11:31 11.08.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия»: О состоянии общественного транспорта
К огромному числу ДТП ведёт огромное число машин на Российских дорогах. Но почему их так много? Не в том ли проблема, что в стране идёт развал общественного транспорта…
За десять лет, как сказал министр МВД РФ Рашид Нургалиев, в разных ДТП на дорогах и улицах российских населенных пунктов убито 300 000 человек. Это в двадцать с лишним раз больше, чем за десятилетнюю афганскую войну. Журналисты наших СМИ, прессы, аналитиков разных фондов ищут множество разных причин, объясняющих эту бойню. Указывают и огромное число автомобилей, и плохие дороги, и опасное поведение пешеходов, и недисциплинированность водителей, их слабую подготовку в разных частных автошколах, и продажность работников ГИБДД, еще многое другое. Все это, в частности, верно. Но главную причину, одну единственную, никто из журналистов в упор не видит.
А она, можно сказать, на поверхности. Почему стало излишне много автомобилей? А потому что теперь деградирует общественный транспорт, причем и грузовой тоже. Надо было человеку, предположим, попасть на работу в былые благословенные времена - при социализме. Сел в автобус на остановке в пределах пяти-десяти минут ходьбы от дома, в его салоне еще несколько десятков человек едут примерно туда же. Автобус - государственный транспорт. Теперь же их, государственных автобусов, стало во много раз меньше. Чем добирается на работу теперь человек? На его собственном транспорте, в личной легковой машине. Чаще всего - один человек в одной машине. Сколько надо автомобилей? В десятки раз больше. Миллионы легковушек теперь бегают по улицам российских городов, по деревенским улочкам и большим магистралям. Да, стало много частных пассажирских "газелек", но они маломестные, поэтому как результат получилось, что число автомобилей, перевозящих людей, увеличилось в разы. Во много раз. Соответственно число водителей стало тоже во много раз больше.
Но прежде за рулем тех государственных автобусов сидели немногие, но хорошо обученные водители с многолетним стажем, они создавали неизмеримо меньше предпосылок для аварий. На дорогах не было пробок, на шоссе было просторней. Второе, если машина была государственной, то гаишники не могли столь бессовестно обдирать водителей, по существу, развращая их. А это тоже больше дисциплинировало, чем нынешняя оплаченная инспектору вседозволенность на дороге или улице.
Нынче в курортную местность Кавказа в Сочи, в Кисловодск, в города украинского Крыма едут семьями в своем легковом транспорте. Летом туда летят миллионы автомобилей, из европейской части России, катят с Урала, из Сибири, только что не с Дальнего Востока. Слыхал, что за Хабаровском дорога очень плохая. Водители глаз не смыкают сутки, двое. Прежде отдыхающие добирались в Крым и на Кавказ поездами и самолетами, лет двадцать-сорок назад, словом, при Советах было общеизвестно, что самый безопасный вид транспорта - это авиация. Но тогда она была государственной, а не частной. И хотя билет стоил очень дешево, во много раз дешевле, чем сейчас, безопасность полетов была приоритетной статьей для тогдашнего государственного "Аэрофлота". Следовательно, не нужно было на своей машине ехать из Иркутска за 5000 километров без сна и отдыха на этот самый отдых по дороге смерти Москва-Дон, Москва-Симферополь и другим.
Но вы загляните сейчас на любую автостанцию любого областного города. Из расписания будет известно, что теперь автобусы перевозят пассажиров и на тысячи километров, чего раньше не было. Я в прошлом немножко работал грузчиком в аэропорту Ульяновска. В Горький тогда самолетами добирались, несколько рейсов в день, грузы перевозили не на фурах по тесным дорогам, а на Ил-18 грузовой вариант был, Ан-10 грузовой, Ан-12. Бывало, экипаж такого грузового самолета по три недели мотался по Союзу с попутными грузами. Помнится, из Ульяновска мы отправляли тысячи электромоторов в месяц куда-то на Урал. 170 килограммов весил, цепи для комбайнов штампованные, медную ленту в шестисоткилограммовых рулонах, какие-то легирующие присадки для сталеплавления в длиннющей многометровой деревянной упаковке. Всего не упомнишь, не перечислишь.
Повторяю, везли это авиационным транспортом, государственным. Невысокие тарифы позволяли. Высокая надежность перевозок. Точно так же дело обстоит с грузовыми перевозками. Тарифы для перевозок на железной дороге были также невысоки, а на речном транспорте вообще ничтожны, именно поэтому грузы доставлялись многими сотнями миллионов тонн наименее опасными видами транспорта.
Транзитные грузы эти были государственными. Хоть обувь миллионами пар из Чехословакии, хоть одежда вагонами из ГДР, хоть мебель финская, хоть фрукты неважно откуда - все равно закупки производил Внешторг СССР.
Теперь невиданное число частных, якобы оптовых фирм осуществляют доставку для своей частной торговли товаров как из-за рубежа, так и по России. Им выгоднее доставлять грузы своим транспортом. Причем наши таможенники, очевидно, приватизировавшие кусочек госграницы, очень покладистые чиновники, если им немножко отслюнявить на лапу, делают излишними таможенные пошлины, что очень хорошо видно на терминалах черкизона да и других рынков. Поэтому частным оптовикам неизмеримо выгоднее гнать товары частными фурами. Так что десятки тысяч нынешних мастодонтов-грузовиков американских, немецких, шведских, теперь уже и китайских многоосных двадцатипятиметровых фур, которые никак не объехать на дорогах, сейчас несутся по шоссе. Причем водители их тоже не сомкнут глаз, бывает, за рулем несколько суток.
Я расспрашивал водителей, почему они не соблюдают режима отдыха на дороге. Отвечают: заработать надо. Как здесь не возникнет аварийная обстановка. Хозяевам этих грузов и грузовиков нет дела до того, как там работается адским водителям. Был некогда на эту тему английский фильм. И до того тоже, сколько людей станет жертвами их алчности. Иначе они бы обеспечивали своим шоферам безопасные условия для работы. Ну и столкновений, ДТП на дорогах было бы неизмеримо меньше.
Я затронул обстоятельства только автомобильных перевозок. Но ведь и в авиации положение не лучше. Если бы сейчас столько же перевозили пассажиров, как в Советском Союзе, жертв было бы в десятки раз больше. Счастье, что пассажиров очень мало в сравнении с прежними временами. Но описывать плачевное состояние дел в авиации, на водном транспорте, мне кажется, нужно в других материалах и другим более компетентным авторам.
Следующее соображение. Шоферы утверждают, что инспекторы ГИБДД тоже приватизировали автомобильные дороги, каждый свой участок, только и ловят, но никак не охраняют водителей от неприятных неожиданностей. Задача инспектора насшибать какую-то сумму на дороге. Психология рвача, которой не могло быть в массовом сознании в советское время.
Автошколы частные - то же самое. Моя родственница только месяц-два как получила права в Ульяновске. Двадцать часов наездила по городу с инструктором. Можно ее выпустить на трассу, где несутся за рулем недоброжелательные водители, скажу больше, враги?
Мое мнение таково: зря президент мечет громы и молнии на Совете безопасности. Ничего он не изменит. Менять надо систему. Капитализм демонтировать надо. Тогда и жертв будет меньше. Потому что при социализме главная ценность - это человек. А при капитализме - прибыль.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме