01:31 18.04.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Татарстан: Итоги "круглого стола" фракции КПРФ в Госсовете
16 апреля фракция КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан провела круглый стол на тему: «Анализ проблем ЖКХ. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», в котором наряду с депутатами-коммунистами, приняли участие представители политических партий , представители министерств, ведомств и крупных управляющих компаний ТСЖ г. Казани, общественных движений («Союз домовых комитетов г. Казани»), а также рядовые избиратели. От имени фракции КПРФ присутствовали и активно участвовали в обсуждении депутаты: Х.Г.Миргалимов, Р.Ф.Нурутдинов, А.Л.Бикмуллин, А.В.Прокофьев.
Член Союза домовых Комитетов г. Казани Е.И.Королева, проживающая в Ново-Савиновском районе г. Казани, подняла вопрос о так называемых «нулевых квартирах» (квартирах, в которых указано ноль проживающих, а фактически проживают квартиранты, потребляющие ЖКУ, за потребление которых расплачиваются соседи). Представитель управляющей компании «Уютный дом» рассказал, как управляющая компания решает данные проблемы и каких результатов им удалось добиться.
В свою очередь, хотелось бы отметить, что фракция КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан с декабря 2009 года занимается этой актуальнейшей проблемой. 24.12.2009 г. руководитель фракции КПРФ Х.Г.Миргалимов выступил на сессии с депутатским запросом на имя председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина «О создании благоприятных условий для легализации в аренду жилых помещений и защиты жилищных прав граждан, постоянно проживающих в многоквартирных домах», 26.03.2010 г. фракция КПРФ вновь подняла данную проблему, предложив законодательно закрепить право физически лиц, а не только предпринимателей, приобретать годовой патент на сдачу жилья (а его стоимость в Республики Татарстан 1800 рублей) и одновременно усилить ответственность за нелегальную сдачу жилья.
Х.Г. Миргалимов подчеркнул: «Создавая условия для легализации сдачи жилья, мы решим постепенно и иные проблемы. В частности, у нас исчезнут так называемые «нулевые квартиры», а значит, и негативная практика «навешивания» чужих долгов на добросовестных плательщиков в сфере жилищно-коммунальных отношений. Мы сможем существенно пополнить бюджет и при этом не будем резать по живому, по своим собственным программам, как это получилось при увеличении государственных пошлин.
Понятно, что, не создав нормальных условий, требовать что-то с граждан, у которых достаток и так ниже среднего, неправильно, невозможно и просто бессмысленно».
Помощник депутата Госдумы РФ В.П.Комоедова Г.Д.Гильмутдинова задала вопрос Раузилу Магсумяновичу Хазиеву (заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан), указав, что от избирателей, установивших элеткросчетчики поступает много жалоб, что к показаниям счетчиков им прибавляют баснословные суммы. Ответ последовал, что такого быть не должно, добавить могут не более 7 кВт на человека.
Депутат от «Единой России» М.И.Хайруллин поддержал депутатов фракции КПРФ в той части, что проблема ЖКХ общая, внепартийная и решать ее надо сообща, независимо от принадлежности к партии.
Ирина Алексеевна Волкова (представитель дом № 2/5 по ул. Богатырева, жильцы которого установили свои тарифы) сообщила, что не все так просто и у тех собственников, которые в соответствии с ЖК Российской Федерации сами установили жилищные тарифы и довели их до сведения управляющей компании. Так, Управляющая компания «Заречье» через месяц после письменно направления протокола общего собрания с утвержденным тарифами прислала письмо, предлагая сначала все обсудить, тогда как ранее эта же управляющая компании сообщила, что они сами вправе установить тарифы.
С информацией выступил Руководитель ТСЖ «Азино-1» Вячеслав Петрович Шелуханов, рассказал о повальной установке общедомовых счетчиков учета коммунальных услуг и неожиданно для всех он заявил, что он готов дать возможность провести проверку его управляющей компании и уже обращался в прошлом году в органы власти с указанным предложением.
Избиратель из города Нижнекамска В.С. Сарафанников заявил, что понятие МОП и ОДН введены лишь в Республики Татарстан, а раньше и у нас такой проблемы не было, т.к. ОДН и МОП уже сидят в тарифах. Данная информация подверглась бурному обсуждению.
Со своими предложениями в области нормализации работы сферы ЖКХ выступил председатель Союза домовых комитетов г. Казани И.Р. Файзрахманов.
ОБРАЩЕНИЕ
депутатов фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан к участникам «круглого стола» на тему: «Анализ проблем ЖКХ. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»
(Государственный Совет Республики Татарстан, 16.04.2010, 14.00)
Начиная с ноября 2009 г. Российскую Федерацию в целом и Татарстан в
Депутаты фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан 26.01.2010 г. провели «круглый стол» на тему: «Проблематика и анализ роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Республике Татарстан».
В ходе работы «круглого стола» и впоследствии поступило множество
Депутаты фракции постарались
- Введены в действие Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1140)
- Издан Указ Президента Республики Татарстан № УП-203 от 5.04.2010 г. «О мерах по обеспечению и защите в Республике Татарстан прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг», которым создана Республиканская межведомственная комиссия по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг.
- Издано Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 2010 г. N 85 "О мерах по повышению эффективности системы защиты прав и интересов населения при предоставлении жилищных и коммунальных услуг"
- Разработан проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О защите законных прав и интересов граждан, своевременно оплачивающих жилищные и коммунальные услуги».
- Разработан проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг».
- Разработан проект Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по развитию конкуренции в сфере управления многоквартирными домами».
- Общественным Советом по развитию городского хозяйства при ИКМО г. Казани совместно с Союзом домовых комитетов г. Казани разработаны проект Положения о старших по домам, проект договора между собственником и управляющей компаний с учетом наличия старшего по дому.
- Партией «Единая Россия» разработан проект «Управдом – в каждый дом!»
- Президентом Российской Федерации дано поручение «О принятии мер по урегулированию высокого роста платежей и тарифов за ЖКУ для граждан Российской Федерации и мер по недопущению роста платежей в последующие годы».
Таким образом, проблема очевидна для всего политического многообразия Российской Федерации, все хотят ее решить, но воз и ныне там. В ходе анализа сложившейся ситуации в сфере ЖКХ мы отметили, что, несмотря на попытки законодательного урегулирования проблем в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, граждане – потребители жилищно-коммунальных услуг как были бесправными «дойными коровами» без права голоса, так и никаких изменений в улучшении их и без того незавидного положения не наблюдается.
Потребитель жилищно-коммунальных услуг будь он собственником или нанимателем не имеет абсолютно никаких прав, но обязанностей имеет предостаточно.
Мы попытались обобщить те нарушения, которые допускаются в сфере жилищно-коммунальных отношений.
- В соответствии со ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации предполагается свобода заключения договора и соответственно, если одну из сторон не устраивают какие-либо условия, договор остается незаключенным со всеми вытекающими отсюда последствиями. В сфере жилищно-коммунальных отношений заключил потребитель договор или нет, значения не имеет, у него все равно возникает обязанность платить и в случае судебного спора о полноте оплаты предоставленных (не предоставленных) услуг обязанность по доказыванию того, что услуга не оказывалась, как правило, ложится на потребителя.
- По поставке газа. Каждый потребитель данной услуги оплачивает поставку газа (до комфорки потребителя) в соответствии с индивидуальным договором, однако, при всем при этом (несмотря на то, что поставщик обязуется поставить услугу непосредственно в квартиру потребителя), потребитель обязан еще оплачивать обслуживание газового хозяйства по отдельной строке счет-фактуры. При этом в образце счет-фактуры, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 85 от 19.02.2010 г. «О мерах по повышению эффективности системы защиты прав и интересов населения при предоставлении жилищных и коммунальных услуг», также присутствует графа «текущий ремонт внутридомовых газовых сетей». У потребителей возникает вполне обоснованный вопрос: если оплачивается поставка газа в квартиру, то откуда еще отдельная графа в счет-фактуре? ТСЖ объясняет все просто: несмотря на то, что каждый потребитель имеет индивидуальный договор на поставку газа и техобслуживание, ТСЖ обязывают заключать отдельный договор на обслуживание газового хозяйства. Отсюда вопрос потребителя: если я плачу горгазу за поставку газа в свою квартиру, то с какой стати я еще должен платить ТСЖ (или управляющей компании), т.е. повторно в горгаз, но опосредованно через ТСЖ (управляющую компанию)?
- Поставка тепла. Беспрецедентный случай, когда потребители коммунальных услуг лишены права выбирать поставщика услуг, а органы государственной власти не могут или не хотят решить вопрос способом, не нарушающим права потребителей услуг. Хотя на протяжении четырех лет этот вопрос, якобы, решается. В итоге стоимость услуг теплоснабжения для потребителей, чьи дома обслуживаются «Казэнерго» в два раза превышают стоимость услуг для потребителей, чьи дома обслуживаются «Татэнерго». Очевидно, что в условиях конкуренции потребители тепла заключали бы договоры с тем поставщиком услуг, чьи услуги дешевле. Однако, в данном случае потребитель не имеет права выбора. Очевидно, что столь существенная разница в стоимости тепла негативно сказывается и на продаже жилья, поставка тепла в которое осуществляется «Казэнерго».
- Многие управляющие компании и ТСЖ навязывают дополнительные услуги (ТСЖ «Минская, 26а», ООО Управляющая компания «Жилище и Комфорт»), например, такие как охрана двора. И собирают немного-немало от 100 до 200 рублей с квартиры. За год набегает приличная сумма за охрану неизвестно чего, ведь соответствующих договоров с жильцами никто не заключает и соответственно охранная организация никаких обязательств перед жильцами не несет.
- В счет-фактурах многих обслуживающих организаций одновременно присутствует две графы: управление жилым домом и обслуживание лицевого счета, хотя обслуживание лицевого счета уже сидит в графе «управление жилым домом» (например, управляющая компания «Жилище и комфорт» и практически все ТСЖ).
- ОДН по электроэнергии зачастую превышает количество электроэнергии потребленной отдельной квартирой. При этом в ОДН записывать могут все, что угодно. Так, управляющая компания «Уютный дом» по некоторым домам раскидывает до 100 кВт ежемесячно в качестве ОДН, при этом первым этажам за лифт плата не начисляется, но сумма доплаты зачастую превышает ту сумму, которую потребитель бы платил за лифт. Управляющая компания «Жилище и Комфорт» (а обслуживает она новые соципотечные дома, оборудованные как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета потребления жилищно-коммунальных услуг) ежемесячно к показаниям индивидуального прибора учета электроэнергии добавляет 20-40 кВт, плюс ежемесячно делает перерасчет, добавляя к оплате еще 50-100 рублей (дом № 15 по ул. Симонова г. Казани) ОДН в отдельную строку не выделено. Очевидно, что многие обслуживающие организации вместо надлежащего исполнения обязанностей по управлению жилым домом (левые подключения, утечка электроэнергии и т.д.) просто раскидывают образовавшуюся разницу в показаниях между общим прибором учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета на потребителей жилищно-коммунальных услуг.
- Потребители коммунальных услуг – садоводы, создавшие садоводческое некоммерческое товарищество, оказались в еще более невыгодных условиях – на них кроме фактического потребления по общему прибору учета «навешиваются», так называемые потери, которые вообще непонятно из чего складываются и зачастую превышают фактическое потребление.
- Немалые средства собственников расходуются на так называемый текущий ремонт, который в нашем городе сводится к одной простой процедуре – закрашивание телефонов досуга на жилых домах. По всей видимости, на другие процедуры (промазка протекающих подъездных козырьков, замена изношенных (выбитых) плиток на полу в подъезде, ремонт окон на лестничных площадках, латание протекающей крыши и т.д.) средств уже не хватает.
- Отдельная тема: качество вводимого в эксплуатацию жилья. На чьи плечи ложатся затраты по устранению существенных недостатков введенного в эксплуатацию жилья? Опять же на плечи управляющих компаний, а, значит, на плечи потребителей услуг. Соципотечные дома, обслуживаемые управляющей компаний «Жилище и Комфорт», построенные в АЗИНО страдают от плесени и конденсата, построенные в Авиастроительном районе – от некачественных лифтов (года не проработали – вышли из строя). А страдают опять-таки потребители коммунальных услуг, вынужденные на 10-15 этаж подниматься пешком. Зачастую такое удовольствие растягивается на годы.
- Изучая сайт ИКМО г. Казани (вопросы-ответы), отмечаем, что такого понятие как «права потребителей жилищно-коммунальных услуг» вообще не существует. Скажем, обращаются жители верхних этажей, у нас протекает кровля, квартиры верхних этажей затопило. Ответ потрясающий: ремонт кровли будет при капитальном ремонте, либо ремонт кровли включен в план работ на такой-то квартал, такой-то год. И все надзорные органы считают это нормальным. А как бы отнеслись надзорные органы к ответу потребителя на уведомление о задолженности по оплате коммунальных услуг: оплачу в таком-то квартале такого-то года?!
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 2010 г. N 85 "О мерах по повышению эффективности системы защиты прав и интересов населения при предоставлении жилищных и коммунальных услуг" носит номинальный характер, не исполняется (все получили счет-фактуры за март, где оплата за лифт и вывоз ТБО по прежнему взимается из расчета общей площади квартиры независимо от фактических затрат на обслуживание лифта, объемов накопления ТБО и статуса жильца (собственник или наниматель). При этом даже, если исходить из норм Гражданского и Жилищного Кодексов Российской Федерации, бремя содержания имущества ложится на собственника, значит, в случае с нанимателями (порядка 15% квартир – муниципальные) бремя содержания должно лечь на муниципалитет. Отдельная тема: соципотечные квартиры, в которых жильцы являются по факту собственниками лишь выкупленных метров, но де-юре эти жильцы не являются собственниками даже выкупленных метров, поскольку право собственности на недвижимое имущество возникает лишь с момента государственной регистрации (ст. 219 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
- Ряд ТСЖ взимает с жильцов вступительный взнос независимо от того, вступал ли собственник в ТСЖ или нет. Так, ТСЖ «Меридиан» включило в счет-фактуры жильцов дома № 3 по ул. Меридианная и № 3а по ул. Меридианная, 3000 рублей в качестве вступительного взноса, возведя вступительный взнос в разряд обязательных платежей для всех жильцов, независимо от их правового статуса.
- Тарифы устанавливаются без экономического обоснования, едиными для всех, хотя затратная составляющая существенно колеблется в зависимости от этажности дома и количества подъездов. В частности в одноподъездном десятиэтажном доме коридорного типа 140 квартир, те же 140 квартир и в четырехподъездном десятиэтажном доме. Только в первом случае 140 квартир оплачивают содержание одного лифта, а во втором случае – 4-х лифтов; в первом случае убирается один подъезд (коридоры жильцы моют сами), во втором случае убирается четыре подъезда. Однако, и на обслуживание лифтов, и за уборку подъездов и в том и другом случае с жильцов будет взиматься в совокупности одна и та же сумма. Аналогично и с мусоропроводом.
- «Обслуживание лицевого счета» устанавливается в процентах от суммы, подлежащей оплате. Очевидно, что при равном количестве граф в счет-фактуре затраты на ее оформление и занесение данных в базу одинаковы. Плюс ко всему есть и второй аргумент за твердую сумму на обслуживание лицевого счета (при обоснованности введения такого рода услуги). При внесении надуманных сумм, подлежащих оплате (например, внесение в счет-фактуру вступительного взноса в ТСЖ всем жильцам, независимо от того вступали ли они в ТСЖ; введение платы за охрану двора, начисление дополнительных платежей за электроэнергию, воду и т.д.), потребитель вынужден оплачивать и обслуживание лицевого счета в большем размере.
- В домах, в которых мусоропровод по предложению жильцов демонтирован (например, ул. Четаева, 66; пр. Ямашева, 85) продолжает взиматься плата за «мусоропровод», правда, в размере 2/3 от суммы установленного платежа. Жильцы пытались выяснить за что плата, чем они хуже тех жильцов, у которых изначально не было мусоропровода, но даже прокуратура Республики Татарстан не встала на их защиту, т.е. с граждан взимается плата за неоказываемую услугу и это в порядке вещей.
Мы считаем, что ЖКХ должно быть прозрачным и предлагаем:
- Соответствующим Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан необходимо конкретизировать понятие каждой графы счет-фактуры (к слову сказать, ранее так и было; проектом Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг» данный пробел частично закрывается): например, что такое управление жилым фондом, что туда входит и т.д. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 85 от 19.02.2010 г. «О мерах по повышению эффективности системы защиты прав и интересов населения при предоставлении жилищных и коммунальных услуг» утверждена единая форма счет-фактуры, однако, расшифровка услуг в данном проекте Постановления отсутствует.
- Исключить возможность взимание с потребителей услуг платы за неоказанные услуги или в большем объеме, чем услуга была оказана. Иными словами запретить возможность раскидки на добросовестных плательщиков разницы между показаниями индивидуальных приборов учета и общедомового прибора учета, т.к. в большей части такая разница образуется в результате ненадлежащего исполнения обязанностей по управлению жилым домом. Правила предоставления ЖКУ не должны отходить общепринятых правил предоставления услуг. Ни одна организация, за исключением организаций жилищно-коммунального комплекса, при продаже товара (услуг) не взимает плату сверх установленной со ссылкой, что кто-то что-то у них украл, а потому разницу раскидают на остальных покупателей.
- Четко обозначить структуру каждого тарифа в целях исключения двойной-тройной оплаты одной и той же услуги (есть ОДН по электроэнергии, в домофоне, лифте, антенне также сидит электроэнергия ОДН). Даже будучи депутатом, выяснить структуру тарифов я не смог.
- Привести Жилищный Кодекс Российской Федерации в соответствии с и нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации и Законом «О защите прав потребителей». На данный момент Жилищный Кодекс Российской Федерации предусматривает взимание пеней с потребителей услуг, несвоевременно или неполно оплачивающих эти услуги, но не предусмотрены пени с поставщика услуг, управляющих организаций несвоевременно оказывающих услуги (смотри пример с протекающей крышей, подлежащей ремонту в каком-то квартале какого-то года), т.е. ставит потребителей и поставщиков услуг в заведомо в неравные условие.
- Законодательно урегулировать порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями услуг, не являющимися на момент потребления данных услуг собственниками и несвязанных с управляющей компанией или поставщиками услуг договорными отношениями. На данный момент этот вопрос регулируется п. 2 ст. 153, п. 3 ст. 154, п.6 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации. (обязанность по оплате возникает с момента регистрации права собственности или на основании договора и.т.д.)
- Законодательно урегулировать вопрос оплаты жилищно-коммунальных услуг собственниками жилых помещений в черновой отделке. В такого рода помещении жить нельзя, а создание строительной организацией ТСЖ или своей управляющей компании приводит к тому, что собственник такого помещения должен платить за все услуги, даже те, которые ему на данный момент не нужны и он ими не пользуется.
- Управляющие Организации (управляющие компании и ТСЖ) должны по каждому дому, находящемуся на их обслуживании произвести расчет тарифа на вывоз ТБО, исходя из фактического накопления. Например, ТСЖ «Меридиан» (дома № 3 и 3а по ул. Меридианная) снизило тариф за вывоз ТБО с 1,73 рублей до 1,05 рублей, т.е. на 40%. Это довольно существенно.
- В счет-фактурах не должны выставляться одни и те же услуги дважды-трижды. Так, в тарифе по электроэнергии уже сидит оплата текущего ремонта внутридомовых электросетей; согласно договора на поставку газа потребитель уже оплатил поставку газа в квартиру, однако, ТСЖ выставляют счета на техобслуживание газового хозяйства (ТСЖ «Меридиан»). Причем не по своей собственной инициативе, а потому что соответствующие счета им выставляет горгаз. Таким образом, необходимо исключить двойную-тройную тарификацию. Исключить одновременное выставление в счет-фактурах платы за управление жилым домом и обслуживание лицевого счета.
- Разделить зону ответственности за коммуникации таким образом, чтобы это деление не приводило к нарушению прав потребителей (до счетчика потребителя). В частности, запретить энергоснабжающим организациям возлагать на потребителей – юридических лиц, использующих энергию для бытовых нужд (СНТ, ТСЖ) обязанность по оплате потерь, т.к. они и так уже заложены в тарифе. Зона разделения ответственности только в месте установки прибора учета электроэнергии, а не за 200-500 м от него.
- Обслуживание иных коммуникаций за счет поставщика услуг, зона ответственности управляющих организаций должна начинаться от общедомового прибора учета.
- Возрождение институт старшего по дому, домовых комитетов. На данный момент отсутствует связующее звено между потребителями услуг – собственниками жилых помещений и управляющей организацией. В Ново-Савиновском районе г. Казани институт старших по дому существует, но законодательно данный вопрос не урегулирован.
- Исключить возможность взимание платы по графе «мусоропровод» с жильцов, в чьих домах мусоропровод демонтирован.
- Принять меры по усреднению тарифов по теплоснабжению в хотя бы пределах одного муниципального образования.
- Довести до сведения потребителей полную информацию о существующих управляющих компаниях и стоимости их услуг.
- Исключить предоставления гражданам счетов на оплату, в которых стоит печать одной организации, а в реквизитах на оплату указано иное предприятие (печать ТСЖ «Азино-1» в реквизитах - ПТЖХ; печать подрядной организации, в реквизитах – управляющая компания «Уютный дом»), а в договорах управления – третье.
Фотографии увеличатся при нажатии на них
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
12 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |