11:02 13.03.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Свистопляска с ценами на горячее. Кто обуздает нефтяные монополии?
На носу посевная пора, но какой посев без техники и какой смысл в технике без горючего? Между тем цены на горючее в 2008 году выросли на 23% (для бензина марки А-76) и на 30% для дизельного топлива. Да, сейчас идет снижение цен на горючее, но снизятся ли они на достаточный уровень?..
Близится посевная, и селяне с ужасом думают о том, во что она им выльется. Ведь основные затраты на её проведение всё больше перемещаются на горюче-смазочные материалы.
В 2008 ГОДУ, согласно данным Росстата, цена бензина марки А-76, который, в основном, используется селянами, в апреле выросла на 8% по сравнению с началом года, а в июле (к уборочной) – на 23%. Дизельное топливо, на котором работают, тракторы, комбайны и большегрузные автомобили, подорожало соответственно на 10 и 30%.
С тех пор мировые цены на нефть снизились в 4 раза. Вслед за ними пошли вниз и цены на ГСМ, в том числе и в России. Однако темп их снижения у нас никак не отражает мировых тенденций. Они лишь приблизились к уровню начала 2008 года. По состоянию на 2 марта 2009 года средняя цена бензина марки А-76 снизилась по сравнению с началом 2008 года на 3% и составила 16,5 рубля за литр, а цена дизтоплива на 3% не дошла до уровня начала 2008 года и составила 19,9 рубля за литр. При этом снижение цен в течение февраля практически прекратилось. Это может означать, что к посевной они могут опять поползти вверх.
“Правда” уже писала о том, почему у нас не снижаются цены на моторное топливо. Когда налоги в цене бензина или солярки составляют 75—80%, у их производителей и продавцов остаётся слишком мало возможностей для снижения цены. И то, что после августа 2008 года цены на ГСМ в России пошли вниз (см. график), является, главным образом, результатом снижения налога на добычу полезных ископаемых для нефтяников.
Однако за средними цифрами у нас скрывается очень серьёзная региональная дифференциация. Если взять данные по бензину А-76, они (по состоянию на 2 марта) изменяются от 14 рублей за литр в Ульяновске до 35,1 рубля в Анадыре. Цены на солярку также пляшут от 15,2 рубля в Орле до 38,7 рубля в Анадыре. То есть различаются в два с половиной раза.
Этому, конечно, есть объяснение: доставка горючего в отдалённые от нефтеперерабатывающих предприятий районы обходится недёшево. Но оно работает лишь частично.
Чем, например, можно объяснить, что в Петропавловске-Камчатском бензин А-76 стоит на 1,1 рубля дороже, чем в Якутске (соответственно 26,9 и 25,8 рубля за литр), а дизтопливо – на 6,1 рубля дешевле (27,4 и 33,5 рубля за литр)? Или почему в Иркутске, расположенном рядом с крупнейшим в стране нефтеперерабатывающим заводом, солярка стоит 22,8 рубля, а в Брянске, отстоящем от ближайшего НПЗ в несколько раз дальше, – 15,8 рубля? Как получается, что в Грозном дизтопливо продаётся по 15,9 рубля за литр, а в соседнем Ставрополе – по 20,1 рубля?
Объяснение этой свистопляске напрашивается только одно: в одних местах региональным властям хоть в какой-то степени удаётся обуздать произвол нефтяных монополистов, в других – не получается.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме