11:45 27.10.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

«Советская Россия»: АвтоВАЗ – жертва режима и времени

Вчера и сегодня. Огромный завод, слава и гордость страны превращается в «обузу», а люди… Судьба людей, которые после увольнения потеряют все возможности к достойной жизни, давно уже никого не волнует.

Официальные СМИ переполнены противоречивой информацией о положении дел  на крупнейшем в стране автозаводе – Тольяттинском АвтоВАЗе. Недавно один из первых замов премьера В.Путина И.Шувалов на всю страну прокричал: «Вранье! На ВАЗе на увольняют…» В ответ тольяттинцы провели очередной бурный митинг и приняли жесткую резолюцию.
Правду о происходящем на предприятии рассказывает первый секретарь Автозаводского райкома КПРФ г. Тольятти Герман Леонидович ШАЛЯПИН, ветеран ВАЗа, опытный инженер-механик, кандидат технических наук. Его 35-летняя трудовая биография связана с заводом. Он знает о ВАЗе все – его людях, цехах, победах и драмах.

– Месяц завод стоял, а теперь «дергается» по 20 часов в неделю. Это 3 рабочих дня. Люди получают уменьшенную в 2 с лишним раза   зар­плату.
– Причина усеченного графика?

– К этому завод подвела команда, которая правит на заводе с 2005 года. А начало бедам было положено еще при Ельцине, когда у завода отняли активы, оборотные средства. Завод закачался, но выстоял. В путинский период ВАЗ начали по-черному грабить. Пришла московская команда во главе с В.Артяковым, и завод стало лихорадить. Мы не могли понять, почему нами управляет человек, который никогда не работал в автопроме? Потом узнали, что его направил нынешний премьер-министр, тогдашний президент Путин. Руководящие штаты ВАЗа раздулись до безумных размеров…

Предлагаю сравнить. У первого гендиректора, который строил ВАЗ и вывел его на проектную мощность, Полякова Виктора Николаевича, было 6 директоров-заместителей. Завод работал как часы в 2 смены. Это был руководитель сталинской закваски, высококлассный специалист. Копейки не взял себе заводской. Получал зарплату меньше, чем некоторые специалисты. Знаю об этом, потому что с котлована строил завод, Автоград… Когда Поляков узнал, что бухгалтерия выписала ему премию за пуск первой нитки конвейера, он ее не взял. А главного бухгалтера предупредил, что тот будет уволен, если подобное повторится. Люди у него были на первом плане. За это его все почитали, любили. А гендиректор Артяков окружил себя 35 вице-президентами. 6 директоров у Полякова, и 35 – у Артякова. Есть разница? 

Тогда и появились долги. ВАЗ стали целенаправленно банкротить. А когда пришел Алёшин, после того как Артяков стал губернатором, я сразу сказал: этот «профессионал» обанкротит завод. Алёшина убрали после митинга 6 августа. Сократили нескольких вице-президентов. И начали тиражировать дезинформацию, что больше сокращений не будет. 
– Путин был весной на ВАЗе, обещал: увольнений не будет, дадим помощь 25 млрд руб. А СМИ не перестают писать об увольнениях. 

– Да, кадровой службе объявлено прекратить до нового года сокращение рабочих. Но увольнения продолжаются. На 5,5% сокращается численность за счет людей пенсионного и предпенсионного возраста. В ближайшие месяцы сократят от 11 до 27 тыс. человек. Все делается тихой сапой. Невозможно проверить, сколько людей уволено. Вазовцы в шоке. Молодежь на завод не идет, нет перспективы. Специалистов, которые могут делать отличные автомобили, с завода убирают.

– Завод в них уже не нуждается?

– Да, они не нужны, потому что хотят запустить отверточную сборку импортных автомобилей. Комплектующие изготовит Запад, а на ВАЗе не имеющие даже среднего образования рабочие будут «крутить отвертками». За это не придется много платить. Получение прибыли облегчается. Судьба 100 тыс. человек не интересует этих так называемых руководителей. Им нужна только личная выгода! Если сравнить зарплату руководителя и специалиста высокой категории – разница в 50–100 раз. Какие тут нужны комментарии?
– А уволенным предлагают другую работу?

– Дают в руки метлу и говорят: мети там… Или – иди там убирай за 4 тыс. рублей. Людей ни во что ставят.

– Кто сейчас возглавляет ВАЗ, меняется ли политика руководства?

– После Алёшина на его место назначили одного из «вице» господина Комарова. Он продолжает ту же линию. Типичный представитель команды юристов–экономистов–бизнесменов. Тольяттинцы уже поняли, что такие люди заряжены только на наживу. При них завод весь в долгах.

– Много долгов?

– Называют 62 млрд руб.

– Как они образовались?

– Раздули аппарат… У каждого из 35 вице-президентов была своя  администрация. Люди эти в основном из Москвы. Приезжали на побывку на 3 дня и уезжали домой. Командировочные оплачивались за счет завода. Это как раз те миллионы, которые недополучили рабочие и завод – на свое развитие. Из этих расходов складывались долги. Об этом знают все в городе.

– Скандальную огласку получила история с бонусом Артякова в миллиард с лишним рублей. Он обещал их вернуть заводу. Вернул?

– Люди удивлены, как Артяков умудрился за год «заработать» такой «бонус». А еще каждый из его 35 заместителей получал зарплату около миллиона в месяц! Артяков обещал вернуть «бонус»... Но вопрос: как он мог взять деньги, которые не заработал? Мне неизвестно, вернулся ли миллиард в заводскую казну… По заводу этого не видно. Люди таким, как Артяков, не верят. Мы уже слышали, как кто-то хотел на рельсы лечь, но не лег. Потом говорили, что ВВП у нас к 2010-му будет удвоен, и еще много всякого говорили... Сколько можно дурачить народ?

– Какова сейчас численность трудового коллектива?

– До недавнего времени было свыше 110 тыс. человек. Сейчас появились маленькие «дочерние» компашки, присосавшиеся к заводу. Они вроде работают на конвейер, производят комплектующие. С их численностью – около 300 тыс. человек. В советские времена постоянно было 120 тыс.

– Смысл появления «дочерних» структур?

– Это путь к уничтожению завода. То же самое было на АЗЛК, Ижмаше, ГАЗе. Одних уже уничтожили, других подводят к этому… «Дочки» получают зарплаты, откаты и все прочее. Вакханалия эта развернулась с приходом Артякова, чтобы по маленьким кусочкам раздать завод «эффективным» собственникам. К нашему заводу подбирались долго. Такой громадный кусок проглотить трудно. Теперь режут, рвут технологический процесс… Знакомые мои из дирекции ВАЗа вынуждены были уволиться, потому как нет перспективы. Говорят, через 2–3 года завода не будет.

– А что «эффективные» думают о выводе завода из кризиса?

–  До них ВАЗ выпускал ежегодно 750–780 тыс. автомобилей. Сегодня – почти в 2 раза меньше. На будущий год объявили, что будет выпускаться не более 450 тыс. автомобилей в год. Какой тут выход из кризиса?  

– В Москве шумят, что на ВАЗе будут выпускать «Рено», «Ниссан». Но разумно ли использовать наши мощности под сборку иномарок средней руки? Неужели нет достойных отечественных разработок?

– Есть. Они 10 лет лежат под сукном. Даже после дефолта 1998-го на заводе велась подготовка новой модели «Лада-2110». Строился сборочный завод по выпуску автомобиля «Шевроле Нива», в нем было 95% наших наработок и чуть добавлено от «Шевроле». Автомобили семейства «Лада» продавались со 100-процентой предоплатой. Долгов у завода не было. Он давал доход в бюджеты города, области, страны. А за последние 4 года ничего не вложено в развитие завода. Средства только изымались.

Если бы в «Ладу Приору», «Ладу Калину» вложить такие деньги, как в иномарки, наши отечественные автомобили ничем не уступали бы зарубежным. По техническим характеристикам в применении к нашим дорогам и климату, – даже превосходили бы. В 80-х при    ВАЗе был построен научно-технический центр по разработке новых автомоделей. У наших специалистов было много идей. Но «перестройка» все перечеркнула. Сейчас запустили миф, что «Жигули» такая тачка, на которой нельзя ездить.

Но дело не в автомобиле, а в ВАЗе. Он слишком заманчивый кусочек для тех, кто без затрат хочет получить готовые цеха и клепать сборочные автомобили. Обещают через 2 года вернуть на завод уволенных... Да за это время люди потеряют квалификацию. Они пойдут торговать семечками. Завод потеряет кадры, а Запад за счет нас выйдет из кризиса.

– Штамповочное производство не оставляет шансов для развития научно-технического прогресса… 

– В том-то и дело, наше уникальное предприятие, построенное за 3 года, будет погублено. Отечественное автомобилестроение перестанет существовать. Этого добивается Запад, а в стране есть силы, которые этому способствуют.

Разве об этом мы мечтали, когда в 1967 году приехали на Всесоюзную ударную стройку на Волге? Я сюда попал как один из лучших выпускников Уральского политехнического института. Более 40 тыс. человек со всего СССР съехались на строительство. На фасаде корпуса главного конвейера бежала строка: отцы Магнитку строили, а мы Автозавод. И каждый день писали – до пуска завода осталось столько-то дней…

Главный конвейер был пущен 22 апреля 1970 года, к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Сегодня даже эту дату пытаются исказить официальной вазовской прессой. Называют днем пуска 19 апреля. Ложь! Я был в тот день на заводе и видел, как идет по конвейеру первый  автомобиль. Это было 22 апреля! В тот же день мне, молодому специалисту, Советская власть вручила ордер на трехкомнатную квартиру. Бесплатно! Таких счастливчиков были тысячи. После завод, наращивая мощности, освоил вторую, третью нитки главного конвейера, их оснастили советским оборудованием. Оно по своим качествам не уступало зарубежному. Это все факты истории. Потом, в бытность президентом Путина, «Жигули» окрестили неконкурентоспособными. Но вложите деньги – и получите классный автомобиль. У нас есть отличные специалисты, материалы, высокий уровень технологий, мы можем делать любой автомобиль. Советский задел пока еще до конца не уничтожен. Но только не ставит такой цели российское руководство.

– Говорят, автомобили не продаются, площадки вокруг ВАЗа затоварены?
– Не совсем так, как преподносится. В августе, да, площадки были забиты. Автомобили не продавались. Но покупатели были, а им отвечали, что автомобилей нет. Специально была создана ситуация, как в конце 80-х, когда продукты закапывали в землю, а народу объясняли, что коммунисты довели страну до голода, теперь кому-то надо, чтобы «Жигули» не продавались...

– Цена – важнейший показатель конкурентоспособности. Сколько стоят сейчас «Лада» – «Жигули»?

– Самый дешевый автомобиль – 120 тыс. руб., потом – от 240 тыс. и выше. Это –  «Приора», «Калина». На мой взгляд, цены на них завышены.

– Выходит, цена спекулятивная вместо кризисной?

– Выходит, так. Не хотят учиться у капиталистов. Когда у Форда во время кризиса перестали покупать автомобили, он сбил на них цену ниже себестоимости и сохранил автомобильную промышленность. Сейчас, в кризис, на Западе цены снижаются, а у нас – растут на бензин, на хлеб, на молоко. Завышены цены и на автомобили. Даются лживые объяснения, что в цене автомобиля – бремя социальных расходов завода. А почему в советское время у завода были Дворец спорта, стадион, пионерские лагеря, профилакторий с лучшими врачами, базы отдыха, и на все хватало средств? Был построен крупнейший автомобильный полигон. Люди получали премии, бесплатные квартиры, лечение, образование, в том числе –  профессиональное на заводе. Все тогда было. Почему сейчас завод оказался в долгах?

– Кто, по-вашему, может ответить на этот вопрос?

– Должен – Путин. Но ему там шепчут в уши то Чубайс, то Кудрин, то Гайдар, который все еще возглавляет какой-то институт переходной экономики. Это все дилетанты, люди, которые пришли управлять страной, не проработав ни одного дня на производстве...

– Как назвать то, что происходит в России, в частности, на ВАЗе, в городе Тольятти?
– Я бы это назвал – финансово-олигархический бандитизм. Власть срослась с финансовым капиталом.

Люди привыкли верить власти, руководителям. Не сразу поняли, что власть не та. Сейчас понимают, что во главе завода стоят ничего не смыслящие в автопроме назначенцы. Пришли они не автопром развивать и не о заводе думать. Ростехнологии, которые управляют всем, имеют одну задачу – максимально выкачать деньги из завода. Понимая, что может произойти социальный взрыв, власть всячески успокаивает людей: увольнять не будем, пенсии повысим, работу найдем... Люди надеются. А когда начнут их выбрасывать на улицу за неуплату коммунальных услуг или требовать возврата кредитов, тогда будет другая картина. Каждый второй вазовец сидит на кредитной игле. Им уже приходят уведомления. И что делать? Меня спрашивали: возможен ли социальный взрыв? Да, говорю, возможен. Предел есть всему. Власть боится бунтующей улицы. Если  выйдет 50 тыс. человек – перекроют все тогда... Мы провели повторную акцию протеста 17 октября. В нашей резолюции все сказано.

Из Резолюции митинга протеста тольяттинцев от 17 октября 2009 года, проведенного против руководства ВАЗа, запустившего процедуру банкротства завода и увольнений. В акции приняли участие свыше 3 тысяч человек. 

Вице-премьер Игорь Шувалов назвал «враньем» ранее озвученные руководством ОАО «АвтоВАЗ» цифры сокращений – 27000 человек. Однако не успел он уехать, как другие чиновники правительства официально признают, что целевая численность работников ОАО «АвтоВАЗ» – не более 55 тыс. человек. На заводе составляются списки на увольнение.
АвтоВАЗ еле дышит под тяжестью непомерных долгов, набранных госкорпорацией Ростехнологии у банков. Владельцы завода довели его до  банкротства и теперь шантажируют правительство, требуя выделения денег из бюджета, пугая социальными последствиями массовых сокращений. Нас, жителей Тольятти и заводчан, пытаются представить иждивенцами и бракоделами, сидящими на шее у страны. Нам говорят: сидите тихо, не распугивайте инвесторов, за вас все решат наверху. Мы категорически не согласны с этим!
Оплата долгов Ростехнологии перед банками из госбюджета  не означает гарантию будущего ОАО «АвтоВАЗ» и наших рабочих мест. Нет гарантий, что 70 млрд руб. господдержки не растворятся, как и предыдущие 25 млрд, пока мы, работники, ОАО
«АвтоВАЗ» и жители Тольятти, не имеем контроля над деятельностью руководства завода. От госпомощи выигрывают только Ростехнологии и банки-кредиторы. «АвтоВАЗ» и Тольятти вынуждают расплачиваться по этим долгам своими рабочими местами, снижением уровня жизни, своим будущим.

Мы не собираемся терпеть развал нашего предприятия ради интересов корпораций и банков! Мы настаиваем на спасении «АвтоВАЗа» путем национализации и осуществления государством социально ответственной стратегии развития предприятия и г. Тольятти при контроле со стороны работников.

Мы обращаемся к руководству страны с резолюцией. Мы хотим полноправного диалога и готовы в нем участвовать. Мы требуем:

1. Выполнения Резолюции митинга от 6 августа 2009 г.

2. Восстановления на ОАО «АвтоВАЗ» 40-часовой рабочей недели с 1 ноября 2009 года.

3. Вернуть приостановленные соци­альные гарантии коллективного договора ОАО «АвтоВАЗ».

4. Руководство ОАО «АвтоВАЗ» отправить в отставку.

5. Продолжать разработку и выпуск собственных современных моделей ОАО «АвтоВАЗ». Господдержку направить на развитие и совершенствование собст­венной автомобильной промышленности.

6. До 1 января 2010 г. передать общежития ОАО «АвтоВАЗ» в муниципальную собственность г. Тольятти для последующей приватизации жильцами. Продлить срок приватизации жилплощади в общежитиях ОАО «АвтоВАЗ» до полного окончания процедуры приватизации.

7. Выразить недоверие профкому АСМ ОАО «АвтоВАЗ» и его председателю за соглашательство с массовыми увольнениями.

8. Предоставить письменные гарантии от президента и правительства РФ о сохранении рабочих мест и обеспечении занятости работников ОАО «АвтоВАЗ».

9. Предоставить сформированному на базе профсоюза «Единство» независимому органу работников (Робкому) права и полномочия по контролю за решениями руководства ОАО «АвтоВАЗ», включая право согласования (вето) всех решений, касающихся интересов работников.

10. Установить минимальный размер оплаты труда рабочих и ИТР ОАО «АвтоВАЗ» не менее 25 тыс. рублей.

11. Заработная плата менеджмента ОАО «АвтоВАЗ» не должна превышать минимальную заработную плату рабочего ОАО «АвтоВАЗ» более чем в 5 раз.

12. Обеспечить участие профсоюза «Единство» в обсуждении и подписании коллективного договора ОАО «АвтоВАЗ» на 2010 год.

13. Освободить ОАО «АвтоВАЗ» от задолженности, возникшей в период нахождения компании ОАО «АвтоВАЗ» под контролем госкорпораций Рособоронэкспорт и Ростехнологии.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме