20:46 10.12.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
Сталин и Россия. Газета «Правда» о научно-практической конференции в Ленинграде, посвященной И.В. Сталину
10 декабря газета «Правда» опубликовала материал «В народной памяти Сталин жив». В нем рассказывается о научно-практической конференции, прошедшей 28 ноября 2009 г. в Ленинграде и посвященной И.В. Сталину.
«28 ноября 2009 года в городе-герое Ленинграде прошла научная конференция по теме «Сталин и Россия». Ее организаторы: газета «Правда», городской комитет Санкт-Петербургского отделения КПРФ, областной комитет Ленинградского областного отделения КПРФ.
Увы, так уж случилось, что накануне дня на который была назначена конференция, произошло крушение «Невского экспресса». Участники конференции минутой молчания почтили память жертв этой трагедии. У многих, если не у всех, непроизвольно возник вопрос: да было ли такое возможно в советское время — гибель людей от терроризма? Риторический вопрос, как и многие другие, задаваемые в нынешнее окаянное время.
Пролог
Несколько слов о том, что предшествовало началу конференции. В актовом зале одного из колледжей, где она проходила, за полчаса до открытия звучали мелодии известных песен довоенного времени. Но вот мощные аккорды «Священной войны» и незабываемые слова: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» — наполнили зал. Грозную песню слушали стоя, как и последовавшие за ней позывные Москвы и радиозапись выступления товарища Сталина 7 ноября 1941 года на Красной площади перед войсками, идущими на фронт.
После могучего солдатского «Ура!», что звучало в радиозаписи по окончании сталинского выступления, конференция начала свою работу. Интерес к ней был велик — это интерес к личности Сталина. В зале собралось не менее трехсот слушателей. Среди них — ветераны и большей частью люди среднего поколения. Не менее трети зала составляла молодежь. Как потом выяснилось, весьма значительным было представительство вузов и школ города и области.
Программа конференции стала известна ее участникам заранее, и потому многие из них подготовили свои вопросы в письменном виде и направили их в президиум, как только завершилось вступительное слово члена ЦК КПРФ Ю.П. Белова.
Приведем некоторые из этих вопросов:
— Что мы можем взять из теоретического наследия И.В. Сталина в постиндустриальную эпоху, в эпоху обновленного социализма, о котором говорится в Программе КПРФ?
— В чем состоит научная ценность сталинского утверждения, что по мере строительства социализма классовая борьба обостряется?
— Человеческим измерением политики является проявление разума, воли и чувства. Насколько органичным было сочетание этих трех начал в личности Сталина?
— В позднее советское время (в годы горбачёвской перестройки) Сталина критиковали за проект «автономизации» при образовании СССР. Не были ли трагические события конца 80-х — начала 90-х годов доказательством исторической правоты Сталина?
— Искусство сталинской эпохи называют искусством социализма, «сталинским ампиром». Насколько эти определения соответствуют реальному содержанию художественных направлений 30—50-х годов ХХ века?
— Как Сталин относился к религии и церкви?
Как видно по характеру вопросов, тема конференции «Сталин и Россия» вызвала у ее участников познавательный интерес, то есть такой, который предполагает открытие для себя и других существенно нового, далеко не всем известного.
Доклады-выступления
Можно утверждать, что представленные конференции доклады в немалой степени отвечали интересу слушателей.
Свое вступительное слово, по сути ставшее докладом, Юрий Павлович Белов начал с двустишия:
За то, что долго мы молчали,
Простите нас, товарищ Сталин.
Имелось в виду долгое молчание нынешнего старшего поколения, которому в 1956 году, когда Хрущёв на ХХ съезде КПСС выступил с докладом «О культе личности Сталина», было 18—20 лет.
Выступавшим прямо было сказано: идеологическое табу, наложенное на изучение теоретических трудов Сталина в 50-е — 80-е годы минувшего века, в конечном итоге привело к горбачёвской перестройке. На антисталинизме вырос еврокоммунизм, вызвавший кризис в международном коммунистическом движении. Только сейчас в последнем наступает отрезвление.
Особо была выделена Ю.П. Беловым мысль о том, что России повезло: рядом с гением оказался гений, рядом с Лениным — Сталин. Из духовных недр русского народа появился русский гений — Ленин. Из духовных недр многонациональной России — Сталин. Единство исторической судьбы русского народа со всеми народами нашего общего Отечества определило этот феномен истории: рядом с гением — гений.
Главным в выступлении Ю.П. Белова явился тезис о том, что преобразующую, созидательную деятельность Сталина как величайшего политика ХХ века нельзя понять, не осознав главное противоречие его времени — противоречие между неизбежностью истребительной войны против Советской России и ее неготовностью к этой войне. Сталин обнажил это жестокое противоречие и нашел единственно верный путь его разрешения — форсированная индустриализация и коллективизация (сталинская революция сверху). О последних сказано и написано много. Но еще не нашла своего полного освещения роль Сталина в духовно-нравственной подготовке советского народа к войне не на жизнь, а на смерть, в создании советской системы образования и воспитания, где решающее значение имел исторический сталинский постулат «Кадры решают всё». Не исследованы и его заслуги в формировании социалистической культуры на фундаменте великой русской культуры, в возрождении русского патриотизма как основы советского патриотизма. Раскрытию этих вопросов и роли Сталина в их решении и было посвящено выступление Ю.П. Белова.
С большим вниманием слушали участники конференции доклад «Сталин и советская цивилизация», с которым выступил доктор философских и экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Иванович Субетто.
В сжатом виде представим тезисы его доклада.
Величайшие фигуры всемирной истории ХХ века — Ленин и Сталин. Они олицетворяют эпоху социализма, освобождения от эксплуатации, гуманизации — очеловечивания общественного бытия, создания общества социальной справедливости, давшего простор для раскрытия творческого потенциала человека труда. Иными словами, это была эпоха формирования советской цивилизации, советского коллективистского образа жизни. Впервые в истории человечества было разрешено противоречие между «моим» и «общим», когда «мое» итожилось в «общем», когда каждый получал по труду. Именно в сталинскую эпоху восторжествовал данный принцип социальной справедливости. Наконец-то воплотилась в жизнь истина: кто не работает, тот не ест.
Сталин как образованнейший человек своего времени диалектически соединил борьбу за возрождение и развитие русской, российской цивилизации с борьбой за социализм, в результате чего сформировалась советская цивилизация.
Под его руководством было создано то, что не только обеспечило нам победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, но и спасло всё человечество от фашизма: мощная социали-стическая индустрия и коллективизированное и механизированное (на тот период времени) сельское хозяйство, плановая мобилизационная экономика, эффективная система централизованного управления ею. Были созданы надежная система социального обеспечения и лучшие в мире народное образование и здравоохранение, постоянно развивались фундаментальная и прикладная наука, социалистическая культура, многообразная по национальной форме.
Советская цивилизация явилась вершиной русской, российской цивилизации. Она спасла цивилизацию мира. Она живет и под тяжкими ударами капитала. Она возродится с неизбежным поворотом России к социализму.
С неослабевающим интересом слушали участники конференции доктора исторических наук, профессора Игоря Яковлевича Фроянова, выступившего с докладом «Сталин: перманентная революция и современность».
Его главный тезис: перманентная (непрерывная) революция Троцкого схожа с современной глобализацией. Схожа в существенных чертах. Есть основания для предположения, что оба эти проекта разрабатывались «в одной мастерской» — в едином центре надмировой структуры империализма. Едина цель обоих проектов — создание нового мирового порядка без национальных правительств, национальной культуры и национальной самобытности. Троцкий считал это отражением и неизбежным результатом развития мировых производительных сил, которые выходят за рамки национального государства. Аналогична и нынешняя точка зрения апологетов глобализации, призывающих к интеграции на основе глобальной экономики, мирового разделения труда, единой финансовой, информационной и коммуникационной системы. Но всё это — попытки установления контроля над миром.
Троцкий увязывал свою теорию «перманентности» с именем Маркса. Но Маркс и Энгельс не могли мыслить подобным образом, рассуждая о мировой революции, поскольку стадия империализма, когда сформировалась буржуазная теория космополитизма, отражающая стремление империализма к мировому господству, еще не наступила.
Сталин отверг теорию перманентной революции Троцкого, видя в ней гибель для Советской России, которой уготавливалась роль главной жертвы в мировом революционном пожаре. Та же участь предназначается России и сегодня в процессе глобализации.
Мировая революция виделась Сталину маловероятной в тридцатые годы, реальной он считал ленинскую идею построения социализма в отдельно взятой стране. Эту идею Сталин переводит в плоскость теории и практики. Он разрабатывает программу, стратегию и тактику социалистического преобразования России с учетом ее национально-исторических особенностей и капиталистического окружения
Непримиримость борьбы Сталина с Троцким имела судьбоносный для нашей страны характер: победи в этой борьбе Троцкий, а не Сталин, СССР потерпел бы поражение в войне с Германией Гитлера.
Большого внимания конференции удостоились выступления редактора-администратора сайта Санкт-Петербургского горкома Алексея Богачёва и секретаря горкома Вячеслава Бороденчика.
А. Богачёв высказал мысль, что народу во все времена важен образ, отражающий его стремления, интересы, его веру. Для русского и всех народов России таким образом стал Сталин. В интернет-голосовании он вышел не на третье, как официально представлено, а на первое место в телепроекте «Имя Россия». Это несколько миллионов голосов, в первую очередь молодежи. За Сталина голосовали не только молодые люди коммунистических взглядов, но и те, кто считает себя патриотами-консерваторами и даже монархистами. Он также популярен на сайтах православных верующих.
Секретарь горкома В. Бороденчик сказал, что имя Сталина вызывает у среднего поколения — поколения отцов — чувство гордости за нашу историю. Он также подчеркнул, что после смерти Сталина из учебников истории практически исчезло его имя, отчего период 30-х, 40-х и начала 50-х годов минувшего века представлялся размытым, незавершенным, неправдивым. В горбачёвскую перестройку сталинскую эпоху связывали со словами «репрессии», «ГУЛАГ» — и только. Антисталинизм доходил в СМИ до истерии. Но в конечном итоге Сталин стал только популярнее в народе. Модернизация и инновационное развитие России, о чем так много говорят сегодня, невозможны без опоры на творческое наследие Сталина. Кадры, воспитанные им, — это кадры новаторов. Они создали высокотехнологичную промышленность, лучшие в мире виды и типы вооружения, освоили Крайний Север, вышли в космос.
Главный итог
После докладов и выступлений полтора часа докладчики отвечали на вопросы. Их было много.
Каков же главный итог обсуждения темы «Сталин и Россия»? Он прежде всего в том, что у коммунистов и их сторонников вызрела потребность переосмыслить сталинский период советской истории, ознакомившись в первую очередь с анализом и оценкой его в разные годы в сочинениях И.В. Сталина. Сквозь призму сталинской мысли взглянуть на современность. «Сталин и современность» — эта тема сегодня наиболее востребована, и потому понятен интерес к книге Г.А. Зюганова именно с таким названием. Она была не только представлена на конференции, но и вручена каждому ее участнику.
Главный итог состоит еще и в том, что всем думающим о судьбе России (других на конференции не было) сегодня ясно: слова «Сталин» и «Россия» — словасинонимы.
Известный философ-мыслитель Александр Зиновьев, анализируя разрушительные последствия антикоммунистической агрессии в нашей стране, говорил: «Метили в коммунизм — попали в Россию». Но вспомним, что антикоммунизм начинался в годы пресловутой перестройки с антисталинизма. Поэтому можно внести поправку в утверждение философа: «Метили в Сталина, чтобы попасть в Россию».
В Россию попали — разрушили СССР, но убить ее не смогли: живет в народной памяти Сталин!
Успешной работой конференции во многом мы обязаны товарищам, не подходившим к микрофонам, но хорошо выполнившим свою организационную работу, которой руководила член бюро горкома О.А. Ходунова. В их ряду: А.К. Анфилов, В.И. Арсентьев, О.А. Иванушкин, И.Я. Козак и многие товарищи из Приморского районного отделения КПРФ, а также В.П. Суворов — автор музыкальной композиции пролога. Выражаем им благодарность».
Статьи по теме
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме