12:17 27.01.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия» публикует обращение к Правительству РФ генерального директора ЗАО «Рыбколхозтехцентр» Росрыбколхозсоюза Ю.Афонина

Во времена существования СССР рыбная промышленность достигла лидирующего положения. Однако с момента распада СССР в рыбной отрасли началась деградация. Так, если в 1990 году Россия добывала 8,0 млн т рыбы, то в 2007-м, – уже лишь 3,3 млн.

    Известно, рыбная промышленность СССР достигла лидирующего положения в Мировом океане – добыча составила в 1990 г. 11,2 млн т, на душу населения 22 кг, причем весь объем шел в страну. При дальнейшем перевооружении отрасли промысловым флотом на базе мощного судостроительного комплекса СССР, насчитывающего 15 основных верфей, вылов в начале XXI века мог бы составить 35–40 кг на человека. Но в 1991 году СССР был преступно расчленен, что вызвало глобальные изменения во всех сферах жизни страны и на акватории Мирового океана.

    Стратегическая рыбная отрасль народного хозяйства, мощная и хорошо отлаженная, распалась, стала деградировать, промысловое судостроение разделилось между Россией и Украиной. Прекратился российский рыбный промысел в открытой части Мирового океана, более чем вдвое сократился крупнотоннажный флот и сосредоточился на наиболее прибыльных объектах промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России.

    В 1990 году Россия в составе СССР добывала около 8,0 млн т рыбы, а через 16 лет, в 2007-м, – 3,3 млн т; экспорт составил 1,3 млн т, в том числе лишь 300 тыс. т с таможенным оформлением. По импорту было ввезено 900 тыс. тонн рыбы. Страна скатилась на 6–7-е место в мире. Как следствие на душу населения вылов определен, по официальным данным, 17 кг, по другим источникам – 12,6 кг («Рыба», № 2, 2008). Нормативы Института питания определяют 23,7 кг. В Японии – 60 кг. Китай по этому важнейшему экономическому показателю в 2002 г. осуществлял экспедиционный лов более чем в 34 районах Мирового океана, вылов достиг 36 кг на человека.

    Рыболовецкие колхозы традиционно осуществляли промысел в ИЭЗ России, вылов составлял 50–60% от общего объема. В колхозном флоте были два основных типа судов: суда с полным циклом обработки и суда-ловцы, которые сдавали рыбу-сырец на плавбазы государственных предприятий. В 1990 г. колхозы выловили 1,95 млн тонн рыбы, на плавбазы они сдали примерно 75%.

    Из общего количества плавбаз на Дальнем Востоке около 100 единиц, составлявшие гордость Советского флота, были реформаторами объявлены нерентабельными и большей частью списаны. Пошла «под нож» крупнейшая база обрабатывающего флота на Сахалине и другие предприятия на Дальнем Востоке. За этим последовало списание и колхозных судов – судов-ловцов, резко сократилась численность рыбаков, многие хозяйства были разорены, пришли в упадок. Сократился колхозный промысловый флот в других бассейнах страны. Это произошло с поселками и деревнями Балтики, Севера и Дальнего Востока, а центральное правление в Москве было выселено, временно его приютило Госкомрыболовство.

    В России испокон веков были рыбацкие артели, затем в 20-х годах XX века, после установления Советской власти, когда машинное производство стало набирать силу, образовываются в рыбном хозяйстве коллективные хозяйства – колхозы. Традиционные общины побережья, «источники существования и экономическое развитие населения которых зависит почти полностью от прибрежных рыболовных промыслов» – так записано в документах Первой Конференции ООН по морскому праву 26.04.1952 г.

    В Конвенции по морскому праву 1982 г. приняты во внимание особые экономические интересы, «реальность и значение которых ясно доказаны их длительным осуществлением» (ст. 7), об обычном ведении промысла (ст. 62) и др. Конвенция ООН 1982 г. ратифицирована Российской Федерацией 1997 г.

    Кодекс ведения ответственного мореплавания, принятый на Конференции ФАО 31.11.1995 г., также предусматривает потребности и интересы коренного населения и местных рыболовных общин, жизнеобеспечение которых в значительной степени зависит от рыбных ресурсов (ст. 7, п. 7.6.6). Кодексом предусмотрено, что государству следует консультироваться с представителями рыболовных общин, принимая во внимание нужды местных общин.

    Конституция РФ определяет: нормы международного права являются составной частью ее правовой системы и, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, п. 4).

    Налицо нарушение Конституции РФ: вместо того чтобы укреплять рыболовецкие колхозы, государство разоряет их, отнимает ресурсы и не дает развивать флот.

    С началом реформ, избавившись от «нерентабельных» плавбаз, а заодно и от колхозных судов-ловцов, правительство Ельцина– Гайдара, а затем Черномырдина учинило эксперимент в рыбной промышленности: заказало строительство рыболовных судов на Западе по бербоут-чартеру (лизингу) сроком на 8–10 лет под 5,5% годовых. Эти суда строились мелкими сериями. Первые 6 средних траулеров типа «Стеркодер» были поставлены Норвегией в 1990–1992 гг. колхозному предприятию «АКРОС» на Камчатке. Суда имели хорошие технические характеристики, но по стоимости они были дороже судов отечественной постройки в 2,5 раза. После 10 лет эксплуатации предприятие с трудом рассчиталось с кредитором. В 1993–1995 гг. «АКРОС» получил 12 норвежских судов, для сахалинских колхозников 15 траулеров-филетировщиков ФВС-419 из ФРГ. За весь флот нужно было платить уловом из Охотского и Берингова морей – изымались минтай, треска, палтус и отправлялись за границу. Одновременно на ФВС-419 обнаружились крупные конструктивные недостатки. В первый промысловый рейс в 1995 г. из Берингова моря были отозваны все 15 траулеров и пришли на базу ремонта в Пусан, Ю.Корея. На устранение недостатков ушло от 1,5 до 3,5 месяца.

    Такого не было в истории отечественного флота. За 15-летний период эксплуатации судов невозможно обеспечить расчет по кредитам: стоимость с учетом бербоута дороже, чем однотипных судов отечественной постройки в 4–5 раз, а выделяемые сырьевые ресурсы в экономической зоне ограниченны. Эксплуатация ФВС-419 как сложных по конструкции судов потребовала сложного ремонта, средств на эти цели не хватало, суда большей частью времени простаивали в Ю.Корее и Китае.

    От дорогостоящих судов следовало бы давно отказаться, но для этого нужно строить флот на российских верфях. Наконец появилось постановление правительства РФ, обязывающее с 1.01.2009 прекратить дальнейшее использование иностранных рыболовных судов в ИЭЗ России. Но возникает вопрос: куда девать рыбаков? Единственный путь – приобрести суда в госсобственность и сдавать в аренду рыбакам до полной амортизации. Но этого правительство не решает.

    Колхозы начали заниматься проектированием судов с 90-х годов, когда прекратилось судостроение и стал разрушаться промысловый флот. Сосредоточив научные и проектные силы, ознакомившись с лучшими образцами западной постройки, разработали проекты малого рыболовного судна (МРС) пр. 21280 с ЦКБ Лазурит (Н.Новгород), средний траулер пр. 13720 с КБ Восток ЦНИИ ТС. Научные работы выполнены Государственным научным центром кораблестроения – ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, проекты согласованы с Российским морским регистром судоходства, санитарами, государственной инспекцией труда, одобрены Гипрорыбфлотом, получены экспертные финансовые заключения ЮНИДО ООН. Суда отвечают Международным конвенциям и соглашениям. Они являются высококонкурентными типами судов для экономических зон России и других районов Мирового океана. Все затраты по проектам оплачены колхозами.

    С Зеленодольским ПКБ на базе ранее построенного судна «Татарстан» создали транспортный рефрижератор пр. 22040 типа «Тихий океан» 2,0 тыс. тонн грузоподъемности со скоростью хода 16 узлов для доставки снабжения в рыбацкие поселки побережья и вывоза рыбопродукции в порты России.

    Наконец появилось ожидаемое постановление правительства и последовал приказ Госкомрыболовства, предусматривающий квоты для строительства рыболовных судов на отечественных верфях ИЭЗ России. Это был принципиально важный шаг для развития промыслового судостроения в России.

    В 2002 году была принята «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.», утверждена Федеральным Собранием и президентом В.Путиным. Госкомрыболовство объявило «Основные направления флотской политики в рыбопромышленном комплексе России», где, в частности, отмечено строительство высокотехнологичных рыбопромысловых судов на предприятиях судостроительной промышленности РФ. В п. 8.2 указывалось на строительство на СЗ «Северная верфь» головного перспективного траулера пр. 13720.

    Для строительства первых 10 судов (8 колхозных и 2 научно-исследовательских) разместили заказ на «Северной верфи». Госкомрыболовство создало группу под руководством заместителя председателя Ю.Москальцова, рыбака «от бога», бывшего начальника Дальрыбы.

    На заводе проведена подготовка производства. Для крупносерийного строительства проработан вариант расширения производства до 15 траулеров в год. Вырисовывались очертания «Ярославской верфи».

    Для строительства 20 МРС пр. 21280 определили Астраханскую верфь и СЗ «Нерпа» Мурманской области. В Астрахани в 2003 г. построили два судна для мурманского колхоза «Ударник» – МРС «Звезда рыбака» и МРС «Звезда удачи». Проведены швартовно-ходовые и натурные испытания с ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. На испытаниях и министр сельского хозяйства РФ А.Гордеев, и начальник управления мореплавания Госкомрыболовства В.Соколов отметили высокий уровень построенных судов.

    Но вдруг вышло новое постановление правительства и приказ Госкомрыболовства №704, в корне меняющие постановление №344. Прекратились работы в Астрахани, на «Северной верфи» и на других верфях. Постановление подписал премьер Касьянов, который в 2002 г. на «Северной верфи» при народе обещал полную поддержку строительству рыболовных судов. Председатель Госкомрыболовства Е.Наздратенко и его заместитель Ю.Москальцов покинули свои посты.

    За основу «реформаторы» взяли исторический принцип, по которому квоты не зависят от вылова 1990 г., а распределяются на базе 2000–2003 гг., колхозам досталось 15% квот. На строительство судов сырьевые ресурсы не предусмотрены. Этот принцип заложен в «Закон о рыболовстве...» на срок 5 лет, а с 2009 г. – на 10 лет.

    Положение с промысловым флотом продолжает ухудшаться. Министр сельского хозяйства А.Гордеев на заседании президиума Госсовета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России докладывал: «...В настоящее время добывающий флот находится в критическом состоянии. Его физический износ составляет около 80%, да и морально большинство судов устарело».

    Доклад президента В.Путина на заседании Госсовета: «Сдерживает развитие рыбохозяйственного комплекса и неудовлетворительное состояние рыбного флота и соответствующих портов. Причем пополнение рыбного флота продолжает идти за счет устаревших иностранных судов, устаревших и физически и морально». И далее: «Это наглядная картина, сложившаяся в нашем рыбном хозяйстве в сырьевой тенденции, и развернуть ее в другую сторону можно лишь при серьезной модернизации рыбных портов, а также за счет активного строительства судов на отечественных верфях». Перечень поручений президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета: «Разработать систему государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях. Срок 1.12.2007 г.»

    Кажется, проснулись, но принципиально ничего не сделано. Сколько это может продолжаться? Правительство РФ распоряжением от 21 июля 2008 г. №1057р утвердило новую редакцию «Концепции развития рыбного хозяйств РФ на период до 2020 г.», одобренную распоряжением небезызвестного рыбакам и судостроителям Касьянова еще от 2 сентября 2003 г. №1265-р. Концепция состоит из трех этапов. На первом (2008–2012) создаются конкурентные условия для ускоренного развития отрасли в мировой экономике. На втором (2013–2017) обозначено развитие высокотехнологичных производств, повышение качества и ассортимента продукции, декларируется освоение новых районов Мирового океана. (Спрашивается, какие суда будут построены? В «старых» районах останется доживать старый изношенный флот? По прогнозам Федерального агентства по рыболовству, объем вылова в 2015 году без обновления судами новостроя сократится до 2,6 млн тонн (РВК-доклад, 1.2008). В 2018–2022, по «Концепции», Россия выйдет на международные позиции среди ведущих мировых рыбопромысловых стран с устойчивым социально-экономическим развитием отрасли! Картинка, оторванная от реалий сегодняшнего дня и абсолютно бесперспективная. Все построено на «песке», флота нет.

    В правительстве РФ, в своеобразном бастионе, находились господа Касьянов, Греф… Сейчас остался Кудрин, главный финансист страны, который не допускает перевооружения рыбной отрасли современными судами, построенными российскими верфями. России отвели роль сырьевого придатка.

    Обращаюсь к правительству РФ

    с вопросами и предложениями. Премьер-министра В.Путина прошу:

    1. Выделить квоты на треску и пикшу (а не на тресочку) по 1,0 тыс. т с 2009 г. ежегодно сроком на 10 лет для МРС «Звезда рыбака» и МРС «Звезда удачи», построенным в период действия постановления правительства РФ №1010 и приказа Госкомрыболовства №334.

    2. Взять в госсобственность РФ 12 ярусоловов из Норвегии и 15 траулеров ФВС-419 из ФРГ, которым в соответствии со статьей 16, ч. 4 «Закона о рыболовстве» с 1.01.2009 г. запрещает иностранным лицам заниматься ловлей в ИЭЗ России, и предоставить рыбакам-колхозникам эксплуатировать суда в интересах российского рынка.

    3. За постреформаторский период строительство промыслового флота в России прекращено, флот деградирует. Прошу организовать, как в советское время, строительство промысловых судов на российских верфях. Ввести в «Закон о рыболовстве» норму наделения строящихся рыболовных судов (вплоть до среднетоннажных) на квотируемые объекты промысла в ИЭЗ России.

    Создать экономические условия для крупносерийного строительства: 300–500 судов одной серии. Это даст в цене изделий крупную экономию. Перевести большие рыболовные суда из ИЭЗ России, где за ними закреплены ресурсы, в Антарктиду. На промысел антарктического криля и других объектов. Перспективными являются воды Латинской Америки.

    Договоритесь с правительством Украины о совместном использовании специализированного комплекса Черноморского судостроительного завода для постройки больших траулеров для открытых морей Мирового океана. Там же, на Украине, находится «старый друг рыбаков», посол Черномырдин, пусть потрудится.

    Требования к вице-премьеру, министру финансов А.Кудрину.

    Отчитайтесь перед Госдумой: почему деньги из государственных источников идут в экономику США, а не направляются в промышленность России и, в частности, не создается промысловый флот, не модернизируются порты, холодильники, не восстанавливается экономика рыболовецких колхозов – традиционных общин побережья, порушенных в период реформ?

    Вниманию президента Российской Федерации Д.Медведева:

    Почему, несмотря на нормы международного права, которые являются составной частью правовой системы – Конституции РФ, государство разоряет традиционные прибрежные общины побережья, рыболовецкие колхозы, жизнеобеспечение которых традиционно связано с промыслом рыбы, резко сократило сырьевые ресурсы и не дает строить рыболовный флот?

    Это дело рук горе-реформаторов. Отрасли требуется большое количество судов (малых 2,4–2,5 тыс., средних 1,0–1,2 тыс., больших 500–600 ед., транспортных рефрижераторов 350–400 ед., доки, буксиры – на это необходимо порядка 50 млрд долл США). Старые суда с остаточным запасом прочности нужно отремонтировать и направить на малорентабельные объекты. Тогда в определенной мере можно преодолевать и международный экономический кризис. А судостроение – это металлургия, машиностроение и многие другие предприятия-поставщики. И еще – рыба для России.

    В 2009 году колхозники готовы начать строить современные суда при ресурсной и экономической поддержке государства.

    Ю.Афонин, инженер-кораблестроитель, инженер-механик, генеральный директор ЗАО «Рыбколхозтехцентр» Росрыбколхозсоюза. 
 
 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме