00:45 15.11.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в октябре 2010 года
«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, властью предпринимаются усилия, направленные на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. А с другой - на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.
Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.
Однако, как бы не старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.
Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.
На основании контент-анализа 6066 сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина в октябре 2009 – 2010 годов
Октябрь 2010 года | Сентябрь 2010 года | Октябрь 2009 года | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Представленность в СМИ Д.А.Медведева | 4392 | 65,6 | 5073 | 65,5 | 3477 | 56,6 |
Представленность в СМИ В.В.Путина | 2301 | 34,4 | 2669 | 34,5 | 2661 | 43,4 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия»
Согласно данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», в октябре 2010 года информационная активность представителей российского правящего тандема осталась на уровне предшествующего месяца: президентские 65,6% телевизионного пространства против премьерских 34,4% (график 1).
График 1
Процентное соотношение степени представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в октябре 2010 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»
Анализ порядка изменения информационных показателей Д.А.Медведева и В.В.Путина в 2010 году (график 2) позволяет заключить, что полученный в октябре результат соответствуетобщегодовой тенденции, существенные отклонения от которой были зафиксированы лишь в апреле и августе, когда в количестве сообщений о деятельности президента наметился кратковременный спад.
График 2
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
в 2010 году
Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»
В целом же, доминирование на экранах телевидения Д.А.Медведева во многом объясняется эффективным использованием им складывающейся в государстве и мире политической конъюнктуры и непосредственной активностью в формировании информационных поводов, с целью – в очередной раз заявить о себе.
В октябре 2010 года российские телеканалы наиболее ярко осветили следующие события из жизни российского общества, главным действующим лицом которых был представлен президент РФ:
- назначение на пост мэра Москвы С.С.Собянина и ряд кадровых перестановок в правительстве России (в том числе, назначение руководителем Аппарата Правительства РФ В.В.Володина) и вооружённых силах;
- общественные дискуссии вокруг проекта закона «О полиции» и его внесение президентом в Государственную Думу;
- призывы к реформированию российской армии;
- инициирование ужесточения уголовного наказания за спекуляции с госзакупками;
- призывы к скорейшему решению вопроса о совершенствовании системы противопожарной безопасности;
- подведение итогов региональных и муниципальных выборов, состоявшихся в российских регионах 10 октября;
- поездка Д.А.Медведева на Курильские острова;
- визит президента Венесуэлы Уго Чавеса и бывшего губернатора Калифорнии и кинозвезды Арнольда Шварценеггера в Россию.
Кроме того, в штатном порядке телеканалы сообщали о совещаниях Д.А.Медведева с постоянными членами Совета безопасности, Президиума Госсовета и судьями, о видеоконференции с главами российских регионов, очередном заседании Комиссии по модернизации при Президенте РФ.
Ивент-анализ позволяет выявить фон, на котором представлен глава российского государства, что, в свою очередь, оказывает весомое влияние на формирование его имиджа в глазах потенциального электората.
В октябре акцент был сделан не только на «реформистских» и «модернизационных» настроениях президента, как прежде, но и на социальной ориентации его политических устремлений, поводом для чего послужили заявления о необходимости борьбы с произволом в системах обеспечения граждан лекарственными препаратами и коммунального обслуживания, а также призывы к всестороннего заботе о пожилых людях. По-прежнему с именем Д.А.Медведева телеканалы связывают тему борьбы с коррупцией и чиновничьим произволом, а также стратегию укрепления международного сотрудничества, в качестве аргумента демонстрируются многочисленные поездки за рубеж (в октябре – Украина, Туркмения, Вьетнам, Кипр, ФРГ), участие в международных форумах и конференциях (пример – АТЕС), переговоры с партнёрами (Уго Чавес, Ангела Меркель, Арнольд Шварценеггер…) в дружественной обстановке.
При этом СМИ, например, не очень верят в эффективность президентских обещаний по наведению порядка: «У нас есть президент Медведев, который прекрасно освоил жанр новостей в будущем времени. Случилась на Ленинском проспекте катастрофа – «я разберусь», говорит президент Медведев. Разобрались – виноватыми вышли убитые женщины. Случилась смерть Магнитского – Медведев говорит: «Я разберусь». Разобрались. Только что наградили его убийц. Точно так же, как Ловицкого отправили на повышение. И вот теперь Дмитрий Анатольевич обещает разобраться в нападении на Олега Кашина» («Эхо Москвы»).
Либеральный, прозападный внешнеполитический курс президента РФ подтверждается его агрессивной риторикой в отношении главы Белоруссии А.Г.Лукашенко, против которого в последнее время в российских СМИ развязана настоящая информационная война. Однако и это событие обыгрывается на TV как «жест демократической воли», стремление либерального российского президента осудить «авторитарного правителя» братского государства.
В.В.Путин же в рассматриваемый период изображён на телевидении как хозяйственник, исполняющий возложенные на него обязанности председателя Правительства России и не проявляющий запредельных политических амбиций, хотя и продолжающий бороться за сохранение статуса «национального лидера».
Правда, представители СМИ замечают за премьер-министром такие странности: «Он катается на желтой «Ладе» по Дальнему Востоку, он занимается серыми китами, он сейчас катается на «Формуле-1». Кстати, было это, по-моему, на следующий день после избиения Кашина. Т.е. видно, что все дела переделаны, человеку надо как-то заполнить свое время. Так же, как скучающие короли или императоры не знали, чем заполнить время и занимались охотой, любовницами. Тут серый кит, желтая «Лада»… Причем если желтую «Ладу» можно было как-то выдать за пиар и предвыборную кампанию, то, согласитесь, желание прокатиться на «Формуле-1» – это уже чистое «смотрите, какой я», это уже просто чисто мужское развлечение. Я думаю, что очень трудно российскому населению это выдать за пиар» («Эхо Москвы»).
Примечательно, что октябрьские результаты текущего года значительно разняться с аналогичными показателями 2009 года, когда Д.А.Медведеву было отведено 56,6% теле-пространства, В.В.Путин же обладал 43,4% (график 3).
График 3
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
в октябре 2009 – 2010 годов
Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»
Налицо тенденция на поступательное увеличение количества телевизионных сообщений, посвящённых деятельности Д.А.Медведева, и, как следствие, сокращение степени представленности на TV В.В.Путина, что в контексте приближающихся президентских выборов 2012 года может быть интерпретировано как нарастание конкуренции внутри правящего «тандема» и неоднозначность её исхода.
Некоторые выводы
Проведённый анализ свидетельствует об относительной стабильности характера наполнения телевизионного пространства новостными сюжетами: количественное доминирование президента в ущерб премьер-министру. Примером этому служат показатели телевизионной активности «дуумвиров» октября 2010 года, полностью дублирующие показатели предшествующего месяца и, в целом.
Сравнение же октябрьских индексов 2009 и 2010 годов демонстрирует существенное усиление позиций президента России по сравнению с премьер-министром.
Следует также обратить внимание, что в приведённом исследовании рассматривались количественные данные телевизионной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина и их тематический ракурс. Необходимо иметь в виду, что ряд экспертов отмечают различие в эмоциональной направленности многих телесюжетов о президенте и премьер-министре, что соответствующим образом сказывается на формировании образов данных политических деятелей в общественном сознании. При этом премьер, зачастую держится как «хозяин» и «начальник» по отношению к президенту.
Сохранение тенденции на формальное информационное доминирование президента Медведева может служить косвенным показателем того, что в 2012 году возможно сохранение нынешней конструкции дуумвирата.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме