16:00 20.09.2012 | Все новости раздела "КПРФ"

Смоленская область. Завод и рабочих выставили на торги

Почти год продолжается драма под названием «Рославльский автоагрегатный завод» (РААЗ). Действующие лица — коллектив завода и пришедшее им руководить по воле генерального директора ЗАО АМО ЗИЛ Игоря Захарова ООО «Управляющая компания «Автокомпоненты», частная структура с уставным капиталом десять тысяч рублей. Уволен директор РААЗа Рафаэль Халилов, ушли с завода заместитель директора по развитию Фёдор Бадак, заместитель по ЖКХ Николай Дергачёв, начальник отдела кадров Людмила Байкова. Коллектив рассылает мольбы о помощи во все инстанции вплоть до президента...

Предистория

Откровенно соглашательскую позицию с новым руководством завода заняли председатель профсоюзного комитета завода Михаил Башкуров и ряд членов завкома. Башкуров — облсовпрофовская единица. Ориентируясь на своего начальника, председателя облсовпрофа Евгения Максименко, местный профбосс считает справедливое возмущение заводчан «политическими устремлениями». Но автоагрегатчикам нужны работа и зарплата. Завком дважды срывал намечавшиеся профсоюзные конференции, хотя именно он должен был их готовить. Его юридическая служба в самый последний момент находила закавыки, за которые мог бы зацепиться работодатель, чтобы признать возможную забастовку нелегитимной, а это даёт-де право увольнять организаторов. Недавно конференция всё же состоялась, но, по сути, ничего не решила...

Злоключения РААЗа тесно переплетаются с перипетиями, лихорадящими АМО ЗИЛ.

Целых полвека Рославльский автоагрегатный был успешным предприятием. В 70—90-е годы он справедливо считался флагманом не только районной и областной промышленности, но и всей отрасли. В лучшие годы здесь трудились семь с половиной тысяч человек. Первые директора Эдуард Репин и Евгений Самородский уверенно вели завод даже сквозь постперестроечные рифы, сохранив б`ольшую часть коллектива.

С 2004 года по соглашению между ЗАО АМО ЗИЛ и правительством Москвы двумя частными лицами было организовано общество с ограниченной ответственностью «ЗИЛ-Автокомпоненты» с уставным капиталом… десять тысяч рублей. Ему были делегированы полномочия по управлению тремя дочерними государственными предприятиями, в том числе и Рославльским автоагрегатным заводом. Так что РААЗ — филиал ООО «ЗИЛ-Автокомпоненты». Эта фирма привлекла аудиторов, которыми ликвидная стоимость всех недвижимых активов РААЗа была оценена в 865 миллионов рублей (при рыночной стоимости раз в тридцать выше). Что стало с акциями подпавших под эту процедуру предприятий — покрыто мраком, хотя заводской народ сию тайну хотел бы знать.

С 2001 года из-за слишком мягкой финансовой политики нового руководства РААЗа по отношению к должникам у предприятия стали накапливаться долги перед коммунальными службами, что привело к аресту счетов. В кризис 2008 года завод входил с 700-миллионным долгом. Тогдашним генеральным директором ЗИЛа Константином Лаптевым на РААЗ был назначен 58-летний Анатолий Климашин с репутацией крепкого производственника. Он и вправду показал себя блестящим антикризисным управляющим. В 2008—2010 годах производство стабилизировалось и пошло в медленный, но уверенный рост. Однако директор продлевать контракт не стал, и на его место пригласили опытного специалиста с КамАЗа Рафаэля Халилова. Он даже перевёз в райцентр семью из шести человек, надеясь связать судьбу с заводом.

Блага межвременья

А в это же время в Москве новый мэр Сергей Собянин разгребал авгиевы конюшни своего предшественника Юрия Лужкова. Новым генеральным ЗИЛа правительство столицы назначило Игоря Захарова, перешедшего с обанкроченного завода «ИЖ-Авто». Захаров перетащил с собой оттуда и свою команду. Очевидно, это был второй или третий эшелон разгромленного правоохранителями ижевского менеджмента, поскольку против главных действующих лиц были возбуждены уголовные дела. Константин Лаптев был уволен. Кстати, этот же Захаров в конце января 2012 года обещал на встрече с бывшим губернатором Смоленщины Сергеем Антуфьевым сделать Рославльский автоагрегатный головным предприятием по производству автомобилей.

Период с января по ноябрь 2011 года заводчане вспоминают с чувством ностальгии по прошлому, которое, увы, не вернуть. На ЗИЛе был период междувластия. Оборотные средства предприятия за неполный год выросли с 90 до 200 миллионов рублей с тенденцией к дальнейшему увеличению. Рост производства составил 34%. РААЗ вышел на устойчивую прибыль, с учётом должников эта прибыль составила более 40 миллионов рублей. Повысилась зарплата у работников, в планах руководства было её дальнейшее повышение в декабре 2011-го и марте 2012 года.

Захватчики

Всё бы хорошо, но некстати «проснулось» руководство ЗИЛа. В октябре 2011 года оно учредило новое ООО — управляющую компанию (УК) «Автокомпоненты» с штатом в 48 человек, передав ей права единовластного управления и оптимизации попавших к ней в подчинение дочерних предприятий. Управляющим директором был назначен 32-летний бывший «ижевец» Павел Созонов. Первой в оборот новых управленцев попала заводская котельная, которая давала неплохую прибыль и внесла весомый вклад в погашение долгов перед кредиторами. К ней «прикрепили» ООО «Смоленсктепло». Руководить котельной назначили г-на Черноскутова, человека из своей команды. Однако опасный производственный объект, коим является теплосиловой цех, не так-то просто передать в чьи-то руки. Там должны быть штатные сотрудники. Тогда управленцы стали требовать от директора РААЗа Халилова разрешить работникам совмещение должностей. Интересная ситуация: человек сидит на одном стуле, а работает на две организации: «Смоленсктепло» и котельную РААЗа. Причём прибыль идёт только на счета «Смоленсктепло», а издержки в виде доплаты 500—1000 рублей операторам котла ложатся на убытки завода. Директор завода поначалу отказал просителям. Но его «клевали» до тех пор, пока не уступил. Теперь «Смоленсктепло» может диктовать тарифную политику заводу.

Получив «на халяву» важный объект, управляющая компания обратила внимание на автотранспортный цех и очистные сооружения. Эти заводские подразделения также могут приносить дивиденды. Следующей целью «оптимизации» стала торгово-финансовая компания (ТФК) Рославльского автоагрегатного завода, до того успешно выполнявшая роль аккумулятора оборотных средств предприятия. Халилов прекрасно понимал, что потеря контроля над ТФК поставит завод на грань остановки. Между ним и ставленниками нового начальства АМО ЗИЛ началась жёсткая конфронтация.

Рафаэль Рашитович нанёс визит генеральному ЗИЛа, но диалога не получилось. Халилова лишили права подписи документов и стали принуждать к увольнению. Первая попытка состоялась 4 июня на заводском собрании, где присутствовало руководство управляющей компании «Автокомпоненты» Андрей Максимов и Павел Созонов. Прямо на собрании разгорелся скандал. Халилова коллективу удалось отстоять. На следующий день заводчане пришли на митинг к центральной проходной, Халилов стоял в самой гуще людей, слушая ораторов. Из управляющей компании никто не появился: очевидно, испугались негативной реакции полутора тысяч человек.

Варягам из Ижевска всё же удалось выбить ТФК из рук директора РААЗа и поменять рославльский юридический адрес на московский. А вот название оставили прежнее: чтобы организации-партнёры думали, что там по-прежнему работает Халилов, которому они всецело доверяют.

Халилов как мог сопротивлялся, но 2 июля был уволен приказом генерального директора ЗИЛа. Его увольнение дало старт уходу с предприятия ряда ведущих специалистов. Ситуация вызвала серьёзную озабоченность у партнёров в Минске и Набережных Челнах, с которыми у завода сложились самые тесные деловые отношения. Там чётко дали понять, что могут отказаться от сотрудничества с новыми хозяевами.

Тем временем ТФК РААЗа стала выполнять роль… настоящего ростовщика: все финансовые операции через ТФК облагаются пятипроцентной «данью». При этом компания не выполняла снабженческие функции, то есть не давала ничего взамен. Зато начались проблемы с зарплатой: её, и без того небольшую, стали задерживать рабочим. Аналогичная ситуация, кстати, складывалась и на ряде других предприятий зиловской полуразрушенной «империи».

Банка с крышкой

Поскольку невыдача заработной платы чревата серьёзной ответственностью перед законом, управляющая компания стала искать варианты погашения протестных настроений трудящихся. И не нашла ничего лучше, как… взять кредит в одной из банковских структур, тесно связанной с правительством Москвы, на сумму в 430 миллионов рублей под залог недвижимого имущества Рославльского автоагрегатного завода. В случае невозможности выплаты дебиторам придётся отдавать банку кредит в двукратном размере. Напомню, что недвижимое имущество РААЗа было оценено аудиторами в 865 миллионов рублей.

Завод, что называется, попал в капкан. И банкротить его уже не надо. По закону банк в случае невозвращения кредита имеет право забрать заложенный завод с потрохами, то бишь с работающими на нём рабочими, специалистами и служащими. Как при крепостном праве. А уж потом решать, что делать дальше. Может, кстати, выставить и на торги. А может отыскаться некий господин, который захочет выйти из состава акционеров банка, потребовав свою долю. И долю ему могут предложить натурой — в виде недвижимости РААЗа. Придёт потом такой господин и скажет коллективу: «Уходите, я ж не виноват, что вы прописаны в моей квартире!» Для Рославльского автоагрегатного не подходит ни первый, ни второй вариант. Завод должен и хочет работать и развиваться.

Этим летом к работе на заводе приступил антикризисный управляющий директор, 47-летний Александр Имидеев. Но вот незадача: Александром Флоровичем интересуются компетентные органы Ульяновска в рамках возбуждённого уголовного дела по статье «Мошенничество, совершённое в особо крупных размерах». Следствие хочет знать, куда делись 13,5 миллиона рублей из государственной казны в пору его работы руководителем предприятия «Ульяновскдорремсервис».

Очевидно, что на РААЗе грядут новые сокращения. Ходят даже слухи, что сборочный, пружинный, литейный цеха и участок комплектации хотят собрать под единым руководством, упразднив все должности ИТР. Хороша кадровая политика нового руководства ЗИЛа, ничего не скажешь.

Посетив сайт ЗАО АМО ЗИЛ, с удивлением обнаружили, что РААЗ, оказывается, не филиал этого ЗАО…

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме