12:00 28.06.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

Школа пролетарского мужества. Газета «Правда» об истории становления профсоюзной организации на заводе «Форд»

2013-06-28 11:14
По страницам газеты «Правда», Альберт Сперанский, Председатель совета Общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»

Самым боевым классовым профсоюзом в России, по моему мнению, является рабочая организация на заводе «Форд» во Всеволожске Ленинградской области.

Здесь много поучительного для пролетарского движения страны. В последние дни на заводе проходили коллективные переговоры с работодателем, на которых стороны к окончательному соглашению так и не пришли. Завершающий раунд этих переговоров растянулся на 12 часов и закончился в три часа ночи. Требования профсоюза касались повышения зарплаты, улучшения условий труда, начисления компенсаций за вредность, введения дополнительных гарантий работникам при сокращении штатов и других острых проблем.

Начало

Профсоюз не принял предложения работодателя. Поэтому на понедельник, 24 июня, было намечено начало забастовки. Работодатель в срочном порядке пошёл на небольшие уступки. После этого профсоюз среди работников провёл опрос — большинство решили с забастовкой повременить. Вот какая кропотливая работа ведётся на этом социальном фронте. Она включает в себя в том числе и бесконечные переговоры. После восьми забастовок и других протестных акций на этом заводе зарплата работающих на сборочном конвейере за семь лет поднялась с 11 до 41 тысячи рублей.

 Стоит рассказать, как формировалась, создавалась эта профсоюзная организация, ставшая своеобразной школой мужества.

Открытие завода состоялось в июле 2002 года. Это было первое в России автомобилестроительное предприятие, созданное полностью на базе иностранных инвестиций. Капиталистов из-за бугра привлекал дешёвый труд рабочих, которых наша власть в пору реставрации капитализма приравнивала к подневольным туземцам. Как и отечественные воротилы, залётные гости думали, что будут безнаказанно выжимать последние соки из людей, которые просто хотели есть.

Администрация нового завода с большой тщательностью подбирала коллектив. На этом и… проиграла. Пришли молодые, образованные, квалифицированные люди, у которых не было потеряно чувство собственного достоинства. Их нельзя было просто так, за копейки, подмять, сделать механическим придатком к станкам или конвейеру. Нынче на большинстве отечественных промышленных предприятий трудятся много работников предпенсионного и даже пенсионного возраста. Этот контингент больше думает, как продержаться на работе, чтобы обеспечить свою старость. Поднять на борьбу за свои права такие коллективы очень трудно.

На «Форде» сначала был создан профсоюз, в который вошли в основном инженеры и офисные работники. Но генеральный директор решил устранить этих «самозванцев». По его настоянию была созвана заводская конференция — вместо профсоюза появился совет трудового коллектива (СТК). Здесь действующими персонажами стали приказчики, люди из административного персонала.

В поисках идеологии и механизмов формирования нового профсоюза решающим событием стала командировка рабочего Алексея Этманова на международную встречу профсоюзных активистов компании «Форд Мотор» в Бразилии. Там Этманов познакомился с настоящими, а не ряжеными профсоюзами, с такими, которые не считали себя партнёрами работодателей, чем кичится «наша» ФНПР. У этой подпорки буржуазной власти даже есть свой лукавый припев: «Мы все в одной лодке, давайте грести вместе». В таком «совместном экипаже» налегают на вёсла в основном рядовые, а капитаны, хозяева и их ближайшая обслуга тоже гребут… Только в свой карман заработанные чужими руками деньги.

Бразильская командировка переполнила Этманова впечатлениями. Вернувшись, он рассказывал: «Там много говорят о марксизме, о борьбе рабочего класса против капитала».

На заводе Алексей собрал единомышленников, попытался вдохнуть свежую струю в умирающую профсоюзную организацию. Около десятка активистов начали вести беседы в бригадах. За месяц большинство работников вступили в новый профсоюз. На конференции трудового коллектива решено было наделить его представительскими функциями в переговорах с администрацией. Были составлены требования — в основном о повышении зарплаты. Профсоюз попросил работодателя предоставить помещение для проведения конференции. Администрация ему отказала.

Конференцию собрали прямо на площади перед заводом. Офисные работники, испуганные намечавшимся конфликтом с администрацией, дезертировали, покинув профсоюз. Дирекция подогнала к делегатам конференции автобус и попыталась разогнать их выхлопными газами.

Проба сил

Работодатель не признал решения конференции и отказался вести переговоры. В ответ две смены тоже отказались от сверхурочных работ, которые в большинстве своём спасали производство. Но и после этой акции руководство завода молчало. Тогда профсоюз организовал часовую забастовку одной из смен. Одновременно было заявлено о проведении недельной «итальянской» забастовки. Администрация начинала ощущать, что имеет дело с серьёзным противником, и сделала шажок навстречу профсоюзу: увеличили немного зарплату и начали повышать разряды новичкам.

Но главный результат этих протестных выступлений иной: работники преодолели робость перед начальством. У них укрепились чувство человеческого достоинства и вера в коллективную силу, в пролетарскую солидарность.

В профсоюзе началась подготовка проекта коллективного договора. Поднимались вопросы нормирования труда, аттестации рабочих мест, повышения зарплаты, недопущения заёмного труда и т.д. Проект договора был роздан для ознакомления работникам, и в него было внесено много новых предложений.

Администрация не спешила начинать переговоры. Тогда при 15-градусном морозе прямо на автобусной остановке поочередно прошли посменные собрания: работодатель в очередной раз отказался предоставить помещение для этих собраний. Здесь же, на автобусной остановке, работники бросили очередной вызов предпринимателю: они решили начать забастовку. Была остановлена работа во второй смене. Суд объявил забастовку незаконной. Но на этот раз, как ни странно, выручил… Трудовой кодекс РФ. Он гласит, что работники обязаны прекратить забастовку на следующий день после вручения копии решения суда. А пока шло отпущенное время, в цехах вместо работы шёл беспрерывный митинг.

Забастовка была приостановлена, но администрации пришлось пойти на переговоры. Начались согласования по протоколу разногласий. Профсоюз потребовал повышения базового оклада до семи прожиточных минимумов (МРОТ). Работодатель стал объяснять, что зарплата зависит от уровня зарплаты в регионе и от размера инфляции. Зарплата же на заводе — и так самая высокая в области. Между тем при этой «высокой зарплате» новички получали тогда 13,9 тысячи, то есть немного больше трёх минимальных окладов.

И числом, и уменьем

В 2007 году профсоюз начал процедуру коллективного трудового спора. Учитывая практику наших судов, когда протестующие фактически получают некоторое время для продолжения запрещённой забастовки, профсоюз решил провести несколько конференций и на каждой утвердить отличающиеся друг от друга требования. Логика такова: работодатель отклонит один набор требований, но тут же начнётся… новый коллективный спор. Это давало возможность для проведения целого ряда коротких забастовок.

Первый пакет требований был передан работодателю. В положенный трёхдневный срок он не ответил. Профсоюз предложил сформировать примирительную комиссию, но администрация на это тоже не пошла. Отказалась она и от предложения привлечь посредника. Тогда профсоюз выпустил листовку. Вот её важнейшие мотивы:

«У нас, в огромной, великой, богатой и могучей России, бастуют единицы. Поэтому и правительство, и работодатели плевать хотели на свой народ, на своих работников. Легко и непринуждённо увеличивают тарифы и цены… Пора начинать себя уважать! Заставлять себя не просить, а требовать! Да, это страшно! Да, будут притеснять и пытаться увольнять… Или, может, мы, рабочие люди, выродились уже?»

К этому времени профсоюз «Форда» убедился, что отраслевой профсоюз машиностроителей, входящий в ФНПР, не оказывает ему никакой поддержки. Отчисляемая от взносов доля в 35 процентов уходила наверх и исчезала бесследно. В частности, не было никаких попыток создать забастовочный фонд и усилить юридическую поддержку работников. И фордовский профсоюз, хлопнув дверью, вышел из ФНПР. Вскоре был создан межрегиональный профсоюз автомобильной промышленности.

Через несколько месяцев Ленинградский обком профсоюза машиностроителей принял нелепейшее решение об исключении из своих рядов… председателя фордовского профкома Этманова, хотя его организация не состояла уже в ФНПР. Председатель обкома объяснил, что якобы экстремистская деятельность Этманова ведёт-де к расколу в профдвижении: «Вместо конструктивного диалога с работодателем мы видим действия, которые дестабилизируют производство». О каком диалоге лопотал руководитель обкома официального (то есть карманного) профсоюза, если работодатель ни разу не ответил на предложения и требования работников?!

Забастовка

После того, как администрация завода «Форд» в очередной раз не ответила профсоюзу, состоялось подряд шесть рабочих конференций. На каждой был утверждён отдельный пакет требований. Было решено 7 ноября 2007 года объявить суточную предупредительную забастовку, а потом 20 ноября решением стачкома объявить бессрочную стачку. Если суд её запретит, то новая забастовка будет объявлена с 23 ноября. Такой поиск процедурных лазеек в ущербном российском трудовом законодательстве могли находить только убеждённые, неординарные люди. Это уже не слуги всех господ, это борцы за свои права.

Забастовка началась во вторую смену, в 00.00 часов. Ни одна машина не была выпущена, детали не доставлялись на завод. Начальники ещё до решения суда подходили к рабочим с уведомлением, что забастовка незаконна. К вечеру суд приостановил забастовку и перенёс её начало на 20 дней для согласования минимума необходимых работ.

Как только забастовка была приостановлена, профком сразу передал работодателю уведомление о начале бессрочной забастовки с 20 ноября.

Но у профсоюза не было забастовочного фонда. Поэтому решили, что первая забастовка продлится всего три дня. Если это не заставит капиталиста пойти на уступки, то 23 ноября начнётся новая бессрочная стачка. В ней примут участие ключевые бригады, а это парализует производство. Бастующие будут получать от профсоюза по 500 рублей в день (это около половины оклада основных рабочих). Остальные работники официально заявят, что не участвуют в забастовке, из-за чего в соответствии с законом работодатель вынужден будет им выплатить две трети заработной платы «за вынужденный прогул».

На этот раз дирекция не стала обращаться в суд. Может быть, она посчитала, что профсоюз не способен на длительную забастовку. Вместо переговоров стали обзванивать рабочих, не входящих в профсоюз, приступили к формированию бригад из штрейкбрехеров. Но путного из этого ничего не получилось — пошёл брак.

На третьей неделе профсоюз за счёт пожертвований и займов российских и международных профсоюзов начал платить деньги забастовщикам. Увидев это, работодатель сдался и согласился вести переговоры, и 14 декабря было решено приостановить забастовку. Начались переговоры. Но потом администрация завода опять решила включить силу, попытавшись уволить Алексея Этманова и его заместителя Владимира Лесика. Кроме того, работодатель через суд потребовал возмещения ущерба от делегатов конференции, объявивших забастовку. Одновременно подсуетилась налоговая инспекция: стала проверять финансовую деятельность профсоюза. Только через год администрация отказалась от исков. Оставили в покое и профсоюзных лидеров.

Забастовка не достигла всех поставленных целей, особенно в части зарплаты. И всё-таки автомобилестроители вернулись на рабочие места непобеждёнными, с поднятой головой, с уверенностью, что они сделали всё, что на данном этапе было в их силах. После этого «неопознанные силы» попытались вывести из строя лидеров профсоюза иным способом: два раза совершалось покушение на Этманова. К счастью, лидеры выстояли.

Помечтаем о перспективах

После забастовки 2007 года настало небольшое «затишье»: профсоюз занимался аттестацией рабочих мест, защитой работников, которые теряли здоровье на производстве. О дальнейших действиях решили посоветоваться с коллективом, для чего провели анкетирование. Большинство предложило начать новые переговоры с администрацией о повышении зарплаты. Снова в январе на автобусной остановке при 20-градусном морозе прошли сменные собрания, которые в очередной раз наделили профсоюз правом представлять коллектив в переговорах с администрацией. Было решено с марта 2010 года начать «итальянскую» забастовку, то есть работать строго по инструкциям. Профком подготовил для этого путевой листок, в котором прописал, что делать и от чего отказываться. Профсоюз организовал четыре одночасовые забастовки. Зарплату всё-таки повысили.

Дела «Форда» в России процветали. Это было трудно скрыть, и рабочие справедливо требовали своей доли с этого урожая. В 2011 году начались переговоры по подготовке нового коллективного договора. Работодатель, боясь забастовки, принял решение о ежегодном повышении зарплаты. Этманов решил, что подготовил на заводе достойную смену рабочих активистов. Он ушёл руководить межрегиональным профсоюзом работников автомобилестроения (МПРА). В этой отрасли рождаются по-настоящему независимые профсоюзы, подобные рабочей организации на «Форде» (например, на калужском «Бентелере»). В МПРА учреждена своя газета «Авторабочий», создан учебный центр, организован забастовочный фонд. А на «Форде» председателем профкома был избран рабочий кузовного цеха Александр Кашицин.

Трудно навести социальную справедливость на отдельно взятом предприятии, когда вокруг творится такое беззаконие, такая бесстыжая эксплуатация наёмного труда. Работодателей подпитывает общий дух насилия, который распространяется в стране. Борьбой с курильщиками и другими законодательными шоу пытаются отвлечь внимание от главных проблем: от бесправного положения нашего работника.

Часто любят ссылаться на опыт, на заморское законодательство. Так вот: в США и во всех более или менее «цивилизованных» странах закон не разрешает административному персоналу участвовать в одном профсоюзе с рабочими. Почему бы не перенять этот опыт? Многое бы изменилось тогда в нашей жизни. При такой ситуации уже не выглядит фантастикой избрание Этманова… на место Шмакова. У рабочего активиста уже есть опыт, он показал в деле свои организаторские способности, у него развитая интуиция. Он сумел бы сделать из заснувшего монстра, называемого ФНПР (сейчас это — усердный слуга господ от капитала), настоящего борца за рабочие интересы.

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме