07:00 01.06.2010 | Все новости раздела "КПРФ"

«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в апреле 2010 года

«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем Правительства России, определяет специфику политического процесса, направленного на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности и в одночасье на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей все «участки» политических реалий.

Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна информационная сводка при освещении деятельности одного из представителей тандема не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.

Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.

Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического воспитания электората, формирования его политического сознания.

На основании контент-анализа сюжетов федеральных и региональных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в СМИ Д.Медведева и В.Путина (табл.1).

Таблица 1

Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина  в апреле 2010 года

 

Апрель 2010 года

Март 2010 года

Количество публикаций

Доля (в %)

Количество публикаций

Доля (в %)

Представленность в СМИ Д.А.Медведева

5933

59,9

4868

65,5

Представленность в СМИ В.В.Путина

3977

40,1

2567

34,5

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия»

Согласно данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», в апреле 2010 года сохранилась центральная тенденция представленности в медиа-пространстве лидеров государства, проявляющаяся уже на протяжении года: «информационные показатели» В.В.Путина не смогли даже приблизиться к уровню представленности Д.А.Медведева.

Подобный феномен обусловлен активностью президента, а также складывающейся политической конъюнктурой, которую он успешно использует в целях самоутверждения и окончательного искоренения из сознания общественности образа «преемника» и «протеже» В.В.Путина, не гнушаясь, впрочем, прямыми заявлениями о «стилистических различиях» между ним и премьером, озвученными в интервью датской радиовещательной корпорации от 26 апреля: «…у нас, несмотря на близость многих установок, разный опыт, разные представления, может быть, о каких-то нюансах развития нашей политической системы… Но есть и очевидные стилистические различия. Ну и, слава богу, все люди разные, у всех свои представления».

Телевизионное сообщество достаточно широко освещало следующие события из политической жизни страны, непосредственным участником которых стал Д.А.Медведев:

– очередная консультация с лидерами парламентских партий, состоявшаяся 2 апреля, в рамках которой были подведены итоги работы за I квартал 2010 года, определены приоритетные направления развития политической системы в будущем;

– дальнейшие ротации в губернаторском корпусе;

– начало реализации модернизационного проекта Д.А.Медведева, выразившегося в организации и строительстве инновационного центра в Сколково по образу американской «Силиконовой долины»;

– активизация общественных дискуссий по вопросу дальнейшего развития баланса сил во властном «тандеме» в связи с грядущей президентской выборной кампании 2012 года;

– подписание главой государства поправок к закону «О политических партиях», призванных расширить права «малых» партий, получивших от 5 до 7% голосов избирателей на региональных выборах, а также закона, регламентирующего единый критерий установления численности депутатов региональных парламентов;

– внесение в Государственную Думу ряда законопроектов, нацеленных на создание видимости демократизации политического процесса, в частности, о гарантиях обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями;

– подписание с американским президентом Бараком Обамой договора о сокращении и ограничении СНВ-3;

– значительное «потепление» в отношениях России и Украины, проявившееся в участившихся встречах Д.А.Медведева и В.Ф.Януковича;

– подписание росскийско-украинского договора о продлении сроков базирования Черноморского флота РФ в Севастополе;

– участие Д.А.Медведева в саммите по ядерному разоружению, прошедшему в США;

– визиты в Аргентину, Данию, Норвегию;

– работа в рамках совещания стран БРИК…

Несмотря на существенное отставание в информационной активности от своего ставленника, в апреле В.В.Путин всё же сумел нарастить свой медиа-рейтинг с мартовских 34,5% до 40,1%.

На пользу председателя правительства РФ сыграл его отчёт в Госдуме по итогам 2009 года, вызвавший значительный общественный резонанс, в первую очередь, благодаря ярким выступлениям лидеров парламентской оппозиции – Г.А.Зюганова и В.В.Жириновского – и скептическим ответам В.В.Путина.

Не менее существенным информационным поводом стал новый виток «борьбы» с терроризмом, сопровождающейся очередными афористическими высказывания «национального лидера», цитируемыми всеми информационными источниками не одну неделю после их озвучивания: «Мы знаем, они залегли на дно, но это уже дело чести правоохранительных органов – выковырять их с этого дна канализации на свет Божий».

Для наибольшей наглядности и доступности восприятия представим графически полученные в ходе исследования результаты, отражающие соотношение степени представленности в телевизионном медиа-потоке  Д.А.Медведева и В.В.Путина в апреле 2010 года (график 1).

График 1

Процентное соотношение степени представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в апреле 2010 года

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»

 

Таким образом, при сравнении показателей марта и апреля 2010 года прослеживается тенденция сокращения доли телевизионных сюжетов, посвящённых деятельности Д.А.Медведева, и существенного увеличения аналогичных показателей В.В.Путина (график 2).

График 2

Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV

в марте – апреле 2010 годов

 

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»

Представленные данные подтверждают, что выводы аналитиков о нарастании противоречия между представителями властного тандема небеспочвенны.

Среди основных тенденций в переформатировании телевизионного информационного пространства в апреле 2010 года достаточно ярко проявляется сокращение разрыва в информационной активности между Д.А.Медведевым и В.В.Путиным с сохранением доминирования главы государства, что, возможно, индицирует наличие президентских амбиций у обоих представителей правящего тандема, готовых вступить в борьбу за данный государственный пост.

Следует обратить внимание, что в приведённом исследовании  анализировались только количественные показатели телевизионной представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина. Необходимо иметь в виду, что ряд экспертов отмечают различие в эмоциональной направленности многих телесюжетов о президенте и премьер-министре, что соответствующим образом сказывается на формировании образов данных политических деятелей в общественном сознании.

Материал подготовила: Юшина А.В.

Руководитель проекта: Клюева А.Н., зав.сектором ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме