09:30 10.12.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Страницы истории. Вести о битве под Москвой: воспоминания из эвакуации
Из блокнота корреспондента «Правды», ветерана Великой Отечественной войны
…Весть о разгроме вражеской армии у стен Москвы застала учеников и педагогов Московской средней художественной школы (МСХШ) при Институте живописи им. В.И. Сурикова в далеком приуральском селе Воскресенском.
Сюда вскоре после начала войны Советское правительство «солдатской рукой» (как писала в 90-е годы газета Союза художников России, его орган и тёзка по имени) заботливо перенесло альма-матер юных дарований: для продолжения учебы в глубоком тылу! В эвакуации коллектив школы разделил с приютившими её воспитанников селянами все тяготы и невзгоды первых самых тяжелых лет Великой Отечественной («Правда» рассказала об этом подробно в № от 11—14 сентября 2009 года).
«Было холодно, голодно. Но творче-ское горение скрашивало все невзгоды», — вспоминал позже народный художник СССР, а в ту пору старшеклассник МСХШ Гелий Коржев.
Невозможно передать словами то нервное напряжение, с которым мы ждали утренних радиосводок. Бывало, черная тарелка репродуктора вовсе замолкала на целые сутки, а случалось, и больше. Обесточивались провода радиотрансляции: кончалась солярка для электродвижка — единственного в Воскресенском источника тока.
В очередной раз репродуктор заглох в самый критический момент вражеского наступления на заснеженных полях Подмосковья. Насколько близко тогда немцы подошли к Москве, я, четырнадцатилетний ученик МСХШ, прочел позднее в ставшем знаковым документе исторической битвы за Москву — декабрьском номере «Правды». Каждый день юные художники-баталисты заглядывали в «красный уголок» сельского райкома партии, чтобы перелистать газетные и журнальные подшивки. Отбирали фронтовые эпизоды для своих композиций. В фотографиях окопных героев жадно ловили черты «тружеников войны». Снимки подбитых немецких танков и орудий, а рядом — запорошенные снегом трупы фашистских захватчиков — всё это откладывалось в памяти.
…У меня буквально мурашки пробежали по спине, когда в сообщении Сов-информбюро я прочел: «…Германское информационное бюро писало в начале декабря: «Германское командование будет рассматривать Москву как свою основную цель, даже в том случае, если Сталин попытается перенести центр тяжести военных операций в другое место. Германские круги заявляют, что германское наступление на столицу большевиков продвинулось так далеко, что уже можно рассматривать внутреннюю часть города Москвы через хороший бинокль».
…Электрическое освещение в сельских домах, в школе и общежитии для воспитанников МСХШ длилось всего пару-тройку вечерних часов. В остальное время нас выручали керосиновые лампы-коптилки. А вот молчание радио заменить было нечем. Но для нас в дни битвы за Москву, а через год — в недели и месяцы сражения на берегах Волги сводки Совинформбюро были столь же насущны, как осьмушки ржаного хлеба из школьного пайка.
Щемящая пауза молчания репродуктора казалась бесконечной.
В то памятное морозное утро, как обычно, ученики пришли в школьную столовую позавтракать. В большой комнате чуть теплее, чем на улице, откуда сквозь заледеневшие стекла двух окон едва брезжит рассвет. Сидели мы гурьбой за одним длинным столом, не снимая верхней зимней одежды. Самые нестойкие перед чувствительными позывами постоянно голодного желудка застучали ложками по пустым мискам.
— Несём, несём! — послышались из кухонного блока голоса двух «поварих» — матерей наших же учеников. (Еще в Москве в июле 1941-го нескольких родителей воспитанников МСХШ директор школы Николай Августович Карренберг уговорил сопровождать в эвакуацию их сыновей и дочерей).
В клубах пара на стол поставлены бак с горячей картошкой и кастрюля с жидкой похлебкой-«затирушкой». И вдруг над нашими головами раздался треск, послышались какие-то звуки издалека. Это ожил молчавший репродуктор! Мы побросали ложки, забыли о еде. Секунда-другая — и прозвучал знакомый каждому, отличный от всех столичных дикторов, торжественно строгий голос Левитана: «Говорит Москва! «В последний час». Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы. Поражение немецких войск на подступах к Москве…»
Можете себе представить, какой взрыв эмоций испытали мы в далеком Воскресенском: «Не взяли! Не взяли фашисты Москву! Разбили фашистов!» Наши крики заглушил бравурный марш столичного радио.
Невероятно мощный заряд жизненной энергии, поистине чудотворный импульс творчеству юных художников, всему коллективу МСХШ придала эта победная весть. С опаленного порохом, окрашенного алой кровью снежного боевого ристалища под Москвой! Хорошо сказал потом о созданных за два года военной эвакуации в Воскресенском (1941—1943) работах питомцев МСХШ народный художник СССР Виктор Иванович Иванов: «Чувство Родины военного времени в пейзаже достигает в работах учеников школы такой высоты, что, по моему убеждению, такой силы выражения не было в советском искусстве. Это вершины. То же я могу сказать о силе и глубине изображения людей». Высоко оценил выдающийся патриот-живописец также созданные юными художниками портреты жителей коренного русского села Воскресенское, лики солдатских матерей и жён, зарисовки с натуры вернувшихся к родным очагам раненых фронтовиков. Среди них были и те, кто защищал от ворога Москву!
В ноябре 2011 года жители Воскресенского, общественность старинного русского села, художественная интеллигенция Республики Башкортостан, гости из Москвы отметили 40-летие Воскресенской картинной галереи — филиала Государственного художественного музея им. М. Нестерова в Уфе.
— Золотой фонд нашей галереи, — сообщила мне по телефону её заведующая Елена Георгиевна Баранова, — составили замечательные работы учеников МСХШ эвакуационной поры, переданные в дар галерее в 1971-м — в знак благодарности жителям села за предоставленный кров, приют и возможность продолжать учебу в экстремальных условиях той суровой поры. Батальные композиции совсем ещё юных тогда художников, посвящённые обороне Москвы и другим этапам Великой Отечественной, портреты моих земляков — коренных жителей Воскресенского, пейзажи и многое другое из этого уникального собрания произведений искусства заняли самое почетное место в юбилейной экспозиции. Можно сказать, что эти работы военной поры — низкий поклон юных московских художников защитникам нашего Отечества!
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме