13:45 30.07.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия» публикует ответ министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой ветерану войны и труда К.А. Кривоносову

Как и просил в своем письме ветеран, министр здравоохранения дала ответы на интересующие его вопросы. А какими они оказались, это уже совсем другое дело.

Ответ министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. ГОЛИКОВОЙ ветерану войны и труда К.А. Кривоносову

В номере «Советской России» от 9 июля 2009 года опубликовано письмо ветерана К.А. Кривоносова на имя министра Здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой, касающееся вопросов пенсионного обеспечения. Автор письма просил министра дать ответ на жизненно важные для пенсионеров и всего общества вопросы. Сегодня мы публикуем ответы министра ветерану.

Уважаемый Кирилл Антонович!

Спасибо Вам за открытое обращение, за Ваше внимание к вопросам, которые волнуют многих пенсионеров, и за предоставленную возможность их серьезного публичного обсуждения.

1) Средняя заработная плата по стране была учтена не по данным статистики, а по наличию средств в Пенсионном фонде. Но пенсионеры трудились на государство, а не на частника. В итоге пенсии рассчитаны с занижением в 2 раза. Теперь предполагается подачка в виде 10 и плюс еще несколько процентов к страховому стажу, но никак не больше.

В 2002 году была проведена пенсионная реформа, серьезно пересмотревшая «советскую» модель пенсионного обеспечения. Так вот недочет тех изменений в том, что они были прежде всего обращены в будущее: на людей 1967 года рождения и моложе, которые только вступили в трудовую деятельность. А гражданам, которые на тот момент уже находились или должны были в ближайшее время выходить на пенсию, предложила лишь сохранить свои пенсионные права по нормам ранее действовавшего законодательства.

Пересмотра этих прав не планировалось, а их реальное содержание было ограничено фактическими доходами Пенсионного фонда. И Правительство, действуя в рамках своих законных полномочий, с 1998 года утверждало среднюю заработную плату для исчисления государственных пенсий, исходя из реально уплаченных взносов. Действительно, она оказывалась вдвое ниже номинальной начисленной зарплаты по данным органов статистики.

Если бы для расчета пенсий учитывалась начисленная зарплата (за 2001 год – 3240 руб.), то средний размер трудовой пенсии по старости к 2002 году составил бы 2150 руб. (при среднем стаже 34 года и среднем соотношении заработков 1,0). К 2010 году он бы возрос в связи с регулярно проводимой индексацией в 3,67 раза и составил бы около 7900 руб.

Так вот те предложения по развитию пенсионной системы, которые утверждены Правительством сейчас,  возвращают долги пенсионерам по уровню пенсионного обеспечения. Средний размер трудовых пенсий по старости в 2010 году превзойдет 8000 рублей. Основной механизм – валоризация, то есть увеличение денежной оценки пенсионных прав, сформированных у людей по состоянию на 1 января 2002 года, причем в первую очередь – в советское время – до 1991 года.

С 1 января 2010 года пенсионные права для всех будут проиндексированы на 10%, а для трудившихся в советское время – дополнительно еще по одному проценту за каждый год стажа до 1991 года. Учитываемый «советский» стаж не ограничен. Если он, к примеру, составлял 50 лет, то и денежная оценка пенсионных прав (и соответствующая ей часть пенсии) возрастет на 10%+50% = 60%. В среднем для старшего поколения (пенсионеры старше 70 лет) это даст прибавку 1600–1700 руб. Для недавно вышедших на пенсию прибавка составит 700–900 руб. Постепенно, хотя и не так быстро как хотелось бы, уровень средней пенсии по старости возрастет до 2,5 прожиточного минимума пенсионера. Кстати, такие показатели были характерны для «советской» системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, которую многие вспоминают как справедливую: средняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).

2) В страховом стаже не учитываются: время профессионального обучения в профтехучилищах, вузах и научных учреждениях, аспирантов, докторов и т.п. Разве стране не нужны специалисты и наука?

3) Работа в суровых условиях Крайнего Севера и Востока в СССР оценивалась заработной платой, понижением возраста выхода на пенсию и коэффициентом к трудовому стажу. Теперь доплату ограничивают произвольным потолком, а другие льготы не учитываются в страховом стаже. Это также является неучтенным долгом государства.

4) Служба в Вооруженных силах СССР в сложных условиях, предупредивших перерастание «холодной войны» в ядерную катастрофу страны, оценивалась коэффициентом 2 к стажу. Теперь коэффициент исключен. Это также долг государства.

Вы правы в том, что стране нужны специалисты и наука, правы и в том, что по «советским» правилам в трудовой стаж могли включаться периоды в льготном исчислении (в полуторном, двойном и даже тройном размере) и различные периоды общественно-полезной деятельности. Возможность оценить приобретенные пенсионные права по нормам расчета пенсий «советского» законодательства сохраняется и сегодня, и в будущем – для тех, кто выйдет на пенсию позже. По этим правилам учитываемый заработок не ограничивается, в трудовой стаж включаются периоды учебы, отдельные периоды учитываются в льготном (кратном) исчислении, но пенсия ограничена максимальным размером на уровне трех минимальных. По состоянию на 31 декабря 2001 года этот максимум составлял 555 рублей, к началу 2010 года с учетом индексации в 3,67 раза составит 2037 рублей. Максимум повышается, если стаж по состоянию на 31 декабря 2002 года составлял более 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин, но не более чем на 20%. Также максимум может повышаться на районный коэффициент, установленного к заработку. Этими правилами оценки приобретенных пенсионных прав воспользовались 138 тысяч пенсионеров, в основном те, кто имел невысокий заработок или непродолжительный стаж работы.

В 1998 году был  введен принципиально новый «страховой» порядок исчисления пенсий с применением  «индивидуального коэффициента пенсионера», без прямого ограничения размера пенсии и с учетом заработка до 120% средней зарплаты в стране. И этот порядок изначально предусматривал учет только стажа работы и только в календарном исчислении. В этот стаж законодатель посчитал возможным включать и тоже только в календарном порядке периоды службы в армии и получения пособий по государственному социальному страхованию, когда человек не мог выполнять оплачиваемую работу.

Тогда же, а не в 2002 году, законодатель при «конструировании» нового страхового стажа осознанно решил, что периоды учебы при всей важности профессиональной подготовки к труду, не могут приравниваться к периодам  собственно самой работы – в шахте, на заводах, на полях, в школах, в больницах, в институтах, – где бы она ни осуществлялась, а также к периодам службы в армии. И сегодня, когда выпускник школы идет получать высшее образование, никто не требует от него, от его родителей или от вуза уплаты страховых взносов за этот период и не собирается требовать. Соответственно и годы учебы никак не могут быть учтены в страховом стаже. Вот получит образование и работу – с его заработка будут отчислены взносы, достаточные для получения достойной пенсии за менее продолжительный стаж работы. Хотя последнее (менее продолжительный стаж) вовсе не очевидно – люди с высшим образованием имеют возможность и продолжают трудиться по профессии до преклонных лет и стаж работы в 50 лет для них не редкость, а правило. В отличие от тех, кто изначально был занят на простых рабочих профессиях, с избытком физического труда, и для которых пенсионный возраст – часто возраст прекращения такой работы или перехода на более легкую неквалифицированную работу.

Также социально несправедливым законодатель посчитал в 1998 году и кратный учет отдельных периодов страхового стажа, ставящий в неравное положение работающих граждан. Согласитесь, довольно абсурдна уверенность мужчины, выходящего на пенсию в 50 лет, в том, что у него трудовой стаж 47 лет. Он с 18 лет прослужил в армии по призыву, проработал 30 лет на Крайнем Севере, отработал требуемую часть стажа по Списку №2 вредных производств, получил льготу по снижению возраста назначения пенсии, а также по учету «северного» заработка в более высоком размере. Соответственно получил пенсию в 1,4–1,5 раза выше, чем у остальных граждан. Все эти льготы сохранены в действующем законодательстве. Но ведь не выполнял же он оплачиваемую работу с 3 лет, и не подвергался с малолетства социальному риску утраты заработка, не подлежал обязательному социальному страхованию в этой связи и не зарабатывал права на пенсию. Мы прислушиваемся к старшему поколению, и знаем, что, говоря «у меня честный стаж 50 лет» и гордясь этим, ветераны имеют в виду именно рабочий, именно календарный стаж.

Что касается тех, кто формирует и будет формировать свои пенсионные права в основном с 2002 года, то есть в новой системе, то величину размера их пенсии будет задавать не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет.

Это ответы на Ваши вопросы, но не хочу оставлять без внимания и Ваши комментарии.

Пенсии действительно низкие, хотя и не самые маленькие в мире. Поэтому государство приняло решение существенно их повысить. В этом году трудовые пенсии вырастут в среднем более чем на 1600 руб. В следующем году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости составит более 8000 руб., а основное повышение произойдет у тех пенсионеров, которые имели длительный советский стаж работы, то есть у старшего поколения.

Средства на выплату пенсии предусмотрены немалые. И организация, которая управляет ими, доводит каждый положенный рубль до пенсионера, должна соответствовать этим задачам. Да, в Пенсионном фонде работает 120 тыс. человек, и они, кстати, не являются госслужащими, или по-простому, – чиновниками, но реализуют государственную функцию назначения и своевременного перерасчета пенсий 40 млн пенсионерам, 17 млн получателям ежемесячной денежной выплаты, учета взносов за 60 млн работающих граждан и их пенсионных прав и другие важные задачи. В советское время задачи меньшего объема решали 40 тыс. служащих собесов вместе с десятками, если не сотнями тысяч работников кадровых служб и пенсионных отделов государственных предприятий и организаций, которые готовили документы для назначения пенсии.

Что касается «сверхвысоких» пенсий и льгот чиновникам. Сейчас 40 тыс. федеральных государственных служащих (это 0,1% от всех пенсионеров) получают пенсию за выслугу лет. Эта пенсия устанавливается в виде доплаты к обычной трудовой пенсии, которая чиновникам назначается по тем же правилам, что и всем гражданам. Средний размер «чиновничьей» прибавки к трудовой пенсии 1500–2000 руб. И при каждой индексации трудовой пенсии размер этой прибавки сокращается. По младшим должностям в этом году некоторые и вовсе лишились прибавки, поскольку трудовая пенсия превысила 2,3 должностного оклада, который ограничивает размер «чиновничьей» пенсии. Говоря «чиновники», просьба не забывать, что это такие же пенсионеры, большая часть которых в начале 90-х годов пришла на государственную службу, оставив институты и научные учреждения, работу в профсоюзах, на госпредприятиях. Они занимались крайне неблагодарной работой по управлению социально-экономическим развитием страны и сохранением государственных социальных гарантий гражданам в условиях острейшего дефицита государственных средств на эти цели. И в полной мере воспользовались своими «привилегиями»: ненормированным рабочим днем, запретом на совместительство, невозможностью воспользоваться отмеренным отпуском хотя бы наполовину и огромным негативом со стороны общества в отношении чиновников, вообще вместе взятых.

Вы упомянули еще, что «следовало бы публиковать отчеты ПФ о доходах и расходах…». Хочу отметить, что это делается: отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда России утверждается ежегодно федеральным законом и публикуется для всеобщего обозрения в «Российской газете».

Хотелось бы все-таки более уважительного отношения нас друг к другу, к работе и трудовому вкладу каждого, спокойного обсуждения решений, которые принимаются в такой чувствительной сфере, как пенсии. Тогда и с пенсиями в стране все наладится.

Министр здравоохранения

и социального развития РФ

Т.А. Голикова. 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме