09:30 14.08.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
«Тандемократия» на TV: динамика изменения степени и характера представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве в июле 2011 года
«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, властью предпринимаются усилия, направленные на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. А с другой – на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.
Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.
Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.
Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.
На основании контент-анализа сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина в июле 2011 года
См.таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
Согласно полученным данным, июль 2011 года ознаменовался снижением количества телевизионных сюжетов, посвящённых деятельности президента (с июньских 70,1% и с 68,1%за II квартал 2011 г.до 66,9%). И расширением пространства телевизионного поля, отведённого председателю российского правительства (33,1% против 29,9% в июне и 31,9% в апреле – июне текущего года) (график 1).
График 1
Процентное соотношение степени представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в июле 2011 года
См.график 1 в иллюстрациях к материалу
Данный результат несколько разнится с аналогичными показателями 2009 и 2010 гг., когда Д.А.Медведеву было отведено 64,1 и 65,3% телевизионного пространства. Доля упоминаний В.В.Путина на TV значилась на уровне 35,9 и 34,7% соответственно (график 2).
График 2
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
в июле 2009 – 2011 годов
См.график 2 в иллюстрациях к материалу
Однако лишь количественный аспект освещения в информационном пространстве деятельности рассматриваемых политических фигур не отражает специфику работы медиа-сообщества на данном направлении. Целостную картину присутствия в телевизионном эфире лидеров правящего «тандема» можно получить, лишь учитывая и качественную сторону новостных сюжетов.
Прежде всего, речь идёт о соотношении числа позитивных высказываний, озвученных в их адрес на тех или иных телеканалах, или об индексе информационного благоприятствования. По данному параметру в июле 2011 года Д.А.Медведев также существенно опережал В.В.Путина – 61,4 против 38,6%. Однако по сравнению с предыдущим месяцем президент утратил 0,8% позитивных телесюжетов (таблица 2).
Таблица 2
Характер освещения в информационном пространстве деятельности Д.А.Медведева и В.В.Путина в июле 2011 года
См.таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
Необходимо учитывать и тематическую подборку событий, к которым приковано внимание средств массовой информации, а особенно – телевидения. Ведь частота тиражирования и яркость освещения тех или иных политических явлений свидетельствует об их значимости. Безусловно, в политической жизни общества ничего не происходит случайно. Следовательно, несложно прийти к выводу, что важные, с точки зрения медиа-сообщества, события неизбежно содержат в себе элементы косвенной рекламы – информационные поводы, используемые для формирования и корректирования имиджа политических акторов. Этот аспект исследования получает особую актуальность в преддверии федерального электорального цикла 2011 – 2012 гг.
В июле текущего года президент России продолжил пополнять свою «имиджевую копилку». Телезрители имели удовольствие лицезреть не только ставшие традиционными кадровые изменения в органах государственной власти (в Министерстве внутренних дел РФ, Вооружённых Силах РФ, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, Следственном Комитете РФ, в губернаторском корпусе (июль отмечен отставкой губернатора Тульской области В.Д.Дудки)), призывы Д.А.Медведева к модернизации и демократизации экономической и политической сфер российского общества, выступления в защиту российского бизнеса (встреча с представителями малого бизнеса Пензенской области, Российско-германский Форум общественности «Петербургский диалог»…), но также и ряд сюжетов, позиционирующих президента «народным» политиком.
В частности, речь идёт о встрече с представителями профсоюзных организаций, на которой обсуждались вопросы улучшения материального положения трудящихся, соблюдения работодателями социальных гарантий, а также механизмы социальной защиты и формы организации рабочего процесса новых категорий работников, появившихся в результате развития современных технологий… А также о последовавшем внесении главой государства в Трудовой кодекс РФ поправок, направленных на комплексную охрану труда рабочих.
Кроме того, Д.А.Медведев неотступно удерживает за собой «детскую тему». Так, в июле им были подписан закон об усилении ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним и внесён в Государственную Думу законопроект о введении в Уголовный кодекс РФ такого вида наказания как химическая кастрация в отношении лиц, совершивших преступление сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
По-прежнему президент стремится заручиться поддержкой молодёжи, одного из самых перспективных электоральных «пластов». В данном контексте были выдержаны сюжеты, посвящённые его встрече с участниками Всероссийского молодёжного образовательного форума «Селигер», а также музыкального конкурса «Новая волна».
Интерес телевизионного сообщества вызвала и инициатива Д.А.Медведева приравнять пиво к алкоголю и ограничить его продажу и право граждан на распитие в общественных местах, оформленной в виде поправки к Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». А также к установлению им административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти.
В июле глава государства также обратился к исторической проблематике, в ходе рабочей поездки во Владимирскую область пообщавшись с российскими историками, занимающимися исследованием периода существования Киевской Руси и истоков формирования нашего государства. После чего Д.А.Медведевым на заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию были даны поручения по подготовке праздничных мероприятий, посвящённых 1150-летию зарождения российской государственности.
Не осталась без внимания средств массовой информации и встреча президента с представителями избирательных комиссий всех уровней, ключевыми вопросами которой стали основные направления реформирования избирательной системы России, процесс технического переоснащения избирательных участков и порядок формирования избирательных комиссий.
Менее активно освещалась на телевидении реакция Д.А.Медведева на известие о крушении теплохода «Булгария» (Татарстан) и гибели десятков людей.
На экранах телевизоров была представлена также «протокольная» деятельность президента: регулярные встречи с представителями правительства, с лидерами парламентских партий и с губернаторами, совещания различных комиссий и комитетов при президенте, Совета безопасности РФ, Госсовета, а также представительство Д.А.Медведевым России на международной арене (рабочие поездки, дипломатические встречи, участие в форумах и заседаниях международных организаций…).
Телевизионные сообщения о деятельности В.В.Путина по-прежнему чуть менее яркие, чем о его соратнике по «тандему». Председатель правительства РФ, преимущественно, упоминается в контексте выполняемых им должностных обязанностей: рабочих поездок по российским регионам с целью ознакомления с порядок решения «хозяйственных» проблем и проведения тематических совещаний (по вопросам развития спорта, размещения государственного оборонного заказа, жилищного строительства, развития энергетики…). Наглядным примером может служить июльский визит премьера в Московскую область, сопряжённый с посещением нового жилого комплекса для военнослужащих «Витязи» в Балашихе и председательством на совещании по развитию малоэтажного строительства в Ступине.
Однако подчас В.В.Путину удаётся использовать официальную деятельность для приращения «политического капитала». Так, в ходе рабочей поездки в Челябинскую область и посещения ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», в беседе с работниками предприятия, премьер внезапно вспомнил о своём самом знаменитом высказывании: «Мы будем преследовать террористов везде. В аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов…», озвученном в сентябре 1999 г. Но на этот раз «национальный лидер» поставил под сомнение политкорректность столь резкого тона, чем и привлёк внимание общественности.
Показательно, что на любом общественном мероприятии, официальном или неофициальном, В.В.Путин в том или ином контексте не забывает упомянуть об «Общероссийском народном фронте» и, таким образом, за счёт эффекта повторения заставить граждан проникнуться данной идеей и приобщиться к ней. Значимость этого становится более отчётливой, если принимать во внимание довольно низкий процент узнаваемости данного политического «новообразования» среди населения России.
Кроме того, июль позволил вспомнить о «силовой» составляющей имиджа председателя правительства. Первоначально толчком стали общественные дискуссии, возникшие после размещения на улицах Москвы плакатов «Путин-супергерой». Впоследствии же эта идея была подкреплена практикой, что стало возможным в результате трагедии в Татарстане – крушения теплохода «Булгария», существенно укрепившей рейтинг В.В.Путина и ставшей ярким информационным фоном для его пиара.
График 3
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
за период с января 2009 по июль 2011 года
См.график 3 в иллюстрациях к материалу
Количественнй анализ динамики информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV за период с I квартала 2009 по июль 2011 года (график 3) позволяет заключить, что с IV квартала 2009 года явственно прослеживается тенденция на поступательное увеличение количества телевизионных сообщений, посвящённых деятельности президента и, как следствие, сокращение степени представленности на экранах премьера. Лишь изредка позиции президента немного ослабевают, что является следствием складывающейся в стране политической конъюнктуры, что, тем не менее, не становится основанием для лишения его лидирующего положения в телевизионном эфире.
Некоторые выводы
Проведённый анализ свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения телевизионного пространства новостными сводками: доминирование президента над премьер-министром в количественном соотношении.
В июле 2011 г.число телевизионных сюжетов о деятельностиД.А.Медведеванемного сократилось (с июньских 70,1% до 66,9%). Что, тем не менее, на 1,6% больше того же периода 2010 г. и на 2,8% - 2009 г. Информационная активность В.В.Путина в июле текущего года, соответственно, возросла – с июньских 29,9 до 33,1%, но осталась существенно ниже уровня 2009 и 2010 гг.
По количеству положительных высказываний президент по-прежнему существенно превосходил премьера (61,4 против 38,6%), хоть и потерял 0,8% позитива по сравнению с прошлым месяцем.
Анализ тематического ряда, связанного с фигурой каждого представителя «тандема», позволяет заключить, что на данный момент информационное сообщество и, в частности, телевидение, работает на поддержание мифа о неопределённости внутри правящего «дуумвирата» посредством демонстрирования активности обоих лидеров и недопущения превращения одного из них в «хромую утку». Это, в свою очередь, порождает в экспертной среде всё новые и новые волны дискуссий по поводу будущей расстановке сил в политической системе российского общества и препятствует достоверному прогнозированию исхода президентской кампании 2012 г.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме