11:02 14.03.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия»: В ожидании нового проекта бюджета на 2009 год
Бюджет-«трехлетка» вопреки прежним заявлениям кризиса не выдержит, это уже ясно и вот «среднесрочная бюджетная перспектива» признана утратившей силу, а вместе неё в спешном порядке разрабатывается новый, «суженный» бюджет.
Госдума замерла в ожидании нового проекта бюджета на 2009 год. Бюджет-трехлетка уже не существует. В лучшем случае до конца марта правительство «пересчитает» и «уточнит» параметры одногодичного бюджета. А пока в текущий кризисный период страна остается без бюджета.
Минфин чрезмерно скромничает, называя бюджетную переверстку «поправками». На самом деле меняется концепция бюджета. «Трехлетка», разрекламированная полгода назад премьером В.Путиным, вице-премьером министром финансов А.Кудриным и их партией «Единая Россия» как «бюджет развития на 2009–2011 гг.», «профицитный», «с высокой прочностью», способный выдержать любой кризис, практически приказала долго жить. «Среднесрочную бюджетную перспективу», охватывавшую 2009–2011 годы и одобренную думским большинством, Кудрин счел «утратившей силу» и по собственному велению сузил ее до «однолетней». Правда, и в суженном бюджете, как выяснил министр, пусто. Доходы уже снизились на 30% и будут далее сокращаться. За 2009г., прикинул Кудрин, федеральная казна составит не более 6,4 трлн руб. вместо ожидаемых 10,9 трлн руб., что на 42% меньше, чем прогнозировал минфин.
Проседание произошло по понятной для Кудрина и Путина причине: финансовый кризис, падение цен на нефть, газ, другие природные ресурсы, на чем держался «бюджет развития». Пошлин недополучено на 36%. Кудрин исходил из цены 90–95 долларов за баррель нефти, а она подешевела до 40 и может еще больше подешеветь. Иссякает и такой менее значительный источник пополнения бюджета, как отечественное производство. Тоже понятно, почему. Предприятия, не дождавшись обещанных правительством кредитов, останавливаются, прекращают выпускать продукцию и платить налоги.
Приходится только изумляться недальновидным заверениям правительства о бескризисной стабильности российской экономики, переходящей к развитию. Не верили сказкам Путина–Кудрина только те, кто умеет считать и видеть перспективу. В их числе специалисты фракции коммунистов. Изучая проекты минфина, они утверждали, что слепое подчинение политике монетаризма неминуемо заведет экономику страны в тупик. Даже без глобального кризиса. Предельно прямолинейно высказывался председатель Комитета по промышленности Юрий Маслюков: «Это черте-что, а не бюджет» и пояснял, что без своего производства в России бюджетного счастья не построить.
Но Кудрин «строил», вернее, городил нефтегазовую финансовую пирамиду, сужая финансирование производства, социальной сферы, множа банки и расширяя фондовые биржи с их азартными играми на деньги. Кризис выявил полную несостоятельность кудринского бюджетирования. И уже оценки коммунистов, отвергших минфиновскую «трехлетку», повторяют экономисты рыночной ориентации. Утвержденный Госдумой в октябре 2008 года бюджет «был заведомо нереалистичным», говорит директор стратегического анализа компании ФБК («Финансовые и бухгалтерские консультанты». – Ред.) Игорь Николаев.
Иронично отзывается о бюджетных коллизиях демпресса. Смысл комментариев: куда смотрели и как считали, если в октябре кризис уже нарастал, а минфин «закладывал» рост ВВП 6,7%, профицит в 1,9 трлн руб. и, как всегда, сюрреалистическую инфляцию в 8,5%? Все эти показатели, как и основные параметры бюджета на текущий год, оказались ложными. Начало года показало, что никакого роста ВВП нет и быть не может, будет минус 2,2%, падение промышленного производства – минус 16%, а инфляция – в два раза выше. И это еще оптимистичные предположения. Нельзя забывать, что, по словам премьера и его министра финансов, кризисного дна не достигнуто, впереди будет еще труднее. Но, не устает повторять В.Путин, «социальные обязательства мы выполним».
Дефицит бюджета в 2009 г. удастся восполнить суммой около 3 трлн руб. из Резервного фонда. В нем на январь 2009г. было 8 трлн руб. Этих средств, по прикидкам правительства, хватит на 2,5–3 года для покрытия расходов бюджета. И следом раздаются похвалы политике резервирования денег. Только все меньше остается уверенности в том, что 3 трлн руб. будет достаточно в этом году. Никаких расчетов к называемым цифрам не дается. Почему, скажем, правительство планирует 300 млрд руб. направить на помощь регионам? Чем обоснована эта цифра? А может, следует брать 500 млрд руб., чтобы во всех субъектах РФ, включая дотационные, бюджетникам подняли наконец заработную плату на уровень, установленный федеральным законом. Депутаты чуть ли не на каждом заседании Госдумы сообщают, что в ряде регионов зарплата учителя не превышает 5 тыс. руб. Есть примеры, когда на местах, объявив о 15%-ной надбавке учителям, отменяют это решение – и педагоги остаются со старыми ставками. Называется это «оптимизацией» бюджетных расходов.
У Кудрина свои «меры реагирования на кризис» – это экономия на региональных программах, выполнение которых планировалось на деньги из федерального и регионального бюджетов. Теперь Кудрин призывает «пересмотреть приоритеты». На практике, как узнали депутаты, это означает, что местным чиновникам рекомендовано отложить реализацию программ совместного финансирования. На то намекал и премьер 12 марта в Кузбассе, бросая фразу: с реализацией «других» программ придется повременить.
Там же В.Путин говорил, что центр поможет субъектам РФ справиться с кризисом и возместить выпавшие доходы. На то и выделяется в бюджете-одногодке 300 млрд руб. из резервных денег. Но помощь получат только те регионы, которые своими силами будут противостоять кризису и выполнять свои социальные обязательства. Тогда, оценив их старания, минфин РФ решит, стоит ли дать объявленную поддержку или нет.
Премьер долго убеждал шахтеров г.Новокузнецка, собравшихся на шахте «Полосухинская», что руководство РФ, как никакая страна в мире, в сложный кризисный период наращивает социальную помощь гражданам. Путин рассчитывал на восторг со стороны горняков, что пенсии будут увеличивать не три, а четыре раза за год. Социальные расходы, сообщал Путин, составят 4% ВВП, тогда как в Японии на эти цели будет затрачено не более 2% ВВП. Только он не пояснил, как японским пенсионерам удается на свои пенсии путешествовать по всему миру, радоваться заслуженному отдыху и жизни в своей стране. Нашим же старикам после «великодушных повышений» их денежного содержания не хватает ни на еду, ни на лекарства.
Кузбассовцы повезли Путина на Западно-Сибирский металлургический комбинат, входящий в «империю» придворного олигарха Абрамовича «ЕврАзэс». Там 17 тыс. рабочих. Их перевели на четырехдневную неделю и сокращенную оплату. Владелец Абрамович уже получил из средств господдержки 2,5 млрд долларов. Но металлургам от этого не стало легче. До них не дошло ни копейки. Что будет дальше? Путин снова толковал о поддержке. Уже из резервных средств. Но и они попадут в руки собственника. Куда он их пристроит, никому неведомо.
Другого пути «поддержки» производственной базы Путин не видит. Он проникнут «бедами» российской элиты, связанными с потерями миллиардов из-за кризиса. Для них поддержка измеряется не сотнями и тысячами, как пенсионерам, а миллиардами и триллионами. Цена первоочередного антикризисного пакета, реализованного Кудриным в ноябре, составила 6,7 трлн руб. Они пошли в банки, которые должны были кредитовать промышленность. Но банки на кредиты не раскошелились, что повлекло свертывание производства и безработицу. После этого у аналитиков появились догадки о том, что бюджетный план рухнул. Но только сейчас правительство в этом созналось, объявив о формировании нового финансового плана.
А куда делись около 7 трлн руб.? Депутаты-коммунисты спрашивают об этом на каждом заседании Госдумы. Но «Единая Россия» остается непреклонной: отчет правительства возможен в апреле. «Мы же с вами приняли спецрегламент», – отвечает О.Морозов, будто не знает, что за это голосовали только одни «единороссы». Эта же фракция тихих штамповщиков законов для правительства, а не для общества, не видя еще бюджетного проекта, клянется, что примет его без промедления. И выполнит все условия исполнительной власти. Они заключаются в изменении Бюджетного кодекса. Правительство устраняет статью, не позволяющую превышать дефицит бюджета более чем на 1% ВВП. Минфин не желает мириться с такими ограничениями: кудринцы хотят сами решать, какому дефициту быть. И что они ни напишут – все примет «Единая Россия».
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме