Даже грубая оценка необходимого пересмотра этих норм показывает, что величина прожиточного минимума в РФ должна быть увеличена минимум в 3 - 3,5раза.
Важными показателями благосостояния являются также – располагаемые доходы и реально располагаемые доходы населения. Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен и других важных показателей. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Чтобы их оценить необходимо из дохода гражданина, как минимум, вычесть обязательные платежи и сборы, включая расходы, которых человек в принципе не может избежать - на ЖКУ, транспорт, детские вещи, лекарства. Если добавить сюда услуги, которые в советское время были бесплатными (медицина, образование, спорт, культура), плюс оценить доступность покупки недвижимости, - можно сказать, что сейчас не 6,5 тысяч рублей, а зарплата в 35-40 тысяч позволяет человеку лишь выживать. Обязательные платежи и расходы почти ничего не оставляют от этой суммы.
Буквально на днях Москву облетела благая весть: нам всем стало лучше жить. Кому конкретно, не говорится. Очевидно чиновникам и олигархам, с чем их и поздравляем. Столичный департамент экономической политики и развития подсчитал, что среднемесячная зарплата в Белокаменной в первой половине 2011 года рванула вверх аж на 13% по сравнению с первой половиной 2010 года. Как вычислили чиновники, москвичи в среднем зарабатывали в январе-мае 40 776 рублей в месяц. За столицей, если верить статистике, подтягивается и остальная Россия. Средняя зарплата по стране превышает 20 500 рублей - на 12,5% больше, чем было в первой половине прошлого года.
Впечатляют размеры столичных зарплат по отраслям. По данным департамента, банкиры в среднем получают 91 671 рубль в месяц, работники предприятий связи - 56 191 рубль, оптовой и розничной торговли - 48 610 рублей, на предприятиях обрабатывающих производств - 36 664 рубля, в строительных организациях - 40 677 рублей, в школах - 32 143 рубля, больницах и поликлиниках - 38 980 рублей, научных институтах - 35 281 рубль.
Согласитесь, так и хочется смахнуть слезы благодарности за невиданное доселе благополучие.
Впрочем, эксперты оптимистичных оценок не разделяют. Основная подтасовка заключается в том, что средняя зарплата в нашей стране считается средним арифметическим от всех зарплат. Но в России, в отличие от многих развитых стран, всего 5% населения зарабатывают много, а 95% мало. Поэтому "среднеарифметический" способ является для нашего правительства единственно возможным для рисования мнимого роста благосостояния граждан. И неудивительно, что в Москве, где живут крупные чиновники, менеджмент, где расположены главные финансовые учреждения, "средняя температура по больнице" выше, чем по стране.
Отчет Росстата говорит о том, что средний доход российских граждан в мае 2011 года составил всего лишь 18 тысяч 183 рубля. Это на 3,2% больше, чем годом ранее. Но цены и инфляция растут гораздо быстрее. В мае инфляция составила 9,6% в годовом выражении. В результате реальные доходы населения, скорректированные на инфляцию и за вычетом обязательных платежей, сократились на 7%.
Инфляция практически съела и прибавку зарплат. Средняя номинальная зарплата в мае составила 22 520 рублей и по сравнению с маем 2010 года выросла на 12,5%. Но с учетом роста цен заработок трудящихся вырос чуть больше, чем на 2%. Так сильно доходы российских граждан не падали даже в кризис. По данным Росстата в 2008 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 2,7%, в 2009-м - на 2,3%, в 2010-м - на 4,3%.
Одновременно растет задолженность по зарплате. С начала года она увеличилась уже на 9,7%, до 2,6 млрд. рублей. В общем объеме просроченной задолженности по зарплате 54% приходится на обрабатывающие производства, 18% - на строительство, 8% - на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки, 7% - на транспорт.
Главная причина происходящего - рост налоговой нагрузки, связанный с повышением с начала года обязательных страховых взносов с 26% до 34% (с 16% до 26% для малого бизнеса), а также вызванный этим уход в тень доходов в малом и среднем бизнесе, - сообщила "Российская газета" в мае 2011 года.
Чтобы там власть не говорила, но у большинства населения России продолжается снижение уровня жизни. За годы «реформ» примерно у 70% уровень жизни упал, у 15-20% - изменился незначительно и лишь у 5-10% вырос, в том числе у 2-3% этот рост оказался очень значительным.
Россия быстро вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения по уровню жизни. Реальное неравенство, выражаемое отношением доходов 10% самых богатых граждан к доходам 10% самых бедных, как утверждают эксперты РАН, оказывается почти в полтора раза выше по сравнению с официальными данными. Сегодня это 23-24 против 16,7, по оценкам Росстата. Сейчас в РФ более половины населения имеют доходы, не достигающие 60% от среднего размера дохода на душу населения. Степень неравенства в нашей стране значительно выше, чем в странах, на которые официально ориентируется руководство РФ.
Ресурсы для обеспечения уровня жизни в России за годы «реформ» существенно уменьшились. Валовой внутренний продукт снизился примерно на 40%. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 35%. Фонд оплаты труда составил всего 34% к уровню 1990 года. Калорийность питания снизилась примерно на 15%, потребление белков – на 20%.
Общая численность безработных составляет примерно 9% от экономически активного населения.
Все это в совокупности привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни за рассматриваемый период с 69 до 63 лет. Страна потеряла даже по официальным данным почти 3 млн. человек, по данным экспертов почти 15 млн. человек.
Население, живущее за чертой бедности, испытывает психологическую напряженность, связанную с низкой оценкой социальных перспектив, безысходностью своего социально-экономического положения, отсутствием путей для желаемой реализации своего человеческого потенциала. В такой ситуации оно попадает в положение, аналогичное тяжелой депрессии, когда ценность жизни утрачивается. Поэтому в обществе свирепствует алкоголизм и наркомания. Почти 30 тысяч человек в год заканчивают жизнь самоубийством.
Особенно тревожное положение с детской бедностью. Показатель детской абсолютной бедности сегодня достиг 24%, а детская относительная бедность оценивается в 46%. При этом относительная бедность среди всего населения РФ равна 34%. А в странах Западной Европы этот показатель детской бедности равняется 6-8%.
Связывая повышение благосостояния только с экономическим ростом, правительство РФ подменяет анализ состояния в социальной сфере экономическими показателями. Для него ориентирами успешности социальной политики и выработки мероприятий по решению социальных проблем служат в основном среднестатистические показатели, которые не только не дают реального представления о продолжающемся углублении социально-экономического неравенства и бедности, о существе и глубине проблем деформации распределительных отношений, но и дезориентируют общество. Более того, сосредоточиваясь на показателях экономического роста и наличных ресурсов, правительство совсем не принимает во внимание неравенство. Оно даже не включено в перечень показателей, подлежащих мониторингу и управлению.
В мире давно пришли к безоговорочному выводу, что без активной перераспределительной, регулирующей государственной политики экономический рост не приводит к снижению ни масштабов неравенства, ни бедности. А рост неравенства, не сдерживаемый прогрессивными налогами и другими способами перераспределения доходов, приводит к существенному увеличению доходов только богатых и обнищанию практически всего остального населения, что мы и наблюдаем в России. Повышение же уровня жизни большинства населения происходит тогда, когда при распределении плодов экономического роста ни одна группа населения не имеет значительных преимуществ. Именно государство, а не невидимая рука рынка, ответственно за выстраивание таких распределительных отношений, когда экономический рост влечет за собой рост благосостояния большинства населения.
Нынешняя власть действует с точностью до наоборот. Выражая интересы олигархической части общества, власть последовательно отказывается от исполнения своих государственных функций регулятора функционирования общества, передавая их в руки частной инициативы. Коммунисты постоянно указывают на порочность такой политики, которая неизбежно приведет страну в тупик. Фракция КПРФ неоднократно выступала с законодательными инициативами по усилению роли государства во всех сферах жизнедеятельности общества. Коммунисты требуют отказаться от проводимой либеральной социально-экономической политики. Нынешняя ситуация требует наоборот усиления роли государства в решении кричащих проблем. Однако эти предложения и инициативы не находят поддержки ни со стороны парламента, ни со стороны правительства, ни со стороны президента. Не нашли поддержки инициативы коммунистов по введению прогрессивной шкалы налогообложения на сверхдоходы олигархов, по возвращению в государственную собственность природных богатств, по введению государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, табачных изделий и др. Такие меры могли бы существенно пополнить бюджет государства, направить их, в том числе, на повышение благосостояния народа.
Заметим, что прогрессивный налог на имущество наряду с прогрессивным подоходным налогом играет ключевую роль в преодолении неограниченного роста неравенства в развитых странах.
Оптимальная социальная политика требует также социального планирования, которое является функцией государства. В современном мире все государства проводят ту или иную социальную политику посредством сбора налогов и распределения государственных средств. В России социальная политика находится на примитивном уровне. Проводимые и планируемые реформы социальной сферы в РФ подменяются коммерциализацией социальной сферы по рыночным шаблонам. Этот путь ведет к катастрофе.
Понятно, что в условиях слабости государственной машины управления, ее коррумпированности и сверхмерной бюрократизации кардинальные перемены в этой социально и политически сверхчувствительной сфере при нынешней власти осуществить крайне сложно. Но обществу пора, наконец, осознать, что перенос центра тяжести социально-экономической политики на оптимизацию распределительных отношений способен серьёзно способствовать оздоровлению и процветанию нашей Родины.
Предстоящие выборы в Государственную Думу и президента РФ дают нам шанс на возможность таких перемен. КПРФ, как единственная партия трудового народа, имеет четкую программу действий в интересах всего народа России, обеспечивающих достойную жизнь наших граждан. Слово за народом.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме