10:15 12.05.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в марте и I квартале 2011 года

«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, властью предпринимаются усилия, направленные на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. А с другой – на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.

Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.

Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.

Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.

На основании контент-анализа 6044 сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина в марте и I квартале 2011 года


Март 2011 года

Февраль 2011 года

I квартал (январь – март) 2011 года

I квартал (январь – март) 2010 года

Март 2010 года

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Представленность в СМИ Д.А.Медведева

4317

66,2

4419

70,6

11625

68,3

11027

64,7

4868

65,5

Представленность в СМИ В.В.Путина

2207

33,8

1841

29,4

5397

31,7

6028

35,3

2567

34,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия»


Согласно полученным данным, март 2011 года ознаменовался небольшим сокращением доли информационного поля, отданного президенту (с февральского уровня в 70,6 до 66,2 %), что, тем не менее, на 0,7% больше уровня того же периода прошлого года. Число телевизионных сюжетов, посвящённых деятельности председателя российского правительства, в марте 2011 года соответственно возросло (с 29,4 до 33,8%), но достичь прошлогодних показателей в 34,5% так и не удалось (график 1).

График 1

Процентное соотношение степени представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в марте 2011 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»


В I квартале 2011 года Д.А.Медведев существенно усилил свои позиции в информационном пространстве по сравнению с тем же периодом 2010 года: 68,3 против 64,7%. Медиа-процент В.В.Путина, напротив, пошёл вниз: с прошлогодних 35,3 до 31,7% по итогам января – марта 2011 года.

Примечательно, что с 2009 по 2011 год прослеживается поступательная тенденция к увеличению присутствия в средствах массовой информации нынешнего главы государства (график 2).

График 2

Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV

в I квартале (январе – марте) 2009 – 2011 годов

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»


Однако существенные изменения проявляются не столько в количественном ракурсе информационного противостояния «партнёров» по «тандему», сколько в качественном: в специфике преподнесения новостных сводок об активности первых лиц государства и в связываемом с каждым из них тематическим рядом.

I квартал 2011 года отмечен формированием и закреплением за Д.А.Медведевым амплуа «народного лидера», «защитника народа» и «карателя» его обидчиков. Особо отчётливо данная линия проводилась информационным сообществом в январе – феврале в привязке к теракту в московском аэропорту «Домодедово» и последовавшим «карательным операциям» президента в отношении нерадивых чиновников, попустителей подобного рода преступлений (резонансные поездки на Киевский вокзал и аэропорт «Внуково», регулярные встречи с силовыми ведомствами, прямая критика главы ООО «РЖД» В.Якунина и правоохранительных органов).

Это, тем не менее, не отразилось на иных чертах его публичного имиджа: в первую очередь, реформаторском «потенциале» - позиционировании стремления к модернизации и демократизации России, либерализации внешнеполитического курса.

В.В.Путин в январе – марте 2011 года преимущественно представал перед телезрителями как председатель российского Правительства, занятый решением «хозяйственных» вопросов развития страны. Не стали исключением информационные ряды периода актуализации проблемы терроризма, которая ранее традиционно использовалась им в качестве косвенной саморекламы и поддерживала бренд «национального лидерства», теперь же была передана в арсенал преемнику. Это, в свою очередь, породило дискуссии о возможном уходе В.В.Путина из большой политики – решении не выдвигать свою кандидатуру на пост президента России в 2012 году.

График 3

Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV

за период с января 2009 по март 2011 года

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»


Анализ динамики информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV за период с I квартала 2009 по март 2011 года (график 3) позволяет заключить, что с IV квартала 2009 года явственно прослеживается тенденция на поступательное увеличение количества телевизионных сообщений, посвящённых деятельности президента и, как следствие, сокращение степени представленности на экранах премьера.

В контексте же приближающихся президентских выборов 2012 года выявленные закономерности порядка наполнения информационного потока могут быть интерпретированы как возможное нарастание конкуренции внутри правящего «тандема» и порождать различные сценарии возможного её исхода.


Некоторые выводы

Проведённый анализ свидетельствует об относительной стабильности характера наполнения телевизионного пространства новостными сюжетами: доминирование президента над премьер-министром в количественном соотношении.

В марте 2011 годапозиции Д.А.Медведева по сравнениюс предыдущим месяцемнемного ослабли – на 4,4% (66,2%). Но на 0,9 и 0,7% укрепились по отношению к первому весеннему месяцу 2009 и 2010 годов соответственно.

В же квартале текущего года зафиксировано соотношение числа телесюжетов о деятельности Д.А.Медведева и В.В.Путина – 68,8 к 31,7%, что, в целом, отражает порядок работы телевизионного сообщества в указанный период. Данный результат существенно разнится с показателями января – марта 2010 года: с медведевскими 64,7% против путинских 35,3%, что в очередной раз доказывает вывод о «ставке» телевидения на президента в его информационном противостоянии с «партнёром» по «тандему».

Однако наиболее радикальные изменения в I квартале 2011 года произошли в качественной стороне освещения активности глав государства.

Ранее в телеэфире Д.А.Медведева сопровождал исключительно имидж молодого прогрессивного модернизатора-инноватора, призывающего к диверсификации экономической системы в соответствии с запросами информационного общества, к демократизации политического процесса, к искоренению правового нигилизма и коррупции, к свободе, которая «лучше, чем несвобода», к воспитанию политического сознания граждан. С началом же нового 2011 года (и на протяжении всего I квартала) освещение личности президента прибрело иную тональность: всё чаще он стал являться перед избирателями в роли действительного главы государства, «народного лидера», стремящегося защитить граждан от «влиятельных групп продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей»».

Это, в свою очередь, отразилось на образе В.В.Путина, которого на протяжении всего рассматриваемого периода позиционировали на TV преимущественно как функционера-администратора, координирующего работу правительства и отдающего распоряжения подчинённым ему министрам, без намёка на былое «национальное лидерство».

Подобного рода перемены в порядке работы телевизионного пространства ещё больше разжигали дискуссии по ключевому вопросу политической повестки дня: «Путин или Медведев?». Объяснение можно найти в том, что телевидении по-прежнему является основным инструментом влияния политической элиты на умонастроения граждан России и по праву считается барометром процессов в политической системе. А значит, возникал ещё один вопрос: можно ли проецировать перегруппировку сил на экране на реальную жизнь…



Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ


Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме