15:31 12.09.2011 | Все новости раздела "КПРФ"

«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени и характера представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в августе 2011 года

«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, властью предпринимаются усилия, направленные на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. А с другой – на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.

Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.

Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойдённость по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.

Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.

На основании контент-анализа сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина в августе 2011 года

См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу

Согласно полученным данным, август 2011 года ознаменовался дальнейшим снижением количества телевизионных сюжетов, посвящённых деятельности президента (с июньских 70,1%, июльских 66,9%до 61,2%). И расширением пространства телевизионного поля, отведённого председателю российского правительства (38,8% против 33,1% в июле и 29,9% в июне текущего года) (график 1).

График 1

Процентное соотношение степени представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в августе 2011 года

См. график 1 в иллюстрациях к материалу

Примечательно, что с самого начала функционирования «тандема» последний летний месяц традиционно становится годовым пиком информационной активности В.В.Путина и отмечается рядом ярких информационных поводов, формируемых для поддержания мифа «национального лидерства» данного политика. Но важно иметь в виду, что августовская деятельность премьера в текущем году получила меньшее освещение на телевидении, чем в 2010 г. (на 3,9%) и 2009 г. (на 2,4%).

Количество сюжетов, посвящённых деятельности Д.А.Медведева в нынешнем году, соответственно, увеличилось (в 2009 г. составило 58,8%, в 2010 г. – 57,3%, а в 2011 г. – 61,2%) (график 2).

График 2

Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV

в августе 2009 – 2011 годов

См. график 2 в иллюстрациях к материалу

Однако лишь количественный аспект освещения в информационном пространстве деятельности рассматриваемых политических фигур не отражает специфику работы медиа-сообщества на данном направлении. Целостную картину присутствия в телевизионном эфире лидеров правящего «тандема» можно получить, лишь учитывая и качественную сторону новостных сюжетов.

Прежде всего, речь идёт о соотношении числа позитивных высказываний, озвученных в их адрес на тех или иных телеканалах, или об индексе информационного благоприятствования. По данному параметру в августе 2011 года Д.А.Медведев по-прежнему опережал В.В.Путина – 58 против 42%. Однако по сравнению с предыдущим месяцем президент утратил 3,4% позитивных телесюжетов, а по отношению к июню – 4,2% (таблица 2).

Таблица 2

Характер освещения в информационном пространстве деятельности Д.А.Медведева и В.В.Путина в августе 2011 года

См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу

Необходимо учитывать и тематическую подборку событий, к которым приковано внимание средств массовой информации, а особенно – телевидения. Ведь частота тиражирования и яркость освещения тех или иных политических явлений свидетельствует об их значимости. Безусловно, в политической жизни общества ничего не происходит случайно. Следовательно, несложно прийти к выводу, что «важные», с точки зрения медиа-сообщества, события неизбежно содержат в себе элементы косвенной рекламы – информационные поводы, используемые для формирования и корректирования имиджа политических акторов. Этот аспект исследования получает особую актуальность в преддверии федерального электорального цикла 2011 – 2012 гг.

Несмотря на то, что в августе 2011 г. по количеству телевизионных сюжетов и числу положительных высказываний Д.А.Медведев сохранил лидерство, по яркости информационных поводов он не смог составить конкуренцию своему партнёру по «тандему». В рассматриваемый период в телеэфире освещалась, преимущество, так называемая, протокольная деятельность президента:

встречи с губернаторами и представителями российского правительства, совещания профильных комиссий и комитетов при президенте РФ и Совета безопасности РФ;

представительство президентом России на международной арене (рабочие поездки, дипломатические встречи, участие в форумах и заседаниях международных организаций…);

рабочие поездки по российским регионом (в том числе, в Краснодарский край, где Д.А.Медведев принял участие в торжественном мероприятии, посвящённом празднику «Урожай-2011», встретился с работниками агропромышленного комплекса Кубани, ознакомился с ходом строительства олимпийских объектов в Сочи; и в Астраханскую область, где прошло совещание по вопросам развития водного хозяйства Волги);

уже ставшие традиционными ротации в правоохранительных органах и губернаторском корпусе (на пост губернатора Тульской области был назначен В.Груздев, подписан указ «О досрочном прекращении полномочий губернатора Санкт-Петербурга»)…

Также не осталась без внимания телевизионного сообщества консультация Д.А.Медведева с лидерами российских политических партий, на которой было объявлено о назначении выборов в Государственную Думу на 4 декабря 2011 г. и состоялось, фактически, открытие нового политического сезона. Президент призвал политические партии не использовать «национальную тему» в предвыборной борьбе и выразил надежду, что выборы пройдут в соответствии с демократическими канонами с минимальными «перегибами». Кроме того, Медведев выразил нацеленность на глубинную демократизацию политической системы и, в частности, на дальнейшее совершенствование избирательной системы.

Немалый интерес вызвали интервью главы государства телеканалам «Russia Today» и «Первый информационный кавказский» и радиостанции «Эхо Москвы», приуроченные к годовщине грузино-югоосетинского конфликта.

Официальный тон упоминания на TV «государственного служащего» Д.А.Медведева будто оттенял и умножал эффект «лидерской» пиар-кампанииВ.В.Путина.

Судя по августовским событиям, премьер не намерен расставаться с амплуа «национального героя» и «силовой» составляющей своего публичного образа. В соответствующей тональности были выдержаны телевизионные сюжеты, в которых председатель правительства

пытается голыми руками согнуть сковороду во время своего визита в молодёжный лагерь «Селигер»;

присутствует на международном турнире по боям без правил в Сочи и награждает его победителей;

участвует в международном байкер-шоу в Новороссийске;

посещает лагерь археологов на Таманском полуострове, успешно погружается с аквалангом на дно Таманского залива и с лёгкостью обнаруживает там древнегреческие амфоры.

Кроме того, проведённый анализ позволяет заключить, что новостной ряд о деятельности Путина построен таким образом, чтобы сформировать в сознании аудитории образ активной личности, постоянно включённой в решение насущных проблем всех категорий граждан, обращающейся ко всему населению России, «служащей всему народу»:

Путин решает проблемы обеспечения жильём военнослужащих (рабочая поездка в Санкт-Петербург – посещение жилого микрорайона Осиновая Роща для военнослужащих);

даёт распоряжения о незамедлительном начале реализации мероприятий по модернизации здравоохранения;

обещает представителям общественных организаций и обществ инвалидов оказать комплексную социальную помощь;

встречается с активом Российского союза ректоров и внимательно выслушивает предложения по дальнейшему совершенствованию российской образовательной системы;

участвует в запуске в эксплуатацию первой очереди Юго-Западной теплоэлектроцентрали в Санкт-Петербурге…

Немалое количество новостных сводок также было посвящено участию премьера в организации работы «Общероссийского народного фронта» и координировании проведения объединённых праймериз «ОНФ» и «Единой России».

График 3

Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV

за период с января 2009 по август 2011 года

См. график 3 в иллюстрациях к материалу

Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»

Количественный анализ динамики информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV за период с I квартала 2009 по август 2011 года (график 3) позволяет заключить, что с IV квартала 2009 года явственно прослеживается тенденция на поступательное увеличение количества телевизионных сообщений, посвящённых деятельности президента и, как следствие, сокращение степени представленности на экранах премьера. Лишь изредка позиции президента немного ослабевают, что является следствием складывающейся в стране политической конъюнктуры, что, тем не менее, не становится основанием для лишения его лидирующего положения в телевизионном эфире.

Некоторые выводы

Проведённый анализ свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения телевизионного пространства новостными сводками: доминирование президента над премьер-министром в количественном соотношении.

Однако в августе 2011 г.число телевизионных сюжетов о деятельностиД.А.Медведевапродолжило сокращаться (с июньских 70,1%, июльских 66,9% до 61,2%). Что, тем не менее, на 3,9% больше того же периода 2010 г. и на 2,4% - 2009 г. Информационная активность В.В.Путина в августе текущего года, соответственно, возросла – с июньских 29,9%, июльских 33,1%, до 38,8% но осталась существенно ниже уровня 2009 и 2010 гг. При этом примечательно, что подобная динамика наблюдается каждый август с момента формирования политической конструкции «тандемократия».

По количеству положительных высказываний президент по-прежнему превосходил премьера (58 против 42%), хоть и утратил 3,4% позитива по сравнению с прошлым месяцем и 4,2% - с июнем.

Анализ тематического ряда, связанного с фигурой каждого представителя «тандема», позволяет заключить, что на данный момент информационное сообщество и, в частности, телевидение, работает на поддержание мифа о неопределённости внутри правящего «дуумвирата» посредством демонстрирования активности обоих лидеров и недопущения превращения одного из них в «хромую утку».

Однако время от времени то один, то другой потенциальный претендент на президентское кресло в 2012 году получает более яркое освещение и выделяется на официальном фоне своего политического партнёра. Так, август традиционно отмечается пиком информационной активности В.В.Путина и обилия ярких информационных поводов, формируемых для поддержания его статуса «национального лидера» и осуществления заявки на возможное участие в президентской кампании 2012 года (будь то прошлогоднее «турне» на Lada Kalina по Дальнему Востоку, будь то участие в байкер-шоу и «подводная прогулка» по Таманскую заливу в поисках амфор в нынешнем году).

Подобные «имиджевые войны», в свою очередь, порождает в экспертной среде всё новые и новые волны дискуссий по поводу будущей расстановке сил в политической системе российского общества и препятствует достоверному прогнозированию исхода президентской кампании 2012 г.

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме