14:30 08.09.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия»: Книжная ярмарка как отражение кризиса культуры
В этом году под Книжную ярмарку отвели новый, огромный павильон на ВВЦ, на ней было представлено 180 тысяч изданий из 55 стран, однако программа выставки оказалась далека от идеала.
Есть в Москве зримый образ состояния книжного дела в России. Это выдающийся памятник Сергея Волнухина, традиционалиста и новатора, который изваял первопечатника Ивана Федорова. Он стоит с оттиснутым свитком, твердо держит его в руках и знает, что сильнее этого – нет ничего. Газета «Книжное обозрение – ХХII ММКВЯ» дала передовицу «Печатный символ», в которой написала, что «3 сентября 2009 года мы отмечаем 100 лет со дня открытия в Москве, в Театральном проезде, памятника первопечатнику». Во-первых, проезд Третьяковский, а не Театральный, во-вторых, памятник в нем не стоит. А главное – ни слова упоминания о Волнухине и о том, что весь замысел гениального русского скульптора – искажен современной рыночной Москвой. Монумент высится теперь на фоне какого-то безобразного новодела, в окружении реклам и иностранных надписей, а прежде – на фоне неба и зелени, и царила здесь только одна надпись – «Книжная находка».
Зато, конечно, 4 сентября прошла научно-практическая конференция «Иван Федоров: российское книгоиздание от истоков до современности» в рамках «Федоровских чтений-2009». Ее устроители Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, издательство «Наука» РАН и Межрегиональная ассоциация полиграфистов. «Наследие Федорова нужно принимать с огромной любовью, – уговаривал собравшихся Владимир Васильев, генеральный директор Академиздатцентра «Наука» Российской академии наук. – Самое главное в нашем деле – преемственность поколений. И мы рады, что из года в год великого Ивана Федорова помнят и чтут». Плохо чтут-то!
Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов России Борис Кузьмин выступил с докладом, посвященном Ивану Федорову. «Мы отмечаем замечательную дату, которая определяет место печатного дела в нашем обществе. Это вызывает невероятный духовный подъем. Но, к сожалению, сейчас молодежь забывает о достижениях своей родины, поэтому необходимо привлекать внимание и к этому памятнику, и к этому человеку. К удивлению полиграфистов, профессионального праздника печатника в России нет, но столетие памятника Ивану Федорову – это замечательный повод его устроить». Весь этот «невероятный духовный подъем» ни во что не выливается.
Невероятно противоречивые чувства вызывает ММКВЯ. Конечно, это праздник и пиршество духа, вечной Книги. В этом году выставка проходила в новом, 75-м павильоне ВВЦ – гигантском стеклянном строении. В трех его выставочных залах, на площади 24 000 квадратных метров разместилось более 800 экспозиций, где были представлены 180 тысяч изданий из 55 стран. Не так давно Россия побывала Почетным гостем делийской и софийской книжных ярмарок, и вот теперь Почетным гостем ММКВЯ стала Индия, а центральным экспонентом – Болгария. Впечатляет.
Прежде я пытался обозреть хоть какие-то представленные издания, потом понял, что это невозможно. Нельзя упомянуть все новинки, встречи, семинары, реальные достижения. Конкурсная программа ММКВЯ-2009 была обширна: впервые были подведены итоги Всероссийского конкурса просветительских проектов «Что и как читать молодым?». Были названы лауреаты региональных конкурсов «Университетская книга – 2009». Впервые ряд мероприятий представила даже Центральная избирательная комиссия РФ, провела круглые столы, посвященные различным аспектам выборного процесса (в том числе и самым неожиданным: тема первой же презентации – «Может ли студент стать председателем ЦИК России?»), и представление лучших книг, подготовленных ЦИК РФ. Лучше бы прямым делом занимались! Свои издательские проекты впервые представил благотворительный фонд первого президента РФ Бориса Ельцина. Вроде бы надо проклясть его и забыть – нет, шевелятся…
«Центр поддержки отечественной словесности» представил экспертов и финалистов литературной премии «Большая книга». О, эти – не подведут. И, конечно же, состоялось подведение итогов национального конкурса «Книга года».
Этому крупнейшему индустриальному конкурсу (так сказано в пресс-релизе – «индустриальному») исполняется в нынешнем году десять лет, и, кстати, проводился юбилейный смотр в десяти номинациях. Одна из них – «Столепестковый лотос» – названа так в честь Года Индии и призвана поощрить лучшие переводы произведений индийских авторов на русский язык и российские научные исследования, посвященные Индии.
Бог с ней, с Индией. Что у нас-то в итоге? Вечером в день открытия все началось с фейерверка, шума хлопушек и громкой музыки, под которую вальсировали десять балетных пар. И только потом – полились цифры: 1200 изданий из 75 регионов, из них остались лучшие, и тоже 10. Наконец были названы счастливчики. В номинации «Дебют», приуроченной к Году молодежи, победителем стала книга «Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла» («Иностранка»), подготовленная студентами переводческого семинара филфака МГУ. Награду руководителям семинара Виктору Сонькину и Александре Борисенко вручал директор Лондонской книжной ярмарки Алистер Бертоншоу. Воспользовавшись случаем, он сообщил собравшимся, что несколькими часами раньше была достигнута долгожданная договоренность об участии России в качестве Почетного гостя на Лондонской ярмарке 2011 года. Как приятно, правда? А ведь хотелось бы наконец-то от премии «Дебют» не об английском допотопном детективе узнать, а понять, чем живет, мучается и дышит молодежь России. Это недостижимо?
Приз за лучшую поэтическую книгу снова получила Олеся Николаева – «500 стихотворений и поэм» вышли в издательстве «Арт Хаус медиа». Очень русское название издательства и весьма весомый вклад в поэзию России. Я уже писал на этих страницах, что Николаева с трудом получила крупную премию имени Чубайса (РАО ЕЭС). Ну, пусть еще одну прибавит. В номинации «Проза года» за победу боролись Денис Драгунский (герой «Денискиных рассказов» и многих телепрограмм), вечное открытие – Александр Терехов и неизменный Александр Кабаков. Статуэтку забрал последний, поблагодаривший, как и положено в голливудском духе, своих близких, родных, домочадцев, друзей и пробивного редактора. Только какая-нибудь премия нарисуется – ан тут же московский стиляга 60-х Кабаков номинируется. Он сам, по-моему, стесняется, но от премий – не отказывается. В номинации HUMAN ITAS, где представляется гуманитарная литература всех направлений, шорт-лист, по традиции, длиннее. Из четырех номинантов были выбраны вышедшие в издательстве «Искусство-ХХI век» «Дневники» Евгения Лансере, самим редактором названные «книгой не для всех – то есть для тех, кто любит неторопливое и пристальное чтение». Лучшим учебником стал мультимедийный учебно-методический комплекс по медико-биологическим дисциплинам под редакцией Романа Айзмана (Сибирское университетское издательство). Лучшей детской книгой – художественно-иллюстрированная серия «Пестрый квадрат», венцом которой стала книга Артура Гиваргизова (издательство «Эгмонт»). Читатель видит: как «много» русских имен, названий и тем! Но ведь книги мало сочинять, их еще надо ярко печатать. Оказывается, лучше других это делает… «Гознак», умеющий, по выражению ведущей церемонии, «печатать не только красивые деньги», но и Пушкина: «Евгений Онегин» с иллюстрациями В.Филатова получил награду в номинации «Отпечатано в России».
Ну и самое главное (внимание!) – хрустальное яйцо, внутри которого помещается миниатюрная книга, достается лучшему автору. Книгой года, как и предсказывали многие, стали два первых тома проекта Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра 1961–1970. 1971–1980». Сам он в эти годы на горшок ходил, но вот изваял, запечатлел на века, по мнению Роспечати. Бывший телебаловень, который каким-то чудом держится на плаву, получая приз, сказал, что пытался написать «именно книгу – то есть литературу, а не журналистику в твердой обложке». Да, была у нас такая шутка в Замоскворечье: «Люблю Горького в стеклянном переплете». Поверим автору на слово. Читать такое – выше сил. Но я хочу еще раз подчеркнуть: это – книга года! Понятно, что кризисного года, депрессивного, но все-таки разве можно с этим перечнем сказать перед лицом хоть Индии, хоть Болгарии: вот – гордость русской литературы.
Списки гостей книжной ярмарки можно долго перечислять. Специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ Виктор Черномырдин представил книгу «Хотели как лучше…». Мэр Москвы Юрий Лужков продемонстрировал издание, созданное в содружестве со столичным комплексом «Народные художественные промыслы», – «Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения». Просто умиление одолевает. Очень много было телевизионной попсы: Михаил Швыдкой, Владимир Соловьёв, Светлана Сорокина, Маша Шахова. Помните такую жену Евгения Киселёва? Это ведь характерно. Ну и, наконец, почти физически добила Юлия Шилова. Кто не знает такую фамилию? – в каждом киоске лежат ее детективы. И вот на стенде появилась грубо накрашенная блондинка почему-то рядом со здоровенным охранником в черном, открыла рот…
Даже не знаю, чем закончить заметки с книжной выставки. Книжной! Наверное, тем, что в 75-м павильоне Генеральная дирекция международных книжных ярмарок организовала святую акцию – сбор книг для Южной Осетии, для ее не совсем восстановленной национальной библиотеки. Несколькими днями раньше первыми внесли свою лепту в Цхвинвале писатели России, которые приехали с личными и подарочными книгами на свой выездной пленум. Но об этом – в следующем номере.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме