01:30 22.06.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
"Советская Россия": В Тольятти зреет «Пикалёво»
Как мы уже сообщали на днях, на крупнейшем автозаводе страны за месяцы кризиса сложилась очень тяжелая ситуация. Массовых увольнений пока нет, но власти ВАЗа действуют другим способом: сокращают рабочее время, соответственно урезая зарплаты рабочим. Из-за резкого падения доходов сотрудников градообразующего предприятия в Тольятти страдают все: хиреют торговля и сфера услуг, останавливается строительство. Растет социальная напряженность.
Мы попросили прокомментировать ситуацию секретаря ЦК КПРФ Леонида КАЛАШНИКОВА, который отдал работе на АвтоВАЗе много лет.
– Многотысячная армия рабочих АвтоВАЗа сегодня поставлена на грань физического выживания. Если до кризиса рабочий на конвейере получал 13–15 тысяч – за счет переработок и премий, то теперь у него практически нет возможности заработать больше 6–7 тысяч. Рабочее время сокращено, переработки больше невозможны, премий нет. Выживай, как знаешь. Конечно, кризис сильно обрушил спрос на вазовские автомобили. Но я уверен, что корень большинства сегодняшних бед АвтоВАЗа – в неэффективном руководстве.
Смотрите, что получается. Прошлый год, несмотря на кризис, должен был стать «золотым» для отечественного автопрома – ведь из-за девальвации рубля цены на иномарки стремительно выросли, делая более конкурентоспособными наши машины. Но заводские власти не использовали этот шанс, напротив, почему-то повышали цены на «лады» вслед за иномарками. В результате завод сработал прошлый год с убытком более чем в 6 млрд рублей. Как же так? Кроме не слишком грамотной маркетинговой политики «эффективные менеджеры» из «Ростехнологий» очень легко идут на увеличение непроизводственных расходов. Эти расходы в прошлом году выросли в несколько раз! Например, был приобретен пакет акций «Новикомбанка» за 1,6 млрд рублей. Это в четыре раза больше, чем потрачено на подготовку и освоение новых видов продукции! Расходы на рекламу увеличены вдвое – до 1,5 млрд рублей, в то время как все урезают рекламные бюджеты. Только за консультационные услуги «Тройки-Диалог» АвтоВАЗ отдал 342 млн рублей – а в 2007-м было 13 млн, то есть услуги консультантов подорожали в 26 раз! Почти в 6 раз выросли затраты на НИОКиТР, за год потрачено более 3 млрд рублей – без всякого видимого результата! Я уж не говорю об оплате менеджмента. Конечно, о себе хозяева не забыли и исправно получали бонусы и компенсации за провальную, по сути, работу. Зарплата и разнообразные выплаты одних только 50 вице-президентов – более 100 млн рублей в месяц. Где же с таким масштабом трат думать еще и о каких-то рабочих с их проблемами. Да и обещанные 25 млрд госпомощи заводу снова растворятся – уйдут на бешеные зарплаты топ-менеджеров и будут выведены через ненужные расходы. До рабочих не дойдет ни рубля из этой помощи.
Я считаю, что заводское руководство попросту издевается над своими рабочими, пользуясь их безвыходным положением: ведь они не могут никуда уйти – в Тольятти практически нет другой работы. При сокращении рабочего времени им повышают норму выработки: за 6-часовой рабочий день требуют выполнить норму полного дня. Это значит, что конвейер бежит с такой скоростью, что человек после работы просто падает. Но хозяевам мало того, что рабочие и так уже доведены до бедственного положения, их еще жилья хотят лишить! В заводских общежитиях плату за проживание вздули так, что зарплаты не хватает!
В прошлом году без согласия жильцов был введен новый порядок оплаты за проживание в общежитии: не за метраж, как было раньше, а за каждое койко-место. Размер оплаты – 1080 рублей за место для работника ВАЗа (50% из них оплачивает завод) и 1285 рублей – для людей, не работающих на заводе. В эту невазовскую категорию попадают не только члены семей заводчан, но и сотрудники тех предприятий, которые были выведены из состава ОАО «АвтоВАЗ». И получается следующая картина: одинокий сотрудник ВАЗа заплатит за свою 12-метровую комнату с учетом льготы почти 2 тысячи рублей, а если он не сотрудник – то и все 2,5 тысячи. Невазовская семья с двумя детьми, занимающая блок (5 койко-мест), должна отдать за него 6425 рублей – в три раза больше, чем они заплатили бы за отдельную двухкомнатную квартиру в Тольятти! То есть получит рабочий свои 6–7 тысяч зарплаты и думает: то ли за общагу заплатить, то ли детей накормить?
Доведенные до отчаяния люди решили бороться. Они требуют, чтобы им разрешили приватизировать комнаты в общежитии и оплачивать их по муниципальным тарифам. Поскольку руководство глухо к их бедам, они обращаются в суд. Автозаводской районный суд г. Тольятти их иск уже отклонил – в городе никто не хочет идти против хозяев АвтоВАЗа. Но жильцы общежитий готовы идти дальше – вплоть до Верховного суда. 16 июня жильцы заводских общежитий вышли на митинг протеста. Требования протестующих те же: приватизация жилья и оплата по нормальным тарифам. Кроме того, на митинге говорили о тяжелой ситуации на заводе, о сокращении рабочего дня и возможной остановке производства, о недопустимо огромном разрыве между зарплатами рабочих и топ-менеджеров – в сотни раз. Депутат Тольяттинской городской думы, член фракции КПРФ Степан Филатов отметил, что движущая сила протеста – женщины, матери маленьких детей. Заводская администрация зря недооценивает решимость женщин идти до конца в борьбе за нормальные условия жизни для своих детей: если социальная напряженность на АвтоВАЗе будет расти, то масштаб конфликта может намного превзойти пикалёвский. Депутат-коммунист заверил, что фракция КПРФ будет и впредь активно поддерживать справедливые требования рабочих. Филатов уже выступил с инициативой создать в городской Думе рабочую группу для урегулирования социальных отношений работников и руководства ВАЗа.
После пикалёвского инцидента Медведев пригрозил губернаторам, что если они сами не в состоянии решать местные конфликты, им быстро найдется замена. Пока ставленник «Ростехнологий», сам бывший директор ВАЗа, а ныне губернатор Самарской области Артяков конфликт на заводе и общее тяжелое положение в городе игнорирует.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме