03:15 04.09.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Spinning Stalin» или Предвыборные мотивы в сталинской пиар-акции московских властей. Полный вариант статьи депутата фракции КПРФ С.П.Обухова в газете «The Moscow Times»

Московская англоязычная газета TheMoscowTimes опубликовала сокращённый вариант статьи депутата Госдумы от фракции КПРФ С.П.Обухова по поводу нашумевшей дискуссии вокруг возрождения сталинской символики на станции метро «Курская» ().

Обухов Сергей Павлович

Публикуем полный вариант статьи С.П.Обухова.

 

Неутихающую общественную дискуссию вызвало решение московских властей в год 130-летия со дня рождения И.В.Сталина вернуть его имя на стене одной из станций «сталинского» метрополитена. Конечно, никто из официальный лиц столичной мэрии не идентифицировал себя с реставрацией слов старого гимна СССР ("Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил") в вестибюле станции «Курская». Однако многим очевидно, что без одобрения в мэрии этого бы не произошло.

Понятно, что восстановление архитектурного памятника сталинской эпохи без упоминаний о демиурге той эпохи – это нонсенс. Кстати, когда после августовских событий 1991 года шел повсеместный отказ от символики СССР, тогдашний демократический Верховный Совет был вынужден принимать специальное решение. По нему запрещалось уничтожать советские символы, являющиеся элементами архитектурного оформления. Яркий пример здесь здание Государственной Думы, где над входом висит двуглавый орёл, а венчает фасад – герб СССР сталинских времен, когда в составе союзного государства были только четыре республики.

Надо отметить, что аргументация либеральных оппонентов этому решению была слабой. А часто используемый пропагандистский пример, что в Германии невозможна реабилитация свастики при реставрации исторических зданий той эпохи, демонстрировал лишь откровенную подмену понятий. Ведь фашизм, его идеология и практика были осуждены международным судом – Нюренбергским трибуналом. При всей степени критического отношения различных политических сил к сталинской эпохе и советскому наследию, подобных международных судебных решений в отношении СССР – державы-победительницы и основателя ООН – никто не принимал, и принять не может. Причем не только из морально-политических соображений, понимания исторической роли Сталина, как одного из руководителей антигитлеровской коалиции, но и из прагматических интересов – нежелания наносить урон нынешней системе международных отношений.

Подсчёт же людских потерь в период правления того или иного лидера вряд ли может служить критерием при принятии решения о том, сохранять ли имя вождя на стене исторического здания или нет. Это вопрос национального исторического сознания, национальной памяти. Ведь если использовать только этот мартирологический аргумент, то Европе и Америке придется уничтожить значительную часть своего культурного наследия в зависимости от калькуляции, сколько людских несчастий породили, например, Кромвель или Наполеон, Габсбурги или династия шведских королей Ваза. А что уж говорить тогда о президентах США периода великой депрессии Гувере и Рузвельте, когда людские потери составили, по разным оценкам, до пяти миллионов американцев, в том числе умерших голодной смертью, или  Трумене, отдавшем приказ о применении ядерного оружия против двух японских городов без явной военной необходимости.

Сталинская пиар-акция столичных властей произошла на старте активной агитационной фазы выборов в Московскую городскую думу. Традиционно в столице правящая партия «Единая Россия» показывает одни из самых низких выборных результатов по сравнению с другими регионами. А для мэра Лужкова, за переназначение или отставку которого будет голосовать новая Московская Дума, максимально возможный высокий результат, полученный «Единой Россией» - это пропуск для дальнейшего продолжения карьеры градоначальника.

Поэтому большой резонанс вокруг реставрации станции метро «Курская» вполне можно рассматривать и с предвыборной точки зрения. Он явно связан с попыткой заручиться для правящей партии «Единая Россия» дополнительными голосами старшего и среднего поколений избирателей.

Последние по времени замеры различных социологических центров показывают, что резко антисталинская риторика пользуется поддержкой меньшинства российских граждан. Это видно по опросам в отношении т.н. пакта Молотов-Риббентроп. Определенно осуждают его подписание, по данным Левада-центра, только 6 процентов граждан, ещё 17 имеют умеренно негативное мнение. Это видно и по общественной реакции на антироссийскую резолюцию Парламентской ассамблеи ОБСЕ, уравнявшей СССР и фашистскую Германию, сталинизм и фашизм. Лишь 11 процентов российских граждан, по данным ВЦИОМ, согласились с такой оценкой ряда парламентариев из ОБСЕ. Тот же ВЦИОМ зафиксировал, что только 14 процентов россиян настаивают на кампании переименований городов, улиц с целью отказа от советских символов.

Эти данные ещё раз подчеркивают, что у нынешней российской власти нет иных источников исторической легитимности, кроме как опоры на советскую, в том числе сталинскую эпоху. Недавние символические демарши премьер-министра Путина, демонстрировавшего свои идеологические предпочтения путем возложения цветов к могилам царско-белогрвардейских генералов Деникина и Каппеля, воспринимаются многими как свидетельство бесплодности метаний в поисках иной, чем доминирует в массовом сознании, идентичности.

На мой взгляд, есть ещё одно предвыборное объяснение официальному возвращению имени Сталина в столичный метрополитен. Неутихающая дискуссия вокруг надписи на одной из станций отвлекает общественное мнение от проблем самого метрополитена и городского хозяйства, а точнее от провалов политики властей в этих ключевых сферах жизни мегаполиса. По данным опросов Центра исследований политической культуры России, проводимых как накануне выборов в Мосгордуму в 2005 года, так и недавно – в августе 2008 г., москвичи не видят никакого прогресса в улучшении работы городской инфраструктуры. Доля удовлетворенных работой московской подземки за последние четыре года остается на уровне 50 процентов, причем каждый седьмой продолжает высказывать резкое неприятие. Ещё более неутешительные данные по оценке состояния чистоты в городе. Если в 2005 г. позитивно работу властей здесь оценивали 42 процента москвичей, то в 2009 – 37. Удельный вес полностью негативных мнений вырос с 13 до 25 процентов. Катастрофические для городских властей оценки состояния работы наземного коммунального транспорта. Позитивно его функционирование оценивалось в 2005 г. 24 процентами граждан, а сегодня – лишь 18. Причем отрицательные характеристики сегодня дают 46 процентов москвичей против 20 в 2005 г.

Да, газетная дискуссия вокруг реконструкции слов сталинского гимна на станции «Курская» позволила московской власти ассоциироваться с доминирующими настроениями самой дисциплинированной части голосующих – просоветски настроенных избирателей старших возрастов, залезть на электоральное поле КПРФ, как главной оппозиционной партии. Но у таких политических маневров есть определенные пределы. Ведь дальнейшее использование имени создателя советской сверхдержавы представителями «Единой России», лишь утилизирующей его порушенное геополитическое и экономическое наследие, чревато неприятными для партии власти сравнениями. Особенно на фоне нарастающей экономической и социальной деградации, которая ещё более усугубляется кризисными явлениями.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме