13:46 08.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия»: Рабочие Автоваза скоро окажутся на улице

Казалось бы около месяца прошло с момента публикации «Советской Россией» комментария Л. Калашникова относительно ситуации на заводе. Однако с тех пор ситуация продолжала стремительно ухудшаться.

В конце июня наша газета опубликовала комментарий Леонида Калашникова о положении АвтоВАЗа под говорящим названием – «В Тольятти зреет «Пикалёво». Практически сразу пришел ответ из пресс-службы компании, в которой  статья называлась необъективной, чересчур драматичной, а положение на предприятии обрисовывалось как сложное, но далеко не критичное. Более того, утверждалось, что благодаря продуманному управлению АвтоВАЗ  имеет все шансы выйти из кризиса раньше и с лучшими экономическими показателями, нежели другие автопроизводители.

С момента публикации прошло полтора месяца,  но за этот краткий срок ситуация на предприятии стремительно ухудшилась. С 1 августа конвейер завода в очередной раз остановлен, и рабочие отправлены в вынужденные отпуска. Работа должна возобновиться лишь в сентябре, однако рабочая неделя, а следовательно, и зарплата будут сокращены в два раза. Но самое тревожное: если объем продаж не увеличится, руководство предприятия может сократить до трети его работников, то есть около 30 тысяч человек. Однако нет никаких объективных причин, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. На начало июля складские запасы завода насчитывали 80 тысяч автомобилей, тогда как в июне продажи составили 28,85 тысячи штук. Продажи автоконцерна упали в первом полугодии на 44%, и падение продолжается.

В минувший четверг около 2 тысяч автовазовцев, а также жителей Тольятти, чья жизнь также связана с автопредприятием (а таких в городе большинство) вышли на митинг. Акция была организована независимым проф­союзом «Единство». Предполагалось, что в ней примут участие 500 человек, но она оказалась куда более массовой. Так что работники АвтоВАЗа дали собственный ответ на претензии пресс-службы, выражавшей официальную позицию начальства. Пожалуй, солидарны они оказались только в одном. «Потенциал социального недовольства в Тольятти в силу сегодняшних проблем его ведущего промышленного предприятия выше, чем в Пикалёво», – написали в редакцию «Советской России» вице-президент по персоналу Наумов и председатель профсоюзного комитета («официального») Карагин. «Тольятти – это вам не Пикалёво. Если рванет у нас, мало не покажется», – говорили рабочие на митинге.

Вот только причины сложностей они видят совершенно разные. Менеджмент полагает, что всему виной «безответственные заявления политиков». Рядовые работники завода, рискующие оказаться уволенными и – наверняка – с урезанными зарплатами, считают, что ответственность за это несет сам менеджмент.

В основу требований рабочих легла программа, предложенная главой  фракции КПРФ в Гордуме Тольятти Владимира Поплавского. Главные ее пункты –  национализация АвтоВАЗа без возможности дальнейшей приватизации; контроль рабочих над финансовой деятельностью предприятия; проверка Счетной палатой законности получения дохода менеджментом завода и в случае неправомерности дохода возвращение этих средств на предприятие; возвращение прежнего руководства предприятия, которое четыре года назад было заменено работающим вахтовым методом менеджментом «Рособоронэкспорта».

«Профсоюз «Единство» принял решение требовать национализации АвтоВАЗа. Пусть он принадлежит государству, а не частным лицам», заявил, открывая митинг, председатель независимого профсоюза завода Петр Золотарев.  Это предложение вызвало бурную поддержку участников акции.  Коммунист Владимир Поплавский сообщил, что подготовлено обращение к руководству страны, в котором содержится анализ работы АвтоВАЗа со времени его основания до настоящего времени. По его словам, цель этого обращения – показать, как завод работал раньше и в каком бедственном положении находится сейчас.
Между тем известно, что АвтоВАЗ (а точнее было бы сказать – его собственники и руководители) находится фактически под личным покровительством премьера Владимира Путина.  Так, 30 марта он посетил предприятие и выделил на его поддержку 25 млрд рублей, а также обязал реструктуризировать его  долги перед федеральным бюджетом, что экономило еще около полутора миллиардов.  Работники недоумевают: куда делись эти огромные средства, как они были использованы?

Основная проблема в том, считают эксперты, что огромные бюджетные средства были выделены правительством не на четко оговоренных условиях и под конкретную, совместно разработанную программу реструктуризации, а в пустоту.  Вот потому и после уменьшения зарплат и отмены премий топ-менеджменту (о чем нам пишет в своем ответе пресс-служба)  их оклады, как утверждает Поплавский, превышают 100 – 120 тысяч рублей. А предприятия на грани закрытия! «Я хочу, чтобы Тольятти остался городом, а не превратился в призрак», – говорит студент из Самары, приехавший на митинг: после вуза он рассчитывал работать на этом заводе. «Не можешь – слазь!» – с такими требованиями обращались к руководителям завода участники акции.

Но, похоже, ни «слазить», ни даже увидеть хоть каких-то собственных серьезных  просчетов в создавшемся положении нынешние хозяева и управленцы не намерены. Глава «Ростехнологий», владеющих блокпакетом АвтоВАЗа, Сергей Чемезов акцию протеста считает провокационной: «Есть люди, которые не совсем довольны, что мы присутствуем на заводе. Когда-то их оттуда попросили».

«Наша профсоюзная организация тоже проводит иногда митинги и подобного рода публичные мероприятия, но в данный период времени мы считаем более эффективными другие формы работы – это конструктивный диалог в рамках переговорного процесса и с руководителями завода, и с органами власти. Такая форма диалога дает больший результат, чем проведение какого-то митинга», – заявил председатель профкома АСМ ОАО АвтоВАЗ Николай Карагин. Естественно, профсоюз этот в отличие от «Единства» абсолютно лоялен администрации предприятия, и основным видом его деятельности является поддержка любых решений, этой администрацией принимаемых.

По словам министра промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислава Капустина, на этом митинге не было озвучено никаких конструктивных предложений. «Явно прослеживался пиар политических партий. Это было неплохо спланированное политическое шоу, но серьезные проблемы, которые как бы предполагалось поднять на этом митинге, так и не прозвучали». Таким образом,  реагировать на требования рабочих «единороссовские» власти области не хотят. Что и неудивительно: например, тольяттинскую городскую организацию «Единой России» возглавляет нынешний исполнительный директор по производству АвтоВАЗа Виталий Вильчик. Ну а главный «единоросс», он же премьер-министр страны Владимир Путин, получается, выделил огромные государственные средства лично генеральному директору Борису Алешину и его ближайшим подчиненным. И, судя по всему, никто не спрашивает за эффективность их использования?





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме