00:45 04.02.2011 | Все новости раздела "КПРФ"
Северная Осетия: Какое время на дворе, такие и памятники
…Пускай я сдохну,
Только......
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
С.Есенин.
— Какие у вас творческие планы, может быть это какая-то новая работа, или персональная выставка?
— Планов нет. Я всегда делаю, как получится.
Из интервью В. Соскиева.
Осетия – край родивший немало достойных людей. Среди них известные на весь мир военачальники, скульпторы, живописцы, музыканты, филологи, этнографы, изобретатели и архитекторы. Но все же самым популярным человеком в нашем славном краю, как ни странно, стал Поэт.
Коста Хетагуров – имя номер один в Северной и Южной Осетиях. Имя – бренд. Имя, ставшее вторым названием нашей Родины. Имя, которым названы населенные пункты, улицы, учебные заведения, общественные организации, клубы, премии, фонды и многое другое. Имя, которое растворилось в народе и стало его составной частью. Имя, перед которым душа любого осетина готова раскрыться, как дверь гостеприимного дома и заключить в свои крепкие объятия доброго путника, напевающего горькие песни Къубады.
Не так давно в центре Владикавказа появился памятник автору «Ирон фаендыр», горячо любимому каждым осетином, Константину Левановичу Хетагурову. Скульптура работы академика Российской академии художеств Владимира Соскиева была установлена на аллее напротив входа в парк культуры и отдыха имени того же К.Хетагурова. Памятник Великому осетинскому поэту был торжественно открыт, но в облик города не вписался. Сказать, что он был враждебно встречен внушительной частью жителей Республики – ничего не сказать. И не мудрено…
Когда в Государстве с атрофированной цензурой появляются национальные герои, вызывающие жалость, стоит ли этому удивляться? Нет! Стоит ли с этим бороться? Да! Чему может научить и на что побудить символ народа, вызывающий жалость, в эпоху, когда нации нужна твердость, нужна мощь? О, мой светлый Коста! Ты первым бы подписался под этими словами!
Несколько лет назад утащили памятник Лермонтову, стоявший на площади Фонтанов. Мне неизвестна истинная причина исчезновения изваяния вечно молодого поручика, но в народе тогда судачили, что всему виной написанные Михаилом Юрьевичем в адрес осетин нелестные отзывы в «Герое нашего времени». Помню, эта версия имела много носителей и последователей. В общем, была целая группа, представляющая известную «прослойку» общества, которая одобрила демонтаж. Люди в целом поддержали эту «прослойку», ибо у нас очень любят поддерживать «прослойки» имеющие ученные степени. И памятник поэта исчез, «оклеветанный молвой». Все бы ничего… Но в этом самом произведении (я про «Героя нашего времени»), в главе «Тамань» (если кто не дочитал, остановившись на характеристике осетин), автор с присущей Печорину желчью и нетерпимостью описывает слепого мальчика. Что ж теперь?.. Может нужно и Российскому обществу слепых объявить Великого русского Поэта Лермонтова своим первейшим врагом? С такими вот скудоумием, бредом и мракобесием нужно кончать! А нет… Мракобесие видоизменилось и продолжается…
Потому я оставлю в покое обожаемого мной Михаила Юрьевича, памятника которому больше нет во Владикавказе, и вернусь к памятнику Хетагурову, который все еще есть. Ибо не Лермонтов символ осетинского народа, его символ – Коста.
Народные герои должны выглядеть героями, а не парализованными, убогими и душевнобольными. Они должны быть примером для молодых, напоминанием для старших. Они должны вдохновлять и звать за собой. Учить благородству, мужеству и гордости.
Возможно в силу того, что я не специалист, мне не дано понять глубины замысла автора работы. Но скульптура-то моего героя располагается не в частной коллекции и не на выставке для эстетов, где ее поймут и по достоинству оценят знатоки, а в самом центре города на обозрении народа. Может ли народ вдохновляться жалкостью?!. Конечно нет!.. Вперед ведут марши, а не реквиемы!
Стоит сказать и о том, что недалекая публика продолжает всячески измываться над изваянием осетинского просветителя. На его голову надевают шапки, вставляют в зубы сигареты, садятся на колени и т.д… Бесчисленные фото-свидетельства этого безобразия можно найти в социальных сетях. Благо плебс осваивают Интернет-технологии. Но попробовал бы кто проявить свою дурость по отношению к памятнику Коста работы Тавасиева, который недвижимым исполином стоит у осетинского театра. Во-первых не достали бы, во-вторых не решились …
Пренебрежительное отношение к национальным символам и народным героям вытекает из деградации масс и приводит к их деморализации. Какое время на дворе, такое и искусство. В своих творениях, как зеркалах отражает оно гнусную физиономию современного общества. Речь не только о скульптурах, но и о театральных постановках, картинах, музыкальных композициях, литературных произведениях и многом другом.
На одном из Интернет-форумов, посвященных открытию эпатажного изваяния, читаем: «Если этот "шедевр" не уберут, то предлагаю подождать, когда скульптор состарится, станет так же выглядеть, как Коста, и тогда рядом с Коста установить ему тоже памятник». Это частное мнение не только имеет право на существование, оно имеет право еще и натолкнуть на мысль – а понравился бы самому Хетагурову такой вот Хетагуров?
Есть такое понятие, как архитектурная эстетика и есть такое понятие, как национальная гордость. Нам есть, чем гордиться и нам есть, кем гордиться. Мы всегда верили Коста. Беззаветно любили его. Он был и останется не просто голосом народа, но гимном нашей борьбы, девизом наших судеб. Именно поэтому мы считаем, что сидячая скульптура, именуемая памятником, не вяжется с обликом Владикавказа, не вяжется с душой народа, как и гордость не вяжется с жалкостью.
Чермен Тлаттаты.
* * *
Осетинам
Кобанским камнем, горькою травой,
Далекою вершиной снеговой,
Холодным ветром, комом желтой глины,
Мне легче быть, чем видеть край родной –
Забытой и беспомощной страной…
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!..
Нет, я не буду плакать, как Коста,
Что бедный люд свободы ждать устал
Что наш народ несчастный и невинный…
Пока мой голос петь умеет песнь,
Пока бумага есть, чернила есть -
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
Да лучше рек не слышать, гор не знать,
Чем рабство, как смиренье принимать.
Сгибаем искалеченные спины,
Наживой управляемы одной,
Под чьим бичом и в холода и в зной?
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!..
Молчим и терпим не скрывая слез
И урожая ждем от новых лоз…
Но лишь подует ветер Палестины,
Мы падаем к ногам «святых отцов»
Безумцев, лицемеров и лжецов.
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
Вельможи продолжают воровать,
Мужчины продолжают пировать,
Справляя именины и крестины.
Из-за столов вставайте, горе им…
В глаза взгляните женщинам своим!
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
Мой стих теперь и с плугом и с мечом,
Ведь я не зря Черменом наречен,
Как тот Тулатов, кавдасард былинный…
И коль поля алдарские пахать,
Куда достойней, чем о них вздыхать
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
Не от того ли нас зовут – НАРОД,
Что в круговерти счастий и невзгод
Мы в помыслах о будущем едины.
Но если новоизданный адат,
Не позволяет правде долг отдать
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
Кобанский камень, желтая трава
Имеют на бесстрастие права…
Но в Терском реве, в кличе журавлином,
В сердец биеньи, в суматохе лет,
Я слышу, как девиз и как завет:
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
О защити себя, Аланский род!
Народом должен управлять народ,
А не знакомства, деньги и седины…
И если блеск чинов и в банке счет
Не помутили разум ваш еще
Стряхните пыль с черкесок, Осетины!
Коммунист Северо–Осетинского республиканского отделения КПРФ
Чермен Дудаев.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |