19:46 08.09.2010 | Все новости раздела "КПРФ"
Тайное должно стать явным! Но согласятся ли «Медведи» приоткрыть завесу над «закрытой» деятельностью госкорпораций?
8 сентября на пленарном заседании Госдумы выступил депутат фракции КПРФ А.В. Багаряков по вопросу «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Голосование по этому вопросу отложено на 10 сентября, но судя по выступлению представителя «ЕР», «медведи» как обычно намерены проголосовать против инициативы коммунистов. Ниже публикуем текст выступления депутата А.В. Багарякова.
Данный законопроект вносит поправку в закон о статусе депутата, позволяя направлять запросы в государственные корпорации. Такое, казалось бы, незначительное изменение, которое позволило бы повысить прозрачность в деятельности наших госкорпораций, встретило удивительно сильное сопротивление.
История вопроса такова. В докризисный период было образовано 7 госкорпораций, получивших беспрецедентные полномочия. Под каждую госкорпорацию был написан отдельный закон, закреплявший ее особый статус. В качестве имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям были переданы огромные средства, а именно
Агентство по страхованию вкладов – 207 млрд. рублей
Внешэкономбанк – 383 млрд. рублей
Роснано – 130 млрд. рублей, а также предоставлены госгарантии на 180 млрд. рублей
Фонд содействия реформированию ЖКХ – 240 млрд. рублей
Олимпстрой – 73 млрд. рублей, всего планируется выделить 186 млрд. рублей
Ростехнологии – в собственность переданы акции 440 организаций, в которых работает 800 тыс. человек
Росатом - в собственность переданы все гражданские компании атомной отрасли, а также свыше 200 млрд. рублей денежных средств.
Итого госкорпорациям было передано свыше 1,2 трлн. рублей, не считая предоставленных им активов и государственных гарантий. Только денежная часть имущественного взноса равняется оборонному бюджету страны на текущий год и в 10 раз превышает государственные расходы на сельское хозяйство!
В то же время возможности парламента выяснить, как расходуются эти средства, и защитить интересы работающих в госкорпорациях граждан, крайне ограничены. Лишь в составе наблюдательного совета Фонда ЖКХ есть представители Федерального Собрания, а Счетная палата в руководстве госкорпораций и вовсе не представлена.
К слову, летом прошлого года, когда был принят закон о создании Государственная компания “Российские автомобильные дороги”, негативный опыт работы госкорпораций был учтен и в состав наблюдательного совета новой структуры вошли как представители Федерального Собрания, так и Счетной палаты. Однако, несмотря на это, наши законопроекты, содержащие аналогичные нормы для других госкорпораций, были все же отклонены.
Таким образом, на сегодняшний день госкорпорации действуют фактически без должного парламентского контроля. Единственный способ понять, что в них происходит – это направить депутатский запрос, однако ответ можно получить далеко не всегда.
Примеров неэффективного использования средств госкорпорациями – масса. 23 декабря 2008 года мною был направлен депутатский запрос на имя Председателя Внешэкономбанка с просьбой раскрыть информацию об инвестировании средств Фонда национального благосостояния на фондовом рынке. Через месяц пришел ответ, цитирую, “В ответ на Ваш запрос сообщаем, что государственная корпорация “Внешэкономбанк” не относится к перечисленным в законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” органам, в которые депутат Государственной Думы вправе направить запрос”.
Вот такая замечательная политика прозрачности у Внешэкономбанка, и некоторых других госкорпораций. А ведь спустя несколько месяцев, подтверждая обоснованность наших претензий, сам Президент страны раскритиковал идею инвестирования государственных средств на фондовом рынке.
Та же госкорпорация ВЭБ проводила мероприятия по санации банков “ГЛОБЭКС” и “Связь-банк”. На эти цели было затрачено свыше 210 млрд. рублей. Однако понять, на что ушли все эти деньги, из отчетности госкорпорации невозможно. Так, в свежем годовом отчете Внешэкономбанка, который, кстати, вышел аж в конце июля, лишь указано, что ВЭБ проводил финансовое оздоровление этих банков. Ни сумм, ни условий и направлений использования средств, ни сроков их возврата в документе не содержится. Зато эксперты оценивают потери Внешэкономбанка от санации двух банков в 100 млрд. рублей!
Не лучше дела со спасением проблемных банков обстоят и у Агентства по страхованию вкладов. Агентство затратило на эти цели свыше 320 млрд. рублей, а возврат средств по последним данным составил менее 20 млрд. рублей. На основе каких соображений принимались решения, в результате которых на каждый рубль вкладов населения тратилось до 10 рублей государственных средств, никто объяснить не может.
Помнится, коллега в ответ на мою критику госкорпорации на пленарном заседании заявил, что деньги шли на выплату зарплат работникам, и что, дескать, это было куда важнее возврата вкладов, поскольку людям было буквально нечего есть. Так вот, хочу рассказать, что это было, мягко говоря, не так.
Пример тому – санация банка Кит-Финанс. Вся деловая общественность недоумевала, зачем на спасение банка, в котором вкладчики держали всего 5 млрд. рублей, было потрачено 135 миллиардов! Со временем стали всплывать интересные детали об этой операции. Выяснилось, что Агентство потратило более 50 млрд. рублей на выкуп крупного пакета акций Ростелекома у банка “Кит Финанс”. Кит Финанс не сумел выполнить обязательства перед несколькими банками по сделкам репо, и частную проблему решили за государственный счет
Сегодня стоимость этих бумаг упала более, чем вдвое: с 230 до 100 рублей за акцию, и потери Агентства от этой сделки оцениваются почти в 30 млрд. рублей. Это еще один яркий пример неэффективных расходов госкорпораций.
Внешэкономбанк помимо спасения банков занимался рефинансированием кредитов отечественных компаний. Был принят специальный закон в конце 2008 года, зарезервировано 50 млрд. долларов, и утвержден порядок реализации этих мер наблюдательным советом госкорпорации, в котором установлен лимит предоставления средств в 2,5 млрд. долларов на одного заемщика. А впоследствии мы узнаем, что Русал получил от ВЭБа 4,5 млрд. долларов, почти вдвое превысив предельный лимит, в то время как многим другим компаниям было отказано в получении средств. На каком основании принимались эти решения, мы также узнать не можем.
Наконец, самый свежий пример, это деятельность Олимпстроя, который за несколько лет не построил еще ни одного из 34 запланированных объектов, что мы видим из отчета госкорпорации за 2009 год. Хуже того, в 2009 году предусматривалось освоение госкорпорацией капитальных вложений в размере 27,7 млрд. рублей. Темпы строительства оказались настолько низкими, что в декабре прошлого года план на фактически уже закончившийся год был сокращен в 4 раза, после чего руководство объявило о его выполнении на 98%, при том, что начальный план оказался реализован лишь на четверть.
Зато расходы на зарплату в некоторых госкорпорациях выросли за год на 60-70%!
На основании всех этих фактов Комитетом по финансовому рынку был образован Подкомитет по государственным корпорациям, с целью мониторинга эффективности использования переданных им средств.
Однако, к сожалению, госкорпорации зачастую ограничиваются формальными отписками на направленные запросы, или вовсе отказываются предоставлять информацию, ссылаясь на то, что в законе о статусе депутата вообще не указано, что мы можем запрашивать у них информацию.
Подобная ситуация сложилась, поскольку действующая редакция 14-й статьи была принята еще в начале 2003 года, когда такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация, не существовало.
Для исправления указанного недостатка еще в июне прошлого года был внесен данный законопроект. В октябре на заседании профильного Комитета он был рассмотрен, и тогда руководство Комитета по конституционному законодательству приняло решение отложить окончательное решение, мотивировав это тем, что закон можно доработать и этим займется один из членов комитета. Действительно, вскоре представителем “Единой России” был внесен законопроект, который, несмотря на дважды менявшуюся редакцию, каждый раз получал отрицательное заключение Правительства. Как мы и предполагали, в итоге он был отозван.
Однако, несмотря на все это, на повторном заседании Комитета в июне наш закон вновь по каким-то причинам не встретил поддержки.
Также стоит кратко остановиться на аргументах Правительства, изложенных в официальном отзыве.
Утверждается, что действующие механизмы контроля за госкорпорациями достаточны ввиду того, что Счетная палата может определять эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности. В ответ замечу, что поскольку федеральное имущество, в том числе денежные средства, передается госкорпорациям на праве собственности, то оно перестает быть государственной собственностью и, таким образом, выводится из-под надзора Счетной палаты.
Более того, хотя в рамках программы антикризисных проверок Счетная палата изучала деятельность Внешэкономбанка, в том числе по финансовому оздоровлению банков, никакой оценки эффективности этой процедуры, к сожалению, не проводилось.
Также в отзыве говорится, что депутаты могут заслушать информацию о деятельности госкорпораций в рамках правительственных часов. Однако в последний раз глава госкорпорации приходил в Госдуму полтора года назад. О каком контроле в таких условиях можно говорить?
Уважаемые коллеги!
Чтобы ситуация с контролем за госкорпорациями сдвинулась с мертвой точки, необходимо принимать этот закон. Откладывая решение данного вопроса, действующие политические силы себя попросту дискредитируют.
В противном случае мы проявим неуважение как к Президенту страны, неоднократно поднимавшему тему эффективности госкорпораций в своих Посланиях, так и к сотням тысяч наших граждан, которые трудятся на предприятиях Росатома, Ростехнологий и в других структурах госкорпораций, чьи интересы мы не сможет эффективно защитить.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
27 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |