08:36 09.05.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве за I квартал 2010 года
«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ 2 марта 2008 года и назначения В.В.Путина председателем Правительства России 8 мая 2008 года, определяет специфику политического процесса, направленного на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности, а также на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей все «участки» политических реалий.
Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна информационная сводка при освещении деятельности одного из представителей тандема не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.
Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.
Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического воспитания электората, формирования его политического сознания.
На основании контент-анализа сюжетов федеральных и региональных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в СМИ Д.Медведева и В.Путина (табл.1).
Таблица 1
Сравнительный анализ количества телевизионных сюжетов, освещающих деятельность Д.А.Медведева и В.В.Путина в январе – марте 2010 года
Январь | Февраль | Март | ||||
2009 г | 2010 г | 2009 г | 2010 г | 2009 г | 2010 г | |
Представленность в СМИ Д.А.Медведева | 1987 | 2600 | 2948 | 3559 | 2666 | 4868 |
Представленность в СМИ В.В.Путина | 1870 | 1529 | 1225 | 1932 | 1575 | 2567 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Для наибольшей наглядности и доступности восприятия представим графически полученные в ходе исследования результаты, отражающие соотношение степени представленности в телевизионном медиа-потоке Д.А.Медведева и В.В.Путина за период с января по март 2010 года (график 1), и сравним с аналогичными показателями 2009 года, что позволит нам выявить основные тенденции развития информационного пространства.
График 1
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
в январе – марте 2010 годов
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Согласно данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия» на протяжении января – марта 2010 года «информационные показатели» В.В.Путина не смогли даже приблизиться к уровню представленности в СМИ Д.А.Медведева.
Число сюжетов, в которых освещалась деятельность глав государства, постепенно увеличивалась при переходе от января к марту 2010 года, при этом наибольший всплеск интереса отмечается в первый весенний месяц, чему способствовал ряд крупных событий в жизни страны, непосредственными участниками которых и выступили президент и председатель правительства, а также специфика политической ситуации:
– подведение итогов второго президентского срока Д.А.Медведева в контексте намеченной им модели «модернизации»;
– обсуждение результатов Олимпиады в Ванкувере и перестановки в «спортивном секторе» России, сынициированные президентом РФ;
‒ ротации в губернаторском корпусе;
– региональные и муниципальные выборы 14 марта, затронувшие 76 субъектов Российской Федерации;
– начало реализации модернизационного проекта Д.А.Медведева, выразившегося в организации и строительстве инновационного центра в Сколково по образу американской «Силиконовой долины»;
– «реформа» МВД и «чистка» состава силовых ведомств, предпринятые Д.А.Медведевым;
– внесение главой государства в Госдуму поправок к закону «О политических партиях», призванных расширить права «малых» партий, не представленных в федеральном и региональных парламентах;
– взрывы в Москве и Кизляре 29 марта и возобновившиеся дискуссии вокруг борьбы с терроризмом и возможности восстановления смертной казни в России, в первую очередь, в целях наказания боевиков и смертников;
– совещание главы правительства с губернаторами краев и областей Сибирского федерального округа в Красноярске, преждевременно завершившееся в связи с необходимостью вылета в Москву из-за прогремевших взрывов в метрополитене;
– визит Д.А.Медведева в Дагестан, совещание с представителями силовых ведомств и кавказскими региональными лидерами – формулирование политической программы по государственной стратегии борьбы с террористической угрозой;
– активизация общественных дискуссий по вопросу дальнейшего развития баланса сил во властном «тандеме» в связи с грядущей президентской выборной кампании 2012 года…
При сравнении показателей 2010 года с предшествующим периодом отмечается значительный рост числа сюжетов, посвященных деятельности обеих сторон «тандема». Так, в самый богатый на информационные поводы март количество упоминаний на телевидении Д.А.Медведева в 2009 году составило 2666, а в 2010 году – 4868, В.В.Путина же 1575 и 2567 соответственно.
Из приведенных данных видно, что разрыв в степени телевизионной информационной активности президента и председателя правительства существенно увеличился, что подтверждает процесс нарастания противоречия внутри данной политической «связки» и усиление позиций Д.А.Медведева как независимого политика, руководствующегося личными политическими амбициями на кресло главы государства.
Процентное соотношение (таблица 2) ещё более явно указывает данные векторы развития политической ситуации, наибольший контраст демонстрирует январь: если в 2009 году общий информационный TV-поток был поделён между Д.Медведевым и В.Путиным практически поровну, то год спустя представленность на телевидении президента РФ почти в 2 раза превысила активность премьера – 63% и 37% соответственно.
Таблица 2
Процентное соотношение информационной активности
Д.А.Медведева и В.В.Путина в общем телевизионном информационном потоке за январь – март 2010 года
Январь | Февраль | Март | ||||
2009 г | 2010 г | 2009 г | 2010 г | 2009 г | 2010 г | |
Д.А.Медведев | 51,5% | 63% | 70,6% | 64,8% | 62,9% | 65,5% |
В.В.Путин | 48,5% | 37% | 29,4% | 35,2% | 37,1% | 39,5% |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Согласно процентным показателям телевизионного информационного потока (таблица 2), отведённого СМИ главам властного тандема, представленность Д.Медведева за анализируемый период постепенно увеличивалась с 63% в январе 2010 года до 65,5% в марте. Информационный рейтинг В.Путина на TV колебался: январь 2010 года принес 37%, в феврале обозначился небольшой спад до 35,2%, март же ознаменовался ростом процентной доли до 39,5%.
Активность президента на телевидение резко возросла в феврале и претерпела падение в марте, не опустившись, однако, до уровня января. Пик интереса к деятельности премьера, достигнутый в начале года, сменился резким снижением показателей, а в марте обозначилась положительная динамика, которая, тем не менее, не смогла вернуть рейтинг «национального лидера» к первоначальному уровню.
Для наибольшей наглядности представим полученные в ходе исследования результаты графически (график 2).
График 2
Информационная активность президента и премьера в январе-марте 2010 г.
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Исследовательскую ценность представляет также анализ квартальных показателей января – марта 2010 года и их сравнение с аналогичным периодом 2009 года (таблица 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ количества телевизионных сюжетов, освящающих деятельности Д.А.Медведева и В.В.Путина в I квартале 2010 года
Количество сообщений за I квартал | Доля в % за I квартал | |||
2009 г | 2010 г | 2009 г | 2010 г | |
Представленность в СМИ Д.А.Медведева | 7601 | 11027 | 61,9 % | 64,7% |
Представленность в СМИ В.В.Путина | 4670 | 6028 | 38,1% | 35,3% |
Примечание: Подсчитано ЦИПКР по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Информационная активность на TV Д.А.Медведева за I квартал 2010 года составила 64,7% или 11027 сюжетов, аналогичные показатели В.В.Путина – 35,3% или 6028 упоминаний.
Сравнение данных за первый квартал 2009 и 2010 года (таблица 3) отражают основные тенденции изменения телевизионного информационного пространства, обозначенные в ходе рассмотрения помесячной динамики, однако здесь они проявляются менее резко.
Проиллюстрируем полученные результаты для наибольшей наглядности приведенных суждений (графики 3 и 4).
График 3
Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на телевидении за I квартал 2009 и 2010 годов по количеству сообщений об их деятельности
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
График 4
Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на телевидении за I квартал 2009 и 2010 годов
по процентной доле в совокупном медиа-потоке
Примечание: Составлено сектором по данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
Представленные данные подтверждают, что выводы аналитиков о нарастании противоречия между представителями властного тандема небеспочвенны.
Самым плодотворным месяцем по количеству упоминаний в телеэфире рассматриваемых политических лидеров за первый квартал 2010 года стал март, даровавший им массу поводом для проявления политической активности.
Среди основных тенденций в переформатировании телевизионного информационного пространства в 2010 году отмечается увеличение разрыва в информационной активности между Д.А.Медведевым и В.В.Путиным, с явным доминированием главы государства.
Следует обратить внимание, что в приведённом исследовании анализировались только количественные показатели телевизионной представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина. Необходимо иметь в виду, что ряд экспертов отмечают различие в эмоциональной направленности многих телесюжетов о президенте и премьер-министре, что соответствующим образом сказывается на формировании образов данных политических деятелей в общественном сознании.
Материал составила: Юшина А.В.
Руководитель проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме