15:30 18.09.2013 | Все новости раздела "КПРФ"

С.И. Штогрин на пленарном заседании Госдумы объяснил министру финансов, почему КПРФ голосует против закона об исполнении бюджета

2013-09-18 14:51
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

18 сентября на пленарном заседании Госдумы при обсуждении доклада министра финансов РФ выступил депутат фракции КПРФ С.И. Штогрин.

- Уважаемый Антон Германович, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые коллеги! Справедливости ради надо сказать, что, действительно, из года в год совершенствуется система рассмотрения отчёта правительства об исполнении бюджета. И даже реализовано моё предложение, которое я высказывал несколько лет назад, о том, что сначала надо исполнение бюджета рассмотреть предыдущего года, а потом рассматривать уже следующий год, что мы уже несколько лет подряд делаем. И в этом деле я солидарен с Макаровым Андреем Михайловичем, что материалов достаточно, очень обширные, подробные.

В этой части есть необходимость выразить признательность, наверное, ещё одной палате и Минфину. А я бы сказал самые добрые слова в адрес аппарата Комитета по бюджету и налогам, в котором всё "прокачали" в короткие сроки и дали нам, депутатам, членам комитета по бюджету хорошие материалы.

Не могу только согласиться с одним, Андрей Михайлович, что мы, когда бюджет рассматриваем, только о голоде говорим - Компартия Российской Федерации. Мы говорим не о голоде, а о том, что страна находится на пороге продовольственной безопасности, и что те меры, которые заложены в помощи сельскому хозяйству и поддержке в федеральном бюджете, они крохотные. По 2012 году почти 50 процентов всех средств, которые шли на сельское хозяйство, на поддержку, шли через компенсацию процентных ставок по кредитам в коммерческих банках. А всё остальное: плодородие, и прочее, и прочее, и так далее - копейки. Поэтому вот в этой части, наверное, надо всё-таки пересматривать позиции, когда будем рассматривать бюджеты 2014 года.

И соглашусь с Антоном Германовичем в чём? Что в прошлом году правительство исполняло бюджет в очень сложной ситуации. Это и стагнация экономики в развивающихся, наших развитых странах, и снижение темпов в Китае, и волотильность рубля, нестабильность цен на мировых не валютных, а товарных биржах, и так далее. Поэтому, на наш взгляд, правительство должно было принимать адекватные, складывающиеся из ситуации меры. Однако этого не произошло, поэтому мы и инициировали, фракция "Компартия Российской Федерации", вопрос об отставке правительства и изложили 10 причин, почему мы это делаем, в том числе там есть вопросы, связанные и с бюджетной политикой Правительства Российской Федерации. Я не буду на них останавливаться, они общеизвестны, размещены и в сети Интернет, и в "Правде" печатались.

А если говорить вот об исполнении бюджета, я хотел бы остановиться за неимением времени всего на двух вопросах.

Первое. Это межбюджетные отношения. Дело в чём? Что ежегодно сокращается доля расхода федерального бюджета на помощь субъектам Федерации. Приведу пример.

Если в 2009 году это было 15,3 процента, в 2010-ом - 13,6, в 2011-ом -13,4, в прошлом году уже 11,2. Естественно, субъекты Федерации попадают в очень тяжёлую ситуацию.

Если в 2011 году 57 регионов закончили бюджет с дефицитом, в прошлом году 67. Дефицит у них уже 354 миллиарда, а был 287.

При этом принимается решение, продавливается, к тем проблемам, которые были по исполнению бюджета старые, застарелые, это сложности с перечислением субсидий. На плодородие почв субсидия в прошлом году была выделена аж в декабре месяце. Что там можно облагородить в декабре месяце?

В прошлом году, субъектам Федерации в декабре перечислили 242 миллиарда рублей. Они остались не использованы на остатках, на субъектах Федерации. В январе - 65 вернули назад. Это, что, дали детям игрушку, поигрались, отобрали назад? Для чего это делается? Видимо и создаётся забота о бюджетах субъектов Федерации, поэтому в корне эту позицию надо пересматривать.

Я не согласен с чем, Антон Германович. Что за счёт имущественных налогов можно проблему решить. Приведу один пример.

В понедельник получил жалобу одного пенсионера из Московской области. Ему налог на землю увеличили в 4 раза. Было 2 тысячи 200, а принесли квитанцию на 9 с лишним. Кадастровую стоимость увеличили в 4 с лишним раза. Он что, должен пенсию целую месячную отдать за налог на землю?

И что получается, Андрей Михайлович, мы с вами нормально наработали. Все нормы налогов у нас в кодексе, а самое главное, налоговая база, она в руках исполнительной власти.

Так я боюсь, чтобы не поучилась у нас с налогом на недвижимость такая же штука, как с налогом на землю. Когда мы здесь будем шуметь, кричать, а там за нашей спиной так увеличат кадастровую стоимость, что люди просто-напросто на улицу выйдут.

И ещё одна вещь, о которой я сегодня хотел сказать. Летом велась дискуссия о том, что надо бы в целях экономии бюджетных средств отказаться от материнского капитала. Я думаю, что не там деньги вы ищете. Надо закончить расталкивать деньги по разным загашникам. Один пример. Фонд прямых инвестиций, за два года закачали 124 миллиарда, использовали за эти годы: 10,62 миллиарда находятся на текущем счёте Внешэкономбанка, 52 - на счёте ООО "Управляющая компания РФПИ". Это что же государственный подход к использованию денег? Если у нас проблемы с деньгами, так давайте мы ими всё-таки станем распоряжаться по государственному.

Что касается субсидий, ещё раз хочу обратить внимание. Антон Германович, в стране какая-то сложилась очень громоздкая неповоротливая система принятия решений. В июне месяце задаю замминистра экономического развития вопрос: сколько получил субсидий на развитие малого бизнеса Хабаровский край? Нисколько. Почему? А до сих пор соглашение не заключили. Это что каждый год надо новые соглашения, новые бумаги? Сколько денег направили субъектам Федерации в середине года на жильё для помощи детям сиротам? Нисколько, ещё не посчитали. Ну нельзя же так строить работу. Я говорил, что может быть тогда нам финансовый год начинать не с первого января, а с 1 октября, чтобы подготовились к новому году, все нормативные акты издали, подзаконные и так далее? Хотя с этим стало лучше. Но, в конце концов, надо, чтобы деньги ритмично поступали в субъекты Федерации, а не в конце года.

И поскольку у меня осталась 31 секунда, я хотел ответить на вопрос, который вчера Сергей Вадимович задал нам на комитете. Почему оппозиционные фракции голосуют против закона об исполнении бюджета? Дело в том, что в отличие от Счётной палаты Государственная Дума -  представительный и законодательный федеральный орган. Мы даём политическую оценку действиям правительства за прошедший год по исполнению бюджета. И такая наша политическая оценка...

Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме