23:30 23.11.2012 | Все новости раздела "КПРФ"
С.П.Обухов о законе по контролю над расходами чиновников: Это будет лишь декларацией о намерениях и запудриванием мозгов международным организациям пока в УК не ввести статьи о незаконном обогащении
2012-11-23 23:57
Госдума приняла во втором и окончательном чтении пакет законов о контроле за расходами чиновников. Раньше госслужащие обязаны были декларировать только свои доходы. Новый этап антикоррупционной борьбы — одна из последних инициатив, предложенных Дмитрием Медведевым на посту президента.
По новым нормам чиновники по требованию обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о тратах своих супругов и несовершеннолетних детей. Кроме того, им вменяется в обязанность сообщать о каждой сделке, сумма которой превышает доход семьи по основному месту работы за три последних года. Декларировать придется покупку недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и прочее. При выявлении несоответствия расходов доходам прокуратура имеет право в судебном порядке потребовать конфискации данной собственности. Правоохранительным органам предстоит установить контроль за, без малого, 10 млн чиновников.
Новые нормы коснутся лиц, занимающих государственные должности, должности членов совета директоров Центробанка России, госдолжности субъектов РФ, муниципальные должности на постоянной основе, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы регионов и муниципальной службы. Также в списке — сотрудники Банка России, перечень должностей которых утвержден его советом директоров, посты в госкорпорациях, должности во внебюджетных государственных фондах, а также в иных организациях, созданных государством.
Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая не согласилась с озвученной некоторыми экспертами формулировкой, что данный закон «имеет принцип обратной силы». «Он вступит в силу с 2013 года и будет распространяться на сделки 2012 года», — подчеркнула она. Яровая уверена, что контроль за соответствием расходов доходам делает коррупционное поведение невыгодным. «Если конфискация имущества сегодня предусмотрена по 45 составам уголовно наказуемых преступлений, то в этом законе мы вводим совершенно новый вид ответственности — возможность изъятия имущества в доход государства по иску генпрокурора в том случае, если не будет подтверждена добросовестность приобретения», — пояснила депутат.
Руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев признает, что «вопросы к закону, конечно, возникают». «Например, вопрос о том, как будет обеспечиваться наблюдение за 10 млн чиновников. Но главное — общество понимает, что больно коррупцией, что коррупция разлагает здравоохранение, образование, другие жизненно важные сферы, — заявил Васильев. — Поэтому общество должно реагировать на те проявления теневых доходов, проявления коррупционных отношений, с которыми оно сталкивается».
Инициатором идеи стал Дмитрий Медведев: сравнить траты чиновников с их доходами он предложил на исходе своего четырехлетнего президентского срока, в последнем послании к Федеральному Собранию. Уже в должности премьер-министра, накануне третьего чтения законопроекта в Госдуме, Медведев вновь подтвердил неизменность своей позиции, косвенно продемонстрировав понимание слабых мест законопроекта. Как считает премьер, когда чиновник будет переписывать имущество на родственников и друзей, то будет понимать, что это юридическое ухищрение, которое «в моральном отношении будет составлять для него неприятную отметку». «Это в воспитательном плане гораздо важнее, чем все остальное», — убежден Медведев.
Принятие нового антикоррупционного закона отнюдь не означает ратификации 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, которая остается единственным «белым пятном» после ратификации Россией всего документа в 2006 году. Данная статья («Незаконное обогащение») предусматривает признание этого деяния уголовно наказуемым для государственных служащих. Согласно официальной формулировке, это «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным путем обосновать». Примечательно, что 20 мая 2011 года правительство России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать 20-ю статью Конвенции. Депутат от «Единой России», бывший председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев тогда заявил, что 20-я статья противоречит 49-й статье Конституции РФ и может лишить миллионы российских граждан презумпции невиновности.
Автор отвергнутого законопроекта, депутат от КПРФ Сергей Обухов уверен, что о нарушении презумпции невиновности граждан речи не идет, так как 20-ая статья распространяется лишь на госслужащих. «Во всем мире чиновник, идя на службу, соглашается с определенными самоограничениями. Наши же не хотят терять никаких привилегий», — замечает депутат.
Принятый теперь закон о декларировании расходов чиновников Обухов назвал «обманом избирателей» и «запудриванием мозгов международным организациям». «Сейчас мы в лучшем случае имеем дело с очередной декларацией о намерениях. Реальная мера — это введение в УК нормы "незаконное обогащение", с последующей уголовной ответственностью. Все остальное — от лукавого», — убежден Сергей Обухов.
Политолог Борис Макаренко в комментарии «Эксперту Online» отметил, что новый закон полон откровенно слабых мест, и сравнил его с «сеткой со слишком крупными ячейками, чтобы ловить дичь». «Боюсь, принятое решение — не оптимальное. По-прежнему остается возможность оформлять все, например, на юридические лица, на племянниц, бабушек, тетушек, — перечислил политолог. — Так что вопрос в том, насколько власть захочет применять сам закон». Макаренко также уточнил, что не считает проблемой контроль за почти 10 млн чиновников, «если у государства будет воля действовать с умом». «Специально для этого нет необходимости создавать дополнительную армию госслужащих-контролеров. Есть компьютеры, электронные базы данных. Все решаемо, было бы желание», — заявил эксперт.
Источник: КПРФ
Обсудить новость на Форуме