09:15 18.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия» о гибели русского витязя
На днях во время репетиции авиапрограммы погиб Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. К сожалению, эта авикатастрофа была не единственной.
В воскресенье в подмосковном небе над Жуковским во время репетиции авиапрограммы к очередному авиасалону МАКС по неизвестным причинам столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Два пилота живы – катапультировавшихся Виталия Мельника и Игоря Куриленко обнаружили в Раменском районе возле поселка Белозериха. Командир пилотажной группы гвардии полковник Игорь Ткаченко погиб.
Произошедшая в небе над Жуковским трагедия стала не единственной авиакатастрофой минувшего воскресенья. Возле деревни Гурьево Тарусского района Калужской области разбился спортивный Як-52. В катастрофе погибли летчик-инструктор, неоднократный чемпион мира и Европы по спортивному пилотированию Светлана Федоренко и курсант Антон Хачковский, сын выступавшего в «Русских витязях» пилота Дмитрия Хачковского.
В совместном тренировочном полете над Жуковским участвовали четыре МиГа пилотажной группы «Стрижи» и пятеро «Русских витязей» на Су-27. Полет шел нормально, группа разделилась на две, и «Русские витязи» вышли из зоны пилотирования для перестроения. По неизвестным причинам на высоте 300 метров два Су-27, перестраиваясь, столкнулись.
По информации газеты «Коммерсант», пилотажные группы отрабатывали «президентскую программу» – самую эффектную часть шоу для Дмитрия Медведева, который, как сообщалось, собирался прибыть на открытие авиасалона. За подготовкой следил лично главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, ставший свидетелем трагедии.
Специалисты предполагают, что Игорь Ткаченко оттягивал момент катапультирования, уводя самолет от жилья: «Скорее всего, ему не хватило высоты при катапультировании. Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек», – предположил заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. Он также высказал версию о том, что Игорь Ткаченко мог пытаться спасти самолет: «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой летчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать». Вместе с тем со ссылкой на источники в следственной группе сообщается, что Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта. «Есть и другая версия – парашют не сработал вовсе. Такое может быть вполне – износ техники в войсках большой, даже в таких уникальных подразделениях, как «Русские витязи», – откровенно признали «Вести». «Коммерсант» пишет, что парашют Ткаченко так и остался в кресле-катапульте.
Один из самолетов рухнул на строящийся дачный дом, два соседних деревянных дома загорелись. Пять человек пострадали от огня и госпитализированы. Состояние одной из пострадавших очень тяжелое – женщина получила ожоги 70% тела.
Пока возможных версий случившегося называют три: ошибка пилота, попадание птицы в двигатель и поломка, связанная с износом оборудования. Впрочем, в отношении версии о технической неисправности сразу следует оговорка, что она «маловероятна, поскольку самолеты пилотажной группы «Русские витязи» проходят постоянные регламентные работы и за их состоянием следят с особой тщательностью».
Совсем недавно, в конце июля, Игорь Ткаченко отметил свое 45-летие. Начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер Игорь Ткаченко родился в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. «Мне нравится небо. Путь мой в авиацию, наверное, был таким же, как и у сотен мальчишек», – скупо рассказывал он о себе. Действительно, сколько их в те времена было, юношей, которым советская страна дарила реализованную мечту о небе. Свой первый полет Игорь Ткаченко совершил в 1982-м. В 1985 году Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова, в 2000 году – Военно-Воздушную Академию им. Ю.А.Гагарина (еще не слитую с Академией Жуковского). Потом был летчиком-инструктором в Борисоглебском авиационном училище, с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. В «Русских витязях» Ткаченко с 1991 года, с 2003 года — их командир и ведущий. Налет Ткаченко составлял 2300 часов, он летал на самолетах Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35.
«В нашей стране квалификация летчиков, а уж тем более ведущего группы, начальника центра, — это летчики суперкласса, таких единицы и в стране, в мире», – говорит о Ткаченко руководитель пилотажной группы «Русь» Казимир Тихонович. С учетом опять же состояния кадров, потеря такого летчика для страны особенно трагична.
«Выступление в авиашоу – это творчество, художественное произведение! Каждая фигура – это ум, способности, чувства, эмоции, интуиция каждого из нас. Только летчики знают, насколько сложно стоять на Су-27 в групповом интервале «3 метра на метр» при высоких скоростях – до 800 км в час, а нужно еще выполнять маневры… Тут перемешано все – колоссальная отдача энергии, натянутые нервы, накал страстей, азарт…», – с таким воодушевлением рассказывал Игорь Ткаченко о летной работе. И все эти невероятные умения, добавим, нужны не для того, чтобы поражать публику трюками, они – залог того, что в реальном воздушном бою наш летчик выйдет победителем.
В «Русских витязей» отбирают самых лучших летчиков. Говорят, для того, чтобы из талантливого летчика подготовить участника пилотажной группы, необходимо около пяти лет. И тем не менее даже в случае с элитной пилотажной группой резко высвечивается положение с кадрами для российской авиации: «Сейчас возраст летчика нужного нам класса увеличился. Раньше военными летчиками второго класса становились в 25–27 лет, сейчас возраст превысил 30 лет. Сказывается провал по подготовке в 90-е годы», – констатировал сам Ткаченко в одном из интервью. Дорога в «Русские витязи», по рассказу того же погибшего летчика, сейчас начинается в Краснодарском летном училище, как пояснял Ткаченко, «единственном в России» (В 2001 году к Краснодарскому военному авиационному институту были присоединены Армавирский и Балашовский военные институты.) Сообщалось, что средний налет «Стрижей» и «Русских витязей» за счет выступлений и тренировок составлял 100–120 часов в год, что, оказывается, примерно соответствует показателям обычных военных летчиков в СССР.
Да что там говорить – еще пять лет назад газеты открыто писали, что зарплата такого пилота – от семи тысяч и, чтобы содержать семью, они подрабатывают частным извозом! В репортажах к 15-летию «Русских витязей» в 2006-м журналисты рапортовали, что ситуация, когда летчикам приходилось подрабатывать на нескольких работах вроде бы в прошлом: «Теперь зарплату подняли, быт налаживается, вот только самолеты стареют». А ведь, надо думать, необходимость каких-то подработок для военного летчика (о чем и говорить-то просто стыдно) на качестве его полетов не могла не сказываться.
Наблюдая за полетами этих асов над Москвой, над Красной площадью, всегда сложно было отделаться от ощущения тревоги – и вовсе не из неверия в мастерство летчиков и совершенство техники. Просто слишком уж много за последние годы случалось катастроф, ставших прямым следствием разрухи в стране, и состояние авиации здесь как раз очень показательно. Да и не случайно ведь даже в надежные советские времена в какой-то момент воздушные парады на Красной площади проводить перестали. Почти повсюду в мире авиатехника подобного уровня летает за пределами городов.
Истребители проносятся со скоростью порядка 600 км/ч, пролетая за секунду 170 метров. При том, что длина Красной площади – 218 метров. То есть, честно говоря, что-то увидеть за столь короткое время зрителям вообще сложно, что сводит на нет сам замысел зрелища. Фигуры высшего пилотажа же в условиях города слишком опасны. Но очевидно, что мгновения, пока несколько истребителей еще советской задумки проносятся над Красной площадью, – беспроигрышный способ вызвать у граждан иллюзию, что наши воздушные границы надежно защищены. И людям действительно хочется в это верить. Игорь Ткаченко делился в одном из интервью впечатлениями о том, как летчиков принимали в Саратове: «Больше всего меня поразил возрастной диапазон тех, кто выражал свое восхищение. Подходили молодые люди, которых, честно говоря, мы считали равнодушными к авиации, технике, настоящему мужскому делу. Они нас просто не отпускали. Подходили представители старшего поколения, которые со слезами на глазах благодарили за то, что мы вызываем патриотические чувства, показываем, что «Россия есть, что она жива». Отсюда особое отношение властей к пилотажным группам. «При любых недостатках или нужде в керосине и запчастях мы практически напрямую к нему обращаемся, и вопросы наши решаются, – говорил в свое время командир «Русских витязей» о помощи группе со стороны главкома ВВС.
Поэтому к гордости и восторгу, без которых выступления «Русских витязей» и «Стрижей» смотреть невозможно, все последние годы примешивалось чувство досады, что на достижениях этих блестящих асов постоянно делается шоу, призванное имитировать отличное состояние российских ВВС в целом. Выступления нескольких пилотажных групп – «Русских витязей», «Стрижей», «Руси» – давно стали неизменным гвоздем любого авиашоу вплоть до парада 9 Мая, так что сложно каждый раз отделаться от впечатления, что летают в российском небе одни они. Но, как показывает случившаяся катастрофа, поддерживать в работоспособном состоянии лишь избранных все равно не получается.
Самолеты пилотажной группы «Русские витязи» не будут участвовать в демонстрационных полетах на Международном авиасалоне МАКС-2009, заявил помощник главкома ВВС России Владимир Дрик.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме