11:00 10.11.2009 | Все новости раздела "КПРФ"

С.И. Штогрин: Прежде, чем повышать налоги, нужно научиться регулировать цены на стратегические товары

Выступление депутата фракции КПРФ С.И. Штогрина на заседании Государственной Думы при обсуждении проекта федерального закона «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской федерации», внесенного Правительством РФ.

Штогрин Сергей Иванович

6 ноября 2009 г.

Уважаемые коллеги!

По замыслу правительства страны сокращение помощи из федерального бюджета субъектам федерации  на исполнение семи социальных обязательств должно компенсироваться увеличением налоговой нагрузки на население. С 2010 года отменяется софинансирование федеральным правительством организация летнего отдыха детей,  компенсаций родительской платы за содержание детей в детских садах, поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, финансирование профтехучилищ, субсидий на услуги ЖКХ и льготный проезд в городском транспорте отдельных категорий граждан. В целом субъекты лишаются субсидий и дотаций на 70 млрд. рублей.

Заменить эти потери доходов субъектов правительство решило увеличением ставок акцизов,  транспортного налога и государственной пошлины.

В расчетах доходов субъектов на следующий год  по транспортному налогу Минфин заложил увеличение доходов на 25% или на 30 млрд. рублей в год. Чтобы обеспечить это, предлагается увеличить базовые ставки транспортного налога  в 2 раза и предоставить право субъектам их увеличивать в 5 раз и уменьшать в 10 раз в зависимости от категории транспортных средств и срока их эксплуатации.  И хотя конкретные ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов федерации, это решение приведет к повсеместному увеличению налога на владельцев, прежде всего, автотранспортных средств и, безусловно, вызовет негативное отношение большинства населения страны. Потому как уже сегодня в С.-Петербурге, Московской, Кемеровской и многих других областях по большинству автомобилей установлены предельные ставки этого налога. И без этих изменений транспортный налог из года в год растет весьма динамично, если в 2005 году его поступило 26 млрд. руб., то в 2008 году 53 млрд. руб. - за три года увеличение составило более  дух раз. За 9 месяцев текущего года в бюджеты субъектов федерации поступило более 51 млрд. рублей транспортного налога, при этом от физических лиц 36,5 млрд. руб., что составляет  71  % от общего объема налога. С транспортным налогом складывается какая-то нелогичная ситуация. Его объем в прошлом году (53 млрд. руб.) в 5 раз превысил объем земельного налога с физических лиц, в два раза объем налога на игорный бизнес, всего на 34% меньше налога на землю.

Вы для интереса сравните свои платежи за землю, квартиры и дома, и за автомобили и увидите, что я прав.

 А люди уже сейчас озабочены ростом транспортного налога в следующем году. Например, в Кемеровской области, не дожидаясь принятия закона на федеральном уровне, местный парламент принял уже в первом чтении соответствующий областной закон и в 2,5-3,3 раза увеличил предлагаемые правительством ставки по грузовым автомобилям. Это вызвало возмущение автомобилистов, и они провели митинг протеста, на который собралось более 500 человек. Юристам еще предстоит разобраться в правомерности принятия в первом чтении местным парламентом изменений в транспортный налог раньше, чем его рассмотрела Госдума в первом чтении. Содокладчик  Г.В. Кулик подчеркнул в своем выступлении, что рассматриваемый проект закона является законом совместного ведения, и рассылался в субъекты на 1 месяц. Раз он является законом совместного ведения, то почему на поправки ко второму чтению дается всего два дня, а не месяц как это положено по регламенту.      

Чем повышать транспортный налог, а правительство предполагает, что увеличение налога в следующем году даст дополнительные доходы в 30 млрд. руб., куда логичнее, в конце концов, разобраться с особняками и элитными квартирами богатых и ввести налог на недвижимость, доходы от которого с лихвой компенсируют выпадающие доходы субъектов. Разобраться с правообладателями земельных участков и навести в земельных отношениях порядок, что даст стабильные и значительные по размерам доходы муниципальным бюджетам.

За счет повышения акцизов, по прогнозу правительства, в следующем году в бюджетную систему страны должно поступить дополнительно 90,7 млрд. руб., в том числе в бюджеты субъектов 80,2 млрд. руб.

Проектом закона предлагается увеличить акцизы на пиво в три раза, на вина натуральные и шампанское на одну треть, на крепкие алкогольные напитки, включая водку, на 10 процентов, на табачные изделия адвалорная составляющая ставки акциза увеличивается на 0,5%, а специфическая составляющая ставки на сигареты с фильтром увеличивается в среднем на 30%, а на сигареты без фильтра и папиросы на 50%.

Правительством не просчитаны экономические и социальные последствия резкого повышения акцизов на пиво, вино, шампанское и сигареты. Эти решения не укладываются в провозглашенную правительством и Президентом борьбу с алкоголизацией населения страны. Ведь если действительно решать эту проблему, то нужно снижать налоги на натуральные вина и шампанское, а повышать на водку и другие крепкие напитки. И конечно необходимо вырабатывать и осуществлять реальные меры противодействия теневому производству и обороту водки, что в последние годы делается весьма символически. По экспертной оценке, у нас в стране до 29% водки, находящейся в обороте производится нелегально. Первое, что необходимо сделать, так это установить минимальную стоимость бутылки водки.

Большие сомнения вызывает оптимизм правительства в части троекратного повышения акцизов на пиво, и что это не скажется на сокращении объемов его производства. Это совсем не так. Абсолютно убежден, что в следующем году не будет планируемых объемов производства пива, и, естественно, планируемых поступлений акцизов. Больше того, в следующем году произойдет новый передел рынков сбыта пива, наверняка разорятся и без работы останутся тысячи людей малых пивоварен и средних пивзаводов. Да, конечно, сохранится завод «Балтика» в городе Хабаровске, но уцелеет ли пивоваренная компания «Амур» - это большой вопрос. Необходимость в повышении акцизов на пиво есть, но делать это нужно постепенно, как это происходит с табачными изделиями, где они растут темпом, опережающим инфляцию в 2-3 раза.

Можно согласиться с повышением в среднем на 30% акцизов на табачные изделия, но надо правительству одновременно осуществить меры по защите нашего рынка от контрабанды сигарет из сопредельных государств, прежде всего Казахстана и Китая. По оценке экспертов, в последнем производиться контрафактных сигарет в 2,5 раза больше чем легально у нас.

Вызывает большую тревогу рост акцизов на моторное топливо и масла. Несколько лет мы держали мораторий на их повышение. Повышать налоги на потребителей внутри страны – это самое простое дело. Нужно, прежде чем их повышать, научиться регулировать цены на такие стратегические товары, такие как бензин и дизельное топливо. А то не ровен час нас захлестнет импортное топливо, как это уже было в 90 годах.

Оценивая в целом проект закона, следует сделать вывод, что принимать его в таком виде нельзя. Есть другие способы получения доходов субъектами федерации. Почему бы не ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, или, по крайней мере,  увеличить ставку налога на дивиденды с 9 до 13 процентов. Колоссальный объем доходов может дать бюджету введение в стране монополии на производство и оборот водки. Нужно использовать опыт Витте в конце 19 века по введению в России госмонополии на производство водки.

Наша фракция будет голосовать против проекта закона. 





Источник: КПРФ

  Обсудить новость на Форуме