00:15 25.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия» о Дне Знаний
Вот и приблизилось Первое сентября, день, который для юного поколения из года в год становится ещё одним шагом к знаниям и взрослой жизни. В этом году пропуском в студенческую жизнь стал пресловутый ЕГЭ.
Только в предпоследнюю неделю августа, как никогда поздно, завершилась третья волна зачислений абитуриентов в вузы. Еще одно бредовое ноу-хау современной России. Отмучились не только выпускники школ, первокурсники, но и учителя, родители, сотрудники приемных комиссий. Семь лет настойчивого, топорного эксперимента по внедрению ЕГЭ, миллионы вложенных (и разворованных, как мы писали) рублей, десятки тысяч учителей и вузовских преподавателей, «перестроенных на новый лад»... Хотели якобы как лучше, а получилось…
Как сообщила «Советская Россия», наши учителя обратились к властям с резолюцией о провале ЕГЭ – документ принят на Всероссийском педагогическом форуме в Санкт-Петербурге. Педагоги требуют отказаться от действующей модели Единого госэкзамена и ввести двухступенчатую систему итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Учителя также раскритиковали внедрение обязательного религиозного образования. С чем же встречаем День знаний?
Замечательный писатель и мыслитель Василий Розанов долго преподавал в разных гимназиях, в том числе в Нижнем Новгороде, откуда вышла из недр комсомола на ниву просвещения и предпринимательства Любовь Глебова – главный идеолог и толкач ЕГЭ. Так вот, заветная книга Розанова-учителя вышла еще в 1899 году, 110 лет назад. Она называлась «Сумерки просвещения». В ней он доказывал, что все споры о том, какой предмет, сколько и как преподавать – побочны. А главная беда – беспочвенность, безнациональность образования и воспитания. Через век, особенно со слепым копированием заграничных стандартов и введением ЕГЭ, сумерки сгущаются. Например, самые грамотные ученики, по исследованиям международных организаций, живут в соседней Финляндии, там, как и в других странах, есть тестовый аналог ЕГЭ. Ну и что? И при советском, лучшем в мире, образовании были задания-тесты на грамотность. Даже в творческом Литинституте на приемном экзамене я разбирал отрывок текста – синтаксис, пунктуация. Упражнения и тесты по математике – ради бога! Но только в России усилиями бездарных, но всевластных чиновников решили соединить две разные задачи: проверить знания школьников по чужим образцам и на этом же несовершенном основании провести отбор толковых, одаренных ребят в вузы. Глупость и грубейший просчет, чреватый очередным снижением интеллектуального уровня страны. В той же Финляндии, как и во всех западных университетах, существуют свои методики отбора лучших студентов. Там кроме экзаменационных баллов интересует еще и сама учеба на протяжении последних лет. «Егэшник» с 90 отличными баллами по математике, но получавший в школе по этому предмету больше «удов», в серьезный технический университет может не пройти – не умеет постоянно штудировать науки. У нас почему-то отказались и от предоставления в приемные комиссии аттестатов, и от папок со всеми внеклассными заслугами (была такая идея во время эксперимента по ЕГЭ: учитывать все достижения ребят). Побоялись, что будут приписывать еще и средний балл аттестата и штамповать липовые справки о внешкольных достижениях? Но это говорит лишь о замшелости чиновников-образованцев, которые сами уверены, что за взятку все можно купить.
Дальше мы получили то, что и не снилось цивилизованному Западу: вал «обходящих» ЕГЭ целевиков, льготников и олимпиадников. Списывание напропалую. «Закабаление» абитуриентов, которым вуз, опасаясь недобора, отказывался возвращать поданные документы. Плюс полное отсутствие информации, какие регионы и как сдали госэкзамены. Главное, снижение уровня студентов: например, льготы инвалидам при всей кажущейся гуманности аукнутся в будущем. Пусть государство даст им возможность лучше подготовиться к ЕГЭ на общих основаниях и поможет материально, но такой путь – труднее и дороже. Тут, видите ли, наши управленцы провести монетаризацию льгот не готовы, легче предстать добренькими.
К глубокому сожалению, на встрече с лидерами думских фракций в Красной Поляне президент РФ Дмитрий Медведев не продемонстрировал масштабной государственной заботы, ограничился, как обычно, частностями и противоречивыми суждениями, которые ему подсовывают. Разбухшая администрация снова демонстрирует свою бездарность: ни доказательств, ни ярких цифр и примеров, ни дельных предложений. Меня вообще поражает игнорирование огромной структурой под названием «Президент» мнения профессионального сообщества. Учителя на форуме в родном ему Питере 17 августа признали: ЕГЭ – провал, вводить религиозное образование нельзя. Медведев же мямлит, мол, с одной стороны, нужно создать очередную комиссию по анализу результатов проведенного в этом году ЕГЭ, с другой – согласиться с утверждениями о том, что в «ходе прошедшего Единого госэкзамена было далеко не все гладко». Как мягко! Яростнее всего защищал ЕГЭ Жириновский, который нутром чует или имеет информацию, что именно поддерживают Путин–Медведев: «Коррупции стало меньше. Они ж (родители. – Авт.) не знают, кому деньги платить». Знают: коррупция ушла на школьный уровень и в комиссии, где клепают льготников и инвалидов. Когда не доверяют учителям или не могут подготовить истинных профессионалов в своей сфере, все формы проверки беспочвенны, пусты, несовершенны.
Характерно, что еще во время проведения торжественного конкурса «Лучший учитель России 2001 года» начинающий президент Путин собрал в Кремле наставников из российской глубинки и подчеркнул, что, как бы сложно ни складывалась международная обстановка, нам нельзя отворачиваться от решения внутренних проблем, в том числе образования. Комментируя встречу президента с замечательными учителями, тогдашний канал ОРТ ограничился только рассуждением-вопросом Путина о едином экзамене: как, мол, и когда вводить. Разве это было самым насущным, первостепенным? Федеральным законом «Об образовании» государство гарантировало на бумаге ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а в реальности в соответствии с проектом консолидированного бюджета на 2002 год было заложено лишь около 4 процентов национального дохода, но Путин ухватился за форму, за мнимую реформу образования и начал поощрять внедрение ЕГЭ. Это – его уродливое детище!
И вот ЕГЭ впервые стал обязательной и поголовной формой аттестации. В журнале «Здоровье школьника» высказываются два учителя русского языка и литературы высшей категории с четвертьвековым педстажем и дают диаметрально противоположные оценки такой формы проверки знаний. Что это: мнимый демократизм журнала, пресловутый плюрализм или элементарная неподготовленность школы к нововведению? Ладно, это Москва, тут есть выбор, но, значит, вдалеке от нее многое зависит от подхода, настроения, подготовленности самого учителя. Ведь если двух спорящих попросить высказаться о сути любимого предмета, о любой теме, уверен, они предстанут единомышленниками. Значит, раскалывает сама форма, навязываемая чиновниками и в принципе не доверяющая учителю. Но, выходит, и вузу не доверяют: неужели там не могут сделать свой отбор под умным государственным контролем?
Экономист и политолог Александр Привалов, которого перестали приглашать на ТВ как эксперта, написал о полном провале ЕГЭ: «Чтобы понять, что иначе получиться и не могло, не нужно быть министром образования и науки, видимо, даже лучше им не быть. Достаточно помнить старый анекдот про советского торгпреда, которому в лондонском клубе сказали, что, когда джентльмен говорит «очко!», ему верят на слово: «И тут-то мне начало везти!» Вот и с дарованием неоспоримости оценок, выставленных школой собственным ученикам, начало везти самым беспардонным. По рассказам знакомых, да и по тому же Рунету я знаю: и в школах обеих столиц случалось, что учителя, например, не слишком тщательно отбирали у ребят мобильники. Но до массовых подсказок и (или) подтасовок дело все-таки не доходило; в нынешнем году это пока еще считалось как бы неприличным, да и проверяющих мелькало побольше, чем в глубинке. В регионах – особенно в национальных республиках – нравы оказались проще. А как вы хотели? Чтобы одни и те же люди (избирательные участки нередко располагают в школах) считали хорошим делом стопроцентное голосование за нужного кандидата – и не считали хорошим делом массовое выправление баллов своим же детям?»
Взглянул в корень: ясно, что ни одна система проверки, отбора и выбора в стране честно не работает. Надежда может быть только на публичность и профессионализм. Но кого наберут в педвузы по результатам ЕГЭ? Что может сказать о будущем педагоге заочная форма тестирования? Например, в той же Финляндии, учителем может стать только выпускник университета (зарплата до 3000 евро), а в них педагогические факультеты могут принять только 12 процентов желающих. У нас теперь вообще не ясно, сколько человек на место претендует и кто остается в списках. Рекорд идиотизма системы: один абитуриент в Москве подал разом в 96 вузов! Спешка, бардак, нервотрепка, а не вдумчивый отбор, пусть Медведев и радуется, что исчезли «списки ректоров».
Все организационные и коррупционные накладки и несуразицы очевидны. Но ведь у образования есть высшая цель: взрастить новое поколение достойных, умных, работоспособных граждан. Об этом вообще ни Медведев, ни лидеры думских фракций, ни даже два спорящих учителя – ни словечка. Для сторонников ЕГЭ из правительства и ведомства Фурсенко нет авторитетов, но напоминаю, что думали и писали лучшие педагоги мира. Вот Песталоцци, ровесник наполеоновской эпохи: «Воспитание и только воспитание – цель школы». Он внушал: в начетническом усвоении знаний, в натаскивании и зубрежке, к чему толкает ЕГЭ, – нет ни грана творчества и воспитания.
Выдающийся хирург и педагог Николай Пирогов: «Одностороннее искусственное воспитание с его временными и прикладными целями, получаемыми в школе, рано или поздно вступят в разлад с жизнью, которая беспрерывно требует полноты и всестороннего развития человеческих способностей». Прикладная, буквоедская суть ЕГЭ проявилась сполна, а заочное зачисление абитуриентов по бумажкам (порой сомнительной достоверности) показало полный разлад с жизнью. ЕГЭ не только не учитывает творческие способности сдающего, но и толкает к убогой примитивности знаний, к уровню самих чиновников от образования, особенно пришедших из коммерции на вытоптанную ниву просвещения распиливать бюджет и тратить народные деньги на «внедрение». Вот яркий пример. Способная выпускница сдает литературу. На вопрос о стихотворном размере поэтического отрывка точно отвечает: «четырехстопный ямб». И получает... ноль. На апелляции выясняется: ответ, заложенный в программу, примитивен: «ямб». А все остальное – неверно. И девочке, написавшей третью часть (сочинение) на максимально возможный балл, но из-за абсурдной ограниченности заложенных в программу «правильных» вариантов ответов – например, вместо термина «эпифора» в «правильные» ответы заложили лишь элементарное «повтор» – получившей лишь 78 баллов из 100, в апелляции отказывают. Значит, прощай, мечта – филфак МГУ. Там, значит, по разумению нашей власти, нужны посредственности? Вот она, антикультурная революция. А ведь это – Пушкин, «Домик в Коломне»:
Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий…
Оказывается, не всякий чиновник, сочиняющий тесты, знает о таком. А гений заявлял – «им пишет всякий». Не самый примерный выпускник лицея даже представить себе не мог, до чего докатится образование. Конкретный ляп, наверное, исправят, но ведь это заложено в самой системе: даже бездарный педагог способную ученицу оценил бы.
Образованная и наделенная даром педагогики Надежда Крупская: «Воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Воспитывают события. Воспитывают не только детей, но и взрослых». Как еще недавно либералы воротили нос от Надежды Константиновны, заложившей основы выдающейся системы внеклассной работы, а ведь она права на 100 процентов: ну введут ребятишкам четвертых и пятых классов основы православной культуры. Это ведь самый впечатлительный, ранимый возраст, когда уже развился живой ум и проявился характер, когда не на веру все принимается, а соизмеряется с первыми опытами. Значит, они будут слышать на отдельных уроках одно (христианские заповеди, великие гуманистические идеи, двигавшие культуру), а видеть в школьном коридоре, на улице, в семье и по вечернему телевидению совершенно другое. Прямо по Крупской: нормального маленького человека потрясет разлад, раздвоение изучаемого и наблюденного. У церкви есть постулат: идея выше устроения, но в России он сегодня не работает: у нас христианская идея и государственное устроение лежат просто в разных плоскостях. Принципиально! Поэтому прежнее противоречие, например между моральным кодексом строителя коммунизма и реальностью, сегодня вспоминать бессмысленно: там было и впрямь выше-ниже: в идеальной теории и на практике с искажениями, а сегодня – просто не в ту степь, с издевательством на обывательском и даже пропагандистском (СМИ, ТВ) уровне: что? – все люди братья, возлюби ближнего? – да пошли вы с этим хламом…
Президент Медведев одобрил проведение 1 сентября в школах уроков толерантности. Вот прицепились еще к одному иностранному словцу и неточному понятию: толерантность предполагает не только широту взгляда, терпимость к другому, но и оттенок пренебрежительности (да пусть, мол, чужак, дикарь и проч. придерживается своего). Но Москва, переполненная мигрантами, в том числе нелегальными, пошла, конечно, дальше всех. Недавно Юрий Лужков решил поставить окончательную точку в наболевшей проблеме межнациональных отношений в любимой столице. «Толерантности нам не хватает, толерантности!» – провозгласил он на заседании правительства Москвы и за нехватку ее пригрозил наказывать вплоть до увольнений с работы, денежных штрафов и заключения под стражу. Толерантность к приезжим и нетерпимость к проявлениям так называемых фашизма, шовинизма и ксенофобии теперь, оказывается, должны стать главными принципами деятельности столичной милиции, «а если милиционер не толерантен, его надо безжалостно гнать с работы», – указал «лучший мэр». Раньше таких слов-то не знали, а столичной милиции доверяли. Мэр «Дядю Степу» читал?
Более того, в столичных префектурах будут выделены специальные рабочие группы по мониторингу проявлений фашизма, шовинизма и ксенофобии, данные которых будут стекаться в Московский дом интеграции, созданный на базе существующего Московского дома национальностей, то есть столичные чиновники за счет бюджета напрямую начнут работать на объединенных представителей пресловутых «национальных меньшинств». Это что, борьба с ксенофобией или проявление ксенократии?
Впрочем, этим антиконституционным сбором компромата – не компетентными органами, а «рабочими группами» – в духе того времени, которым нас пугают по ТВ, мэрские рекомендации не ограничились. Вдогонку и, видимо, в противовес введению в школах основ православной культуры как факультативного предмета, против чего восстали все либеральные СМИ, Юрий Михайлович, у которого, как сообщалось, в братьях Тельман Исмаилов и другие представители диаспор, предложил проведение обязательных «уроков толерантности», методические пособия к которому доверено разработать… центру «Холокост»!
Так что московских школьников (среди которых все больше нерусских и неславян) будут учить толерантности на примере страданий еврейского народа во время Второй мировой войны. А что, толерантности к гостеприимному русскому народу, который, собственно, и вынес на своих плечах основную тяжесть войны с фашизмом, их учить не будут? Или русских легче сразу записать в потенциальные фашисты, шовинисты и ксенофобы? Но не все коренные москвичи – даже школьники и их родители – такие безмозглые овцы, как представляется мэру, и лужковские «уроки толерантности», они же «уроки холокоста», могут вылиться в свою прямую противоположность.
Работа по сбору данных уже началась: 10% столичных студентов «больны ксенофобией в острой форме», утверждают представители Московского дома национальностей. Может, это как раз все оставшиеся русские по национальности студенты, которых «достали» своим поведением остальные 90% получающие высшее образование в столице представители «нацменьшинств»? По тем же данным, «62% москвичей считают, что приезжие ведут себя неуважительно, нарушают сложившиеся традиции и нормы поведения», – сказал руководитель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Михаил Соломенцев. Вот как подсчитали – почти две трети склонны к ксенофобии, и это – несмотря на двадцать лет демократических и рыночных реформ и почти равного по сроку правления Лужкова. А сколько таковых было в советской столице? По моему опыту (а я жил в Замоскворечье, в кооперативе «Московский труженик», где покупали жилье в основном провинциальные евреи) – буквально единицы. А два всемирных фестиваля, которые провела Москва? Это же были праздники интернационализма и дружелюбия.
Теперь, устроив из Москвы многоязыкий, чуждый по культуре проходной двор, правительство Москвы вместо того, чтобы бороться с «рыночным фашизмом», с унижением простого горожанина принялось лечить болезнь с другого конца. И так не только в Москве. Яркий пример фашистского дикого рынка – оранжевые плакаты в центре города химиков Дзержинске: «За долги – «повесят». Эти плакаты появились ночью, как во время фашистской оккупации, когда тоже грозили повешением. Горожане, которых и так травят производством, были в шоке, но оказалось, что так решила гасить долги частная энергетическая компания – детище реформ Чубайса, которого могли бы во время оккупации и впрямь повесить за состав крови. Она государству не подчиняется (зачем тогда путинская вертикаль власти?), а прокуратура приготовила какой-то мягкий рекомендательный документ. Так в государстве, где властвует чистоган, в обществе, где все ценности деформированы и формальные признаки важнее подлинной сути, идет примитивизация образования, культуры отношений и навязывание бесконечных экзаменов на лояльность власти и мнимым либеральным ценностям.
Торжествует беспочвенность, безнациональность образования и воспитания, сумерки просвещения сгущаются. И это особенно горько осознавать в светлый День знаний.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме