22:16 24.12.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

Шутки Сталина. Читайте «Советскую Россию»

24 газета «Советская Россия» опубликовала подборку материалов Геннадия Турецкого про И.В. Сталина.

Станиславский был импульсивным человеком. Однажды во время репетиции он вспылил, что в реквизите театра нет веревки. В приливе чувств бросился звонить Сталину: «Невозможно работать, нет веревки!» Сталин спокойно выслушал и спросил: «А сколько веревки нужно?» – «Метра три». – «Хорошо, товарищ Станиславский, работайте спокойно». Через два часа к театру подъехал грузовик с трехтонной бухтой веревки.

Банкет в Кремле. Сталин прохаживается вдоль праздничного стола, попыхивая трубкой. Длинный величальный тост в честь Сталина произносит Алексей Толстой. Говорит долго, употребляя все более и более превосходные степени и эпитеты. Сталин ходит, слушает, потом останавливается и хлопает Толстого по плечу: «Хватит надрываться, граф».

Супруга А.Луначарского – актриса Малого театра Наталья Сац (Розенель) была самоуверенной, амбиционной женщиной, своим бестактным поведением частенько ставившей в неловкое положение мужа-наркома. Как-то Сталин сделал последнему замечание насчет поведения его жены. «Я люблю эту женщину, товарищ Сталин», – решительно возразил Луначарский. «Любите дома. А в казенной машине чтоб не смела разъезжать по магазинам и портнихам», – ответствовал вождь.

Из дневника К.Чуковского. «Вчера на съезде писателей сидел в 6-м ряду. Оглянулся: Борис Пастернак. Взял его в передние ряды. Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый и величавый. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его, просто видеть – для всех нас было счастьем. К нему все время обращалась с какими-то вопросами Демченко. И мы все ревновали, завидовали – счастливая! Когда ему аплодировали, он вынул часы и показал аудитории с прелестной улыбкой. И все мы зашептали: «Часы, часы, он показал часы». А потом, расходясь, уже после вешалок вновь вспоминали об этих часах. Пастернак шептал мне все время о НЕМ восторженные слова, а я – ему, и оба мы в один голос сказали: «Ах эта Демченко, заслонила его (на минуту)». Домой мы пришли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью...».

Поэтесса Вера Инбер была племянницей Троцкого. Естественно, как родственницы «главного врага народа», ее сторонились, и потому в большой группе писателей, представленных в 1939 г. к награждению орденами, фамилии Инбер в списке не значилось.
На это обратил внимание не кто иной, как Сталин: «Она племянница Троцкого? Ну и что? Наградить орденом «Знак Почета». Вера Инбер прошла всю блокаду Ленинграда. Ее блокадные стихи заслуженно стали рядом со стихами Ольги Берггольц в литературной летописи подвига города-героя. В 1946 г. она была удостоена за них Сталинской премии.

Перед войной вышел Указ о наказании за опоздание на работу свыше 20 минут. На следующий день после его выхода Василий Иванович Качалов опоздал на час во МХАТ. В театре возникла паника, и директор театра запросил указания у Сталина. Пришел ответ в такой форме: «За недоведение до сведения народного артиста СССР тов. Качалова Указа Президиума Верховного Совета СССР объявить строгий выговор директору МХАТа».

В 1939 г. после победы на конкурсе юмористов Аркадий Райкин впервые был приглашен в Кремль на правительственный прием в честь 60-летия Сталина. Там он читал рассказ, в котором употреблялось слово «авоська». Во время его выступления Сталин не смеялся, только однажды наклонился к Ворошилову и что-то спросил. Когда Райкин закончил, воцарилась тишина, потому что Сталин долго сидел неподвижно. Наконец вождь зааплодировал, а за ним – все остальные. Райкина пригласили сесть за стол между Сталиным и Ворошиловым. И тут он спросил: «Товарищ Ворошилов, что во время моего выступления вам сказал товарищ Сталин? Это какая-то критика?» – «Товарищ Сталин спросил, что значит слово «авоська»?» Сидевший рядом Сталин налил актеру полный бокал коньяка и предложил тост: «За талантливых актеров!» Райкин выпил. Сталин налил снова: «За Ленинград, дающий нам талантливых актеров!» Райкин выпил второй бокал и захмелел. Его увели и отправили домой.

В начале 1942 г. гостиница «Москва» стала огромным общежитием многих представителей творческой интеллигенции. На одной из вечеринок у известного кинематографиста Романа Кармена произошло знакомство его жены-красавицы Нины (дочери Е.Ярославского) с Василием Сталиным. Между ними возникает бурный роман. В отчаянии Кармен пишет письмо Сталину, чтобы тот призвал сына к порядку и вернул ему жену. Ответ был короток: «Мужчина должен уметь сам защищать свою честь, а не писать жалобы». Но через некоторое время Нина все-таки вернулась к мужу.

Декабрь 1943 г. Вечер в Кремле после утверждения Гимна СССР. Справа и слева от Сталина – авторы слов: Габриэль Эль-Регистан и Сергей Михалков. Первый несколько раз настойчиво пытался положить на тарелку вождю ветчину. Реакция была такова: «Не ухаживайте за мной! Я здесь хозяин, а вы – гость. Я дол­жен ухаживать за вами». Второй почтительно слушал тосты и добросовестно опорожнял фужеры с грузинским вином. Наблюдательный Сталин мягко сделал ему замечание: «Не надо пить до дна, надо пригублять. А то мне будет неинтересно с вами беседовать».

Во время одного из выступлений И.Козловского в Кремле члены Политбюро стали вызывать его «на бис» и предлагать что-то исполнить: «Спойте арию... Спойте романс...» Вмешался Сталин: «Нельзя покушаться на свободу художника. Товарищ Козловский хочет спеть «Я помню чудное мгновенье», а вы отвлекаете».

Однажды к Сталину по его вызову приехал не руководитель Союза писателей СССР Фадеев, а его заместитель Тихонов. Сталин спросил: «А где Фадеев?» – «Товарищ Фадеев уехал на охоту и еще не вернулся». – «У нас товарищ Шверник тоже любит охотиться. Но он уезжает в субботу, в воскресенье опохмеляется, а в понедельник выходит на работу». После случая вторичной подобной «охоты» Фадеева Сталин напрямую спросил его: «Где вы пропадали, товарищ Фадеев?» – «Был в запое», – с большевистской прямотой ответил тот. «А сколько дней он у вас обычно длится?» – «Дней 10–12, товарищ Сталин». – «А не можете ли вы, как коммунист, проводить это мероприятие дня в три-четыре?..»

Сталин смотрел премьеру оперы композитора И.Дзержинского «Поднятая целина». После просмотра он пригласил в аванложу композитора и постановщика Самосуда. «Как вы относитесь к классике?» – спросил вождь композитора. «Критически!» – без колебаний ответил тот, тогда еще студент консерватории. «Вот что, товарищ Дзержинский, рекомендую вам закупить все пар­тии композиторов-классиков, спать на них, одеваться ими и учиться у них», – мягко посоветовал Сталин.
А Самосуду так же спокойно сказал: «Большой театр – святая сцена классического искусства, а не сцена портянок и навоза».

Однажды утром академик Евгений Тарле был разбужен телефонным звонком. Говорил Сталин: «Вы читали сегодняшнюю «Правду»?» – «Нет, товарищ Сталин, еще не успел». – «Ну и хорошо! И не читайте. А то я недоглядел». Тарле открыл газету и увидел, что в ней опубликована разгромная статья о его последней книге. А вскоре «Правда» опубликовала положительную статью о Тарле.

Сталину показывали фильм «Смелые люди». Ему понравилось, как Грибов скачет на лошади, и он похвалил: «Хорошо скачет артист Грибов». Последовало пояснение: «Товарищ Сталин, это рирпроекция». – «Что такое рирпроекция?» – «Грибов сидит на табуретке и подпрыгивает, а сзади под это подложен фон». Сталин удивился: «Вы что, на этой табуретке хотите обогнать Голливуд?»

Сталин смотрел фильм «Весна», в котором играла Любовь Орлова. Фильм понравился. Потом в просмотровом зале накрыли стол. Сталин поднял тост за создателей фильма, а потом предложил: «Пусть Жданов нам поиграет, а мы потанцуем». После чего пригласил Орлову и танцевал с ней почти все время, пока играл Жданов.

Артист Михаил Геловани, исполнитель роли Сталина в предвоенных историко-революционных фильмах, как-то попросил поселить его на даче Сталина у озера Рица. Когда об этом доложили вождю, тот спросил: «А почему Геловани хочет жить на Рице?» – «Хочет вживаться в ваш образ». – «Тогда пусть начнет с Туруханской ссылки».

Режиссер фильма и кинематографическое начальство на съемках фильма «Сталинградская битва» очень беспокоились, что актер Алексей Дикий, игравший вождя, говорит без акцента. Актер отвечал: «Только не учите меня. Я сам знаю, что нужно».
После выхода фильма Дикий пригласил к себе друзей, чтобы отпраздновать это событие. Выпили, закусили, и вдруг в полночь – звонок в дверь: «Собирайтесь. вас в Кремле ждет товарищ Сталин». «Э, нет», – ответил Дикий. – Как же я могу показаться Сталину, если я водку пил, чесноку наелся? Никак нельзя мне сейчас ехать...» Но ехать пришлось. В кабинете его встретил Сталин и поинтересовался: «Товарищ Дикий, мне понравилось, что вы говорили без всякого акцента, что вы и внешне не похожи на меня, и не пытались даже загримироваться. Но мне интересно, почему вы играли меня не так, как другие артисты? У тех и акцент, и сходство есть, а впечатление не то». – «Потому что я играл не вас. Я играл впечатление людей о Сталине». Сталину ответ настолько понравился, что он захлопал в ладоши.
Затем, по запаху распознав состояние актера, вышел из кабинета и вернулся, держа в руках бутылку вина и лимон. Дикому чуть капнул, выпил и сказал: «Вот теперь будем говорить с вами на равных».
Поговорили, очевидно, неплохо: во всех последующих фильмах роль Вождя и Учителя Дикий исполнил «на отлично», став народным артистом СССР, лауреатом пяти Сталинских премий.

Факты обобщил Геннадий Турецкий.





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме