09:45 06.06.2009 | Все новости раздела "КПРФ"
«Советская Россия»: Электроэнергетика покрытая мраком
На «Правительственном часе» в Госдуме обсуждалась электроэнергетика России. Кризис постарался и тут.
«Правительственный час» в Госдуме о состоянии и перспективах развития электроэнергетики в РФ проходил в двух режимах. В открытом – выступил министр энергетики РФ Сергей Шматко, в закрытом – о преобразованиях в атомном энергокомплексе доложил депутатам глава Росатома Сергей Кириенко.
Краткая характеристика электроэнергетического комплекса: установенная мощность генерирующего оборудования по России – 2016 гигаватт в 2008 году; при этом 59% генерирующего оборудования отработало парковый ресурс полностью; более четверти генерирующего оборудования выработало парковый ресурс на 80%; степень износа электросети составляет 63%. «Эти цифры показывают настоятельную необходимость масштабных инвестиций в электроэнергетику, даже с учетом падения потребления в кризисный период», – подчеркнул С.Шматко.
Он сообщил о структурных изменениях в электроэнергетической отрасли в связи с реорганизацией РАО «ЕЭС», завершившейся в июне 2008 года. Некогда единый комплекс отныне состоит из генерирующих компаний, главным образом частных, технологических и коммерческих инфраструктур, совета рынка, инвесторов, потребителей. О том, что получило государство от этих преобразований, министр тактично умолчал. А мог бы на пальцах изобразить «результат», как это делают специалисты, – 0. Ни копейки инвестиций! Пока частники, по выражению отраслевиков, «гребут деньги лопатой», государство, которому досталось «управление» старыми советскими сетями (объединены в Федеральную сетевую компанию), ломает голову, где взять средства на их замену или обновление.
Регулирование измененной отраслью осуществляют: на уровне правительства – правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики, на уровне Минэнерго – взаимодействующие с ведомством ФСТ (Федеральная служба по тарифам), ФАС (Федеральная антимонопольная служба), Минэкономики, региональные органы власти. Но, судя по беспокойству в речах министра о зимнем периоде, в работе отрасли не прибавилось стабильности. Она стареет. За 2008 год введено всего около 1700 мегаватт генерирующих мощностей, что не позволит снизить нагрузку на изношенное оборудование.
Министр проронил фразу о том, что «в новых условиях резко возрастает роль государственного регулирования и контроля за деятельностью возникших после реформирования компаний», «требуется формирование эффективных механизмов контроля и надзора как на уровне государства, так и на уровне саморегулируемых организаций – участников рынка». Хотелось бы верить, что у Минэнерго появилось понимание важности регулирования и контроля в электроэнергетике, являющейся становым хребтом нашей экономики. Но будет ли это осуществляться? Среди ключевых задач Минэнерго ничего такого не упоминается. Главным для своего ведомства Шматко считает подготовку оборудования и кадров к зиме, мониторинг готовности энергообъектов к работе в осенне-зимний период. Полноценный контроль за деятельностью отрасли не вошел в этот лаконичный перечень.
Кризис, по словам министра, внес коррективы в работу электроэнергетики. Если в первых трех кварталах 2008 года увеличивалось электропотребление на 1,9%, что свидетельствовало о росте экономики, то в 4-м квартале вместе с падением промышленного производства снизилось и электропотребление.
Тарифы – вопрос вопросов. Пока они формируются по правилам 2007 года. Действует система перекрестного субсидирования – межтерриториального, между группами потребителей, между электроэнергией, мощностью и теплом. Но сейчас это требует уточнений, сказал Шматко. Во-первых, нерегулируемые цены на электроэнергию влекут повышение розничных цен. Во-вторых, в ряде регионов цены стали выше тарифов. Значительный рост произошел в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Хакасия. Кризис привел к увеличению объемов просроченной задолженности по оплате энергии: на оптовом рынке – долг 28,9 млрд руб., на розничном – 96,6 млрд руб. Как они будут погашаться, неизвестно. Между тем в планах правительства к 2014г. произвести полную либерализацию рынка электроэнергетики. Некоторые депутаты при слове «либерализация» вздрогнули, подумав: что будет с нашим бедным населением? Министр «успокоил»: Минэкономразвития готовит закон о возможности компенсации части денег, которое будет платить население. Но кого теперь этой приманкой обманешь? Все знают, что компенсации придется выколачивать из чиновников, а это не каждому удается. Тогда как именно цена киловатт-часа является по большому счету важнейшим показателем эффективности работы энергетики.
Для чего совершались реформы? Ради счастья людей, утверждали рыночники. Вспомним обещания Чубайса в Госдуме, а потом и в «письмах счастья» пенсионерам, которые он рассылал перед парламентскими выборами в 2003 года, агитируя за СПС: расчленим РАО «ЕЭС» – упадут тарифы. А что видят наши граждане в квитанциях на оплату электричества? Рост платежей год от года, из месяца в месяц.
Булат Искандерович Нигматулин (первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий, доктор технических наук, профессор, с ним встретились депутаты фракции КПРФ перед «правительственным часом») подсчитал, что в России энергетические тарифы немыслимо выросли и уже перекрыли тарифы в западных странах. Несуразица ситуации в том, что за богатые государства расплачиваются бедные россияне своими кошельками и природными ресурсами. По программе, принятой 6 мая 2008 года, о росте цены на газ, а соответственно – и на электроэнергию, до 2011 года будут ежегодно увеличиваться тарифы на 25%. Уже в этом году в РФ введена самая высокая цена на электроэнергию – 15–25 центов за 1 кВт.
В Москве цена 1 кВт для населения и для индустрии сравнялась – около 2,5 руб., или 12 центов. Это средняя цена для индустрии в Евросоюзе. В Америке стоимость 1 кВт электроэнергии – 6,5 цента. В Китае за 10 лет цена на электроэнергию поднялась всего на 30%. С 6,9 до 9,6 цента – в районе Шанхая. А в кризис цена на электроэнергию в Китае снизилась на 10%. Россия, экспортер нефти и газа, почему-то задрала цену до 12 центов за кВт, что выше, чем в странах – импортерах топлива. «Высокая внутренняя стоимость электроэнергии лишает Россию единственного конкурентного преимущества», – подчеркивает Б.Нигматулин. И делается это руками тех, кто командует страной, энергетикой, экспортом природных богатств РФ.
Что же сейчас говорит Чубайс, превратившийся вдруг в главного нанотехнолога РФ? Его, как рассказывают источники из аппарата правительства РФ, продолжают слушать первые лица исполнительной власти, открыв рот. Он внушает им мысль о том, что высокие тарифы – очень хорошо, ибо, чем выше цена на электроэнергию, тем эффективнее она используется. Только ни он сам, ни его слушатели почему-то не соизволили сравнить сегодняшнюю цену на кВт в России с европейской, китайской… Простые цифры, а не Чубайс-харизматик, убедительно доказывают, что тарифы в РФ уже предельно высоки, что их уже в прошлом году нельзя было повышать. А в условиях кризиса – тем более, так как их величина превышает возможности экономики. Об этом кричат специалисты. Только правят всем не они, а менеджеры… Им до лампочки, что цену на электроэнергетику определяют по соотношению роста ВВП и роста электропотребления. Падает ВВП, снижаются и тарифы.
Булат Искандерович считает, что Минэнерго в своих прогнозах сразу завысило рост электропотребления в 2 раза ло базовому варианту, и в 3 раза – по оптимистичному варианту. Завышена программа строительства и реконструкции генерирующих мощностей в 2 раза в базовом варианте и в 2,6 раза – в оптимистичном, а с учетом нагрянувшего кризиса – в 3–3,5 и в 4 раза.
Преувеличенный прогноз – это не цветочки, отмечает опытный энергетик. За ним тянется шлейф завышенных госпрограмм, инвестиций и дорожающих тарифов. Всего 1% завышенных мощностей требует 5 млрд долларов необоснованных инвестиций. А чем больше инвестиций, тем выше тарифы. Об этом знают в Минэнерго, но мнение ученых не воспринимают. Шматко уповает на программу развития электроэнергетики, утвержденную генеральную схему размещения энергообъектов и на инвестиционную программу правительства. Совокупный объем вложений в 2009 году может составить 550 млрд руб., если, конечно, не помешает кризис.
Нигматулин критически оценивает одобренную правительством 22 февраля 2008 года генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, представленную уходящим РАО «ЕЭС» с участием Росатома. «Уже на момент принятия была несостоятельна, оторвана от жизни и нереализуема», – заявляет ученый. Параметры схемы не соответствовали ни фактическим нуждам экономики, ни ресурсным возможностям страны. А экономический кризис вообще делает ее виртуальной. Расчеты построены не на реальных возможностях, а на финансовых абстракциях.
Не учтено, например, что российская электроэнергетика имеет региональные особенности. В РФ несколько регионов, производящих и потребляющих электроэнергию: Европейская Россия, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Главный недостаток европейской электроэнергетики – переизбыточная доля газа. Более 60% электроэнергетики производится на газовых станциях. А по всей России в среднем – около 50%. В мире – меньше 30%. Нигматулин считает, что в РФ варварски транжирится газ, который «защищать надо, потому что газ – это стратегическое оружие наше». Альтернативой потреблению газа являются реконструкция паротурбинных, парогазовых блоков, рачительное использование полученной электроэнергии и атомная энергетика.
Но ее развитие в РФ тоже идет с перекосами. Старые мощности АЭС в прошлом, благоприятном, году использовались всего на 78%. Среднемировой показатель – 87%, в США, Китае, в Чехии, Великобритании, Германии – 90–91%. Но госкорпорация Росатом, ведомая другом и однопартийцем Чубайса С.Кириенко, запускает руку глубоко в бюджет страны. Корабельщику Кириенко легче построить новый блок, чем научиться правильно использовать имеющийся потенциал. «Сегодня на новые атомные энергомощности тратится 123 млрд руб. из бюджета и 1,5 млрд руб. – тарифная надбавка, всего – 171 млрд руб. в один год. И нигде не говорится, сколько стоит кВт·час такой электроэнергии», – замечает Нигматулин. Недоумение у него вызывает программа увеличения атомных энергоблоков. До 2020 г. ведомство Кириенко желает получить новых мощностей на 60 гигаватт, это 2,5 блока в год. Но такой объем электроэнергии некому будет потреблять при остановленном производстве. В СССР в самый пик роста экономики выпускали 2,3 блока, а потом – 1,5. За 20 лет, 70–90-е годы, СССР запустил 32 гигаватта. А сегодня при разрушенной экономике рисуется цифра 26 гигаватт. Под эти гигаватты выделяются безумные бюджетные средства. «Это – перефинансирование, разврат атомной отрасли, разорение страны», – уверен Нигматулин.
Его выводы совпали с мнением депутатов-коммунистов. Подытоживший от имени фракции обсуждение об энергетике на «правительственном часе» Сергей Левченко особо подчеркнул, что энергетическое снабжение страны под угрозой в силу аварийного состояния оборудования. Достаточно вспомнить Чагинскую аварию, от которой пострадало около 10 млн человек, отключения от энергоподачи городов и поселков страны, повторяющиеся каждую зиму. «Никто не знает, сколько было аварий за 10 лет, пока руководил холдингом господин Чубайс», – заметил Левченко.
Позиция фракции КПРФ – усилить государственное участие в энергетическом комплексе страны, привлечь специалистов для решения проблем комплекса, произвести профессиональные реалистические расчеты, наделить Минэнерго полномочиями координатора и прекратить обдирать население завышенными как минимум в 2 раза тарифами. «Не надо обманывать себя, что все хорошо, что народ молча заплатит за все эксперименты рыночных авантюристов. Пришло время принимать самые серьезные и разумные решения», – подчеркнул С.Левченко.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме